9 класс, Практическая работа № 2 по теме «Получение соляной кислоты, изучение её свойств»
тест по химии (9 класс)
Практическая работа
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 с. ГИЛЯНЫ имени ИСАЕВА АЙДАМИРА УВАЙСОВИЧА»
(МБОУ «СОШ №1 с. Гиляны им. Исаева А.У.»)
Технологическая карта урока химии на тему:
«Практическая работа № 2 по теме «Получение соляной кислоты, изучение её свойств»»
Класс: 9
(учебник под ред. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.)
Учитель: Арсаев Арби Ильманович
Первый зам. директора: _______________/Т.А. Гайбулатова/
Гиляны, 2025
Технологическая карта урока
- Ф.И.О. учителя: Арсаев Арби Ильманович
- Класс: 9
- Дата: 18.11.2025
- Предмет: химия
- Тема урока: Практическая работа № 2 по теме «Получение соляной кислоты, изучение её свойств»
- Место и роль урока в изучаемой теме: практическое занятие
- Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с получением соляной кислоты и изучением ее свойств
- Задачи:
- Обучающие: усвоение химических понятий, законов и формул; навыки работы с Периодической таблицей, расчетами и химическими уравнениями; умение наблюдать, анализировать результаты экспериментов и делать выводы;
- Развивающие: развитие логического и критического мышления; поиск и выявление закономерностей в химических свойствах и реакциях; творческий подход к решению нестандартных задач;
- Воспитательные: формирование научного мировоззрения и интереса к химии; аккуратность, ответственность и умение работать в команде; экологическая и социальная ответственность, этическое использование знаний.
- Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная
- Методы обучения: словесные, наглядные, практические
- Дидактические средства:
- для учителя: учебник, карточки, презентация
- для учащихся: учебник, тетрадь
- Характеристика этапов:
Ход урока
Оборудование:
- Лабораторный штатив с лапкой
- Спиртовка
- Спички
- Пробирки
- Газоотводная трубка
- Вата
Реактивы:
- NaCl (кристаллы)
- H₂SO₄ (конц.)
- AgNO₃ (р-р)
- Mg или Zn
- NaCl (р-р)
- CaCl₂ (р-р)
- ZnO (тв.)
- CuSO₄ (р-р)
- NaOH (р-р)
- CaCO₃ (тв.)
- Вода
- Лакмус
Ход урока
I. Организационный момент
- Приветствие учащихся
- Проверка готовности к уроку
- Деление на группы
II. Инструктаж по технике безопасности
- Правила работы с кислотами
- Правила обращения с нагревательными приборами
- Меры предосторожности при работе с реактивами
III. Выполнение практической работы
Составитель: Арсаев А.И.
18.11.2025
Практическая работа №2
«Получение соляной кислоты, изучение её свойств»»
Вариант – 1
Задание 1
Получите газ хлороводород, добавив к концентрированной серной кислоте немного поваренной соли (NaCl). Поднесите влажную лакмусовую бумагу к отверстию пробирки и отметьте изменение цвета. Пропустите газ через дистиллированную воду, чтобы получить раствор — соляную кислоту (HCl (aq)).
Задание 2
Изучите влияние полученной кислоты на индикаторы (лакмус, метилоранж, универсальную бумагу).
Проведите реакции:
a) Zn + 2HCl → ZnCl₂ + H₂ ↑
б) CuO + 2HCl → CuCl₂ + H₂O
в) HCl + NaOH → NaCl + H₂O
г) 2HCl + Na₂CO₃ → 2NaCl + H₂O + CO₂ ↑
Задание 3
Заполните таблицу наблюдений:
Реактив | Наблюдение | Уравнение реакции | Вывод |
Zn + HCl | |||
CuO + HCl | |||
NaOH + HCl | |||
Na₂CO₃ + HCl |
Задание 4:
Напишите общие выводы по таблице
Задание 5
Ответьте на вопросы:
1. Какой газ выделяется при взаимодействии соли с концентрированной серной кислотой?
2. Почему хлороводород растворяется в воде, образуя соляную кислоту?
Составитель: Арсаев А.И.
18.11.2025
Практическая работа №2
«Получение соляной кислоты, изучение её свойств»»
Вариант – 2
Задание 1
Получите хлороводород, добавив к концентрированной серной кислоте несколько кристаллов KCl. Нагрейте пробирку. Поднесите влажную лакмусовую бумагу — отметьте изменение цвета. Пропустите выделяющийся газ через воду — получите раствор HCl (aq).
Задание 2
Проверьте действие раствора на индикаторы (метилоранж, фенолфталеин, универсальная бумага).
Проведите реакции:
a) Fe + 2HCl → FeCl₂ + H₂ ↑
б) ZnO + 2HCl → ZnCl₂ + H₂O
в) HCl + KOH → KCl + H₂O
г) 2HCl + Ba(NO₃)₂ → 2HNO₃ + BaCl₂
Задание 3
Заполните таблицу наблюдений:
Реактив | Наблюдение | Уравнение реакции | Вывод |
Fe + HCl | |||
ZnO + HCl | |||
KOH + HCl | |||
Ba(NO₃)₂ + HCl |
Задание 4:
Напишите общие выводы по таблице
Задание 5
Ответьте на вопросы:
1. К какому классу веществ относится соляная кислота?
2. Какие вещества реагируют с кислотами?
Решение
Вариант 1
Реактив | Наблюдение | Уравнение реакции | Вывод |
Zn + HCl | Выделяются пузырьки газа, пробирка нагревается | Zn + 2HCl → ZnCl₂ + H₂↑ | Реакция замещения, выделяется водород |
CuO + HCl | Чёрный оксид растворяется, раствор становится голубым | CuO + 2HCl → CuCl₂ + H₂O | Реакция кислоты с оксидом |
NaOH + HCl | Изменяется цвет индикатора | HCl + NaOH → NaCl + H₂O | Реакция нейтрализации |
Na₂CO₃ + HCl | Выделяются пузырьки газа | Na₂CO₃ + 2HCl → 2NaCl + H₂O + CO₂↑ | Образуется углекислый газ |
- 1. Какой газ выделяется при взаимодействии соли с концентрированной серной кислотой?
Ответ: Хлороводород (HCl).
- 2. Почему хлороводород растворяется в воде, образуя соляную кислоту?
Ответ: Потому что молекулы HCl сильно полярны и взаимодействуют с молекулами воды, образуя ионы H⁺ и Cl⁻.
Вариант 2
Реактив | Наблюдение | Уравнение реакции | Вывод |
Fe + HCl | Выделяются пузырьки газа, раствор зеленеет | Fe + 2HCl → FeCl₂ + H₂↑ | Реакция замещения |
ZnO + HCl | Белый осадок растворяется | ZnO + 2HCl → ZnCl₂ + H₂O | Реакция кислоты с основным оксидом |
KOH + HCl | Изменяется цвет индикатора | HCl + KOH → KCl + H₂O | Нейтрализация кислоты и щёлочи |
Ba(NO₃)₂ + HCl | Раствор остаётся прозрачным | 2HCl + Ba(NO₃)₂ → 2HNO₃ + BaCl₂ | Реакция обмена, соли растворимы |
- 1. К какому классу веществ относится соляная кислота?
Ответ: К классу кислот, это сильная одноосновная кислота.
- 2. Какие вещества реагируют с кислотами?
Ответ: Кислоты реагируют с металлами, основаниями, основными оксидами и солями (если образуется слабый электролит).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

