Формирование классного коллектива в условиях ученического самоуправления
статья (5 класс) по теме

Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. В данной статье рассказывается о  путях становления ученического самоуправления в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_psih._bez._kucheryavaya_o.a..docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование классного коллектива в условиях ученического самоуправления                      

Цель: Разработать и обосновать технологическую модель деятельности классного руководителя по развитию личности школьника в условиях ученического самоуправления.

Задачи:

  1. Выявить факторы, влияющие на реализацию модели ученического самоуправления
  2. Создать целесообразные психолого-педагогические условия
  3. Использовать возможности коллективной творческо-познавательной деятельности как базисного компонента ученического самоуправления
  4. Включить детей в вариативную деятельность, способствующую творческой самореализации ребенка через сотрудничество и взаимодействие в условиях ученического самоуправления.

В современной действительности учащиеся не нацелены на коллективное взаимодействие, поскольку озабочены своим личным индивидуальным выбором. Отсюда и прохладное, пассивное отношение к происходящему в классе. Встает вопрос: а действительно ли нужно ученическое самоуправление, ученическая коллективная жизнь. Ответ будет однозначным: общение -  категория вечная, дети всегда будут стремиться к общению. Каждому ребенку надо, чтобы его любили, уважали. Ему вольготно и тепло делать что-либо вместе с другими детьми, они нуждаются в совместном общении.

На первый взгляд все просто – сформулировал цель, определил деятельность и, считай, половина работы по формированию коллектива уже сделана. Но встает вопрос вся ли деятельность способствует формированию коллектива. Нам нужна коллективная – та самая деятельность, в процессе которой возникают отношения взаимозависимости, т.е. когда результаты труда одного человека зависят от результатов другого.

Совместная работа должна учитывать и увеличивать меру самостоятельности детей, чему может способствовать введение самоуправления.

Однако многие педагоги впадают в крайности по отношению к детскому самоуправлению, либо это позиция самоустраненности от работы с органами самоуправления, либо чрезмерная опека, приводящая в конечном итоге к тому, что самоуправление становится игрушкой в руках руководителя детского коллектива. Систему самоуправления нельзя задать директивой руководителя, она определяется той деятельностью, которая положена в основание коллектива.

Итак,  с чего  у нас все начиналось! Мне дали классное руководство в 5 классе. Класс вполне обычный. Один из тех, которые формируются каждый год. Разные дети, различные характеры, такие непохожие родители.

Приступая к работе класса, я выделила для себя основные принципы, на которых будет основываться моя работа.

Во - первых наше сотрудничество зарождалось на идее дружбы, товарищества, уважении к себе и другим.

Во-вторых,  местом организации детского объединения явился школьный класс. Именно в классе дети общаются и соучаствуют в делах друг друга.

В третьих – наше объединение  включало в себя и детей, и взрослых. Взрослые – это учителя, родители, которые активны и инициативны в процессе совместной деятельности.

Первое, что мы сделали – мы провели классный час «Давайте познакомимся!». Не только  родители, но и бабушки и дедушки приняли активное участие в нем. Именно здесь произошло мое первое знакомство с родителями моих учеников. Ведь от того, как сложится наше сотрудничество, зависит многое. Взаимоотношение классного руководителя с семьей имеет одно назначение: помочь ребенку в начале обучения, в новых условиях и в развитии его личности. Впоследствии,  появится еще один элемент «соучастие»: информация об успехах, о физическом и духовном состоянии, взаимное оповещение о значимых событиях в жизни ребенка.

Итак, начались наши рабочие будни. Девизом нашего объединения стало: « Творчество, познание, сотрудничество» и мы целиком и полностью следовали ему. Мы учились, ездили на экскурсии, участвовали в школьных и окружных интеллектуальных олимпиадах, в рамках «года Ребенка» участвовали в спортивных мероприятиях, после уроков проводили занятия по этической грамматике ( воспитание этической культуры школьников), что позволяло закрепить и расширить представление детей о нравственных сторонах действительности, накапливался опыт нравственных отношений, формируется единое для всего коллектива общественное мнение о ценности этических норм, необходимости их соблюдения во взаимоотношениях. Дело в том, что наша школа в течении 20 лет сотрудничает с Российской Академией Образования с лабораторией воспитания этической культуры школьника под руководством профессора пед. наук Аллой Ивановной Шемшуриной.

