Учитель в Великой Отечественной войне.
классный час (7 класс) по теме

Учебный материал посвящён деятельности учителей во время Великой Отечественной войны. Учитель показан и на фронте, и в тылу. Учитель везде заботится о детях, является примером для подрастающего поколения. Учитель - не только профессия, это призвание и состояние души.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель в Великой Отечественной войне

Проект подготовлен: Архиповой Т.М., учителем биологи МОУ лицея

№ 29 г. Тамбова.

г. Тамбов 2011г


Содержание

  1. Введение
  2. Владимир Парахневич
  3. Улица имени учителя
  4. Школа на линии фронта
  5. Сельская школа в годы войны
  6. Бакулина А.А.
  7. Соболевская К.А.
  8. Витковский И.П.
  9. Фомина Е.Ф.
  10. Заключение

Прошло несколько десятилетий после Победы. За  это время поднялось ни одно  поколение,   для которого Великая Отечественная война – страница истории. Мальчишки, росшие без отцов, теперь сами отцы и деды. Всё больше становится людей, которые не помнят войны. Нет- нет, да и раздаются голоса: «А зачем им знать про эти ужасы? Хватит и того, что мы их пережили», Здесь и кроются истоки инфантилизма части молодёжи, иждивенчества, безапелляционности в суждениях о том, к чему не прикоснулись сердцем.

Очень важно в условиях мира, благополучия, беззаботности наших преемников, чтобы все они знали, чем была для людей Земли наша битва с фашизмом, каких усилий, мужества, великих жертв  стоила она народу. Это наш долг перед теми, кого уже нет с нами. И особенно перед теми, чья жизнь только начинается.  Ибо они  - наше продолжение, наша нравственная чистота.  

Сороковые , роковые…

Весенние и фронтовые,

 где извещения похоронные

И перестуки эшелонные.

 Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта  и юность!

 И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые. Пороховые…

Война гуляет по России,  А мы такие молодые!

Вспомним как это было…

Вспомним людей у репродукторов. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…»

К военкоматам торопились наши отцы, деды, прадеды, чьи-то братья, сыновья. Один добывал руду, другой пахал землю, третий был учителем.

Но в момент смертельной опасности, нависшей над Родиной, все они стали солдатами.

1418 бесконечно долгих дней длилась война. Каждый день был наполнен боями, каждый день требовал мужества, стойкости, отваги. Только такой ценой можно было добыть Победу. И солдаты, презирая опасность, шаг за шагом шли по вздыбленной, горящей, стонущей земле.

Профессия у него благороднейшая – учитель. Перед самой войной, весной сорок первого, окончил белорусский государственный университет. Собирался учить детей математике и физике… Но только через четыре года осуществилась его мечта.. Пришлось ему эти четыре года взрывать мосты и пускать под откос вражеские эшелоны. Был минёром, командиром диверсионной подрывной группы в партизанском соединении партизанского края – таким краем стала вся Белоруссия

. Парахневич Владимир Алексеевич (18 января 1918 — 28 июля 1980) — Герой Советского Союза, командир диверсионной группы 539-го партизанского отряда 9-й партизанской бригады имени С. М. Кирова Могилевской области

Родился в деревне Авсимовичи Бобруйского района Могилевской области в крестьянской семье.

По окончании начальной школы в деревне Воротынь вместе с родителями переехал на жительство в город Бобруйск. В 1941 году окончил БГУ.

Участник Великой Отечественной войны с августа 1941 года. По июль 1942 года принимал участие в работе подпольной группы Воротынского сельсовета Бобруйского района, с июля 1942 г. — партизан 537-го отряда, затем командир диверсионной группы отряда, действовавшей на участке железной дороги Бобруйск — Жлобин. С риском для жизни собственноручно добывал тол для фугасов из неразорвавшихся боеприпасов для диверсий на железной дороге. Диверсионная группа под командованием В. А. Парахневича пустила под откос 21 вражеский эшелон. С ноября 1943 года — политрук роты 539-го партизанского отряда, а с июля 1944 г. — комиссар 102-го отряда 9-й партизанской бригады им. С. М. Кирова.

После войны капитан В. А. Парахневич уволился в запас. Перешел на педагогическую работу — директором школы № 21 г. Минска. Удостоен звания «Заслуженный учитель Белорусской ССР» в 1969г. Жил в Минске. Умер 28 июля 1980 г. Похоронен на Восточном (Московском) кладбище в Минске.

