Классный час "Земной путь Богородицы"
классный час (11 класс) по теме

Воспитание толерантности и уважения к людям, духовное воспитание детей. Для старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Kl._chas_Zemnoy_put_Bogorodicy..docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Краснодарского края

Государственное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональное училище № 68

Краснодарского края

Классный час:

«Земная жизнь Богородицы»

Разработчик:    

  классный руководитель группы № 33  Т.А. Пелипенко

Краснодар, 2010

Классный час

Земная жизнь Богородицы.

Цели:

  • духовно-нравственное воспитание;
  • развитие высоких моральных качеств;
  • затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям;
  • показать, что дружба, любовь и семья имеют большую значимость и не потеряли глубины чувствования.

Подготовка:

  • подготовить совместно с учащимися сообщения о жизни Богородицы;
  • оформить соответственно аудиторию для проведения классного часа;
  • подготовить презентацию.

Форма проведения: лекционно-информационный семинар

«Многие столетия наш боголюбивый народ с особым почитанием и благоволением относится к Пресвятой Богородице, называя Её «незаходимой Звездой, являющей Солнце», а Землю Русскую – Её земным уделом. Неоднократно Пресвятая Богородица в сложные, кризисные исторические моменты являла свою чудодейственную помощь нашим боголюбивым предкам, спасала от гибели российское государство, избавляя его от бед Своим заступничеством»

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Вводное слово классного руководителя.

Девятнадцать с лишним веков прошло с того дня, когда Дева Мария на руках своего Сына была вознесена к великому Престолу и после жизни несказанной скорби, мук и уничижения была коронована на чудное царство небес, - эти девятнадцать веков не смогли уменьшить восторг человечества перед Девой Марией.

В немногих дошедших до нас отзывах её современников слышно безграничное восхищение сердца, слышны чувства, которые сильнее всяких слов, для которых язык человеческий не придумал достойных выражений.

Ужасы жизни меркнут перед сиянием дивных картин, навеваемых на душу её благодатной силой. Вместо земного раздора и земных уродств восхищённому взору открываются райские дали, сонмы светлых небожителей, сверкание лучей славы Божьего Престола…

Она была таинственной лестницей, по которой соскучившееся и истосковавшееся на земле человечество восходило на небо. Она была связью между богом и людьми: благоволением бога к людям, дерзновением людей к Богу…

Не страхом, не угрозами, а любовью и безграничным милосердием ведёт людей ко Христу Богоматерь. Она жалеет человечество каким-то жгучим, всепрощающим состраданием. Она принимает на свои руки людей, которым, по-видимому, уже нет возврата к благой жизни.

Появление Девы Марии исподволь готовилось божественным промыслом. Последовательно в длинной цепи поколений возвышалось благородство, утончались чувства, всё совершеннее в духовном смысле  становилась природа, пока, наконец, благословенная чета, Иоаким и Анна, не стали той благодатной почвой, на которой мог появиться такой чудесный цветок как Пресвятая Дева Мария.

Первый докладчик.

Родители Девы Марии.

В трёх днях пути от Иерусалима лежал небольшой городок на Назарет, где жили Иоаким и Анна. Они жили безбедно. На себя они тратили только одну треть со своих доходов, другую жертвовали в храм, а третью раздавали бедным. Однако у них не было детей, а у израильтян это считалось позорным.

Иоаким очень печалился по этому поводу и однажды он решился отправиться в пустыню, где в горах паслись его овцы. Сердце его было полно глубокой скорби. Чем он был хуже других людей? Разве он не стремился исполнить закон? За что же такая судьба и такое поношение? Сорок дней он провёл в пустыне, решив не возвращаться домой, пока Бог Израиля не посетит его своей милостью. И он молился о чуде, молился о том, чтобы Бог помог ему стать отцом, как некогда стал отцом в глубокой старости его предок Авраам.

Анна тосковала ещё больше мужа, считая себя причиной всего происшедшего, и, как и муж её, горячо молила Бога, чтобы он излечил её от бесплодия. Всю душу вложила Анна в эту молитву. И едва окончила она её, как предстал перед ней Ангел Божий и сказал: «Твоя молитва услышана: вопли твои прошли через облака, слёзы твои упали пред престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую всех дочерей земных. Ради неё благословятся все роды земные. Чрез неё дастся спасение всему миру, и наречётся она Марией». Анна тут же дала обещание, если у неё будет дитя, отдать его на служение Богу, и, прежде чем поделится радостью с мужем , отправилась в иерусалимский храм, чтобы благодарить Бога и повторить там свой обет.

Между тем Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал ему: «Бог услышал твою молитву, у жены твоей Анны родится дочь и станет вашей общей радостью. В знак верности моих слов иди в Иерусалим. Там, у золотых ворот ты найдёшь твою жену, которой я уже возвестил эту радость.

