Гражданская оборона в России
творческая работа учащегося по теме

Реферат об истории развития Гражданской обороны в России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_go_i_chs.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Балаковский автомобильно – электромеханический техникум»

Реферат

История развития Гражданской обороны в России

                   

                                                                                                   Выполнил:

    обучающийся группы 21ГС

                                                                                                                     Капитов Александр

                                                                                                                                    Руководитель:

                                                                                                                                    Головина Л.П.

Балаково 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение--------------------------------------------------------------------------------------------------3

1. Начальный этап (первый)---------------------------------------------------------------------------4

2. Второй этап (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.)-----------------------------------------------------4

3. Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.)----------------------------------------------------------------5

4. Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г.г.)--------------------------------------------------5

5. Пятый этап (июль 1961 - сентябрь 1971 г.г.)---------------------------------------------------6

6. Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.)---------------------------------------------------6

7. Седьмой этап (август 1987 - декабрь 1991 г.)--------------------------------------------------6

8. Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время)---------------------------------------8

9. История МЧС-----------------------------------------------------------------------------------------9

10. МЧС России: Двадцать лет – юбилейная дата! ---------------------------------------------10

11. Просторы требуют особого контроля---------------------------------------------------------11

12. Все выше, выше, и выше…----------------------------------------------------------------------12
13. Катастроф – меньше, спасенных жизней – больше!----------------------------------------13

14.  Этапы большого пути----------------------------------------------------------------------------14
15. Слово министра------------------------------------------------------------------------------------14

16. ГО третьего тысячелетия-------------------------------------------------------------------------15

 Заключение----------------------------------------------------------------------------------------------16

Библиогрфический список----------------------------------------------------------------------------17

Введение

     В России (СССР) пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне, прежде всего, при ведении военных действий стало уделяться уже в ходе гражданской войны и особенно после ее окончания, когда авиация получила бурное развитие, стала способной наносить удары по тылам противника.

     Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание "К насе лению Петрограда и его окрестностей" устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны.

        

1. Начальный этап (первый)

     Историки определили март 1918 года начальным этапом (первым) зарождения системы отвечающей за защиту населения в нашей стране, со держанием которого явились революционные перемены не только в социаль но-политическом строе страны, но и в последовательной индустриализации и связанным с ней техническим перевооружением зарождающейся систе мы. Появление первых признаков военной опасности со стороны Германии повлекло за собой проведение комплекса мероприятий по организации за щиты гражданского населения.

     На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общего сударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам.

2. Второй этап (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.)

   Содержание второго этапа (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны. В связи с этим 4 октября 1932 года было принято Советом народных комиссаров СССР «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания МПВО, предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО – начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий.

     Развитие МПВО шло по двум направлениям - военному и гражданскому. С одной стороны, в наиболее крупных городах создавались территори альные части ПВО. Стали формироваться кадровые отдельные батальоны, а затем и полки МПВО. С другой - в городах-пунктах ПВО организовываться участковые команды (в границах участков милиции), объектовые (на предприятиях), а в домохозяйствах - группы самозащиты. К сожалению, за оставшееся до начала войны время не удалось пол ностью выполнить все необходимые мероприятия, решить все назревшие вопросы.

     Тем не менее, МПВО в основном оказалась неплохо подготовлена к вы полнению многотрудных задач военного времени.

3. Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.)

     Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает годы Великой Оте чественной войны.   Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.

    Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состо яние войск.

     В условиях войны она накопила богатый опыт организации защиты на селения от ударов противника с воздуха и ликвидации их последс твий. МПВО успешно справилась со своими задачами - затруднить фашист ской авиации поражение целей в городах и народнохозяйственных объек тов, обеспечить защиту граждан и оказывать помощь пострадавшим, прово дить аварийно-восстановительные работы в очагах поражения, повышать устойчивость функционирования предприятий, коммунально-энергетических сетей. Тем самым она внесла достойный вклад в достижение общей победы нашей страны над фашистской Германией. МПВО страны из местной перерастает в стратегическую задачу стра ны. 

4. Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г.г.)

     Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г.г.) этап совершенствова ния МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты насе ления и народного хозяйства от применения оружия массового поражения.

     Кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна вынуждена была сделать в 1961 году и создать качественно новую систему – Гражданскую оборону, ставшую одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне.

     В конце 50-х и начале 60-х годов стало очевидно, что МПВО с ее местными ограниченными по масштабу и характеру действиями и возможностями не готова к осуществлению крупных мер по защите населения и территории страны, к тому, чтобы существенно снизить потери и последствия. Решение, принятое руководством страны в 1961 году, о преобразовании МПВО в систему Гражданской обороны, вернее, ее трансформации, практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения. В основу новой системы легли опыт, традиции, словом, все лучшее, что было создано за годы существования МПВО. В основном была сохранена организационная структура, подходы к обеспечению защиты населения, система его обучения. На этом этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнитель ные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и ра йонов.

5. Пятый этап (июль 1961 - сентябрь 1971 г.г.)

     Пятый этап (июль 1961 - сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глу бокими структурными изменениями ГО.

     С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству. Это подня ло ее развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное руководство ею на всех уровнях. 

6.Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.)

     Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со сто роны советских и военных органов управления министерств и ведомств. Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО яв ляется планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени. Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача перед названными системами не стоит.

     Развитие системы ГО и РСЧС во второй половине ХХ века.

7. Седьмой этап (август 1987 - декабрь 1991 г.)

     Седьмой этап (август 1987 - декабрь 1991 г.) развития системы ГО является этапом по зитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологичес ких и хозяйственных проблем.

     На данном этапе на ГО были возложены задачи по защите населения и территорий от сти хийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время.

     Причиной тому явилось то, что 80-е годы ХХ века стали достаточно быстро накапливаться проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это было обусловлено значительным ростом в последние десятилетия количества и масштабов таких чрезвычайных ситуаций, по своим последствиям сопоставимых в ряде случаев с последствиями военно-политических конфликтов. Для их ликвидации требовалось сосредоточение усилий всего государства, а в некоторых ситуациях – помощь со стороны мирового сообщества.

     Основными причинами роста количества и масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являлись:

  1. бурный научно-технический прогресс, который не только способствовал повышению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и приводил к возрастанию риска аварий больших технических систем, из-за увеличения числа и сложности последних, роста единичных мощностей агрегатов на промышленных и энергетических объектах, их концентрации;
  2. прогрессирующая урбанизация территорий, увеличение плотности населения и как результат – растущие последствия антропогенного воздействия на окружающую природную среду и глобальное изменение климата на нашей планете.

     О масштабах чрезвычайных ситуаций, являющихся следствием природных и техногенных катастроф, свидетельствуют такие факты: в крупнейших землетрясениях ХХ века: Ашхабадском (Туркмения), Тангшенском (Китай) и Спитакском (Армения) погибло соответственно 110, 243 и 25 тыс. человек; в результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись территории 19 субъектов Российской Федерации, на которых проживало более 30 млн. человек, а также территории ряда европейских государств; в результате химической аварии на комбинате в г. Бхопале (Индия) погибло 2,5 тыс. человек, пострадало более 200 тыс. человек.

     Именно Чернобыльская катастрофа 1986 года подтвердила назревшую необходимость решения проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на государственном уровне, а Спитакская трагедия (Армения, 1988 г.) ускорила принятие решения по данному вопросу.

     В середине 1989 года Верховный Совет СССР постановил создать постоянно действующую Государственную Комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров СССР 15 декабря 1990 г. была образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включала в себя союзную, республиканские и отраслевые (министерств и ведомств) подсистемы. Названная комиссия и система существовали до распада СССР. Аналогичным образом развивался этот процесс и в Российской Федерации.  

