9 класс, Практическая работа № 2 по теме «Получение соляной кислоты, изучение её свойств»
тест по химии (9 класс)

Арсаев Арби Ильманович

Практическая работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 с. ГИЛЯНЫ имени ИСАЕВА АЙДАМИРА УВАЙСОВИЧА»

(МБОУ «СОШ №1 с. Гиляны им. Исаева А.У.»)

Технологическая карта урока химии на тему:

«Практическая работа № 2 по теме «Получение соляной кислоты, изучение её свойств»»

Класс: 9

(учебник под ред. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.)

Учитель: Арсаев Арби Ильманович

Первый зам. директора: _______________/Т.А. Гайбулатова/

Гиляны, 2025

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Арсаев Арби Ильманович
  2. Класс: 9
  3. Дата: 18.11.2025
  4. Предмет: химия
  5. Тема урока: Практическая работа № 2 по теме «Получение соляной кислоты, изучение её свойств»
  6. Место и роль урока в изучаемой теме: практическое занятие
  7. Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с получением соляной кислоты и изучением ее свойств
  8. Задачи:  
  • Обучающие: усвоение химических понятий, законов и формул; навыки работы с Периодической таблицей, расчетами и химическими уравнениями; умение наблюдать, анализировать результаты экспериментов и делать выводы;
  • Развивающие: развитие логического и критического мышления; поиск и выявление закономерностей в химических свойствах и реакциях; творческий подход к решению нестандартных задач;
  • Воспитательные: формирование научного мировоззрения и интереса к химии; аккуратность, ответственность и умение работать в команде; экологическая и социальная ответственность, этическое использование знаний.
  1. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная
  2. Методы обучения: словесные, наглядные, практические
  3. Дидактические средства:
  • для учителя: учебник, карточки, презентация  
  • для учащихся: учебник, тетрадь
  1. Характеристика этапов:

Ход урока

Оборудование:

  • Лабораторный штатив с лапкой
  • Спиртовка
  • Спички
  • Пробирки
  • Газоотводная трубка
  • Вата

Реактивы:

  • NaCl (кристаллы)
  • H₂SO₄ (конц.)
  • AgNO₃ (р-р)
  • Mg или Zn
  • NaCl (р-р)
  • CaCl₂ (р-р)
  • ZnO (тв.)
  • CuSO₄ (р-р)
  • NaOH (р-р)
  • CaCO₃ (тв.)
  • Вода
  • Лакмус

Ход урока

I. Организационный момент

  • Приветствие учащихся
  • Проверка готовности к уроку
  • Деление на группы

II. Инструктаж по технике безопасности

  • Правила работы с кислотами
  • Правила обращения с нагревательными приборами
  • Меры предосторожности при работе с реактивами

III. Выполнение практической работы

Составитель: Арсаев А.И.

18.11.2025

Практическая работа №2

 «Получение соляной кислоты, изучение её свойств»»

Вариант – 1

Задание 1

Получите газ хлороводород, добавив к концентрированной серной кислоте немного поваренной соли (NaCl). Поднесите влажную лакмусовую бумагу к отверстию пробирки и отметьте изменение цвета. Пропустите газ через дистиллированную воду, чтобы получить раствор — соляную кислоту (HCl (aq)).

Задание 2

Изучите влияние полученной кислоты на индикаторы (лакмус, метилоранж, универсальную бумагу).

Проведите реакции:

a) Zn + 2HCl → ZnCl₂ + H₂ ↑
б) CuO + 2HCl → CuCl₂ + H₂O
в) HCl + NaOH → NaCl + H₂O
г) 2HCl + Na₂CO₃ → 2NaCl + H₂O + CO₂ ↑

Задание 3

Заполните таблицу наблюдений:

Реактив

Наблюдение

Уравнение реакции

Вывод

Zn + HCl

CuO + HCl

NaOH + HCl

Na₂CO₃ + HCl

Задание 4:

Напишите общие выводы по таблице

Задание 5

Ответьте на вопросы:

1. Какой газ выделяется при взаимодействии соли с концентрированной серной кислотой?

2. Почему хлороводород растворяется в воде, образуя соляную кислоту?

Составитель: Арсаев А.И.

18.11.2025

Практическая работа №2

«Получение соляной кислоты, изучение её свойств»»

Вариант – 2

Задание 1

Получите хлороводород, добавив к концентрированной серной кислоте несколько кристаллов KCl. Нагрейте пробирку. Поднесите влажную лакмусовую бумагу — отметьте изменение цвета. Пропустите выделяющийся газ через воду — получите раствор HCl (aq).

