Классный час "Человеческие ценности", 6 класс
классный час (6 класс) по теме

Башарина Наталия Владимировна

Методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Klassn.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

1. Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, получению опыта расширения  и творческого применения в реальной жизни полученных раннее знаний, умений и навыков.

  1. Направлять волю и самоактивность ребят.

3.Воспитывывать  уважительное отношение друг к другу, терпимость к себе и другим.

4. Формировать оптимистический (позитивный) образ, который может служить идеалом для подражания, способность к саморегуляции, учиться видеть частное и общее в поведении человека, давать оценку своих нравственных качеств и качеств окружающих.

5. Развивать интерес и любознательность, открытость, положительные эмоции, потребность в общении, учиться видеть, анализировать, давать оценку окружающей действительности.

Оборудование:

 Плакаты с изображениями оптимиста и пессимиста, высказывания, телевизор, видеомагнитофон, мультфильм « Ох и ах», анкета, кружочки и цветочки, воздушные шары.

Ход классного часа:

1.        Что такое человеческие ценности? Что может ценить человек?
Различают материальные, общественно-политические и духовные

ценности. В различных общественных классах вырабатываются различ ные представления о ценностях - добре, справедливости, свободе и т.п., но вместе с тем существуют общечеловеческие ценности (определенные нормы нравственности, прогресс, культурное наследие).

У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация - это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в пове дении.

2.        Что является ценностью для вас?

На основании правильной оценки человек имеет возможность сде лать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное   и бесцветное существование. Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты це нишь, и я скажу, кто ты».

«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни ка кую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке - низкой или высокой.

Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость».

(Д.С. Лихачей)

Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Человеческие ценности

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места -весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда послед ний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожи данное впечатление: он горько заплакал.

  1. Что ты плачешь? - спросил его отец. - Ведь гвоздей больше нет?
  2. Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.

Вопросы:

  1. Хороший ли способ воспитания выбрал отец мальчика?
  2. Какой способ убеждения используют ваши родители?
  3.  Почему заплакал мальчик?

4.  Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для человека в цельности души, ее чистоте и незапятнанности, в праве жить, не опуская глаз». А как думаете вы?

Задание 1

Нарисуйте «ромашку счастья», на лепестках которой напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворенности жизнью. В сердцевине ромашки поместите свою главную ценность.

Задание 2

Прочтите стихотворение М. Андронова.

На тропинке той,

Что шла к реке,

  Под поникшей веткой тополиной,

  Бился голубь в детском кулаке

  На виду у стаи голубиной.

  Бился голубь,

  Голубь был живой,

  А его кормилец восьмилетний

  В пыль уткнулся мертвой головой

  И закат в селе не видел летний.

  А закат был от пожаров рыж.

  Бился голубь,

Как в тиски зажатый,

Как хотел он взвиться выше крыш,

Как хотел взлететь к семье крылатой!

Жизнь и смерть

Сплелись в один клубок.

Мальчик был убит фашисткой миной.

Он лежал в пыли, а голубок

Сердцем рвался к стае голубиной.

Подумайте, о какой жизненной ценности идет речь?

( Ответ: речь о главной жизненной ценности – жизни).

Извечные вопросы:

- Что я ценю в жизни?

-Как прожить жизнь?

-Какие жизненные качества ценятся у человека?

3. Оптимизм и пессимизм

 И сегодня мы с вами поговорим только об оптимизме и пессимизме, познакомимся с понятиями оптимизма и пессимизма, нарисуем портрет оптимиста и пессимиста, выясним, кто вы оптимист или пессимист и сделаем вывод кем всё таки лучше быть оптимистом или пессимистом.

У вас на партах  лежат цветки, которые необходимо раскрасить в разные цвета.  Раскрасьте один цветок черным  карандашом, а другой - цветными карандашами.

 Какая картинка вам больше нравится? Почему?

Представьте себе, что весь мир был бы раскрашен в черные и серые тона, понравилось бы людям жить в таком мире?

Послушайте пожалуйста  рассказ В.А. Сухомлинского

Подсолнечник во время грозы

Тяжелые черные тучи закрыли солнце. Темно, хмуро стало в поле. Лес стоит черный, молчаливый, будто ждет чего-то  настороженно. Желтое пшеничное поле посерело. Встревоженный жаворонок упал с неба в ниву и умолк.

