Авторская программа развитие личности.
рабочая программа на тему

Воркожокова Асиет Юнусовна

     Воспитание – это один из сложнейших социальных процессов. Этот процесс реализуется через организацию деятельности детей, творческому подходу классного руководителя и действенной помощи родителей. При таком подходе необходимо объединить такие понятия, как взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Воспитание – это один из сложнейших социальных процессов. Этот процесс реализуется через организацию деятельности детей, творческому подходу классного руководителя и действенной помощи родителей. При таком подходе необходимо объединить такие понятия, как взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. Деятельность классного руководителя будет более эффективной при взаимодействии в конкретной воспитательной системе школы. Деятельность классного руководителя – это целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденции общественной жизни, на основе общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

     Основой успеха воспитательной работы является взаимодействия классного руководителя и воспитанников. Эти отношения, основанные на коллективной, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы, для полноценного развития всесторонне развитой личности. При творческом подходе можно правильно и эффективно организовать работу с ними.

     Воспитательная система класса – это также сложный социально – педагогический процесс, состоящий из большого количества направлений.

Цель программы:

  1.  создание условий для всестороннего развития личности ребёнка;
  2.  формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, патриотическими, нравственными качествами, культурой физического здоровья;
  3.  формирование у учащихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  4.  формирование здорового образа жизни.

     Но основными элементами воспитательной работы, бесспорно, являются патриотическое воспитание, нравственно – эстетическое и работа по здоровьесберегающей программе.

Задачи:

  1.  создать максимум условий для физического, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений, желаний;
  2.  формирование и развитие коллектива класса;
  3.  создание благоприятных психолого – педагогических условий для развития личности;
  4.  развитие творческого потенциала школьников;
  5.  способствовать высокому уровню межличностных отношений как в классном коллективе, так и во взаимодействии учителей и родителей;
  6.  привить детям любовь к малой Родине
  7.  формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, толерантность, милосердие);
  8.  воспитывать эстетическое, нравственное отношение к окружающей среде;
  9.  потребность в здоровом образе жизни;
  10.  развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;
  11.  способствовать организации самоуправления в классе.

Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 3 года (5 – 7 классы).

Сроки и этапы реализации программы:

1 этап – 2007 – 2008 уч.год.

2 этап – 2008 – 2009 уч.год.

3 этап – 2009 – 2010 уч.год.

     Реализация задач осуществляется через индивидуальные формы работы (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы); групповые (творческие группы, органы самоуправления), коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слёты, соревнования). Так же через изучение психологических особенностей учащихся: ролевые игры, соревнования, викторины, экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.

Содержание программы:

     Всестороннее развитие личности – сложный и трудоёмкий процесс воспитания. Актуальность такого воспитания неоспорима, так как каждый ребёнок, как личность, должен иметь возможность и условия для полноценного развития. Отличительной  особенностью данной программы от уже существующих является использование новых методик, инновационных технологий. Целостностью реализации задач является включение разных аспектов воспитания, влияющих на формирование личности, с учётом возрастных и психофизиологических особенностей детей. Основные направления работы – это воспитание в детях любви к своей Родине, привитие нравственных и духовных качеств, а также укрепление физического здоровья. Прогностичность  при таком подходе обучения очевидна: это не только выполнение заказа государства и общества на воспитание полноценного и всесторонне развитого гражданина России, но и помощь самому ребёнку в дальнейшей жизни иметь возможность реализации жизненных установок и целей, стать успешным и физически здоровым.

     В реализации программы по развитию всесторонне развитой личности участвуют не только учителя, но и родители, что способствует контролируемости качества подачи материала, его эффективности. В работу включены такие формы, как «круглый стол», совместные спортивные соревнования, поездки в театры, музеи, экскурсии по заповедным природным зонам Адыгеи.