     12 октября 1990 г. Совет Министров РСФСР образовал Республиканскую комиссию по чрезвычайным ситуациям во главе с заместителем Председателя Совета Министров РСФСР.  Однако жизнь показала, что она не в полной мере могла решать возникающие сложные задачи. Особенно это касалось организации экстренного реагирования на крупномасштабные чрезвычайные ситуации. Комиссия не имела собственных сил и средств, ее решения носили чаще рекомендательный характер.Целесообразно было образовать специальное федеральное ведомство, имеющее свои силы, средства, органы управления.

8. Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время)

     Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с уп разднения государственных структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

     В связи с этим в 1990 г. был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований превратился в 1994 г. в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Преследовались цели – радикально улучшить работу по защите населения и территорий России при ЧС мирного и военного времени придать этой работе общенациональную значимость, возвести её на уровень государственной политики.

9. История МЧС

     История МЧС тесно связана с историей российской гражданской обороны, которой      4 октября 2010 г. исполнилось 78 лет. Начало государственной гражданской обороне было положено 4 октября 1932 г. принятием Советом народных комиссаров СССР «Положения о противовоздушной обороне СССР», которое впервые определило мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этот день принято считать днем рождения Местной противовоздушной обороны (МПВО) – начального этапа развития государственной системы защиты населения и территорий.                                  Решение, принятое руководством страны в 1961 г., о преобразовании МПВО в систему гражданской обороны (ГО), практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения.                                      

     27 декабря 1990 г. было принято постановление Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР». Этот день считается днем образования МЧС России. В 1995 г. Указом Президента Российской Федерации 27 декабря было объявлено Днем спасателя Российской Федерации.

     В феврале 1998 г. впервые в истории гражданской обороны принят Федеральный закон «О гражданской обороне», определивший задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

     В настоящее время способность государства и общества своевременно распознавать предпосылки кризисов, катастроф и эффективно бороться с ними становится одной из ключевых задач обеспечения национальной безопасности.

     Сформирован новый облик гражданской обороны и существенно расширен круг ее задач. Внедрены принципиально новые подходы к организации и ведению гражданской обороны на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. На основе внедрения современных технических средств и унификации структурных элементов создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ГО. Осуществлена реконструкция централизованной системы оповещения гражданской обороны на федеральном и межрегиональном уровнях. Предприняты необходимые меры по сохранению материально-технической базы гражданской обороны, системы инженерной защиты населения, запасов материально-технических ресурсов гражданской обороны.

     В соответствии с Планом строительства и развития сил и средств МЧС России к 2011 г. на базе реорганизуемых соединений и воинских частей войск гражданской обороны планируется сформировать воинские спасательные формирования постоянной готовности МЧС России, способные эффективно и в полном объеме выполнять возложенные на них задачи мирного и военного времени.

     Создана единая система обучения всех категорий населения в области гражданской обороны и защиты населения, на основе внедрения современных обучающих методик и технических средств. С целью обучения различных категорий населения и доведения информации создана Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН).

     На современном этапе развития сформирован новый облик гражданской обороны и существенно расширен круг ее задач. Внедрены принципиально новые подходы к организации и ведению мероприятий гражданской обороны, позволяющие гибко и оперативно решать задачи по защите населения и территорий от опасностей мирного и военного времени.

10. МЧС России: Двадцать лет – юбилейная дата!

     Сегодня МЧС России – эффективная, мобильная структура, способная противостоять любым угрозам природного и техногенного характера. Министерство постоянно развивается, наращивая мощь и совершенствуя оперативную систему реагирования.

