Оксиды 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)

Хамидуллина Юлия Васильевна

Оксиды 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Оксиды 8 класс80.03 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

Тема урока: Оксиды

Цель: выявление пробелов в знаниях и умениях учащихся по теме и осуществить коррекцию знаний и умений.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать представление о классификации оксидов;
  • формировать умения написания общих формул оксидов.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать теоретические сведения, применять их на практике, делать воды;
  • развивать логическое мышление. 

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию внимания, инициативы, культуры умственного труда;
  • способствовать воспитанию познавательной активности, доброжелательности, уважения друг к другу, умения слушать и верно оценивать ответы товарищей.

Тип урока: усвоения новых знаний

Вид урока: комбинированный

Материалы и оборудование: учебное пособие для 8 класса, рабочая тетрадь, ИТ, доска.

Методы обучения: наглядно-образный, словесный, частично-поисковый.

Ход урока

  1. Организационный этап

Создание благоприятной обстановки в классе, объяснение правил работы на уроке. Проверка отсутствующих.

II. Ориентировочно-мотивационный этап

Приветствие с учениками.

Актуализация знаний

Какие вещества называют оксидами?

Чему равна валентность атома кислорода в оксидах?

III. Операционно-познавательный этап

1.Изучение нового материала

Вещества этого класса широко распространены на нашей планете. Моря и океаны, окутывающие Землю, состоят из живительной воды — оксида водорода H2O, а безжизненные пустыни покрыты слоем песка, содержащего оксид кремния SiO2. Оксиды входят в состав многих горных пород, минералов и находят широкое практическое применение.

Состав оксидов. Из курса химии 8-го класса вам уже известно, что оксиды — это сложные вещества, состоящие из атомов двух химических элементов, один из которых  — кислород. Общая химическая формула оксидов — ЭхОу, где Э — символ химического элемента, О  — символ кислорода.

В химических формулах оксидов на первом месте принято записывать символ элемента, образующего оксид, а на втором — символ кислорода, например: Н2О, CuO, Al2O3, Р2О5, SO3, Cl2O7.

Название любого оксида состоит из двух слов, первое из которых — слово «оксид», а второе — название элемента в родительном падеже. Например, Na2O — оксид натрия, SiO2 — оксид кремния. Если элемент Э проявляет переменную валентность, то ее значения указываются римскими цифрами в скобках после названия элемента, например:

FeO — оксид железа(II); Fe2O3— оксид железа(III).

«Номенклатура оксидов»:

1.Для элемента с постоянной валентностью название оксида складывается из:

«оксид» + название химического элемента в родительном падеже;

2.  Для элемента с переменной валентностью ее указывают словами, а при написании –  римскими цифрами в скобках после названия химического элемента:

 «оксид» + название химического элемента в родительном падеже + валентность элемента

Выполнение тренировочного упражнения:

Na2O,  К2О,  СаО,  СuО,  Р2O3,  Р2O5,  CrO,  Cr2O3,  Аl2O3,  SO2,  SO3,  MnO, Mn2O7.

Количественный состав каждого оксида определяется значениями валентности содержащихся в нем элемента (Э) и кислорода.

Поскольку валентность атомов кислорода в оксидах всегда равна II, а валентность атомов других элементов (Э) принимает значения от I до VIII, состав оксидов выражается следующими формулами:

C:\Users\Francuz\Desktop\7.png

Среди оксидов есть вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Классификация оксидов. Поскольку оксидов известно много, возникает необходимость классификации этих веществ по их химическим свойствам, т. е. по способности превращаться в другие вещества.

Вы уже знаете, что оксиды могут реагировать с водой, превращаясь при этом в соединения двух типов – кислоты и основания.

Так, например, оксид углерода(IV ) CO2 соединяясь с водой, образует угольную кислоту

CO2 + H2O =  H2СO3,

а оксид кальция CaO, реагируя с водой, превращается в основание Ca(OH)2:

CaO + H2O =  Ca(OH)2.

Иначе говоря, оксиду углерода(IV ) соответствует кислота, а оксиду кальция соответствует основание.

К кислотным относятся оксиды, которым соответствуют кислоты. Наряду с CO2 кислотными являются также оксиды B2O3, SO2, P2O5, SO3 и некоторые другие. Всем им соответствуют кислоты:

C:\Users\Francuz\Desktop\7.png

К основным относятся оксиды, которым соответствуют основания. Кроме СaO, основными являются также оксиды Na2O, K2O, BaO, FeO, CuO и ряд других. Хотя некоторые из них (например, FeO и CuO) не реагируют с водой, всем основным оксидам соответствуют основания:

C:\Users\Francuz\Desktop\7.png

Внимание! В состав большинства основных оксидов входят атомы металлов, валентность которых равна I и II.