     Программа включает в себя следующие направления, в которых прослеживаются последовательность, логика, методическая обоснованность:

  1. Система тематических классных часов и внеклассных мероприятий;
  2. Система тематических родительских собраний, проведение «круглых столов» с представителями здравоохранительных и правоохранительных органов;
  3. Психолого – педагогическая диагностика и коррекция, тренинговые занятия, ролевые игры.
  4. Проведение различных спортивных мероприятий в целях реализации здоровьесберегающих педтехнологий.

Условия реализации программы.

Критерии

Пояснения

1.

Статус, вид группы

Классный коллектив из социально благополучных семей.

2.

Особенность набора

Универсальный класс

3.

Формы занятий

Индивидуальные, групповые, совместная работа с родителями.

4.

Годы обучения, количество учащихся

2007 – 2008гг – 15уч.,

2008 – 2009гг – 16уч.,

2009 – 2010гг – 18уч.

5.

Количество занятий в неделю, в год

1 раз в неделю, 102 занятия в год.

6.

Место проведения

Классный кабинет, кабинет психолога, спортзал, спортплощадка, концертный зал, природные зоны.

Методика и технология воспитания.

  1. Система классных часов в 5 – 7 классах.

Нравственное воспитание.

Классные часы в 5 – х классах.

Тема классного часа

1.

Добро и зло.

2.

Милосердие и гуманность.

3.

Нравственные нормы и ценности людей.

4.

Как стать честным?

5.

Правила доверия.

6.

Доброта и сочувствие.

7.

Перед старостью склоним колено.

8.

Поездка в музей.

9.

Я – достойный сын Отечества.

Классные часы в 6 – х классах.

Тема классного часа

1.

Человек – это звучит гордо.

2.

Гуманизм и гуманность.

3.

Человек и его нравственные ценности.

4.

Гражданское самоопределение.

5.

Прекрасное и безобразное в природе и жизни человека.

6.

Человек сам себя воспитывать должен.

7.

Встреча с представителями правоохранительных органов.

8.

Подвигу жить в веках.

9.

Как стать порядочным человеком.

Классные часы в 7 – х классах.

Тема классного часа

1.

Происхождение нравственности.

2.

«Что есть долг».

3.

«Талант и труд».

4.

Умение владеть собой.

5.

О мужественности и женственности.

6.

Моё счастье в моих руках.

7.

Жизненные установки: «На что рассчитываешь, то и обретёшь».

8.

«Доброта – как категория вечности».

9.

Память, которой не будет конца.

Общественно - патриотическое воспитание.

Классные часы в 5 – х классах.

Тема классного часа

Время проведения

1.

Праздник «Учитель перед именем твоим…»

Октябрь

2.

Перед старостью склоним колени.

Октябрь

3.

Уроки добролюбия (ко Дню Пожилого человека).

Ноябрь

4.

День Матери. Конкурс рисунков, сочинений.

Ноябрь

5.

«Символы государства». Классный час

Декабрь

6.

«Им было всего 19» (посвящается выпускникам МОУГ№1, погибшим в Афганистане).

Январь

7.

«Люди мира, на минуту встаньте!»

Февраль

8.

«А, ну – ка, мальчики!»

Февраль

9.

Участие в Параде, посвященного Дню Победы, возложение цветов к «Вечному огню».

Май

Классные часы в 6 – х классах.

Тема классного часа

Время проведения

1.

Символика России и Адыгеи.

Сентябрь

2.

«Закон есть закон». Встреча с представителями правоохранительных органов.

Октябрь

3.

«День воина – интернационалиста». Классный час.

Январь

4.

Поход в Красногвардейский музей боевой славы.

Февраль

5.

Мы будущие защитники Отечества.

Февраль

6.

Встреча с ветеранами ВОВ.

Февраль

7.

«Ради жизни на земле» литературно – музыкальная композиция.

Апрель

8.

Уборка территории «Вечного огня».

Май

9.

Участие в Параде, посвященного Дню Победы, возложение цветов к «Вечному огню».

Май

Классные часы в 7 – х классах.

Тема классного часа

Время проведения

1.

«Горжусь тобой, моя Россия». Классный час.

Сентябрь

2.

«Моя малая родина». Урок гражданственности и патриотизма.

Октябрь

3.

«Поговорим об ответственности». Правовая беседа.

Ноябрь

4.

День милиции. Мужество и честь.

Ноябрь

5.

«Конституция – закон жизни». Классный час.

Декабрь

6.

«Последний поход» (в память о погибшей Майкопской танковой девизии).

Январь

7.

«Мои родственники в ВОВ». Классный час.

Февраль

8.

«На войне детей не бывает». Историко – литературная композиция.

Февраль

9.

Участие в Параде, посвященного Дню Победы, возложение цветов к «Вечному огню».

май

Духовно – эстетическое воспитание.

Классные часы в 5 – х классах.

Тема классного часа

1.

Правила поведения в школе и школьный этикет.

2.

День района. Выставка букетов.

3.

Организация выставки рисунков «Мой мир».

4.

Поездка в театр «Премьера».

5.

Музыка и мы.

6.

Праздник масленица.

7.

Праздник мам. (Совместная работа с родителями).

8.

Урок вежливости.

9.

Мои увлечения. Классный час.

Классные часы в 6 – х классах.

Тема классного часа

1.

Этика поведения.

2.

«Осенний бал». Конкурс.

3.

Посещение музыкального лектория Школы искусств.

4.

Отношение к женщине – показатель культуры общества.

5.

Поездка в филармонию. (г.Майкоп).

6.

Светский этикет.

7.

«Гость в доме – хозяину радость». Ролевая игра.

8.

«Музыкальная семья». Традиции семьи.

Классные часы в 7 – х классах.

Тема классного часа

1.

День района. Выставка композиций из природных материалов.

2.

«В человеке должно быть всё прекрасно…»

3.

Наш друг – кино.

4.

Интеллектуальная игра «Использование метода проекта».

5.

Поездка в Драматический театр.

6.

Конкурс «А, ну – ка, девушки».

7.

«Сервировка праздничного стола». Ролевая игра.

8.

Концертная программа ко Дню Победы.

  1. Система тематических родительских собраний и круглых столов.

5 – й класс.

1. Психологические особенности 5 – классников.

2. «Традиции моей семьи» (совместная работа родителей с детьми).

3. «Круглый стол». Основные проблемы воспитания.

4. Роль нравственного воспитания в формировании личности.

5. Встреча с родительским активом для разработки дальнейшего маршрута воспитания детей.

6 – й класс.

1.Этика в вопросах и ответах. Создание благоприятного климата в семье.

2. «Знаете ли вы своего ребёнка?» (беседа по результатам диагностических исследований).

3. Развитие нравственных ценностных ориентаций учащихся.  

4. Какой я воспитатель. Ролевая игра с рассмотрением педагогических ситуаций.

5. Встреча с родителями.

7 – й класс.

1. Вредные привычки и особенности подросткового возраста.

2. Половое воспитание. Встреча с врачом – педиатром и психологом школы.

3. Патриотическое воспитание подростков.

4. Воспитание толерантности и милосердия у подростков.

5. Встреча с родителями.

  1. Психолого – педагогическая диагностика и коррекция, тренинговые занятия, ролевые игры.

5 – й класс.

1. По результатам диагностики (Социометрия). Тренинговое занятие по сплочению вновь созданного детского коллектива.

2. Диагностика уровня мотивации. Как добиться успеха.

3. Милосердие и толерантность. Что это такое?

4.Ролевая игра по преодолению страхов и тревожностей, выработка уверенности в себе и в своих возможностях.

6 – й класс.

1. Как преодолеть стресс? Коррекционо – развивающее занятие.

2. Я и мои родители – мы семья. По следам диагностики. Ролевая игра, направленная на укрепление внутрисемейных отношений.

3.Сила воли и её развитие.

4.Будущее выковывается сегодня. Чего ты достиг за год? (тренинг на установку успешности).

7 – й класс.

1.Как избежать конфликтной ситуации? Отработка навыков.

2. Приёмы отказа от предлагаемых ПАВ. (тренинг).

3. Что такое дружба?

4. Как управлять собой. Методика самовоспитания.

  1. Планирование проведения спортивных мероприятий.
  1. Участие в спартакиаде;
  2. Проведение Дней здоровья;
  3. Совместные спортивные состязания: «Мама, папа, я – спортивная семья!»
  4. Проведение конкурсов «А, ну – ка мальчики!», «А, ну – ка, девочки!»;
  5. Организация туристических походов по родному краю совместно с родителями;
  6. Участие в спортивных играх: «Зарница», «Безопасное колесо», «Юный знаток ПДД».

Предполагаемый результат, критерии их оценки.

     Формирование навыков и привычек нравственного поведения, обогащение эмоционального мира детей. Формирование ответственности за своё здоровье, формирование моральных норм. Формирование коммуникативных умений и навыков, способностей адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях. Повышение обучающихся к учебной деятельности. Формирование у детей чувства патриотизма, милосердия. Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приёмы и методики: педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики, тестирование.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акимова М.К. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  2. Акутина СП. О направлениях работы классного руководителя с семьей // Класс ный руководитель. 2007. № 1. С. 13.
  3. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе. - Ярославль: Академия развития, 2000.
  4. Иванов А.В. Игры и праздники в общеобразовательной среде школы: Методи ческое пособие. - М.: ЦГЛ, 2005.
  5. Каверина Л.Б. Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями // Классный руководитель. 2005. № 3. С. 43.
  6. Куприянов Б. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание школь ников. 2002. № 4. С. 19
  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Кн. 3: Психодиагностика.
  2. Осипова И. Личностно-ориентированныс способы конструктивной коммуни кации с учащимися // Воспитание школьников. 2006. № 8.
  3. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и дру гих. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  1. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и сред них специальных учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.
  2. Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. - М.: Айрис-пресс, 2004.
  3. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. - М.: Московское городское педагогическое общество, 2000.
  4. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М.: ТЦ «Сфе ра», 2001.
  5. Степанов Е.Н. Лекция «Личностно-ориентированный классный час: особен ности содержания и организации» // Классный руководитель. 2006. № 2. С. 5.
  6. Тыртышная М.А. Дневник классного руководителя // Классный руководитель. 2005. №3. С. 10.
  7. Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе (5-8 классы) (Родительские собрания, беседы, практикумы, праздники) / Сост. Н.А. Касаткина. -Волгоград: Учитель, 2004.
  8. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: ВАКО, 2005. (Педа гогика. Психология. Управление).
  9. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: ЦГЛ, 2005.
  10. Яковлева Л.А. Воспитательная система класса «Звонница» // Классный руко водитель. 2006. № 4. С. 54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык

Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит методические материалы, отражает методы и приёмы работы по развитию навыков анали...

Приложение к авторской программе "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык"

Приложение к авторской программе "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит некоторые разработки кружковых занятий по развитию навыков анализа, ...

Авторская программа развития исследовательских навыков учащихся.

Авторская программа развития исследовательских навыков учащихся....

Программа "Развитие личности в классном коллективе"

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность  в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личност...

Авторская программа : "Развитие физического и психического здоровья учащихся в условиях образовательного учреждения Карасукского района"

     Цель данной методической программы сопряженных воздействий - сохранение позитивного физического и психического здоровья школьников путем воспитания культуры собственног...

Программа "Развитие личности обучающихся через творческую деятельность"

Занятия творческой практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи творческого воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка...

Авторская программа "Развитие гибкости"

Содержание. Введение Глава 1. Физическое развитие учащихся младшего школьного возраста. 1.1. Анатомо-физиологические особенности развития школьников.1.2. Развитие гибкости у школьников.1.3. ...