Россия- Родина моя
методическая разработка (6 класс) по теме

Классный час предназначен для учащихся 6 класса. В нем рассматриваются символы государства. Используется презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya_-_rodina_moya.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учредение Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д. Бондаренко Волоконовского района Белгородской области

Открытый

классный час

в 6 классе

на тему

« Россия – Родина моя»

Классный руководитель:

Дворниченко Е.А.

с. Погромец 2011

Тема: Классный час "Россия- Родина моя"

Цели: - расширить представление детей о родной стране, о государственных  

              символах России, Конституции – основном законе страны;

           - воспитание любви к родной стране, чувства патриотизма, уважения к

             законам и символам;

           - развитие речи, памяти и логического мышления воспитанников.

Оборудование: картины Красной площади Москвы, родной природы,  

  плакат с государственной символикой России, записи песен и   гимна РФ, песни от России.

Оборудование: плакаты: «Россия – Родина моя».  

1. Презентация.

Цитаты: Недаром Михаил Пришвин говорил:

«… Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна …Родина»

Эпиграф:

                                                           

Ход мероприятия.

               Песня: Я, ты, он, она( делают движения с шарами)

Я, ты, он, она ( выходят с разных сторон по одному человеку на каждую строчку)

Вместе - целая страна
Вместе - дружная семья
В слове мы - сто тысяч я
Большеглазых, озорных
Черных, рыжих и льняных
Грустных и веселых
В городах и селах.

Над тобою солнце светит
( покачиваются)
Родина моя
Ты прекрасней всех на свете
Родина моя
Я люблю, страна, твои просторы
Я люблю твои поля и горы
Сонные озера и бурлящие моря

Ученик 11: Я

Ученик 12: Ты

Ученик 13: Он

Ученик 14: Она

Вместе:  Вместе целая страна, Вместе дружная семья

Ученик 1: В слове мы - сто тысяч я
Ученик 2: Большеглазых

Ученик 3: Озорных

Ученик 4: черных

Ученик 5: рыжих

Ученик 6: И льняных

Ученик 7: грустных

Ученик 8 : и веселых

Ученик 9: в городах и селах.

( музыка песни « С чего начинается Родина»

Учитель: У каждого из нас есть свой дом, семья, близкие, родственники, друзья. Но у всех у нас есть один общий дом – наша страна, которая называется Россия.

Россия- Родина моя, прекрасна ты и многолика

Твои поля, леса, луга и на речной долине блики я восхваляю.

 Ребята, Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

Ученик 1: Россия начинается с пристрастия к труду, к терпенью, к правде,  к доброте.

Ученик 2: Вот в чем ее звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте.

                 Отсюда все дела ее большие, ее неповторимая судьба.

Все вместе: И если ты причастен к ней – Россия не с гор берет начало, а с тебя!

Учитель: С чего начинается Родина?  
Ученик 3: С картинки в твоем букваре,
                  С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе.
Ученик 4 : А может, она начинается с той песни, что пела нам мать,
                   С того, что в любых испытаниях у  нас никому не отнять.
Все вместе: С чего начинается Родина?
Ученик 5: С заветной скамьи у ворот, с той самой березки, что во поле,
                    Под ветром склоняясь, растет.
Ученик 6: А может, она начинается с  весенней запевки скворца
                   И с этой дороги проселочной, которой не видно конца.
Учитель: С чего начинается Родина?
Ученик 7: С окошек, горящих вдали, со старой отцовской буденовки,

                      Что где-то в шкафу мы нашли.
Ученик 8: А может, она начинается со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности ты ей в своем сердце принес.

Звучит  песня « С чего начинается Родина» Дети поют. ( садятся за парты на 2 куплете)

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем  сегодня мы будем говорить на классном часе? ( Ответы детей- о Родине, о России)

                     Совсем недавно наша страна отметила праздник день народного единства, 4 декабря прошли выборы в государственную думу, а 12 декабря  отметит день конституции. Поэтому сегодня в дни  этих важных событий и праздников, нам важно  поговорим о нашей стране и задуматься над тем, как мы сами относимся к своей Родине, как любим ли её.

