Профилактика асоциальных явлений. Технология сотрудничества «Дети-детям»
презентация по теме
Данная презентация обобщает опыт работы классных руководителей по профилактике асоциальных явлений среди подростков, Презентация подготовлена к выступлению на областном учебно-методическом семинаре по плану мероприятий психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений Московской области в 2011 г. "Профилактика асоциальных явлений в образовательной среде" 20 октября 2011 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
asoc_moyo.ppt | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Переходный», «трудный», «критический» – так зачастую называют подростковый возраст. Подростковый возраст - это тот период в жизни вашего ребенка, когда детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь еще не началась. И именно этот момент перехода по шаткому мосту от детства к взрослости является чуть ли не самым важным временем на пути развития. Кризис подросткового возраста Являясь классными руководителями 5-го и 10-го классов, мы постоянно ищем пути решения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания разновозрастных подростков.
Психологические основы подросткового возраста (новообразования)
Асоциальное поведение подростка и его профилактика. Перемены, происходящие в нашем обществе во всех сферах жизни, не могут не оказывать влияния на область обучения и воспитания детей и подростков. Существующие исследования раскрывающие влияние социально – экономических условий в стране на жизнь несовершеннолетних, свидетельствуют, что жизнь подростка сегодня стала совершенно иной по сравнению с жизнью несовершеннолетних в докризисный период.
Профилактическая работа П рофилактик а асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленн ая на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости , создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. Задачи профилактической работы обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками оказание помощи подростка м, оказавшимся в трудной жизненной ситуации оказание помощи по предупреждению правонарушений профилактическая работа с семьями
В связи с появлением потребности в признании , с изменением общественного статуса и повышенных требований со стороны взрослых, ввиду психологического отдаления подростков от семьи и школы, значимость взрослых в становлении личности подростка снижается, а влияние сверстников усиливается. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно , где к нему относятся с уважением .
Профилактика Система мер, направленных на предупреждение возникновения явления Профилактика асоциального поведения – это научно – обоснованная, своевременная деятельность, направленная на ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ возможных отклонений подростков; максимальное ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ для включения несовершеннолетних в социально – экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений .
С целью создания социального портрета подростков 12–15 лет, обучающихся в школе, было проведено исследование, в ходе которого было опрошено 106 учащихся 6-9 классов, из них мальчиков — 52, девочек — 54. Данные исследования показали: с 2 родителями проживают 84% подростков (мальчиков — 89%, девочек — 75%) с одной мамой проживают — 12% подростков (из них мальчиков — 9,7%, девочек — 14%). Исходя из полученных результатов, мы можем отметить, что большинство подростков проживает в полных семьях, и имеет возможность идентифицировать себя по половым признакам, наблюдать развитие взаимоотношений мужчины и женщины в семье. Тревогу вызывает тот факт, что каждую седьмую девочку воспитывает одна мать . Социальный портрет подростка школы
Социальный портрет подростка школы В свободное от уроков время подростки любят: проводить с друзьями на улице – 52 %, участвовать в вечерах и дискотеках — 13 %, заниматься в спортивных секциях и кружках — 34 %. Здесь мы можем еще раз наглядно убедиться, что основным для подростка является общение со сверстниками , желание и стремление быть в группе, в компании себе подобных. Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован. Любимым жанром кино и литературы у подростков являются фантастика — 30%; боевики — 29%, детективы — 12%, триллеры — 12%, мистика — 5%, эротика — 8%. У каждого подростка в жизни есть трудные ситуации. Помощь для их разрешения большинство предпочитает искать у родителей (48 %) или у друзей (45 %). Менее 2% подростков выразили готовность обратиться за помощью к классному руководителю. 54% подростков этого возраста испытали насилие со стороны других людей (мальчики — 65%, девочки — 40%). По видам насилия : избиение — 10%; издевательства, оскорбление — 28%; вымогательство денег и вещей — 5; другим видам насилия — 3%. 50% подростков считают, что, в основном, насилие исходит от чужих ребят. Для 28% источник насилия — одноклассники; для 20% — взрослые, для 3% подростков основной источник насилия — родители, а для 5% — учителя. 45% подростков о своей беде рассказывают друзьям; 40% -родителям. Готовы рассказать о своей беде учителям 1% подростков, представителям правоохранительных органов — 3%. 11% подростков о своей беде предпочли бы не говорить никому. О готовности совершить насилие подростки сказали так: готовы отомстить за нанесенную обиду — 46%, склонны сами совершить насилие — 3%, способны уйти из дома — 5,5%, могли бы совершить преступление — 2%. 43% подростков ушли от ответа на этот вопрос. Причинами могут быть неспособность к насилию либо трудность прогнозирования поведения в той или иной ситуации.
