«РОЛЬ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ЖИЗНИ КЛАССА»
статья (6 класс) на тему

Данная статья поможет начинающим классным руководителям или впервые работающим в 6-х классах наметить работу с родителями и родительским комитетом класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РОЛЬ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ЖИЗНИ КЛАССА»

 

Учитель истории  МОУ средняя школа №9 Буйволова.

О современной семье много пишут и говорят. По данным социологических опросов 7,8% педагогов обвиняет семью а том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности.

     На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию качеств ребенка? На этот вопрос отвечает В.А. Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной руки», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, сто у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».

     Семья – это часть общественной системы. Общество, влияя на семью, формирует определенный ее тип. Семья тоже оказывает воздействие на процессы и отношения.

     Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо себе представлять исторические типы семей, различающихся по своим ценностям ориентациям. Владея такой информацией, можно предвидеть как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Этой проблемой занимаются многие ведущие психологи и педагоги.

     Российские психологи выделяют несколько типов семей:

     Семья патриархальная или традиционная. Это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Главенство мужа состоит в том, сто в его руках экономические ресурсы, и в силу этого он принимает основные решения. Внутрисемейные роли строго распределены, а патриархальной семье господствует абсолютная родительская власть и авторитетная система воспитания.

     Какими чаще всего вырастают дети в этих семьях?

     С преобладанием низкой самооценки: они не уверены в себе, в своих способностях. Если родители игнорируют интересы и желания ребенка, лишают его права голоса, у него не развивается чувство собственного достоинства.

     Детские эмоциональные проблемы, возникающие в патриархальных семьях, психологи делят на четыре группы.

     «Я недостаточно хорош» - и в результате могут проявиться застенчивость, стеснительность, хамелеонство.

     «Я беспомощен» - у ребенка отсутствует поисковая активность, он безразличен к собственным успехам и неудачам, постоянно оглядывается на того, кто сильнее, удачливее.

     «Я чужой» - это позиция эмоционально отверженного ребенка, который очень рано потерял контакт с родителями и, прежде всего, с матерью. Такие дети не находят контакта и со сверстниками, они не общительны, не делятся ни с кем своими проблемами, отказываются от помощи в их разрешении, не доверяют людям, часто испытывают различного рода сексуальные проблемы, проявляют жестокость и агрессию.

     «Я сверхответственный» - в эту группу попадают дети, которые часто испытывают тревогу, страх за то, что могут получить низкую оценку. Они боятся наказания и поэтому совершают порой немотивированные поступки.

     Возникший в середине XIX века в Европе детоцентристский или современный тип семьи характеризуется возвышение частной жизни человека, чувственной стороны брака и интимности.

     В семье этого типа функция продолжения рода ограничивается непродолжительным временем (примерно 10 лет) и рождением одного - двух детей.  В такой малодетной семье желанный ребенок превращается в объект родительской любви и привязанности.
    В нашей стране поведение родителей, мотивированное эмоциональной привязанности к детям, получило массовое распространение с конца 50-х года ХХ века. Именно с этого времени дети начинают пользоваться большим числом материальных и духовных Блан, чем 30-40 лет назад, и это явление положительное. Во многих семьях на детей уходит от четверти до половины семейного бюджета.

   Вместе с тем система воспитания, складывающая в семье детоцентристского типа, характеризуется рядом негативных черт. Родители с гипертрофированным чувством долга по отношению к детям обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких бы то ни было забот, усилий, трудностей, принимают этот груз на себя. Дети страдают от отсутствия самостоятельности, инициативы, ответственности. Их мораль: нам можно все! Им тяжело в школе, так как семья не привела им потребности трудиться. Много проблем и за порогом школы, ведь эти дети очень любят повелевать, командовать, в общении с друзьями у них часты истеричные нотки, хамства, грубость.

     С середины 70-х годов ХХ века формируется новый тип семьи, называемый супружеским или постсовременным.  В семье такого типа отношения определяются на родством и не родительством, а супружеством. Норма семейной жизни меняется: родители не в полной мере подчиняют свои интересы интересам детей. Особенность таких семей проявляются в известной автономии супругов, когда интересы каждого из них шире семейных, а круг общения выходит за рамки супружества. Здесь в равной степени значимо как супружество, так и родительство. Члены семьи руководствуются не только обычаями традициями, но и идеалами, нравственно-этическими ценностями каждого из них. Такую тактику семейного воспитания называют сотрудничеством. Главные ценности семьи – сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Очень важно чтобы нравственные ценности и микроклимат семьи были истинными, а не ложными, не декларируемыми. Если слово родителей будет подкреплено дело, поступок, действием, в такой семье не возникает проблем в воспитании ребенка.

     А. С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он назвал «общением, тоном семьи», воздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои разногласия, ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроения а семье, к малейшему проявлению лжи и обмана. Таким образом, существует закономерная связь между психологическим методом климатом и результатами воспитания детей; крепкая, истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер.

   Важным условием воспитания является родительский авторитет – влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважения к родителям. Анализируя опыт семейного воспитания, можно прийти к такому выводу: далеко на все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Существует много ложных оснований авторитета, которые классный руководитель должен знать, чтобы помочь ребенку выйти из трудной ситуации, складывающейся в семье.