Награды

  1. медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 4447 (15.08.1944)
  2. Орден Ленина
  3. орден Октябрьской Революции
  4. орден Трудового Красного Знамени
  5. Орден Красной Звезды
  6. Медали

Герой рассказывает:

Расскажу об одной трудной диверсии. Мы получили задание: любой ценой разрушить железную дорогу Бобруйск – Жлобин, по которой немцы подвозили к Курской дуге технику и живую силу. Пять наших групп уже, как говорится сидели на этой дороге. Но ничего сделать не удавалось: слишком бдительна охрана. Командование приказывает: выходи немедленно сам. Я взял с собой Илюшу Бондаренко, Женю Зуева, и Мишу Парахневича. По пути подробно расспрашивали у жителей, как расставлена охрана, где засады, когда меняются часовые. Местность открытая, безлесная. И всё-таки пришлось идти днём.

За два часа до захода солнца мы остановились  в метрах шестистах от  железной  дороги. Дальне была картошка. Затем полоса отчуждения. Проползли мы на картошку, стали наблюдать. Видим:  по одной кале идут поезда к фронту, а по второй развозят усиленную охрану на ночь. Левее нас, около небольшого мостика, замечаем засаду. Насчитали в ней 26 немцев. В основном автоматчики. Да ещё 2 пулемёта смотрят в нашу сторону. Ровно через 150 м ещё одна засада. Решили заложить мину здесь.  Погода стояла очень тихая. Чтобы ни один шорох нас не выдал, ползли под шум проходящих составов. Проходит поезд – ползём. Миновал нас – замираем. Доползли до насыпи, поставили мину нажимного действия, вдруг видим –автоматчики. Быстро скатились вниз, лежим  - не дышим. Напряжение и такое, что я даже палец с курка снял, чтобы случайно не выстрелить. Иначе всё пропало: немцы примерно в 4 м от нас. Стоило им глянуть в нашу сторон – всё. Но, видимо они не ожидали здесь увидеть партизан, а потому по сторонам не смотрели, просто шли  и разговаривали. Отползти мы тоже не могли – заметят.  Дождались второго поезда. Как только услышали шум, отползли метров на 40, когда он оказался почти у самой мины, вскочили и побежали. Тут нас заметили и открыли огонь.  И тут раздался взрыв! И пошло: скрежет, треск, крики, стоны. В поезд-то, оказывается на фронт ехало пополнение. Пока враг опомнился, мы успели ещё отбежать. Охрана открыла сильный огонь. Мы залегли и сделали ошибку: гитлеровцы развернулись в цепь, идут на нас. Тут к нам присоединились, прикрывавшие нас товарищи. Мы из автоматов положили вражескую цепь, пребежками добрались до поля, спрятались во ржи и считаем – спаслись. Но не тут-то было: в3км располагался вражеский гарнизон, подскочили две танкетки. Промчались мимо. Повернули и стали»утюжить» поле вдоль и поперёк. Ну , думаем, не уйти! Попрощались мы друг с другом, поцеловались. И решили ползти прямо навстречу немецкой цепи. Гитлеровцы не стреляли, видимо. Надеялись найти нас живыми. Но тут я заметил в цепи небольшой разрыв, скомандовал бойцам и мы через него пробрались на картофельное поле а враги прочёсывают ржаное поле и удивляются: куда же мы делись?

В результате диверсии был уничтожен поезд с отборными войсками СС. Тридцать шесть часов фашисты разбирали обломки. Пока они там возились, я с другими диверсионными группами взорвал небольшой мостик да ещё в нескольких местах железнодорожное полотно… Пропускная способность железной дороги сразу сошла на нет. И этот перед самой битвой на Орловско – Курской  дуге!

                         (Героям – слава!  (Изд.  2-е, доп.), М., политиздат, 1976), Internet

Улица имени учителя.

В эстонском посёлке Карепа, где издавна живут семьи рыбаков, от старожилов я услышала о героической истории этой улицы.

Освобождая советскую землю от фашистов, ворвался в прибрежный посёлок отряд морской пехоты. Здесь сутками  шёл бой за каждый дом, за каждый шаг вперёд.

Учитель первым прошёл по улицам освобождённого посёлка, он стучался в дома и спрашивал у жителей, испуганных грохотом недавнего боя: «Где тут  у вас школа?»Старые рыбаки не знают его фамилии, помнят только его имя, исконно русское – Иван.

На окраине посёлка в позабытом и заброшенном со времени оккупации здании школы он собрал ребятишек. Это был первый урок в жизни поселковой детворы – урок русского языка.

