Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")
методическая разработка (9 класс) на тему

Елюхина Галина Дмитриевна

*/ /*-->*/

Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса:
для практического участия школьников в решении экологических проблем своего города; 
восстановлению чистоты лесной зоны отдыха, прилегающей к улице Молодёжной, на которой расположена  МОУ СОШ №4;
для привлечения  внимания общественности к проблемам экологии;
формирования социализации, мотивации к активному участию в общественной жизни; 
приобретения навыков социального партнерства с другими организациями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon edm-_soc.proekt.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования

администрации муниципального образования городского округа «Усинск»

«Усинск» кар кыштын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса

йöзöс велöдöмöн веськöдланiн муниципальнöй учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов»

(МОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов»)

«4 №-а торъя предметъяс пыдiсянт велöдан общеобразовательнöй шöр школа»

муниципальнöй общеобразовательнöй велöданiн

ИНН 1106011519           КПП 110601001             БИК 048702001             ОГРН 1021100897322

BD21319_

Социально-экологический проект

                Исполнитель:

                 проектная группа

9 г класса

 МОУ «СОШ №4 с УИОП»

Руководитель:

ЕЛЮХИНА

ГАЛИНА ДМИТРИЕВНА.

УСИНСК

2011

Аннотация

"Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. И охранять природу - значит охранять Родину". 

Михаил Пришвин

Информация о разработчиках и исполнителях проекта

Разработчик:

  • Елюхина Галина Дмитриевна, классный руководитель 9г класса, учитель французского языка.

Исполнители:  инициативная группа 9г класса:

  • Крипак Валерия – командир отряда особого назначения (ООН), отвечает за организацию социально значимых дел и за связи с общественностью;
  • Ефимов Алексей - командир  штаба коллективных творческих дел (КТД);
  • Горина Валерия – командир «Зелёного патруля»;
  • Чернова Александра - командир исследовательского центра;
  • Косарева Вероника - командир пресс-центра;  
  • Токмурзина Диана – командир штаба Экологической школы безопасности;
  • Слободянюк Александр – командир центра физкультуры и здоровья;
  • Бедарева Анна – ответственная за шефскую помощь начальной школе.

Координатор проекта:

  •  Гайнутдинова Т.Ю., заместитель директора по воспитательной работе.

Тип проекта: социальный, информационно-поисковый, практико-ориентированный, экологический.

По количеству участников проекта:  групповой.

По широте охвата содержания:  межпредметный.

По времени проведения: продолжительный, 2010-2011 учебный год.

По  степени охвата: в масштабе города.

Область социального исследования: состояние экологии в городе Усинске, деятельность нефтеперерабатывающих предприятий по охране окружающей среды.

Образовательная область, с которой связано содержание проекта:

  • Экология
  • Физика
  • Химия
  • Геология
  • География
  • Математика
  • Юриспруденция
  • Экономика
  • Филология
  • Журналистика

Используемые методики и технологии:

  • Технология сотрудничества.
  • Игровые технологии (конкурсы, викторины, диспуты).
  • Метод-проектов и проектные технологии.
  • Организация исследовательской деятельности с получением новых знаний.
  • Методики организации коллективных творческих дел.
  • Спортивные соревнования.
  • Фестивали и конференции.
  • Информационные технологии, информационные ресурсы, в том числе ресурсы Интернет.
  • Самостоятельная подготовка.

Источники информации, использованные в процессе выполнения проекта:

  • научно-популярные журналы
  • научные журналы
  • учебники и учебные пособия
  • научно-популярные книги
  • научные издания
  • словари
  • справочники
  • энциклопедии
  • интернет-ресурсы

Содержание проекта

Ведущими идеями содержания проекта являются:

Идея исторической, культурной, национальной памяти. Это идеи преемственности связей между поколениями, партнерства разных возрастов в активной работе на службе обществу и стране.

Идея социально значимой деятельности подростков:

Навыки и умения, полученные в ходе совместных мероприятий, несут в себе двойную направленность для общества – личность,  осознающую себя как гражданина. Для самого воспитанника – конкретные практические навыки.

Идея эмоциональности воспитательных воздействий:

Ее реализация способствует развитию эмоциональной сферы личности.

Идея интеграции:

Она предполагает, во-первых, целевое, деятельное, эмоциональное единство всех участников проекта. Подростки- педагоги -  родители - общественность.

Идея ответственности:

Она формирует у детей ответственное отношение к природе, развивает эмоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, прививает  любовь к Родине, к родной природе.            