Физические свойства оксидов.

Пользуясь материалом учебника §40 (стр.132), определите, какими физическими свойствами обладают оксиды. Запишите в тетрадь.

При обсуждении с классом физических свойств оксидов учитель демонстрирует классу образцы оксидов.

Способы получения оксидов.

Используя схему 6 к  §40  (стр. 134),  расскажите о способах получения оксидов.

Новый рисунок (2)

  1.  Применение оксидов.

Опережающее обучение. Выступление ученика с подготовленной заранее презентацией «Применение оксидов».

2.Этап закрепления знаний

Первичное закрепление усвоенного материала учитель проводит с использованием раздаточного материала. Учащиеся выполняют тестовую работу по вариантам с взаимопроверкой и взаимооцениванием. Ответы – на слайде.

  1. Определите лишнее химическое вещество.

1 вариант

1.        СаО, СН4, N2О;

2.        КОН, РbО, СО2;

2 вариант

1.        SiО2, О2, Н2О;

2.        Al2О3, ZnО, Н2СО3.

2) «Найди соответствие».

Найдите соответствие между формулой оксида и его названием.

1 вариант

1.        N2О5           а. оксид азота (IV)

2.        ZnО            b.  оксид азота (V)

3.        NО2             с. оксид цинка (VI)

2  вариант

1.        SО2              а.  оксид серы (VI)

2.        Nа2О            b.  оксид серы (IV)

3.           SО3               с.  оксид натрия

Назовите оксиды:

H2O – оксид водорода

CuO – оксид железа (II)

Al2O3 – оксид алюминия

P2O5 – оксид фосфора (V)

SO3 – оксид серы (VI)

Cl2O7 – оксид хлора (VII)

Na2O – оксид натрия

SiO2 – оксид кремния

FeO – оксид железа (II)

Fe2O3 – оксид железа (III)

Составьте формулы оксидов по их названию:

Оксид азота (V) – N2O5

Оксид магния – MgO

Оксид серы (VI) – SO3 

Оксид натрия – Na2O

Оксид фосфора (V) – P2O5 

Оксид  бария – BaO

Оксид углерода (IV) – CO2

Оксид кальция – CaO

Даны оксиды, напишите формулы соответствующих им оснований и кислот:

CuO – Cu(OH)2

SO3  – H2SO4

MgO – Mg(OH)2

K2O – KOH

N2O5  – HNO3

CO2 – H2CO3

CaO – Ca(OH)2

Na2O – NaOH

Li2O – LiOH

BaO – Ba(OH)2

Задачи из учебника: №7, 8, 9

3. Физкультминутка

4. Информация о домашнем задании §10, № 2,3,8  (пояснение выполнения домашнего задания)

IV. Оценочно-рефлексивный этап

 «Островки»

5.Подведение итогов урока. Проведение рефлексии.

Наш урок подошел к завершению. Посмотрите, какие цели поставили в начале урока. Можно ли считать, что наши цели на урок достигнуты?

Д. Хевелси говорил: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты им наблюдаемые». Посмотрим на демонстрационный стол. Надеюсь, что теперь вы можете ответить на вопрос, что объединяет воду, речной песок, негашеную известь и бусы из агата.
     Закончите, пожалуйста,  предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме Оксиды - оксид водорода

Тема "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды", на примере "Вода"...

« Оксиды. Классификация оксидов на основные и кислотные, их свойства. Важнейшие оксиды в природе и жизни людей».

Цель: - Обеспечить усвоение понятий « оксиды», « классификация оксидов», «свойства оксидов». - Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций, знаний о значении оксидов в ...

Оксиды, классификация, свойства оксидов. 8 класс

Из-за небольшого количества учебного времени и  определенных трудностей для учащихся в изучении нашего предмета, особое внимание  приходится  уделять  наглядности изучаемых тем. Но...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Оксиды. Химические свойства оксидов

Целью урока является изучение химических свойств оксидов. Урок комбинированный. Даются ссылки на использованные ЭОР по данной теме....

Тест по теме: "Оксиды. Состав и классификация оксидов"

Тест по теме: "Оксиды. Состав и классификация оксидов". 5 заданий. 2 варианта...

Оксиды, их классификация и свойства. Свойства основных оксидов

Понятие, что такое оксид. Классификация оксидов. Что такое основные оксиды. Химические свойства основных оксидов...