Вслед за учителем белоголовые эстонские мальчишки и девчонки сначала робко, а затем всё уверенней повторяли русские слова: «Я. Мы. Мама. Хлеб. Мо – ре. Зем–ля.  Ро–ди-на…»

Через несколько дней на рассвете отряд морской пехоты ушёл в бой. Покинул посёлок и матрос Иван, на прощание подарил мальчишкам свою простреленную пулей бескозырку. Он обещал вернуться в школу – «как победим фашистов».

Его ждали все: и стар, и мал. Прошёл счастливый День Победы -  и после этого его ждали.  В том победном 45-м родившихся мальчишек называли Иванами. И в честь народа – победителя, и в честь матроса Ивана. Вспоминают об учителе и поныне, ежегодно 9 Мая его имя звучит в списке односельчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. И бегает детвора по улице Учителя, по которой он ушёл на рассвете в бой…

                                (Н.Дьяченко, Календарь для родителей,1986г. стр59)

Школа на линии фронта

(Чернятина Анастасия Андреевна)

Когда я после войны поступила в институт, мой аттестат вызвал в приёмной комиссии почти переполох. Аттестат-то был самый обычный: я аккуратно переходила из класса в класс, получала хорошие отметки. А вот школу я окончила необычную.

Мы с родителями жили в посёлке Лебяжье. Когда началась война(меня как раз перед войной приняли в пионеры, я перешла в 4 класс), мы узнали , что наш посёлок оказался в центре Ораниенбаумского плацдарма – узенького пятачка земли, который отвлекал  огромные силы немцев и прикрывал Ленинград со стороны Финского залива. Отсюда же в 44- м началось наступление. Но мои родители эвакуироваться не захотели.

Мне казалось, что из детей в посёлке осталась я одна. Первого сентября подошла к своей школе: глухо, пусто…  Но через некоторое время по домам прошла учительница – в школу! Собралось нас семь человек, с 4 по 7 класс. Занимались каждый день, а на переменах… играли. Не верите? Играли в пятнашки, на качелях качались. А кругом – зарево, всё небо красное… Местная газета, между прочим писала про наши школьные успехи, о каждом пофамильно, представляете, какая ответственность: газету –то читали бойцы, наши отцы и старшие братья! Летом работали в колхозной бригаде. В  в нашей школе открыли госпиталь, и первые овощи, конечно, раненым.

Осенью всех детей, оставшихся на прифронтовом пятачке, свезли в один интернат...  Училось нас там человек 50-60 в трёх классах. Школа в Бронках стояла в пятидесяти километрах от линии фронта. Но родители нас отпустили, хотя, на верное, было страшно…

 Как – то приходим в школу, а у нас настоящий пулемётныё расчёт: наша охрана Школа – тоже боевой объект.

 Чему учили? Вот наше школьное расписание: русский, математика, история…  Но вот и уроки, которых в обычной школе не было, конечно. Каждому, даже маленькому. Вкладывали в руки пилу  и топор.  «Колка – распиловка» - так это числилось в расписании. Школа жила на полном самообслуживании, а дрова – залог жизни. И ещё урок: школьники дежурили в  поселковой столовой, где мы кормились, следили за тем, как раскладывают порции. Никто, конечно ребятишек обманывать не стал бы, да и вообще. Время суровое, военное, рядом фронт. И всё же -  как много это значило! Для нас – мера доверия, для взрослых – мера ответственности.

… Тяжелее всех доставалось, конечно,  «немке» - учительнице немецкого языка, молодой, светловолосой девушке. Она плакала, а мы упрямо срывали ей уроки. Сами посудите, хотелось ли тогда учить немецкие слова, пусть самые безобидные? Войной от них пахло. Химию преподавал офицер-инвалид, мобилизованный военкоматом. Химию, очевидно, он знал плохо, и как я теперь думаю, по ночам отчаянно зубрил наш учебник, учил как школьник Зато как он радовался, когда мы что – то понимали!

И ещё – военрук. Тоже старый офицер, для него не было больших и маленьких, у каждого была боевая винтовка, и мы под его отрывистые команды вдохновенно учили оружейные приёмы.

И – постоянно звуки фронта: снаряды, пули. Так и учились под этот гул, привыкали к нему..

 Мы знали: то, что наш «школьный пулемёт» за всё это время так и не выстрелил, это не просто так! И то, что ко дню рождения именинникам выдавали компот и что вместо разносившейся обуви мы получали новую – тоже  не просто так! Цену всему этому мы знали. Поэтому, когда мой дядя прочитал на фронте заметку в газете о том как я хорошо учусь и написал мне: «Настенька! Как я рад, что ты учишься!» - это было счастье!