                     Сегодня перелистывая страницы устного журнала вы узнаете о нашей стране еще больше чем  знали. А для этого каждый из вас должен быть внимателен и как можно больше запомнить.

Ребята,  а  с чего начинается Родина для вас? ( ответы детей)

– Как называется наша страна? ( Россия)

Учитель. Сегодня мы  пролистаем страницы  устного журнала,  который называется “Наша Родина- Россия». Каждая страница журнала  имеет своё название.  Мы открываем первую  страницу журнала, которая  называется  « Историческая»”.

 Сегодня мы поговорим о том, какая она, наша Родина, каково отношение народа к своей Родине, прочтём стихи о Родине.

Первая страничка нашего устного журнала называется « Историческая»

Учитель: Россия – это страна, в которой мы живём. Откуда же появилось такое название – “Россия”? Вот об этом пойдет речь в первой страничке устного журнала.

Ученик 9: В стародавние времена нашу страну  называли Русью. Слово “Русь”, как полагают  учёные, произошло от слова “русло”. Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место, страна света, солнца, добрых людей. Русских называли ещё россами, а страну, где они живут, – Россией.

  Учитель: Наша страна называется Россия. Это самая большая страна мира. Это наша Родина.  Откуда же произошло слово «Родина»?

Прочитайте слова, написанные на доске.  РОД – РОДня – наРоД – приРОДа – РОДина

- Что общего в этих словах?

- Слово «Родина» произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным  родством.

 Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода.

Учитель: Ребята, а что же такое Родина?

Ученик 10. Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
Ученик 11. Наша Родина – это леса, поля, моря и реки.
Ученик 12. Это земля, на которой жили, трудились наши предки.  Земля, которую наши предки защищали от врагов.
Ученик 13. Родина – это наш край, наше село.
Ученик 14. Родина – это место, где живут близкие и дорогие  нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
Ученик 1. Это место, где стоит, наша школа.
Ученик 2.Это место, по которому люди скучают, находясь  в далеком краю.

Учитель: Наверное, все это и есть Родина, т.е. родное место.

- За что вы  любите свою Родину? ( ответы детей: она красивая, большая, живут мои родители и т.д.)

Ученик 3: читает стихотворение «Родина»

     Родина – это деревня моя. где родилась я и где я росла.

 Это и речка, и лес, и закат, это ватага дружных ребят.

      Желтое солнце и синее небо, это поля золотистого хлеба,

             Запах цветов, лугов и полей, и крик пролетающих журавлей.

Учитель:  А что значит малая Родина?

(Для нас малая Родина – это место где мы родились. Это…Белгородчина, Волоконовский край, село Погромец).

Учитель: Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное.

Я уверена, что Родина – не только понятие, не только зримый предмет, это ещё и чувство. Чувство уважения, любви, гордости к тому, кто или что тебе дало право иметь Родину…. А это родители, дом, страна. Это мы с вами. От нас зависит, какой быть нашей Родине.

О Родине много сложено пословиц. Какие пословицы вы знаете? ( Ответы детей)

Учитель: Давайте поиграем в игру «Составь пословицу». Я говорю вам первую часть пословицы, а вы договариваете ее:

Где кто родится- там и пригодится.

Жить- Родине служить.

   Родина мать, чужбина мачеха.   

   Родина мать, умей за нее постоять.

  Человек без родины – что  соловей без песни.  

  Без любви к человеку,  нет любви к  Родине.

   Всюду хорошо, а дома лучше.

  Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

                           Объяснить, как понимаете эти пословицы. Например « Без любви к человеку, нет любви  к Родине», ( нужно относиться друг к другу хорошо,  уважительно, быть внимательными друг к другу, не оскорблять). А « Всюду хорошо а дома лучше» (все страны хороши. А России лучше, на Родине лучше)

                        Недаром Михаил Пришвин говорил:

«… Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна …Родина»

Вторая страница устного журнала  называется « Природа нашей Родины»

В  честь  Родины слагали песни и стихи,  создавали великолепные картины. Вот в следующей страничке мы полюбуемся   красотой нашей Родины, ее прекрасными пейзажами. ( На фоне стихотворения показываю картины художников)

Ученик 4:

Если скажут слово «Родина», сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной красивый двор,

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,  золотая целина…

Родина бывает разная, но у всех она одна.              /

Учитель: Многие художники показывали красоту нашей Родины в своих картинах. Вы посмотрели картины известных художников России  Левитана, Шишкина. В каждом уголке природы они умели найти что-то заветное, сокровенное. А эта последняя  фотография удивительного местечка нашего села – участок крымской сосны.