Задание 2

Проверьте действие раствора на индикаторы (метилоранж, фенолфталеин, универсальная бумага).

Проведите реакции:

a) Fe + 2HCl → FeCl₂ + H₂ ↑
б) ZnO + 2HCl → ZnCl₂ + H₂O
в) HCl + KOH → KCl + H₂O
г) 2HCl + Ba(NO₃)₂ → 2HNO₃ + BaCl₂

Задание 3

Заполните таблицу наблюдений:

Реактив

Наблюдение

Уравнение реакции

Вывод

Fe + HCl

ZnO + HCl

KOH + HCl

Ba(NO₃)₂ + HCl

Задание 4:

Напишите общие выводы по таблице

Задание 5

Ответьте на вопросы:

1. К какому классу веществ относится соляная кислота?

2. Какие вещества реагируют с кислотами?

Решение

Вариант 1

Реактив

Наблюдение

Уравнение реакции

Вывод

Zn + HCl

Выделяются пузырьки газа, пробирка нагревается

Zn + 2HCl → ZnCl₂ + H₂↑

Реакция замещения, выделяется водород

CuO + HCl

Чёрный оксид растворяется, раствор становится голубым

CuO + 2HCl → CuCl₂ + H₂O

Реакция кислоты с оксидом

NaOH + HCl

Изменяется цвет индикатора

HCl + NaOH → NaCl + H₂O

Реакция нейтрализации

Na₂CO₃ + HCl

Выделяются пузырьки газа

Na₂CO₃ + 2HCl → 2NaCl + H₂O + CO₂↑

Образуется углекислый газ

  • 1. Какой газ выделяется при взаимодействии соли с концентрированной серной кислотой?

Ответ: Хлороводород (HCl).

  • 2. Почему хлороводород растворяется в воде, образуя соляную кислоту?

Ответ: Потому что молекулы HCl сильно полярны и взаимодействуют с молекулами воды, образуя ионы H⁺ и Cl⁻.

Вариант 2

Реактив

Наблюдение

Уравнение реакции

Вывод

Fe + HCl

Выделяются пузырьки газа, раствор зеленеет

Fe + 2HCl → FeCl₂ + H₂↑

Реакция замещения

ZnO + HCl

Белый осадок растворяется

ZnO + 2HCl → ZnCl₂ + H₂O

Реакция кислоты с основным оксидом

KOH + HCl

Изменяется цвет индикатора

HCl + KOH → KCl + H₂O

Нейтрализация кислоты и щёлочи

Ba(NO₃)₂ + HCl

Раствор остаётся прозрачным

2HCl + Ba(NO₃)₂ → 2HNO₃ + BaCl₂

Реакция обмена, соли растворимы

  • 1. К какому классу веществ относится соляная кислота?

Ответ: К классу кислот, это сильная одноосновная кислота.

  • 2. Какие вещества реагируют с кислотами?

Ответ: Кислоты реагируют с металлами, основаниями, основными оксидами и солями (если образуется слабый электролит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

География 6 класс. Практическая работа по теме : Земля- планета Солнечной системы.

Для закрепления пройденного материала, учащиеся выполняют самостоятельные работы. Одна из таких работ, тест по теме " Земля -планета Солнечной системы" Ответы на вопросы теста закрепляют у ребят пройд...

Практическая работа "Получение соляной кислоты и опыты с ней" 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой.

Данная  карточка-инструкция  для  выполнения  практической  работы  позволяет закрепить  знания  полученные  учащимися  при  изучении темы ...

6 класс Практическая работа №2 Тема: «Определение по карте географических координат, измерение расстояний»

Практическая работа №2Тема: «Определение по карте географических координат, измерение расстояний»...

Конспект урока по химии для 9 класса «Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств»

Конспект урока по химии для 9 класса «Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств» выполнена на основе учебника авторов Г.Е Рудзитиса, Ф.Г Фельдмана «Хими...

8 класс. Практическая работа №4 тема: «Признаки химических реакций»

Практическая работа №4 тема: «Признаки химических реакций» по программе О.С. Габриелян...

8 класс. Практическая работа №2 тема: «Наблюдение за горящей свечой»

Практическая работа №2 тема: «Наблюдение за горящей свечой»...