Только  в поле  одиноко стоит подсолнух горит-пламенеет. От него будто свет льется, и над землей не так сумрачно. Пылает солнечный  огонь в цветке, напоминает, что за тучами солнце. Разорвут молнии тучу, выглянет голубое небо. Снова радостно засмеется поле.

А теперь давайте разделимся на две команды. Первая команда – подсолнухи, а вторая команда – колоски с пшеничного поля. Объясните, чему радуются в рассказе подсолнухи? Почему подсолнечник не поддался общему настроению? На что он надеялся? А  колоски грустят в рассказе. Почему?

В рассказе говорится о пшенице и подсолнухе. Эти чувства можно перенести на человека? Как вы скажете о человеке, который по чувствам похож на подсолнуха? А человека, похожего на колосок из пшеничного поля как можно назвать?

А теперь давайте посмотрим фрагмент мультфильма « Ох и ах»

Люди с таким настроением, как Ох называются пессимистами, а с таким как у Ах – оптимистами.

А теперь ребята, мы с вами прочитаем определение оптимизма и пессимизма на доске.

 Оптимизм - бодрое, жизнерадостное мироощущение, при котором  человек видит во всем только светлые стороны; верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро.

Пессимизм - мрачное мироощущение, при котором человек не верит в будущее и во всем склонен видеть унылое, плохое.

 А сейчас в стихотворении , написанном на доске найдите слова, одно из которых  оптимистическое, а другое – ему противоположное – пессимистическое. 

Мир многогранен, многоцветен,

Порою добр, жесток подчас,

Он щедр и скуп, богат и беден:

Вглядись в него - он весь для нас!

                                                                                В. Алатырцев  

 А теперь на доске найдите и  прочитайте оптимистические высказывания и пессимистические.

               Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой.

                                                                                    Э. Роттердамский

Оптимизм - это сила надежды, не иссякающая там, где отчаялись другие. Д. Бонхеффер

Веселый человек создает себе веселый мир, мрачный человек создает себе мир мрачный.     С. Смайлс

 У вас на партах лежат анкеты. Ответьте пожалуйста на вопросы.

                                            Анкета

  1. « Если неприятность может произойти, она случается». Что вы думаете по этому поводу?

 а) это забавно, не более;    (1)

б) эти законы очень точно отражают реальность жизни; (3)

в) иногда они выполняются, а иногда – нет. (5)

2. Часто ли вас посещает плохое настроение?

А) почти никогда;(1)

Б) тогда, когда у меня случаются неприятности; ( 3)

В) бывает, что меня тянет погрустить (5)

3. В какие приметы  ВЫ верите больше всего?

А) я не обращаю на приметы никакого внимания; (3)

Б) если черная кошка перебежала мне дорогу, значит , день точно будет неудачным; (5)

В) я верю во все счастливые приметы: они всегда сбываются. (1)

4. Что Вы подумаете, если во время завтрака в столовой случайно опрокинете на себя стакан сока?

А) хороший был костюм;(3)

Б) ну вот, опять, не повезло; (5)

В) подумаешь, с кем не бывает. (1)

Подсчитайте количество балов, которые вы набрали и отложите в сторону. Мы к анкете ещё вернемся.

У Вас на партах лежат кружочки. На одном  из них нарисуйте схематически лицо оптимиста, на  другом  – пессимиста. Какого цвета листочки вы возьмете для каждого случая?

А теперь вернемся к анкетам.

Результаты психологического теста

Если вы набрали от 4 до12, то Вы неисправимый оптимист. Если даже неприятности преследуют Вас буквально по пятам, вы считаете их случайными и верите в свою удачу.

Если вы набрали от 13 до 20. Вы привыкли надеяться только на себя. В удачу Вы не верите, и строя планы, принимаете во внимание только несчастливые случайности. Но.  пожалуй, вы чересчур пессимистично смотрите на жизнь.

 Мы теперь оптимистов и пессимистов знаем в лицо

        ( прикрепить лица к рисункам на доске)

А теперь, кто оптимисты поднимите кружочки, на котором изображено лицо оптимиста, а кто пессимисты  поднимите кружочки, на котором изображено лицо пессимиста.

На кружочках, где изображено лицо оптимиста, с другой стороны напишите оптимистическое предложение, начинающее со слов: « Я верю в то, что….» Например: « Я верю в то, что завтра по математике получу 5» или « Я верю в то, что  меня сегодня мама отпустит на дискотеку». На кружочке, изображающей пессимиста напишите фразу, смысл которой заключается в  том, что вы не надеетесь на хорошее». Например, « Я не уверен, что напишу диктант по русскому языку хорошо»

Рисунки пессимистов сдайте мне. Я забираю ваши пессимистические настроения, вашу неуверенность в себе и оставляю их себе. Я справлюсь с вашими пессимистическими настроениями, а вы оставляете себе  только оптимистические настроения. Когда у вас будет плохое настроение, когда у вас появятся пессимистические чувства,  вы доставайте нарисованное вами  лицо оптимиста , посмотрите на его очаровательную улыбку, прочитайте оптимистически  настроенную фразу. После этого вы справитесь с любыми трудностями.

Сейчас мы посмотрим, чем закончилась ситуация в мультфильме.

 ( Ответ: оптимисты приняли в свои ряды пессимиста, показали ему как можно жить по другому не прозябая в забытье, а быть жизнерадостным, весёлым, общительным.)

Умножая ваши оптимистическое настроение каждому из вас дарю яркий красивый шарик.

А также подарим членам комиссии оптимистическое настроение…..

Литература

1.Дереклеева Н.И. Классные часы по теме « Нравственность»: 5 класс. – М.: « 5 за знания», 2006. -196с.

2. Организация воспитательной работы в классе/ М.: Центр « Педагогический поиск», 2002 – 160с.

3. Психологический словарь.

Журналы

  1. Классный руководитель №2 2005
  2. Классный руководитель №1 2004

АНКЕТА

1.« Если неприятность может произойти, она случается». Что вы думаете по этому поводу?

 а) это забавно, не более;    (1)

б) эти законы очень точно отражают реальность жизни; (3)

в) иногда они выполняются, а иногда – нет. (5)

2. Часто ли вас посещает плохое настроение?

А) почти никогда;

Б) тогда, когда у меня случаются неприятности; ( 3)

В) бывает, что меня тянет погрустить (5)

3. В какие приметы  ВЫ верите больше всего?

А) я не обращаю на приметы никакого внимания; (3)

Б) если черная кошка перебежала мне дорогу, значит , день точно будет неудачным; (5)

В) я верю во все счастливые приметы: они всегда сбываются. (1)

4. Что Вы подумаете, если во время завтрака в столовой случайно опрокинете на себя стакан сока?

А) хороший был костюм;(3)

Б) ну вот, опять, не повезло; (5)

В) подумаешь, с кем не бывает. (1)

Результаты психологического теста

Если вы набрали от 4 до12, то Вы неисправимый оптимист. Если даже неприятности преследуют Вас буквально по пятам, вы считаете их случайными и верите в свою удачу.

Если вы набрали от 13 до 20. Вы привыкли надеяться только на себя. В удачу Вы не верите, и строя планы, принимаете во внимание только несчастливые случайности. Но.  пожалуй, вы чересчур пессимистично смотрите на жизнь.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Ценность моей жизни»

Целостное представление о своем жизненном пути особенно важно в подростковом возрасте, когда представления о себе самом и своей жизни существенно изменяются ,  и человек выбирает свою дорогу. Жиз...

Формы вне аудиторной работы по физической культуре в учреждениях СПО. Классный час "Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения"

- актуализация информации о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх, имеющейся у студентов;- расширение представлений студентов о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийск...

Классный час "Ценности нашей жизни".

Классный час предназначен для обучающихся 6 класса. Заставляет задуматься о том, что такое жизнь и что в ней самое главное. Предлагает пересмотреть ценности и сформировать новые представления о об отн...

Классный час: «Ценности. Что человек должен ценить?»

Цель занятия:Сформулировать собственные жизненные ценности.Объяснить, как эти ценности влияют на жизнь.Задуматься о верности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценно...

Классный час. Ценности и их роль в жизни человека. 6 класс.

Классный час "Ценности и их роль в жизни человека" 6 класс. Материал классного часа направлен, что бы учащиеся задумались о собственных жизненных ценностях....

Классный час "Ценности. Что человек должен ценить?" 7 класс

Классный час проводился в форме игры. Цели мероприятия: - Сформулировать собственные жизненные ценности. - Объяснить, как эти ценности влияют на жизнь. - Задуматься о верности определения основоп...