Ну как, красива природа нашей страны? Конечно красива.

Учитель:

- Продолжаем разговор о нашей Родине. В нашей стране очень много больших и маленьких городов. Ребята, а какой город России самый главный, почему? ( Москва, потому что это столица).

Третья страничка нашего журнала « Москва- столица нашей Родины».

Учитель: Москва – огромный город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Оживленные проспекты соседствуют здесь с тихими переулками, тенистыми бульварами и парками, старинные здания с современными. - Москва – столица России. Это один из самых красивых городов мира. Ребята! Кто из вас был в Москве? ( ответы детей)

Что вы знаете о Москве? Какие там есть достопримечательности? Дети перечисляют достопримечательности Москвы: Большой театр, Театр зверей имени В.Дурова, Третьяковская галерея, цирк на цветном бульваре.

- А что является сердцем  нашей столицы?

- Сердце страны – главная площадь столицы – Красная.

- Почему она называется Красная?

Ученик 5:   Когда-то на Руси словом «красный» называли не только цвет. «Красный» - означало также «красивый», а еще «главный», «славный», «почетный», «самый дорогой».

Главный вход в терем назывался «красным крыльцом». Самое почетное место в доме – «красным углом». Ну, а кого называли «красной девицей», каждый и сам догадается.

Вот и решили люди московские назвать свою самую главную, самую славную и, самую красивую площадь Красной. Было это давно, 300 с лишним лет назад. И в наши дни Красная площадь самая красивая. В дни праздников площадь украшается флагами, шарами. На ней проходят военные парады и гремят салюты.

Учитель: А сейчас проведем небольшую викторину о Москве.

– Назовите год основания Москвы? (1147)
– С чьим именем связано основание Москвы? (С именем Юрия Долгорукого, в центре города ему установлен памятник).

-Как прозвали изображенного на московском гербе Святого Георгия, убивающего змея?

 ( Победоносец)

- Сколько лет Москве исполнилось в 1947 году? ( 800 лет)
- По церкви эту площадь называли Троицкой, по пожарам- Пожар, по главному торга города- Торговой, а сейчас она известна всему миру, как она называется? ( Красная)

- Какой самый известный храм расположен на Красной площади ( покровский или Василия Блаженного)

- На скольких холмах построена Москва? ( семи)

А сейчас посмотрите фотографии Москвы. ( показываю слайды о Москве)

Ученик 6:

Нет тебе на свете равных, стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных, будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки выше прочих городов!

Город самый главный, самый дорогой,
Город нашей славы, вечно молодой,
Город нашей славы, город волшебства,
Город златоглавый — гордая Москва.

Учитель: Родина. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

Родина. Это наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и сёла.

Родина. Наша Родина – это родина Пушкина и Лермонтова, Гагарина и Королёва. Каждая страна мира имеет свои символы. Ребята, а какие символы нашей Родины вы знаете?

( ответы детей)

Четвертая страничка журнала расскажет вам о символах нашей страны.

« Символы России»

Учитель: 

С чего начинается Родина?.. Начинается Родина с памяти,

 С почитания истоков своих, С герба, гимна, российского знамени,

 Уваженья заветов святых.

Учитель: Да, действительно Родина так же начинается  и с государственных символов. Это гимн, герб и флаг. Предлагаю выполнить такое задание: Из множества флагов выберите флаг России и разукрасьте шаблон, лежащий перед вами в цвета российского флага. ( Прикрепите эти флаги на доску. Какие же цвета чередуются на флаге российском? ( ответы: красный, синий, белый).

 Ученик 7: Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной  полосами. Цвета российского флага выбраны не случайно.

- Белый цвет – цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство;

      Синий – небо, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

 Красный – героизм, смелость,  мужество, сила, это кровь, пролитая за Родину.

Государственный флаг – важный символ страны.