     Для Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 2010 год – год особый. Двадцать седьмого декабря МЧС России отметит двадцатую годовщину своего создания. В этот день двадцать лет назад постановлением Совета министров СССР был образован Российский корпус спасателей – предшественник МЧС России. При этом уже 19 лет бессменным руководителем МЧС России является Сергей Шойгу.
    К своему двадцатилетнему юбилею МЧС России приурочила подведение итогов второго Всероссийского фестиваля «Созвездие Мужества». В этом году фестиваль проходит под девизом «Наш выбор – жизнь без опасности!» и призван объединить представителей силовых ведомств, журналистов и общественность в решении общей задачи – повышении культуры безопасности жизни. Но главное – в рамках фестиваля вся страна узнала о своих героях: пожарных, спасателях, представителях других профессий, обычных людях, проявивших героизм и мужество и вовремя пришедших на помощь ближнему. Церемония награждения победителей фестиваля «Созвездие Мужества» состоялась в Москве 9 декабря – в День Героев Отечества.

                                    11. Просторы требуют особого контроля


     В том, что уже в 1990 году именно в России была создана специальная спасательная служба ничего удивительного нет. Для этого были все предпосылки. Бескрайние российские территории находятся в различных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, поэтому риск возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик.
При этом за двадцать лет существования МЧС России прев-ратилась в мощную и во многом уникальную службу. Зачастую и масштаб деятельности, и применяемые МЧС технологии спасения людей и предотвращения чрезвычайных ситуация не имеют аналогов в мире.
Так, например, минувшим летом, когда в России возникала чрезвычайная пожароопасная ситуация, к ликвидации природных пожаров МЧС России было привлечено более 131 тысяч сотрудников, свыше 21 тысячи единиц техники, в том числе 27 воздушных судов.

Итогом самоотверженной работы сотрудников МЧС стало спасение от огня 4 600 населенных пунктов, с населением более 500 тысяч человек.



Шойгу Сергей Кужугетович министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Герой Российской Федерации, Генерал армии.
Родился 21 мая1955 года в г. Чадан Тувинской АССР.
В 1977 году окончил Красноярский политехнический институт.
С 1978 работает на руководящих должностях.
В 1991 году назначен председателем Российского корпуса спасателей, позже председателем Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям.
1991-1994 гг. – председатель Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
С 1994 года – министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Награжден орденами «За личное мужество», «За заслуги», «За заслуги перед Отечеством» III степени, «Данакер», Почетным гражданским орденом «Серебряный Крест» I степени, Почетной золотой медалью имени Льва Толстого, медалью «Защитник свободной России».

                                            12. Все выше, выше, и выше…


   Отдельного упоминания заслуживает авиация МЧС России. Она была образована в 1995 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России». Поэтому и для авиаторов МЧС 2010 год – год особый. За 15 лет своего существования авиация МЧС приняла участие в нескольких сотнях спасательных и гуманитарных операциях международного, федерального и регионального уровней. При этом многое из того, что сделано авиацией МЧС – сделано впервые в истории МЧС, России и мира. Недаром сотни летчиков, инженеров и техников награждено высокими государственными наградами.
Так, основу аэромобильных спасательных комплексов авиации МЧС составляет транспортный самолет Ил-76ТД. Он доставляет в район чрезвычайной ситуации вертолеты легкого класса Бо-105 и БК-117, которые могут вести поиск терпящих бедствие и эвакуировать пострадавших из района катастрофы. Сам же самолет Ил-76ТД, превращается в «пожарный бомбардировщик-штурмовик», способный тушить лесные пожары с высоты 50-100 м. Для этой задачи он оборудуется не имеющими аналогов в мире выливными авиационными приборами ВАП-2, которые вмещают 42 тонны воды.
Уникальны и технологии тушения очаговых пожаров с вертолетов Ми-8, Ка-32 и Ми-26 с использованием водосливных устройств ВСУ-5 и ВСУ-15. А для ликвидации последствий крупных разливов нефтепродуктов на морских акваториях МСЧ России была разработана уникальная система ВОП-3 (вертолетный опрыскиватель подвесной) и способы очистки загрязненных участков побережья при помощи специальных диспергентов и биопрепаратов, а также дегазации и дезактивации зараженных участков местности. Так что и авиации МЧС, и МЧС России есть чем гордиться.