 Наша детская энергия порой выплёскивалась за рамки интернатской жизни. Узнали о подвиге Зои  Космодемьянской. Ночью мы, самые боевые девчонки, тихонько собрались;  а ну если бы нас так , босиком по снегу? В одних ночных рубашках выскочили на мороз – и три круга вокруг школы! Теперь улыбаюсь, а тогда свято верили. Что это необходимо. – нам так хотелось испытать себя по-настоящему.

 Вот так. Что об этом скажешь? Спасибо взрослым: вырастили, выучили. Воспитали. И первого сентября напутствовали: « В добрый путь!»

( журнал «Вожатый». №5,1985г.)

Сельская школа в годы войны.

…Вечером протарахтели по булыжной шоссейке немецкие двуколки и всё затихло. А ещё через два дня в село завернула заляпанная грязью полуторка, и выскочил из кабины лихой старшина. Он рупором приставил ладони ко рту и зычно закричал: «Эй. славяне , выходи, кто цел остался, а то неприлично получается: освободитель пришёл, а никто не встречает!». И тогда вышли все. Это в сегодняшних фильмах люди обнимаются и целуются, тормошат друг друга и кидают вверх шапки А мы молча стояли и глядели друг на друга и на освободителя – вопросительно, недоверчиво, с чуть затеплившейся надеждой на то, что всё это  - правда.

И стали мы налаживать жизнь.  Грустную картину представляло наше Заборье! Много домов сожжено до тла, остались только печные трубы. Колхоз и вовсе был разорён. Перво наперво собрали колхоз и председателем избрали Настю Дровенихину, которая до войны была счетоводом.  Нашли место для школы. Её разместили в одной из половин амбара.

Немного подумав, учительницей Настя назначила меня. До войны я успела окончит 9 классов, поэтому оказалась в деревне самой грамотной.

Школу оборудовали всем колхозом: дед Клим сколотил столы и скамейки. Крылиха принесла ходики(часы). А потом мы устроили праздник первого звонка. Звонком у нас была выпотрошенная противотанковая граната, внутри которой на верёвочке болталась гайка, и если гранату потрясти, она издавала дребезжащее звяканье.

Учеников в классе 26. Кому – то семь лет, кому- -то двенадцать, а кому и семнадцатый годок  подходит. Вот сидит у окна Лёня Клепиков – у него пышная причёска, которую почему – то называют политикой.  Я только об одном прошу Лёнечку: чтобы он осторожнее курил, не ровен час загорится наша школа. Я не вправе делать ему других замечаний: первую самокрутку поднёс парню дед Клим, после того как Лёня зарубил топором фрица, когда тот потащил меня в дом. А вот один на всей скамейке сидит семилетний Слава – его мать спуталась с полицаями и удрала с ними на запад, а со Славой теперь никто не хочет сидеть рядом. И кажется навеки застыло в его глазах выражение недетской тоски и боли. А вот и первая наша красавица – Крылихина Маруся. В оккупацию мать пачкала её чистое личико сажей, а затем остригла наголо: немцы боялись тифа. Все они здесь, все 26 и каждого я помню поимённо.

Как мы учились? Трудно было без книг, ох как трудно. А потом пришла подмога. Приехал инспектор Шепелевского районо и привёз мне 4 журнала «Вожатый». И стал мне «Вожатый» и книгой, и учебником по всем предметам,и методическим пособием.

 Очень скоро я убеждаюсь, что значит быть сельским учителем. Ещё вчера я была просто Надей, а то и Надькой, а теперь меня уважительно величают Ивановной, здороваются первыми и спрашивают совета по разным житейским делам. И каждый интересуется, как там на фронте, что говорят в районе, скоро ли конец войне?  В Шепелево меня зовут не часто, а хоть и зовут, так мало посвящают в военные дела: здесь больше нажимают на разные трудовые задания. Но я не могу себе позволить уронить честь  профессии в глазах односельчан, и у меня всегда находится что рассказать:   « И на фронте. И в тылу дела идут успешно. Вот во Владивостоке, например ребятишки собрали 30 тысяч гвоздей! А собираются разыскать и сдать целый миллион!», или: «Вы не слышали – пионеры из Горьковской области собрали деньги на самолёт. Построили его, да так и назвали «Горьковский пионер». Лупит теперь фашистов, никому спуску не даёт!» Односельчане слушают, одобрительно. За неимением ни чего другого довольствуются и этим: им важно знать, что всё идёт нормально, и никому нет дела, что все мои новости – из раздела хроники одних и тех же четырёх журналов, кивают головами. Да, а на чём и чем мы писали? С бумагой проблема решалась просто: по обочинам шоссе валялось великое множество бумажных немецких мешков, из которых получались превосходные тетради. С ручками и чернилами дело обстояло хуже, покуда не выручил дед Клим. Он  принёс бог весть где раздобытое гусиное крыло, выдрал из него все годные в дело перья и разделил их по справедливости. Вскоре ребята привыкли к своим «ручкам» и очень ими дорожили.