Идея экономической и экологической целесообразности

Она воспитывает и обучает новое поколение людей, способных к рациональному природопользованию, гармонизации взаимоотношений с природной средой.

Актуальность проекта

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

Наша школа является опорной  городской площадкой  по теме: «ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»  на  2010 – 2011 учебный год. Одним из компонентов гражданского образования являются знания об основных социально-экономических процессах, экологические знания.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну.

Базовые национальные ценности лежат в основе уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос.

Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.

Социальное проектирование позволяет вовлечь учащихся с проектную деятельность, развивать коммуникативные, компетентностные способности, умение планировать работу  в достижении целей, распределять роли и мотивированно вести исследование (изучать история вопроса). Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности, а пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Тем более дети горды тем, что их проект востребован. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Для участников нашего проекта волонтерское движение  - новый аспект деятельности. Мы считаем это замечательной возможностью привлечь общественное внимание к вопросам экологии, соучастия, ответственности за будущее.

Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка. Духовно нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя.

Цели проекта:

  • воспитание патриотизма и гуманного отношения к родной природе;
  • воспитание активной гражданской позиции, готовности служить Отечеству;
  • формирование социализации, мотивации к активному участию в общественной жизни.

Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:

  • воспитывать любовь и уважение к своей Малой Родине, вовлекать учащихся в практическую работу по изучению и восстановлению её окружающей среды;
  • видеть не только факты отрицательного отношения к природе, но и ценить положительный вклад в охрану окружающей среды в нашем регионе, включаться в конкретную деятельность в рамках экологического воспитания;
  • формировать способность выражать и отстаивать свою общественную позицию;
  • приобщать учащихся к творческой и практической исследовательской деятельности;
  • приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек: от экологии окружающей среды – к экологии человека.

Основные принципы работы над проектом

  • личностно-ориентированный подход и уважение личности каждого ребенка;
  • социальная активность;
  • значимость духовно - нравственных и эколого–этических позиций в процессе формирования и становления личности;
  • сотрудничество и содружество;
  • многообразия форм, видов и содержания деятельности;
  • учет возрастных особенностей детей, доступность предлагаемых форм работ.

Методы  и механизмы реализации проекта

Структура управления объединением:

командиры структурных подразделений:

  • пресс-центр (есть свои журналисты, выпускаются листовки, бюллетени, стенгазеты);
  • исследовательский центр (руководит исследовательской деятельностью учащихся и ее продвижением, информирует активистов пресс-службы о результатах исследований, новых находках и т.п.);
  • «Зеленый патруль» - (изучает экологическое состояние близлежащих территорий, находит объекты, требующие защиты и восстановления, первыми исследует экологические маршруты);
  • отряд особого назначения (ООН) – отвечает за организацию трудовых экологических десантов, социально значимых дел,  взаимосвязь и общие мероприятия с другими молодёжными экологическими организациями;
  • штаб КТД (коллективных творческих дел) - отвечает за подготовку массовых творческих мероприятий и праздников, организацию культурного досуга;
  • штаб Экологической школы безопасности ведет переговоры с отделами по охране природы нефтедобывающих предприятий города, осуществляет социальное партнерство под девизом «Встретиться вместе – удача, сотрудничать вместе – успех!»;
  • центр физкультуры и здоровья (готовит физкультурно – оздоровительные мероприятия, графики спортивных соревнований, следит за выполнением санитарных и гигиенических норм).

Для музыкального оформления праздников имеется большой запас фонограмм, караоке, музыкальный центр.

Этапы реализации проекта.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Подготовительный этап

  • изучение интересов детей;
  • сбор информации, оценка

состояния окружающей среды; выбор  и исследование проблемы;

  • формирование проектной

группы;

  • выбор возможных тем для

исследовательской работы;

  • выбор природных объектов,

нуждающихся в защите, разработка проектов их восстановления;

  • разработка программ сценариев

мероприятий, проектов добрых дел;

  • заключение договоров о

сотрудничестве с другими организациями.

Сентябрь – октябрь

Елюхина Г.Д.