                       
13. Катастроф – меньше, спасенных жизней – больше!


    Особенно сложным для МЧС России был 2009 год: он вошел в историю как год крупнейших техногенных катастроф. Тем не менее, и в этих экстремальных условиях МЧС России продемонстрировала результативную работу. Цена этой работы – тысячи спасенных жизней и снижение на 18,8% количества чрезвычайных ситуаций. И что еще важнее – в 2009 году количество погибших в результате чрезвычайных ситуация людей по сравнению с 2008 годом было уменьшено более чем на 10 процентов. В целом за год в ходе аварийно-спасательных работ, тушения пожаров и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в России было спасено более 153 тысяч человек и обезврежено более 28,8 тысяч взрывоопасных предметов, в том числе 462 авиабомбы.

     При этом МЧС России неуклонно наращивает свой потенциал.
Уже второй год функционирует Национальный центр управления в кризисных ситуациях, объединяющий органы управления на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях и обеспечивающий координацию и оперативное управление силами и средствами МЧС России.

14. Этапы большого пути


   
27 декабря 1990 года – образован Российский корпус спасателей (РКС). Эта дата считается днем основания Чрезвычайной службы России и МЧС России в частности. Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС)
   
19 ноября 1991 года – на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР.
    30 сентября 1992 года – Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
   
10 января 1994 года – Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
     Январь 2002 года – 278 тысяч сотрудников Государственной
противопожарной службы во-шли состав МЧС, имевший до этого численность 70 тысяч сотрудников.
                                                 
15. Слово министра


    Сергей Шойгу: Главное – двигаясь вперед, сохранить наш корпоративный и ощущение спасательного братства – 2010 год для нас особый – в этом году МЧС России отмечает свое 20-летие!
    Уже два десятка лет мы с вами, плечо к плечу, создаем нашу систему. Стремимся сделать ее эффективной, мобильной. Шаг за шагом, преодолевая серьезные трудности, нарабатываем бесценный опыт спасения людей, оттачиваем мастерство, укрепляем кадровый потенциал, внедряем новейшие технологии, основанные на передовых научных разработках, совершенствуем техническое оснащение. Тогда, в теперь уже далеком девяностом, корпус спасателей насчитывал несколько десятков человек, настоящих подвижников, готовых противопоставить суровой стихии свое бесстрашие,
мужество, профессионализм.
    Сегодня МЧС России – это более 300 тысяч человек личного состава, это суперсовременная техника и оборудование, которые делают нашу структуру эффективной, мощной, способной противостоять любым угрозам природного и техногенного характера, реально помочь людям.
    Гордость Министерства – его сотрудники. Человек, безразличный к чужому горю, не сможет работать в МЧС. Спасатель и пожарный –
не просто профессии. Это образ жизни, постоянная готовность к самопожертвованию, к подвигу, который у нас считают просто – работой. Результат этой работы – сотни тысяч спасенных жизней.
   Впереди много задач. Главное – двигаясь вперед, наращивая мощь и совершенствуя оперативную систему реагирования, сохранить наш корпоративный дух, то ощущение спасательного братства, которое позволяет каждому из нас с гордостью сказать: «Служу Российской Федерации и МЧС России».

16. ГО третьего тысячелетия

В последние годы в ряде зарубежных стран (ФРГ, США, Франция и др.) в связи с изменившейся военно-политической обстановкой происходит трансформация взглядов на роль гражданской обороны и порядок ее ведения. Так, новая политика США определяет, что силы и средства гражданской обороны должны готовиться не столько к действиям в условиях ядерной войны, сколько уметь эффективно решать задачи, возникающие в мирное время, уделяя при этом особое внимание мобилизационному   планированию. Возникла необходимость внесения изменений в теорию и практику гражданской обороны в нашей стране. Диктуется это тем, что до настоящего времени продолжают использоваться теоретические положения, разработанные еще в период 1962 — 1976 годов. Коренные изменения в характере военных конфликтов, средствах вооружения, социально-экономической обстановке требуют нового, более обстоятельного и всеобъемлющего отношения к защитным мероприятиям.