Счастливые супруги встретились в Иерусалиме, рассказали друг другу о явлении Ангела и вместе принесли в храме жертву.

8 сентября пречистая Дева родилась на свет.

Второй докладчик.

Детство Девы Марии.

Существует предание, что после того, как Марии исполнилось 6 месяцев, Анна поставила на землю, чтобы посмотреть, может ли она стоять. Ребёнок сделал семь шагов, а потом пошёл обратно к матери. Анна решила, что дочь её не будет ходить по земле, пока она её не введёт в храм Господень. Когда Марии исполнился год, отец её устроил пир, на который собрал священников, старейшин и много народа и подносил Марию под благословение священников и первосвященников. Анна же радостно прославляла Бога, что избавил её от бесплодия и «отъял поношения врагов ея».

Всего трёх лет отроду Пресвятая Дева была введена во храм иерусалимский. При храме в то время проживали мужи и жёны – из вдов и девиц, ведшие чистый, благочестивый образ жизни. Это был как бы первообраз будущих христианских иноков. Мария сама напомнила родителям об исполнении их обета. Печаль разлуки с дочерью боролась в душе Анны с радостью вручить Богу тот дар, который она от Бога получила…

Навстречу Иоакиму и Анне вышли с пением из храма священники и первосвященник. Первосвященник повёл за собой Марию в сокровенную глубину храма, во «Святое Святых». Туда не позволялось входить никому. Только первосвященник раз в год входил туда, неся с собой жертвенную кровь. Люди были поражены этим необыкновенным событием.

Принеся благодарственную жертву, Иоаким и Анна вернулись домой. Жизнь их, хотя и одинокая, не была уже больше омрачена поношением, никто не упрекал их больше за бесплодие. Мария же тихо росла в Иерусалиме в обществе сверстниц, так же, как и она, живших при храме. При детях находились благочестивые наставницы; они учили своих воспитанниц рукоделию и Священному Писанию. Здесь научилась Мария тем ручным работам, которыми усердно занималась всю жизнь. Для молитвы, оставив работу, она уходила во «Святое Святых». Здесь её возвышенный разум весь отдавался Богопознанию.

Третий докладчик.

Юность Богородицы и обручение Богородицы.

Живя во храме, Мария лишилась родителей. Сначала умер 80-летний Иоаким, а вслед за ним и Анна. Так, в нежном возрасте обречена была испытать горькое сиротство та, которая в последствие должна была исцелять сиротство всех одиноких, покинутых людей, стать матерью, утешительницей и заступницей всех сирот.

Сознание своей беспомощности , своего одиночества среди людей ещё сильнее обратило сердце Марии к Богу, в котором было заключено всё её счастье и вся её судьба.  

По истечении четырнадцати лет пребывания Марии во храме первосвященники объявили ей, что, согласно обычаю, ей нужно оставить храм и выйти замуж.

Подошло время праздника Обновления Храма, на который собралось множество народа, в том числе мужчин. Первосвященник собрал этих мужчин к храму и, отобрав у них жезлы, внёс их в храм, произнеся при этом молитву: «Господи Боже, покажи мужа, достойного стать обручником Девы». Когда вслед за тем первосвященник вошёл за жезлами в святилище, он увидел, что все жезлы остались в своём прежнем виде, а один жезл расцвёл. Этот жезл принадлежал 80-летнему старцу Иосифу, добывавшему себе хлеб плотничьим ремеслом.

Подав жезл Иосифу, первосвященник сказал: «Ты примешь Деву и будешь хранить её». Иосиф возразил. Что у него дома есть взрослые сыновья, что он станет посмешищем для людей, если возьмёт в дом к себе столь юную девушку. Первосвященник уговорил Иосифа не противиться Божьей воле, и тогда же произошло обручение. Дева Мария была слишком опечалена решением священников. Трудно ей было расстаться с храмом, но ей было откровение от Бога, чтобы она не боялась идти в дом Иосифа, праведного старца. Иосиф был ей назначен не как муж, а как хранитель её святыни и заботливый её служитель. Со стороны же все должны были думать, что Мария и Иосиф живут в обыкновенном браке.

От брака с первой женой Саломеей у Иосифа было две дочери и четыре сына. Перед обручением с Девой Марией он уже много лет был вдовцом.

Итак, Мария рассталась с Иерусалимом, где в священной обстановке прошли её детство и отрочество. Иосиф повёл её за собой в Галилею, в маленький Назарет, на жизнь, полную труда и лишений. И не знал никто тогда, что этим исходом Девы Марии в Назарет начинался ряд поразительных и великих событий, которые должны были перестроить жизнь вселенной.