     Авторитет подавления. Сегодня им страдают как отцы, так и матери. По каждому поводу родители раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физическим методам воздействия.

     При таком терроре ребенок вырастает безвольным, забитым, запуганным или, наоборот, самодуром, мстящим за подавленное детство.

     Авторитет родительского положения. Некоторые родители, занимающие высокие посты, демонстрируют свое положение и заслуги на каждом шагу: соседям, знакомым и в школе, где учится их ребенок.

Если в семье это поощряется, дети очень быстро начинают пользоваться родительскими заслугами, но не умея критически взглянуть на себя со стороны, становятся хвастливыми и высокомерными.

     Авторитет педантизма. Родители, не считаясь с мнением ребенка, отдают приказы требуют точного и беспрекословного их выполнения.

     Дети из таких семей либо подчиняются, и тогда страдают от отсутствия самостоятельности, либо сопротивляется требованиям взрослых.

     Авторитет назидания. В такой семье ребенка мучают бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В качестве примера приводится собственный опыт, который не всегда является положительным.

     Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать, отказываются слушать и слышать своих родителей.

     Авторитет любви. Это показная демонстрация родительской любви, заласкивание ребенка, выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям.

     В этих семьях чаще всего вырастают циники, расчетливые дельцы, жестокие и агрессивные люди.

     Авторитет доброты. Послушание детей приобретается родительской доброты, мягкостью, уступчивостью, беспринципностью, родители боятся конфликтов и уходят от них, приносят себя в жертву.

     Дети в такой семье капризны, требовательны, командуют родителями.

     Авторитет подкупа. Хорошее поведение ребенка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого авторитета в семье, где нет согласия между отцом и матерью, где каждый пытается привлечь ребенка на свою сторону.

     В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, приспосабливаются.

     Идеальный вариант родительского авторитета определить сложно. В работе с родителями классному руководителю необходимо учесть, что некоторые отрицательные качества в детском характере могут сформироваться и под влиянием родительского авторитета.

                                          Предлагаю тематику родительских для шестиклассников, надеюсь, что эта подборка для родителей позволит им лучше познать своего ребенка

ТЕМАТИКА СОБРАНИЙ В 6 КЛАССЕ.

Собрание № 1

Тема: Роль книги в развитии интеллектуальных

и личностных качеств человека

Вопросы для обсуждения

  1. Выступление библиотекаря школы с анализом читательских умений, запросов учащихся. Награждение самых читающих детей.
  2. Выступление учителей-предметников (что собой представляет учебник и основные требования к уроку).
  3. Выступление родителей и дети по проблему:

а) книга в нашей семье;

б) традиции нашей семьи;

в) отношения учащихся к чтению (результат техники чтения в 6 классе)

      4.   Открытие «книги рекордов Гиннеса» класса. Самый активный читатель.

Анкета для родителей

  1. Любит ли ваш ребенок читать? Какие книги он предпочитает?
  2. Книга прочитывается быстро или нет?
  3. Какие книги любят в вашей семье?
  4. Ваш ребенок считает книгу хорошим подарком?

Собрание № 2

Тема: Физическое развитие школьника

и пути его совершенствования

Вопросы для обсуждения

  1. Выступление врача.
  2. Выступление учителя физической культуры (задачи физвоспитания, требования к уроку, проблемы класса, пути их решения, кружки, секции).
  3. Выступление классного руководителя по проблеме физического развития учащихся, пути решения проблемы в классе.

Анкета для учащихся

  1. Любишь ли ты уроки физической культуры?
  2. Чем тебе нравиться заниматься на уроке?
  3. Что бы ты хотел исправить в себе с помощью этих уроков?
  4. что бы та хотел пожелать учителю физической культурой?

Собрание № 3

Тема: Результативность школьного урока.

От чего она зависит?

Вопросы для обсуждения

  1. Выступление классного руководителя (анализ уроков по различным предметам, на которых присутствовали и классный руководитель, по проблеме активности учащихся на уроке).
  2. Рекомендации родителям по данной проблеме.

Собрание № 4

Итоговое родительское собрание.

Форма работы: костер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 6 классе по теме "Роль домашнего задания в самообразовании школьника"

Показать родителям значимость выполнения учащимися домашних заданий; предложить родителям рекомендации по конт­ролю выполнения домашних заданий школьником; дать рекоменда­ции родителям по орга...

Классное родительское собрание в 8 классе "Роль семьи в развитии моральных качеств подростка"

Разработка родительского собрания содержит материал, главными целями которого является:1)   познакомить родителей с результатами исследований ученых о влиянии семейной атмосферы на развитие ...

Разработка родительского собрания "Законы жизни семьи, законы жизни класса"

Форма проведения: родительский тренинг – выведение формулы родительской педагогики....

Родительское собрание в 5 классе «Роль общения в жизни школьника» (с применением сингапурской технологии)

Цели:стимулирование полноценного общения родителей с их детьми;развитие умения родителей видеть себя со стороны;повышение уровня знаний родителей о формах, ме­тодах воспитания и полноценного общен...

Родительское собрание в 5 классе на тему: «Роль семьи в развитии одаренности ребенка»

Материал направлен на обеспечение психологической подготовки родителей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка....