Конспект урока по химии для 9 класса «Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств»
план-конспект урока по химии (9 класс)

Гаврилова Лейла Эльдаровна

Конспект урока по химии для 9 класса «Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств» выполнена на основе учебника авторов Г.Е Рудзитиса, Ф.Г Фельдмана «Химия.9 класс» с учетом имеющихся в лаборатории реактивов и оборудования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8», г. Сергиев Посад

Конспект урока по химии для 9 класса

«Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств»

Составитель: Гаврилова Лейла Эльдаровна,

учитель химии

г. Сергиев Посад - 2021

Пояснительная записка

Конспект урока по химии для 9 класса «Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств» выполнена на основе учебника авторов Г.Е Рудзитиса, Ф.Г Фельдмана «Химия.9 класс» с учетом имеющихся в лаборатории реактивов и оборудования.

План урока

Тип урока - урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа).

Цель:

  • образовательная: закрепить знания о свойствах соляной кислоты; формировать навыки практической работы с реактивами, совершенствовать умения обращаться с кислотами; научить способам распознавания соляной кислоты и ее солей; составлять уравнения реакций; наблюдать и делать выводы;
  • развивающая: совершенствовать навыки работы с химической посудой; развивать коммуникативные навыки работы в парах; развивать познавательный интерес к химии;
  • воспитательная: воспитывать ответственность, самостоятельность при выполнении практической работы, формировать коммуникативные качества обучающихся при организации работы в парах; формировать познавательный интерес, ценностное отношение к химии как науке и учебному предмету.

Планируемые результаты: уметь применять полученные теоретические знания о свойствах соляной кислоты в практической работе, проводить опыты по осуществлению реакций в соответствии с  правилами безопасного обращения с химическими веществами и правилами пользования химической посудой, описывать свойства веществ и наблюдения в ходе эксперимента.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, стакан с водой, раствор соляной кислоты, лакмус (индикаторная бумага), гранула цинка, медная проволока, оксид меди (II), карбонат кальция, нитрат серебра (раствор).

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, учебник для 9 класса и тетрадь для практических работ, журнал по ТБ.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, частично-поисковые, исследовательские.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока. Совместное планирование учебной деятельности.
  3. Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого решения задач.
  4. Самостоятельное выполнение практической части работы и текущее инструктирование учителя.

Составление отчета. Контроль, взаимоконтроль в процессе выполнения работы.

  1. Подведение итогов урока. Проведение рефлексии. 

Ход урока

  1. Организационный этап.

Приветствие. Определение готовности обучающихся к уроку. Позитивный настрой на урок.

На каждом столе набор химических реактивов и оборудования: штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, лакмус (индикаторная бумага), гранула цинка, медная проволока, оксид меди (II), карбонат кальция, нитрат серебра (раствор).

Обучающиеся оформляют отчет по практической работе в тетрадях для практических работ: записывают число, тему урока.

  1. Постановка цели и задач урока. Совместное планирование учебной деятельности.

На прошлом уроке мы изучали соляную кислоту, способы ее получения и ее свойства, записывали уравнения реакций. А сегодня мы проведем практическую работу по теме «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств». Определяем цель практической работы, записываем ее в тетрадь.

  1. Актуализация опорных знаний.

На производстве перед проведением испытаний, исследований обязательно проводят с сотрудниками инструктаж по охране труда.

Сегодня мы тоже, вспомним правила техники безопасности при работе с кислотами и другими реактивами и оборудованием в школьной лаборатории.

Обучающиеся повторяют правила безопасной работы с кислотами и щелочами, нагревательными приборами. В журнале для инструктажей ставят свои подписи, подтверждая ознакомление с правилами ТБ.

  1. Самостоятельное выполнение практической части работы и текущее инструктирование учителя. Составление отчета.

На доске и в учебнике указан порядок проведения опытов, после выполнения каждого опыта необходимо записать, что наблюдали, и составить соответствующие уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном видах.

Выполнение практической работы осуществлять четко по плану в соответствии с моими рекомендациями, я буду контролировать правильность выполнения опытов и соблюдение правил техники безопасности. По завершению практической работы необходимо сделать общий вывод, тетради сдать на проверку.

Ход работы (отчет):

Часть 1. Способ получения соляной кислоты в лаборатории.

Задание 1. Выполнить рисунок лабораторной установки для получения соляной кислоты, записать уравнение.

Опыт не проводится учениками вследствие высокой опасности вреда здоровью при работе с концентрированной кислотой.

Выполняют рисунок 13 на с.56 учебника. На рисунке указывают названия реактивов. Почему конец газоотводной трубки не должен соприкасаться с поверхностью воды? Отвечают (это материал предыдущего урока): из-за большой растворимости хлороводорода вода попадет в пробирку с серной кислотой и произойдет сильное разогревание, пробирка может лопнуть с разбрызгиванием концентрированной кислоты.

Записывают уравнение реакции получения соляной кислоты в тетрадь.

Часть 2. Изучение свойств соляной кислоты. 

Задание 2. Действие на лакмус.

Опыт проводится обучающимися самостоятельно.

В пробирку с 1 мл соляной кислоты опускают лакмусовую индикаторную полоску. Какие изменения происходят? Почему цвет полоски стал таким? Записывают свои наблюдения. Составляют схему реакции, делают вывод о розово-красном цвете полоски после опыта.