Поселившись в Назарете, не изменяла образа жизни, к которому привыкла в Иерусалиме. По-прежнему молитвы и рукоделия занимали всё её время.

Четвёртый докладчик.

Благовещение. Рождение Иисуса.

«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!» Таковы были слова, которые архангел Гавриил принёс на землю от Бога той, которая стала первым оправданным благодатью человеком Нового Завета…

Пресвятая Дева не была устрашена явлением ангела: к этим явлениям она привыкла издавна в храме иерусалимском. Но её смутили эти слова, так как до того момента ни один человек не был назван благодатным. Затаив дыхание, она стояла, вся трепеща, венчанная этим словом как дивным венцом, вдруг услыхав о великом своём избрании и смиренно принимая его…Ангел сказал ей, чтоб она не боялась и что она зачнёт Сына, царству которого не будет конца.

Впечатление, произведённое на Марию Благовещением, было так велико, что она испытывала духовную потребность поделиться переполнявшими её чувствами с близкими людьми. Ближайшим по духу к ней человеком была её родственница – Елизавета. И Мария отправилась в город Иуту, а затем в Иерусалим к Елизавете. Три месяца пробыла Пресвятая Дева у Елизаветы.

Мария возвратилась в Назарет. Беременность её становится заметна, и начинается великая скорбь её от подозрений Иосифа. Можно представить положение человека который видел в Марии высшее, святейшее воплощение всего самого высокого, самого отрадного, чистого, надземного. Со сложным чувством ужаса, содрогания, боли и горечи думал Иосиф о мнимом грехе Девы. Шёл день за днём в таком ужасном недоразумении, когда люди мучатся из-зи вставшего между ними призрака и этот призрак можно рассеять несколькими словами, но это слово не говорится. Наконец явление ангела Иосифу во сне положило конец этой тяжёлой драме. И тогда всё успокоилось.

Вышло повеление от Цезаря Августа «написаться вселенней». Иосиф с Мариею из Назарета отправились в Иудею в город Вифлеем записываться, потому что Иосиф был из рода Давидова. Когда они были в Вифлееме наступило время время родить Ей. Город был переполнен. Все жилые углы были заняты. Путники не смогли разыскать тёплое пристанище в городе. Близ ворот Вифлеемских, за городом, у так называемого источника Давидова, находилась в каменистой горе пещера. В бурю сюда загоняли скот и укрывались от зноя и непогоды пастухи. Здесь и свершилось таинство, родился Иисус.

Над этой пещерой впервые зазвучала райская песня. Песнь отрады, примирения. Пришли пастухи созванные ангелами, приехали волхвы с дарами. Это были единственные дни, когда материнская любовь Марии не ещё от роковых пророчеств. По преданию, Богоматерь пробыла в пещере сорок дней, причём в восьмой день во исполнение закона Моисеева было совершено обрезание. По истечении сорока дней Святое семейство отправилось в Иерусалим совершить обычные обряды. Всякая женщина, родившая ребёнка, приходила в храм для очищения и приносила в жертву ягнёнка и горлицу, а бедная – двух голубей. Эту скудную жертву принесла в храм и Дева Мария.

Здесь совершилось событие, набросившее тень великой скорби на всю последующую жизнь Марии. Деву с младенцем встретил праведный и благочестивый человек Симеон. Тут же Симеон произнёс пророчество. Обращаясь к Деве Марии, он сказал ей: «Тебе оружие пройдёт душу». То было ясное, непреложное слово о тех несчастиях, из которых сплёлся весь земной путь Богородицы.

ОТ волхвов, проезжавших через Иерусалим, царь Ирод узнал, что в Вифлееме родился таинственный младенец, которому надлежит стать царём израильским.  В безумном опасении, что этот младенец лишит его престола, Ирод послал в окрестности Вифлееема солдат с приказанием убить всех младенцев включительно до двухлетнего возраста. И 14 тыс. неповинных мальчиков пали жертвой за Христа. То были первые мученики христианства.

Пришедший во сне ангел вовремя предупредил Иосифа об опасности и велел ему бежать с Девой и Младенцем в Египет. Они путешествовали при тех же стеснённых условиях, как и при поездке из Назарета в Вифлеем. Иосиф вёл за повод ослика, на котором сидела Дева с Младенцем и помещались скудные пожитки.

Срок пребывания святого семейства в Египте неизвестен. Конец ему положило новое явление Иосифу ангела, который сказал ему, что гонителя Младенца уже нет на свете, и велел возвращаться назад в Назарет.

Иисус рос, и Мария с умилением и радостью следила за Его развитием. В Евангелии нет никаких указаний на детство Христово. Дни Богоматери проходили, как всегда, в трудах. Рукоделие по-прежнему составляло и в эту пору любимое занятие Пресвятой Девы, и она лично изготовляла одежду для себя и для Божественного сына.