В работе с детьми я всегда стараюсь быть с ними наравне. Много говорю: «Пожалуйста, спасибо, я очень ценю ваше мнение». Стараюсь активно пользоваться ситуацией успеха и триумфа личности. Это  позволяет детям снять страх перед неуспехом, выделить их достоинства, подчеркнуть значение результата деятельности. А самое главное дает возможность получить высокую оценку со стороны товарища.

Нельзя не сказать о роли организаций дополнительного образования. В начале года по инициативе преподавателей дополнительного образования мы провели так называемый «Гайд-Парк». В разных кабинетах были разложены рекламные материалы «конкурирующих» кружков, которые в режиме короткой лекции, а затем персональной консультации позволили выбрать каждому учащемуся дело по душе, что постепенно привело к объединению детей в группы по интересам. Опираясь на интересы детей, я начала раздавать им поручения. Эти поручение были конкретными. Каждому ребенку было разъяснены его права и обязанности, что позволило выполнить ему самостоятельно нечто существенное для группового дела. До возложения полномочий группа прожила этап, когда я предъявляла требования и выражала просьбы. Этот этап у нас назывался договором. Мы договаривались выполнить что-то в какой- то промежуток времени. По прошествии обозначенного времени нами было проведено групповое обсуждение: Трудно ли было детям, полезны ли требования, соблюдалось ли при этом права на свободу выбора?  Теперь уже группа в качестве субъекта принимала организационные принципы жизнедеятельности.

Например: мы принимали активное участие в работе школьного музея В.М. Комарова. Директором нашего школьного музея нам было поручено возложить цветы к памятнику В.М. Комарова и сделать об этом фоторепортаж. Мы подошли к этому заданию с большой ответственностью. Мы создали целый проект, посвященный дню рождения Комарова. В нем был не только фоторепортаж о В.М. Комарове, выполненный нашими юными фотографами, но и воспоминания о нашем герое, выполненные учащимися, посещающими литературный кружок. Они проделали огромную исследовательскую работу, и нашли людей, которые сидели за одной партой с В.М Комаровым. Ребята, увлекающиеся информационными технологиями сделали компьютерную презентацию, а дети, посещающие кружок рисования изобразили нашего героя на бумаге, кто-то написал стихи, посвященные нашему герою. Так у нас получился целый проект, который был высоко оценен представителями Звездного городка, приехавших к нам на открытие памятника на территории школы. На первых этапах этой работы моей задачей было помочь и поддержать детей, так чтобы их работа была успешной. Но постепенно дети начали приобретать навыки и они уже почти не нуждались в помощи. В дальнейшем эпизодические полномочия переросли в долговременные. Но так же классному руководителю следует помнить, что должна происходить смена полномочий.  Достаточно только определить очередность, т.е. первую неделю одна группа дежурит, вторая занимается газетой, третья готовит классный час, четвертая работает с подшефными. На следующей неделе они меняются местами и так, пока не пройдет весь цикл. Тогда  причастность общему делу станет переживать каждый ученик – это самый эффективный способ социализации ребенка.

Со временем, когда число уполномоченных лиц расширилось, можно было говорить о создании кабинета министров класса. В него вошли наиболее активные ребята, но опыта организаторской деятельности они не имели. Именно учитель должен научить их распределять работу в кабинете, помочь составить план, научить каждого лидера  распределять обязанности внутри кабинета. Постепенно большая часть моих полномочий передалось ученикам.  А мне оставалось главное – быть стратегом жизни группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация ученического самоуправления в условиях формирования классного коллектива в 9 классе»

В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают – форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реал...

«Организация ученического самоуправления в условиях формирования классного коллектива в 9 классе»

В разработке  даны этапы становления самоуправления на различных фазах формирования и  развития классного коллектива в 9 классе....

"Классная газета как средство ученического самоуправления"

В данной статье я описываю этапы работы классного коллектива по созданию классной газеты как одного из средств ученического самоуправления в школе....

Педсовет на тему " Роль педагогического коллектива в организации ученического самоуправления"

Цель педсовета: Обсуждение и решение актуальных проблем школьного самоуправления; обмен мнениями, изучение и распространение педагогического опыта; вовлечение участников педсовета (педагогов и де...

Выступление перед классными руководителями по теме: "Взаимодействие классного руководителя с органами ученического самоуправления"

Связь между классным руководителем и органами местного самоуправлеия очень тесная. Классный руководитель должен вдохновлять детей, помогать найти применение их способностям и талантам. В данном выступ...