Духовный подвиг русских воинов
классный час (8 класс) по теме

Горбулина Татьяна Геннадьевна

Наши духовно-нравственные воинские традиции едины как для русской  армии прошлых  веков, так и для современной Российской армии.На протяжении столетий русский воин был тем же пахарем на ниве военной, что и его мирный собрат. Тот, кому выпал воинский жребий нёс службу именно «за други своя». Война ради войны, ради захвата чужих  имений, жён, земель никогда не поощрялась в России. Не случайно и герои нашего былинного эпоса – богатыри, охраняющие покой страны, - столь не похожи на героев западноевропейских   рыцарских эпических  сказаний. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович на богатырских  заставах  несут службу «за други своя». Князь Владимир в былинах, царь в русских солдатских песнях – своеобразное олицетворение идеи государства, которому служит и которое обороняет русский воин. Верность ему русский воин блюдёт не за честь, а за совесть.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovnyy_podvig_russkih_voinov.rar1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Горбулина Татьяна Геннадьевна

учитель музыки МОУ СОШ 5

город Белореченск Краснодарский край

Духовный подвиг русских воинов (Сл.1)

(Сл.2)

Смоленск и Тула, Киев и Воронеж

Своей прошедшей славою горды.

Где нашу землю посохом не тронешь, -

Повсюду есть минувшего следы.

Нас дарит кладами былое время:

Копни лопатой и найдёшь везде –

Тут – в Данциге откованное стремя,

А там – стрелу, калённую в Орде.

Зарыли в землю много ржавой стали

Все, кто у нас попировал в гостях!

Как памятник стоит на пьедестале,

Так встала Русь на вражеских костях.

К нам, древней славы неусыпным стражам,

Взывает наше прошлое веля,

Чтоб на заржавленном железе вражьем

И впредь стояла русская земля!

Д. Кедрин

(Сл.3) На памятнике русским гренадёрам, павшим в боях под Плевной, выбита надпись: «Больше сия любве никто же имать дакто душу свою положит за други своя» (Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих).

         Евангелие от Иоанна

(Сл.4, 5)

Наши духовно-нравственные воинские традиции едины как для русской  армии прошлых  веков, так и для современной Российской армии. На протяжении столетий русский воин был тем же пахарем на ниве военной, что и его мирный собрат. Тот, кому выпал воинский жребий нёс службу именно «за други своя» (Сл.6) Война ради войны, ради захвата чужих  имений, жён, земель никогда не поощрялась в России. Не случайно и герои нашего былинного эпоса – богатыри, охраняющие покой страны, - столь не похожи на героев западноевропейских   рыцарских эпических  сказаний. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович на богатырских  заставах  несут службу «за други своя» (Сл.7) Князь Владимир в былинах, царь в русских солдатских песнях – своеобразное олицетворение идеи государства, которому служит и которое обороняет русский воин. Верность ему русский воин блюдёт не за честь, а за совесть.

Стоит за алтари святые,

За Богом венчанных царей,

За гробы праотцов родные,

За жён, отцов и за детей.

(Сл.8) Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся промысел Божий о нашей Русской Земле, о её судьбе. Русь во многом была просвещена через князей, потому что князь – это, прежде всего военный и хозяйственный лидер. Князья стремились к государственности, через них Русь просвещалась верой. Когда Русь разделилась на мелкие княжества, когда были утрачены родственные связи, тогда их объединила вера. Они были «орудием» в руках Господа. Первыми Андрей Боголюбский и Александр Невский стали собирать Русскую Землю, поднимать народ на войну с захватчиками.

(Сл.9) Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1110-1174), внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в святом Крещении Марии), еще в юности был назван Боголюбским за постоянно присущее ему глубокое молитвенное внимание, прилежание к церковным службам и "утаенных молитв к Богу присвоение". (Сл.10) От деда, Владимира Мономаха, внук унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к Слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни.  Завоевание великого волжского пути стало для святого Андрея основной задачей его государственного служения России. (Сл.11) К концу 1170 года Боголюбский сумел добиться объединения Русской земли под своей властью. В ночь на 30 июня 1174 года святой князь Андрей Боголюбский принял мученическую кончину от руки изменников в своем Боголюбском замке. Русская Церковь помнит и чтит своих мучеников и созидателей. Андрею Боголюбскому принадлежит в ней особое место. Взяв в руки чудотворный образ Владимирской Божией Матери, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории. Молитвами святого Андрея сбылись над Русскою Церковью его самые заветные чаяния.

