В черном квадрате?.. Игры креативных людей. (Классный час)
презентация к уроку (11 класс) по теме

Ирина Викторовна Володина

Материал готовился к первому классному часу. Класс 11, дети в нем креативные, увлекающиеся. Решила дать им возможность подумать, высказаться и... настроиться на изучение литературы и искусства Серебряного века.

Мысль проста: мы часто готовы давать оценку поспешно, между тем самое ценное - это готовность если не принять взгляды человека, его видение мира, то понять. Это сложно, требует работы душевной и умственной... Вторая задача урока - заставить задуматься над вопросом, в чем величие: в создании ли трудоемкого, не доступного каждому произведения или до абсурда простого, но до сих пор не созданного... (Надеюсь, никто не станет спорить, что интересны оба варианта изобретателей.)Собственно, это урок-лабиринт по сознанию даже не художника, а зрителя, оценивающего произведение. И урок-мастерская по определению смыслов в бессмысленных, на первый взгляд, произведениях.

У нас получилось поговорить, поразмышлять, поспорить, даже изменить в чем-то свою точку зрения.

В презентации используются интернет-ссылки, но можно просто при решении теста прокручивать слайды и обсуждать выбор в свободном режиме (делала ее с учетом отсутствия подключения к  Интернет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Chernyy_kvadrat.rar281.1 КБ

Подписи к слайдам:


В
«ЧЕРНОМ КВАДРАТЕ»

Или ПОИСКИ СМЫСЛА…
















Почему «Черный квадрат» так широко известен?

В чем ценность этой картины?

1915г. Казимир Малевич «Квадрат»

В 1913, или 1914, или 1915 году, в какой именно день — неизвестно, русский художник польского происхождения Казимир Малевич взял небольшой холст: 79,5 на 79,5 сантиметров, закрасил его белой краской по краям, а середину густо замалевал черным цветом.

Проделав эту простейшую операцию, Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете — «Черного квадрата». Несложным движением кисти он раз и навсегда провел непереходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом. По его собственным словам, он «свел все в нуль». Нуль почему-то оказался квадратным, и это простое открытие — одно из самых страшных событий в искусстве за всю историю его существования.

Малевич сознательно вывесил квадрат в сакральном месте: свою работу он назвал «иконой нашего времени». Вместо «красного» — черное (ноль цвета), вместо лица — провал (ноль линий), вместо иконы, то есть окна вверх, в свет, в вечную жизнь — мрак, подвал, люк в преисподнюю, вечная тьма.

А. Бенуа, современник Малевича, сам великолепный художник и критик искусства, писал о картине: «Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели».

Многие, увидевшие картину, ловят себя на мысли: «Подумаешь, каждый так может!»




Но почему-то нарисовал именно Малевич. Почему?

Игры креативных людей

Мозговой штурм

Что мы не знали об апельсине?

Креативненький рассказ

Остановите преступление!

Что упало – кто придет

Два этических вопроса

Вы знакомы с беременной женщиной, которая уже имеет 8 детей.




Двое из них - слепые, трое - глухие,

один - умственно недоразвитый,

сама она больна сифилисом.




Посоветуете ли Вы ей сделать аборт?

"Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…"

Не торопитесь. Прежде, чем ответить на этот вопрос, ответьте на другой.
Далее »»

Выборы мирового лидера

Происходят выборы мирового лидера, и Ваш голос - решающий.

Сделайте свой выбор, проголосуйте за того, кто, по вашему мнению, должен возглавлять нашу цивилизацию.

Краткие характеристики трех самых сильных кандидатов:

Это мой выбор!

Это мой выбор!

Это мой выбор!

3.

Герой войны, вегетарианец, изредка пьет пиво, не курит, ни в каких порочащих связях с женщинами не замечен.

2.

Дважды вышибали со службы, имеет привычку спать до полудня, в институте был уличен в употреблении опиума, каждый вечер выпивает бутылку виски.

1.

Связан с политиками, уличенными в
мошенничестве, постоянно консультируется с астрологом, имеет двух любовниц, курит трубку и выпивает каждый день 8-10 мартини.

1

Вы проголосовали за Черчилля Уинстона Ленарда Спенсера, герцога Мальборо




Демократия - худшая из возможных форм правления, но лучшей еще никто не придумал.

Миротворец-это тот, кто кормит крокодила в надежде, что тот съест его последним.

Успех - это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма.

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министрам остается только мечтать.

Фанатик - это человек, который не может изменить взгляды и не может переменить тему.

Копить деньги - вещь полезная, особенно если это сделали за вас родители.

Лучше делать новости, чем рассказывать о них.

Предсказать, как поведет себя Россия, невозможно. Это всегда загадка, больше того – головоломка… Нет - тайна за семью печатями.