вредно не вредно, если в меру вреда нет Курение 78% 16% 3% Наркотики 79% 4% 1% Алкоголь 75% 16% 6% 12% не знают о влиянии наркотиков на организм Мы видим, что наиболее лояльное отношение у подростков к употреблению алкоголя и курению. Необходимо значительно усилить работу по антиалкогольной и антиникотиновой пропаганде. Сочетать работу по пропаганде здорового образа жизни с организацией досуга. Подростки отмечали, что взрослые проводят с ними беседы по проблемам, затронутым в анкетах. Но чаще всего эти беседы носят характер нравоучений и запретов. Подросткам хотелось бы понять, почему люди тянутся к алкоголю, курению и наркотикам, как противостоять соблазнам и давлению сверстников, чем можно заменить асоциальный образ жизни, чтобы не остаться одному. Таким образом, правильно организованная профилактическая работа позволит предупредить проявления асоциального поведения среди подростков.
Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы . «Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле». (Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
Вступая в общение и участвуя в совместной деятельности, люди взаимодействуют. Сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-то задачи, движения к определенной цели. При этом в равной мере соблюдаются интересы обеих сторон.
Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Из своей практики мы можем сказать, что ученики становятся друзьями не только во время выполнения общих заданий, их доброжелательное отношение к друг другу, заинтересованность в успехах других становятся качествами их личности. Помочь младшему, спросить совета у старшего, вместе решить проблемы, разделить радость успеха или горечь неудач – естественно.
Основные варианты организации обучения в сотрудничестве «Обучение в команде» «Учимся (работаем) вместе» «Наставник» «Отдыхаем вместе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет по профилактике асоциальных явлений среди несовершеннолетних
Мы за здоровый образ жизни!...
Работа социального педагога по профилактике асоциальных явлений под влиянием сети Интернет
Что такое Интернет? Буквально на наших глазах он стал силой, радикально изменившей жизнь многих людей. Интернет – очень большое благо, если его использовать правильно. Что же может произойти, ес...
Просветительская образовательная программа по профилактике асоциальных явлений в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Твоя жизнь в твоих руках»
Данная программа предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нар...
Республиканский конкурс агитбригад по профилактике асоциальных явлений «Свежий ветер» Агитбригада «Зожевцы»
Данная работа имеет цель: укрепление престижа здорового образа жизни, профилактика употребления алкоголя среди подрастающего поколения.Задачами является: актуализация здорого образа жизни, приобщение ...
Профилактика асоциальных явлений
Буклет "Зависимость от алкоголя и наркотиков у подростков"...
Городской смотр-конкурс как эффективный механизм выявления инновационных методик профилактики асоциальных явлений среди молодежи
Аннотация. В статье представлен анализ динамики проведения городского смотра-конкурса на луч- шую организацию работы по профилактике асоциальных явлений в государст...
Программа по профилактике асоциальных явлений среди несовершеннолетних "Мой выбор" на 2019 - 2022 уч.гг.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, которые стоят перед обществом сегодня, является снижение роста преступности среди молодежи и поышение активности профилактики. Программа нап...