Учитель: А где поднятым можно увидит российский флаг? (Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей.  Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, во время праздников )

Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут. 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации.

Учитель:  у каждой страны обязательно есть свой герб. ( показываю герб)

Ученик 8: Герб – это отличительный знак, эмблема государства. Герб России – двуглавый орёл. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Орёл – символ вечности России, символ глубокого уважения к своей истории, символ Солнца, огня и бессмертия. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии,  одна голова смотрит на запад, вторая на восток, как бы показывая, что государство хоть и большое, но единое.

Наверху у герба – корона. Она обозначает закон. Это значит, что страна живет по своим законам. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан – это Конституция РФ.

 На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов. С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни.

Учитель: а  на каких документах  вы видели  изображение герба?

(Он изображён на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах.)

Учитель: Послушайте, как красиво рассказывается в стихотворении о гербе :

Ученик 9: 

У России величавой  на Гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный!

Учитель:   Но есть у нашей страны самая главная песня – это гимн.

Что же такое гимн?

Ученик: Гимн – это торжественная песня или мелодия о героической истории народа.

Автором современного текста гимна России является Сергей Владимирович Михалков, музыку написал А.В.Александров.

А вы знаете когда принято петь гимн? (В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн.)

Ученик 10: 

Что такое гимн вообще?  Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия — любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны!

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

Учитель: Как должен вести себя гражданин, когда звучит гимн страны?

(Его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов).

Правильно слушают и поют гимн стоя, без головных уборов,  проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.

Давайте сейчас и мы вспомним торжественную песню нашей страны  и исполним гимн, стоя по всем правилам.  (Звучит гимн России).        

Все дети выстраиваются у доски в линию. В руках шары.

Ученик 11: Я нарисую яркое солнце!

Ученик 12: Я нарисую синее небо!

Ученик 13: Я нарисую свет в оконце!

Ученик 14: Я нарисую колосья хлеба!

Ученик 1: Я нарисую осенние листья!

Ученик 2. Я нарисую школу!

Ученик 3: Я нарисую ручей!

Ученик 4: Я нарисую друзей!

Ученик 5: Я нарисую стаю птиц!

Ученик 6: Я нарисую тайгу!

Ученик 7:Я нарисую маму!

Ученик 8: Я нарисую фабрику!

Ученик 9: Я нарисую горы!

Ученик 10: Я нарисую себя!

ВСЕ:  Все это наша Родина – Россия !

 Звучит песня « Гимн детей России» ( на первом куплете покачиваются, на припеве поднимают шары вверх.

Учитель: Вот и пролистаны  все страницы нашего устного журнала.  Мне бы хотелось, чтобы всё, о чём вы сегодня услышали, осталось в вашей памяти надолго, чтобы в ваших сердцах была любовь и к природе, и к окружающим людям, и к месту, где вы родились, - ко всему тому, что включает в себя простое слово – “Родина”. Считаю, что Родина - самое дорогое, что дано человеку, а дорогое принято во все времена ценить и беречь.

( на фоне мелодии « С чего начинается Родина)

Е. Синицын «Берегите Россию»

Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце,  Это хлеб на столе,
И родное оконце  в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё вам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,
Берегите Россию –Нет России другой.

Большое спасибо за участие в классном часе.

        

Текст песни Гимн детей России

От Москвы, до Сахалина,
От Петербурга, до Читы
Это всё - страна Россия,
Её любим я и ты.
Пусть мы молоды ещё
И не в силах всё решать,
Но проблем вокруг себя
Не должны мы пропускать.

Припев:
Ведь мы - поколение новой России,
Мы самые сильные, мы самые сильные.
Мы - жители нашей страны,
Россия, Россия, мы - дети твои.

Мы готовы для работы,
Для свершений новых дней.
Мы Вас, взрослые, попросим:
"Помогите нам скорей
Сделать мир светлей и шире,
Руку детям протянуть,
Не нашедшим место в мире
Встать на самый верный путь!"

Припев: тот же.

И когда взрослее станем,
Мы поймём своих детей,
И тогда на свете станет
Все счастливей и добрей.
А пока - мы только дети,
Нам положено мечтать,
Но страну благополучья
Можем вместе мы создать!

Припев: тот же.