География 6 класс. Практическая работа по теме : Земля- планета Солнечной системы.
Для закрепления пройденного материала, учащиеся выполняют самостоятельные работы. Одна из таких работ, тест по теме " Земля -планета Солнечной системы" Ответы на вопросы теста закрепляют у ребят пройд...

Практическая работа "Получение соляной кислоты и опыты с ней" 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой.
Данная карточка-инструкция для выполнения практической работы позволяет закрепить знания полученные учащимися при изучении темы ...

5 класс "Контрольная работа по теме "Виды текстильных волокон и их свойства"
Вопросы для контроля знаний по теме...

6 класс Практическая работа №2 Тема: «Определение по карте географических координат, измерение расстояний»
Практическая работа №2Тема: «Определение по карте географических координат, измерение расстояний»...

Конспект урока по химии для 9 класса «Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств»
Конспект урока по химии для 9 класса «Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств» выполнена на основе учебника авторов Г.Е Рудзитиса, Ф.Г Фельдмана «Хими...
8 класс. Практическая работа №4 тема: «Признаки химических реакций»
Практическая работа №4 тема: «Признаки химических реакций» по программе О.С. Габриелян...
8 класс. Практическая работа №2 тема: «Наблюдение за горящей свечой»
Практическая работа №2 тема: «Наблюдение за горящей свечой»...