Задание 3. Взаимодействие с металлами.

Опыт проводится обучающимися самостоятельно.

В первую пробирку с 1 мл соляной кислоты добавляют гранулу цинка, а во вторую опускают медную проволоку. Что наблюдаете? Формулируют наблюдаемый эффект в соответствии с требованиями ОГЭ. Со всеми ли металлами реагирует соляная кислота? Вспоминают правило, используют ряд напряженности металлов. Составляют уравнения реакций, протекающих между соляной кислотой и указанными металлами. Записывают также и свои наблюдения.

Соляная кислота реагирует с цинком, в результате этого взаимодействия выделяется водород – газ без цвета и без запаха. С медью соляная кислота не реагирует, т.к. медь является неактивным металлом, стоит в ряду напряжения металлов после водорода.

Zn +2HCl = ZnCl2 + H2

Zn0 + 2H+ + 2Cl - = Zn2+ + 2Cl - + H02

Zn0+ 2H+ = Zn2+ + H02

Задание 4. Взаимодействие с оксидами

Опыт выполняется учителем.

В пробирку с 1 мл раствора соляной кислоты добавляется небольшое количество оксида меди (II). Что наблюдаете? Сформулируйте наблюдения: оксид меди не растворяется сразу в растворе кислоты, а оседает на дно, раствор кислоты бесцветный, оксид меди черного цвета. Учитель нагревает пробирку с веществами, поясняя правила ТБ при нагревании в пламени спиртовки пробирок с растворами. Как объяснить образование в пробирке раствора изумрудно-зеленого цвета? Что произошло с оксидом меди? Для чего использовалось нагревание раствора? Записывают свои наблюдения. Составляют уравнения реакции между соляной кислотой и оксидом меди (II).

Оксид меди (II) вступил в реакцию с соляной кислотой, так как он обладает основными свойствами. Раствор стал зеленого цвета в следствие образования хлорида меди (II), нагревание раствора привело к увеличению скорости реакции. 

CuО(тв) + 2HCl = H2O + CuCl2

CuО + 2H+ + 2Cl - = H2O + Cu2+ + 2Cl –

CuО + 2H+= H2O + Cu2+

Задание 5. Взаимодействие с солями

Опыты проводятся обучающимися самостоятельно.

а) В пробирку с 1 мл раствора соляной кислоты добавляют раствор карбоната кальция. Что наблюдаете? Как объяснить выделение газа при данном взаимодействии? Формулируют наблюдаемый эффект в соответствии с требованиями ОГЭ. Записывают свои наблюдения. Составляют уравнение реакции.

При взаимодействии соляной кислоты с раствором карбоната натрия происходит выделение углекислого газа – газ без цвета и без запаха.

CaCO3 + 2HCl = H2O + CO2↑ + CaCl2

CaCO3+ 2H+ + 2Cl - = H2O + CO2↑ + Ca2+ + 2Cl –

CaCO3+2H+ = H2O + CO2↑+ Ca2+

б) В пробирку с 1 мл раствора соляной кислоты добавляют несколько капель раствора нитрата серебра. Что наблюдаете? Формулируют наблюдаемый эффект в соответствии с требованиями ОГЭ. Записывают свои наблюдения. Составляют уравнение реакции.

В результате реакции образуется белый творожистый осадок хлорида серебра, т.к. нитрат серебра является реактивом, который можно использовать для качественного определения хлорид-иона.

HCl + AgNO3 = AgCl↓ + HNO3

H+ + Cl - + Ag+ + NO3- = AgCl↓ + H+ + NO3-

Ag+ + Cl - = AgCl↓

После выполнения всех заданий обучающиеся в тетрадях записывают вывод и приводят рабочее место в порядок. Сдают тетради на проверку.

  1. Подведение итогов урока.  Проведение рефлексии.

Вы сегодня хорошо потрудились. Работали дружно, согласованно, мне понравилось, как вы формулировали выводы, наблюдаемые эффекты, быстро справились со всеми заданиями, соблюдая правила ТБ. Результаты проведенных вами экспериментов вы сдали на проверку. Ответьте, пожалуйста на вопросы:

Что узнали на уроке? Было трудно или легко выполнять эксперименты, а записывать уравнения реакций? Понравился ли вам урок?

Всем спасибо! Хорошего настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии 9 класс. Угольная кислота.

Конспект урока по химии 9 класс. Угольная кислота....

Практическая работа № 9 Получение углекислого газа и изучение его свойств. Переход карбоната в гидрокарбонат

Урок 42 Практическая работа № 9Получение углекислого газа и изучение его свойств. Переход карбоната в гидрокарбонат...

конспект урока по химии, 8 класс "Кислоты"

Урок "Кислоты" - разработан с учетом требований ФГОС второго поколения, стал дипломантом Всероссийского фестиваля педагогических идей в 2014 году....

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело»,               «вещество»,  «свойства веществ»; научить р...

Конспект урока по химии 9 класс Тема: Кислоты: понятие, классификация, названия.

Цель урока: познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – кислотами, изучить их классификацию и номенклатуру. Задачи: 1. сформировать у учащихся понятия о кислотах, индик...