(Сл.12) Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переславле-Залесском. Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. (Сл.13) Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил Св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским. (Сл.14) Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241г. молниеносным походом св. Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси.

(Сл.15) Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242 г. св. Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской Земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв.

В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Св. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Св. Александр стал единовластным великим князем всей Руси.

(Сл.16) Князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно".

Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, пред Куликовской битвой в 1380 г., и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547г.

(Сл.17) 30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу, Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 г., святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Празднество было установлено указом от 2 сентября 1724 г., восстановленное в 1730г.

Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины.

(Сл.18) Св. Димитрий  Донской родился в 1350 году, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, св. Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).

(Сл.19, 20) За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским.

(Сл.21) Он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

(Сл.22)

О, бранный витязь! Ты печален,

Один, с поникшею главой,

Ты бродишь мрачный и немой,

Среди могил, среди развалин;

Ты видишь в Родине своей

Следы пожаров и мечей.

(Сл.23)  И подвиг нынешней Руси да будет будущему в память

(Сл.24) Всем нам хотелось бы жить в мире, свободном от войн и всяческого насилия. Но, к сожалению, окружающий мир всё ещё исполнен военных опасностей, и потому наряду с мирными тружениками, нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.

(Сл.25)

Чтоб стать мужчиной – мало им родиться,

Как стать железом – мало быть рудой.

Ты должен переплавиться, разбиться,

И, как руда, пожертвовать собой.

Готовность к смерти – тоже ведь оружие,

И ты его однажды примени…

Мужчины умирают, если нужно,

И потому живут в веках они.

(Сл.26)

Русь! Великая боль

Мне скрутила тяжёлые руки.

Я сливаюсь с тобой,

Принимаю несметные муки.

Сколько бед за спиной,

Что сумел я с тобою осилить! Русь!

Ты стала страной,

Стала вечно великой Россией.

И на все времена у тебя

Неизменно богатство –

Ты безмерно сильна

Правотой бескорыстного братства.

(Сл.27) Ради жизни других людей гибли наши предки в войсках Дмитрия Донского, Михаила Кутузова, Георгия Жукова… И именно ради жизни на родной земле несут сегодня свою службу, исполненную зачастую смертельных опасностей, наши воины-современники.

Низкий поклон им за это, за ту великую любовь, без которой невозможно жертвовать жизнью ради других людей, без которой невозможно быть настоящим солдатом , воином.

(Сл.28, 29)

Где б ты ни был,

Честный русский воин, помни:

О тебе гремит молва.

Будь всегда носить в крови достоин

Гневный жар великого родства.

Бейся в схватках равных и неравных

До конца! Плати врагу сполна!

(Сл.30)

Мир прекрасен, солдат,

Хоть немирен порой.

Путь пройдёшь до конца,

Свет над миром спасёшь.

Ты похож на отца,

Ты на деда похож.

(Сл.31)

Список источников:

  1. Сборник «Ради жизни на Земле»
  2. Учебник А.В. Бородиной «Основы православной культуры», М. издательство «Основы православной культуры», 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Духовный подвиг русской женщины"

Цель курса: приобщение учащихся к ценностям духовной культуры, формирование нравственных ориентиров, развитие познавательной самостоятельности, развитие лингвистической и коммуникативной компетенций.З...

Презентация "Духовный подвиг юродства"

Презентация посвящена наиболее известных блаженных Ксении Петербургской, Василию Блаженному, Матроне Московской....

Исследование "Духовный подвиг Кирилла и Мефодия"

Исследование "Духовный подвиг Кирилла и Мефодия"...

«Взрослые подвиги маленьких воинов»

Праздник посвящен знакомству детей  с подвигами детей - героев  Великой Отечественной войны....

конспект уроку Духовный подвиг русского воинства

Конспект к уроку "Духовный подвиг русского воинства"...

«Духовный подвиг. Жизнь и подвиг православных христиан в России в XX веке. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский».

laquo;Исследовательская работа» на тему:«XX век – век трагических судеб. Подвиг в жизни человека»...