инициативная группа 9г класса

2

Организационный этап

  • организация работы «ЭДМ»

(«Экологического движения молодёжи»);

  • организация школьного

экологического уголка;

  • организация исследовательской

работы по изучению состояния экологии в городе Усинске, работе нефтеперерабатывающих предприятий по охране окружающей среды;

  • информационная деятельность

под девизом «Пусть о нас узнают, пусть о нас услышат, пусть о нас напишут…»;

Ноябрь - март

инициативная группа

3

Деятельностный

  • озеленение школьного двора;
  • озеленение школы;
  • реализация мероприятий

экологической программы «Будь Человеком, человек!», выпуск листовок и бюллетеней;                      

  • подготовка к школьной и

муниципальной научно-практической конференции «Шаг в науку» (доклады по химии, географии, французскому и английскому языку и другим предметам);

  • практическая реализация

социально-значимых экологических проектов «Чистый лес», «Берегите птиц» и др.;

  • спортивно – оздоровительная

деятельность под девизом «От экологии природы - к экологии человека»;

  • социальное партнерство под девизом «Встретиться вместе – удача, сотрудничать вместе – успех!»

Февраль – апрель

инициативная группа

4

Рефлексия

  • подведение итогов работы,

оценка результатов реализации проекта;

  • оформление отчетных

материалов, фото-отчетов, выставок;

  • участие в школьной научно

практической конференции «Шаг в науку»;

  • подготовка материалов для

участия в научно – практических конференциях следующего уровня (муниципального, республиканских).

Апрель – май

инициативная группа

Ожидаемые результаты.

 

  • Укрепление и оздоровление детского организма, приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек.
  • Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках.
  • Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации; развитие у школьников интереса к творческой исследовательской деятельности.
  • Развитие креативных способностей учащихся.
  • Развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде.
  • Развитие лидерских качеств.
  • Развитие информационной культуры участников проекта.
  • Изменение и утверждение массового сознания школьников в значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе.
  • Повышение уровня экологической культуры (правильного поведения в общении с природой).
  • Формирование у школьников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей Малой Родины.
  • Практическое участие школьников в решении экологических проблем своего города, формирование социализации, мотивации к активному участию в общественной жизни.
  • Приобретение навыков социального партнерства с другими организациями, развитие у обучающихся умения работы во взаимодействии с органами власти, со средствами массовой информации, с другими организациями.

Реализация данного проекта способствует

  • восстановлению чистоты лесной зоны отдыха, прилегающей к улице Молодёжной, на которой расположена  МОУ СОШ №4- как  решение экологических проблем города Усинска;
  • привлечению внимания общественности к проблемам экологии, разбудит в людях чувство ответственности за чистоту и сохранность окружающего мира нашей «Малой Родины».
  • Данный проект утвердит в детских глазах веру в добро, а в их душах и сердцах появится желание делать добрые дела.

Оценка результатов

Оценка результатов нашей деятельности будет осуществляться через анкетирование родителей, коллектива школы (на активе школьного самоуправления), членами жюри (научно-творческой конференция «Надежда науки»-2011»). Итоги работы над реализацией проекта будут подведены в мае 2011 года на итоговом Часе общения.

План дальнейшего развития проекта

В дальнейшем планируется

  • дальнейшее сотрудничество с отделами по охране природы нефтедобывающих компаний города Усинска, экскурсии на эти предприятия;
  • продолжение переписки, обмена идеями с молодёжными  экологическими движениями;
  • организация совместных экологических десантов с другими организациями;
  • продолжение исследования экологического состояния нашего района.  

Бизнес – план

Наименования

Бюджетные средства

Внебюджетные средства

1

Бумага

140р. *1 = 150 рублей

Выделено родительским комитетом

2

Распечатка фото материала

(краска для принтера)

Пользовались имеющимся комплектом

3

Призы для начальной школы

на общую сумму – 350 рублей

Выделено родительским комитетом

5

Инвентарь

для посадки ели

Пользовались имеющимся комплектом

Итого

500 рублей

Бюджетные средства не использовались.