     Гражданская оборона XXI века будет существенно отличаться от современной.

     Во-первых, должен измениться ее статус: утрачивая былое стратегическое значение и сугубо военно-оборонную сущность, ГО приобретает большую социальную направленность; основной целевой установкой становится не столько участие в достижении военного стратегического успеха, сколько сохранение жизни человека и среды его обитания. В силу этого Гражданская оборона, видимо, постепенно отойдет от военной организации и приобретет самостоятельность.

     Во-вторых, настает время постепенно отказываться от военных элементов в ее организации, в том числе и от услуг военнослужащих. Это, в частности, согласуется и с одним из направлений военной реформы России. Но делать это надо с большой осторожностью, т.к. части и соединения ГО — это ее самое организованное и боеготовое ядро.

     В-третьих, ГО в XXI веке будет становиться все более значимой структурой для общества не только в военное, но и в мирное время. Активное участие ее сил и средств в ликвидации любых чрезвычайных ситуаций станет необходимым, как, скажем, кислород для человека. Актуальным и современным станет лозунг: "Все, что делается для укрепления гражданской обороны, полезно народному хозяйству и необходимо человеку".

     В-четвертых, она должна стать менее затратной для государства, чем раньше. В XXI веке надо менять принципы защиты населения. Например, защитные сооружения создавать не за счет их специального строительства в мирное время, как это было ранее, а накапливать путем освоения подземного пространства городов, приспособления для этих целей подвальных и других заглубленных сооружений.

Заключение

В обозримом будущем ГО, как и вся оборона страны, будет строиться по принципу стратегической мобильности. Все: промышленность, сельское хозяйство, органы управления — должно быть готово к быстрому переходу на работу по планам военного времени.

В перспективе ГО, видимо, примет характер более территориальный, чем ведомственный (производственный). Каждый регион станет более самостоятельным и будет решать задачи, как правило, своими силами.

Основные тенденции развития гражданской обороны, ее доктрину на начало XXI века можно было бы сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося потенциала, адаптация к новым военно-политическим и социально-экономическим условиям, создание возможностей для последовательного оперативного развертывания сил и средств в короткие сроки и до необходимого уровня, гибкое стратегическое и оперативное реагирование на изменения обстановки.

Библиографический список

1. Чуйков В.И. «Гражданская оборона в ракетно-ядерной войне».Атомиздат,1989г               2. «Наставление по организации и ведению гражданской обороны …».Воениздат,1990г.    3. Баленко Е.Д. «Лекции по гражданской обороне».Досааф,1989г.                                                       4.  Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика. - М., 2001.                                           5. Журнал "Право и безопасность" № 1 (30), Апрель 2009                                                       6. “Гражданская оборона”. Под редакцией генерала армии А.Т. Алтунина - М.: Воениздат, 1982.

7. http://www.bolshe.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект классного часа ,посвященного 81 годовщине гражданской обороны России.

План-конспект классного часа ,посвященного 81 годовщине гражданской обороны России. В нем история развития ГО, преобразования её в МЧС. Может использоваться классными руководителями для проведени...

Гражданская оборона, основные понятия и опре¬деления, задачи гражданской обороны.

Цель урока: Познакомить с основными понятиями ГО, задачи системы  ГО и органы управления ГО.Ход урока....

ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Федеральные законы  «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ  «О защите населения и территорий

ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Федеральные законы  «О гражданской обороне» от 12...

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороны России.

Для изучения с учащимися общеобразовательных организаций....

Открытый урок Основы безопасности жизнедеятельности «Гражданская оборона в России»!

quot;1 марта – урок, приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны, с проведением практических учений и тренировок по защите школьников и персонала образовательных организаций ...

Урок ОБЖ на тему "Гражданская оборона в России"

Данный урок посвящен Дню Гражданской обороны в России - 4 октября...