По мере взросления Сына, Мария всё больше понимала, что Он принадлежит не ей, а всему человечеству. Она совершила подвиг: стала матерью всего человечества, которое отняло её Иисуса, и ради которого Иисус пошёл на крест.

В возрасте ста десяти лет умер Иосиф. Могила его по сей день находится в Гефсиманской пещере

Пятый докладчик.

Страдания Иисуса.

Примерно в тридцать лет принял Иисус крещение от Иоанна в водах Иорданских и затем провёл в пустыне сорок дней в молитве и посте. Затем Он вернулся к матери и вместе с первыми учениками и Девой Марией принял участие в торжестве брака в Кане Галилейской.  

После первой Пасхи своего благовестничества Христос вернулся в Назарет и в воскресный день стал учить в синагоге. От Него потребовали тут чудес, которые Он совершил в Капернауме, и Он произнёс тут Слово: «Не принимается пророк в отечестве своём». В синагоге поднялось смятение. Народ окружил Иисуса и повёл за город, чтобы сбросить с вершины горы. Богоматерь присутствовала при этом страшном событии и едва не потеряла сознание от волнения и ужаса.

После второй Пасхи своего благовестничества Христос удалился от всё возрастающей ненависти фарисеев их Иерусалима к морю Галилейскому, а затем вернулся в Капернаум.  Тут Он сотворил множество чудес. Враги Христа утверждали, что он творит чудеса силой Вельзевула, князя бесовского. Она старалась оградить его и защитить. То что было в ней человеческого, страдало от ограничения земных понятий, земных требований, привязанностей.  Ей хотелось чаще видеть Иисуса, беседовать с ним наедине, чувствовать, что Он отличает её от других, - а услыхала от него слово, которое , по-видимому, не делает отличия между ней и всяким праведно живущим человеком. Она глубоко страдала, но как и раньше, как всегда покорно переносила страдание молча. Прежде, чем дева Мария принесла сына своего  в жертву правосудия Отца на Голгофе, она принесла Его в жертву роду человеческому, отпуская Его на проповедь, отдавая Его людям, ограничивая ради людей свою близость к нему.

Чем ближе подходила последняя Пасха, тем сильнее становилась тревога Богоматери, ввиду  всё усиливающейся ненависти фарисеев. Собираясь в Иерусалим, Иисус открыто говорил своим ученикам, что ему предстоит великое страдание.

И вот ночь Тайной Вечери, молитва в Гефсиманском саду…Иуда уже получил за предательство тридцать серебреников…

Мария видела Христа в часы Его поругания и осуждения, когда Пилат вывел Его к народу… И вот Иисус стоит перед этой бешеной толпой, которая вопит: «Распни, распни его!», и среди этого народа , распалённого дикой ненавистью, бьётся сочувствием великое материнское  сердце. Волосы спутанные ветвями тёрна, были теми самыми локонами, которые она гладила рукой во дни Его детства.  Капли крови медленно текли по тому бледному челу, которое когда-то, в минуты детской нежности, Он так доверчиво прижимал к её груди. Но теперь та грудь была бессильна защитить своего сына. Она страдала тихо…

Казалось бы после смерти Христовой её судьба – безграничная скорбь по Сыну, но между тем её великой, молчаливой судьбе был открыт новый подвиг – печалования за человечество.

Богоматерь всегда находилась с апостолами и другими верующими. Радуясь подвигам апостолов, Пресвятая Богородица сама никогда не выступала с проповедью. В этом была она высочайшим образцом смирения и молчаливости. Она усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, пеклась о сиротах и вдовах.Но главная жизнь её была в молитве.

Заключительное слово классного руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Пути, которые мы выбираем"

Классный час для 9 класса о нравственных ценностях, путях выбора жизненного пути подростков с использованием фрагментов беседы с патриархом  Алексием II....

Классный час "Путь в космос"

Классный час "Путь в космос"...

Классный час: "Земной путь богородицы".

Классный час посвящен ежегодному празднику - День матери....

Классный час «Путь к себе»

Час общения «Путь к себе» проводится в 9 классе на этапе реализации программы «Профессиональное самоопределение школьников среднего звена как средство развития социальной компетентности»Многие д...

классный час "Путь к успеху"

классный час "Путь к успеху"Цели:- создание условия для осознания необходимости сознательного руководства собственной жизнью, ее планирования; развитие позитивного отношения к миру; развитие у учащихс...

Открытый классный час "Рождество Богородицы"

Открытый классный час "Рождество Богородицы" (духовно-нравственное воспитание). Для уч-ся 7 класса....

Классный час "Путь в никуда"

Классный час в 9 классе о вредных привычках...