Список использованных источников и литературы

  1. Асамаа И.Т. Как себя вести/ пер. с эст. Л.Г.Батарин, Ю.П.Маткевич. 7-е Таллин: Валгус, 1980. 190с.
  2. Вронский В. А. Прикладная экология. М.: Феникс, 1996.
  3. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. Под ред. Селивановой Н.Л.  Калуга, 2000.
  4. Гражданское образование в российской школе. М.: АСТ Астрель,  2003.
  5. Горохова Е.В. Хочу быть лидером. Н.Н., 2000.
  6. Гольдникова А.Л. Хорошие манеры в рисунках и примерах. М.: «Молодая гвардия», 1980.
  7. Григоренко Ю.Н. Коллективно-творческие дела. Москва, 1999.
  8. Григорьев Т.Г. Основы конструктивного общения. Н.Н., 1997.
  9. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под ред. Селивановой Н.Л.  Москва, 1998.
  10. Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. Москва, 1999.
  11. Добротворский И. Л. Технологии успеха. 1001 совет школьнику. Владос, 2006. 192с.
  12. Николай   Заболоцкий   Стихотворения  и   поэмы.       Ростов-на-Дону: «Ирбис», 1999 г.
  13. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.  Москва, 1989
  14. Иванов И.П. Педагогика общей заботы. СПб, 1996.
  15. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1999.
  16. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. 80 с.
  17. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание  М., 2000.
  18. Коротков В.М. Самоуправление школьников. М., 1976.
  19. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., 1996
  20. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах.  М.: Педагогика, 1983—1986.  Т. 1-8
  21. Петрынин А.Г., Григорова В.К. Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективной творческой деятельности: Учебное пособие. Издание третье, дополненное и переработанное. М.: АПКиПРО, 2004 – 236 с.
  22. Программа Лидер. СПО – ФДО. М., 1993.
  23. Программа Гражданское образование. МОУ СОШ №4 г. Усинска Республики Коми.
  24. Прутченков А.С. Схема подготовки социального проекта. М., 2001.
  25. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. М., 2002.
  26. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004
  27. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. С., 1998.
  28. Энциклопедия для детей. Т. 3 (География). Аванта+, 1994

Ресурсы из интернета

  1. Приказ от 11.02.2002  Москва  N 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» http://www.edu.ru – Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы.
  2. Федеральные государственные стандарты второго поколения (ФГОС-2) http://www.edu.ru – Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы.
  3. Инициатива Президента РФ «Наша новая школа» http://www.edu.ru – Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы.
  4. Серия «Стандарты второго поколения». Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. «Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России» http://www.edu.ru – Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы.
  5. Министр образования и науки РФ А.А.Фурсенко. Интервью газете "Известия" 24 декабря 2010 года. http://www.ege.edu.ru Официальный информационный портал ЕГЭ.
  6. Глобальные проблемы человечества http://globalproblems.narod.ru
  7. Материалы из презентации Бадретдиновой А.Г. о работе РН-Северная нефть по охране окружающей среды.
  8. Песни из коллекции Геннадия Хохлова. www.vmusik.ru
  9. Песня Булата Окуджавы «Возьмемся за руки друзья…» mixzona.ru
  10. М.Пришвин "Кладовая солнца" lib.rin.ru
  11. Сент-Экзюпери «Маленький принц» www.ozon.ru
  12. Федерико Гарсиа Лорка. Избранная лирика. Перевод М.Цветаевой. www.litera.ru
  13. Фонд «Охрана природного наследия» 2009 http://www.nhpfund.ru
  14. Фото из коллекции Виктора Заверюхи.
  15. Цитаты, высказывания, афоризмы. Франсуа Рене де Шатобриан http://www.epwr.ru         
  16. Цитаты, высказывания, афоризмы. А.С.Макаренко http://aphorism-list.com
  17. Югыд ва Национальный парк http://www.ecotravel.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "Проблема курения в нашей школе и пути её решения"

Социально-экологический проект "Проблема курения в нашей школе и пути её решения". Описание проекта, агитбригада, викторина "Береги здоровье с молоду"....

Социально - экологический проект "Сохраним реку Омь"

В работе представлен социально - экологический проект "Сохраним реку Омь" (проблема, цели и задачи, этапы работы и результаты)...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

В статье отражено понятие "экология" с точки зрения воздействия окружающей человека среды на его здоровье. Рассмтрена актуальность проблемы экологическогообразования, экологической культуры школьников...

Социально-экологический проект «Экологический патруль»

Актуальность проекта заключается в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач. Правильное экологическое воспитание позволит...

Социальный экологический проект «С большой заботой о малой речке Черноголовке» (городская молодежная экологическая акция «Помоги речке Черноголовке!»)

Проект «С большой заботой о малой речке Черноголовке (городская молодежная экологическая акция «Помоги речке Черноголовке!») рассказывает о системе организации и опыте проведения эко...

Методическая разработка мероприятия социально-экологической направленности «День химии и биологии» в рамках Всероссийского экологического детского фестиваля

Номинация конкурса: «Образовательные мероприятия».Возрастная группа: 5-11 класс(19 человек)Автор проекта: учитель химии и биологии Серпак Надежда ИвановнаМуниципальное бюджетное общеобразо...