Я готов ко встрече с Творцом. Другое дело, готов ли Творец к такому тяжкому испытанию, как встреча со мной.

2

Единственное, чего нам следует бояться — самого страха, безрассудного, безликого, неоправданного ужаса, который парализует усилия, необходимые для превращения отступления в наступление .




Истина обретается тогда, когда у людей есть свобода, чтобы искать ее.




Первые двенадцать лет президентства - самые трудные.




Не идите в политику, если кожа у вас чуть потоньше, чем у носорога.




Нам нечего бояться, кроме страха.




Опасно недооценивать человека, который переоценивает себя.




Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает.




Война заразна... Изолируйте агрессоров!




Чтобы цивилизация уцелела, мы должны культивировать науку человеческих взаимоотношений, способность всех народов, самых разных, жить вместе в мире на одной земле.

Вы проголосовали за Франклина Делано Рузвельта

3

«Возможно, родись Адольф Шикльгрубер в начале XIX столетия, мы с вами имели бы неплохого художника-академиста, но в век зарождения, развития и расцвета авангардных направлений во всех видах искусств, романтические начинания Адольфа были обречены…»

Вы проголосовали за Адольфа Шикльгрубера (Гитлера)

Вот теперь вы готовы ответить на самый первый вопрос.




Итак,




Вы знакомы с беременной женщиной, которая уже имеет 8 детей.

Двое из них - слепые, трое - глухие,

один - умственно недоразвитый,

сама она больна сифилисом.

Посоветуете ли Вы ей сделать аборт?

Вы только что убили или же

сохранили жизнь

Людвигу Ван Бетховену.

Дискуссия продолжается…

... Малевичу спасибо за его "шедевр"! Произведением искусства, вряд ли можно назвать эту картину, зато в философском отношении — так глубоко можно в нее заглянуть... и так далеко можно уйти — заблудишься! А главное, этот квадрат — всего лишь повод к размышлению, чтобы, опять же, понять себя, найти свое место в безумном мире. Таким же поводом может быть и гвоздь забитый в стену, или стихи понравившееся однажды, или небо усыпанное звездами (не зря Куска идет в планетарий! и приглашает всех)... В этом есть не просто желание, в этом есть потребность! Но не все способны это воспринимать... а жаль!




... а я вот прямо вижу, как он это создавал: мне кажется, что он не просто взял, да и разметил с линейкой довольно грубый, кстати, кусок холста. Он поймал некую формулу живописную и начал, как честный художник, доводить ее до звенящего совершенства, отсекая лишнее и уравнивая равновеликие компоненты. Об А.Сахарове вспоминала его вдова, что он имел такую особенность интеллекта, что даже если не хотел, то интеллект заставлял его "додумывать до конца", т.е. он был, как бы, рабом своего интеллекта. Так и Малевич, наверное, был рабом своего художнического инстинкта и оптимизировал формулу до самого конца, т.е. вышел на инвариант, "божественную монаду" живописи.

РАЗГАДКА

Что же здесь изображено?

Может, попробуем нарисовать на ней наш мир?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация игра "Поле чудес". Классный час "День учителя"

Классный час "День учителя" проводится в форме игры "Поле чудес". Если нет юлы со стрелкой, то можно просто бросать игральный кубик. Презентацию можно использовать в любом классе....

Интеллектуальная литературная игра "Были люди в наше время"

Интеллектуальная литературная игра "Были люди в наше время" посвящена 200-летию Бородинского сражения. Рассчитана на базовый уровень освоения курса литературы 5-7 классов....

З0- ые олимпийские игры. Цифры люди

Здесь представленны слайды  о победителях и призерах России 30 Олимпийских играх...

Положение военно-спортивной игры "Сильные люди"

Положение военно-спортивной игры "Сильные люди" разработанно для обучающихся школы-интерната VIII вида. Игра состоит из нескольких этапов (станций) прохождения. Цель игры: формирование гражданско...

Урок - игра "Знаменитые люди мира"

Активизация знаний учащихся, развитие творческих способностей и умений....

Положение о проведении интеллектуальной игры «Креативная пятёрка»

1.Цель игры: . создание условий для активизации познавательной активности обучающихся через интеллектуальную игру. 2.Задачи: . расширить умственный кругозор школьников; . формировать коммуникати...


 

Комментарии

Анисимова Ольга Викторовна

Вот уж точно - детей 21 века удивить трудно. А тут - урок -удивление, открытие, который заставляет мыслить. Прочитав, представила себя на месте учеников и попыталась честно отвечать на вопросы, которые поднимает классный час, вернее - сама Жизнь. Очень талантливо, необычно составлен. Спасибо! Это урок и для взрослых.

Ирина Викторовна Володина

Для меня он был поводом задуматься: я жизнь Бетховена поставила под угрозу... Радует, что хоть с правителем не промахнулась! Спасибо!