…Водились у нас и чернила – густой свекольный сок в тёмного стекла литровой бутыли. Чернила хоть куда только держались у нас недолго, к концу уроков их обязательно кто – нибудь выпивал.

 ..Я медленно и внятно диктую из бесценного и уже основательно зачитанного журнала: «Родина! Что может быть ближе и дороже сердцу человека нашей  страны! Весь народ, от мала до велика, поднялся на борьбу за родную землю, за её свободу, против насильников и захватчиков». Двадцать шесть моих юных летописцев скрипят гусиными перьями, выводят такие милые сердцу, такие единственные на свете слова: Родина, народ, свобода. Родная земля…

(Недельская Надежда Ивановна, письмо в редакцию журнала «Вожатый»)

Бакулина Антонина Алексеевна

(1921 – 2002гг)

Антонина Алексеевна в годы Великой Отечественной войны работала учителем в школе, недалеко от г. Мичуринска Тамбовской области.

Записи из её трудовой книжки:

1940 -1944г. – Шпикуловский роно, Молотовская НСШ,

                            учитель начальных классов и немецкого языка.

1944 – 1945гг. – Шпикуловский роно, Володарская НСШ.

                             Учитель химии, биологии и немецкого языка.

1945г. -  Шпикуловский роно, Молотовская НСШ,

                Учитель русского языка, завуч.

Антонина Алексеевна рассказывала, что во время войны обучение проходило очень трудно. Школа отапливалась при помощи печей, а из топлива была только солома, да камыш и рогоз, высохший и торчавший по берегам рек. Его косили прямо по льду и пускали в печи. В классах сидело по 40 человек, иногда по 3-4 человека за партой. Ребятам старались дать самые основные знания, но многих приходилось оставлять на повторное обучение, т.к. жизнь была суровой. Учебников не было, ручки использовались перьевые со съёмным пёрышком, а иногда и просто гусиные перья,  настоящие чернила тоже были не всегда доступны, приходилось разводить свекольный сок или сажу из печи, чтобы писать. С бумагой, а тем более с ученическими тетрадями тоже была большая проблема. Писали на газетах  между строк, а то и прямо на руках.

Все трудоспособные мужчины ушли на фронт, поэтому дети старались помогать по дому и часто пропускали школу, что сказывалось на успеваемости.  В некоторых семьях могла быть одна пара обуви на всех детей и тогда зимой ходили в школу по очереди, а летом босяком. Но тем не менее детей учили, старались их развивать, чтобы в нашей стране не разрасталась безграмотность.  Именно из детей военной и послевоенной поры выросло много учёных,  исследователей, композиторов и т. д. Эти дети, познавшие все тяготы военного времени стремились  учиться, чтобы восстанавливать страну после разрухи, чтобы никогда ныне живущие поколения не знали вкуса мёрзлой картошки, не знали, что значит мёрзнуть в доме из-за отсутствия топлива, писать при лучине и испытывать сиротскую долю.

(Воспоминания предоставлены семьёй Антонины Алексеевны.)

Соболевская Кира Аркадьевна

   

12.12 1911-20.10.1994г.

 (доктор биологических наук, профессор, известный сибирский ботаник, путешественница)

Война безжалостно ломала судьбы людей. Но если человек всеми силами стремился не потерять свой огонёк и не терял его не смотря ни на что, он становился лучше и сильнее, ибо острее чувствовал, что жизнь у него одна и прожить её надо с максимальной пользой, прежде всего для людей.

«Страшно даже подумать, как фашисты ограбили нас интеллектуально. Сколько они убили Пушкиных, Курчатовых, Некрасовых, Королёвых, Потаниных, Пржевальских? Война смяла, сожгла сотни тысяч судеб и мечтаний: ведь мечта погибала вместе с жизнью или обрывалась тяжкой, ломающей жизнь раной. Я, к сожалению, не смогла пойти на фронт – болела. Но и в глубоком тылу война принесла мне страдания тяжкие. Молодые должны знать о наших страданиях. Я голодала: разве это еда – полкило чёрного хлеба и кипяток без сахара? Или пшённый суп в университетской столовке, в котором, как мы шутили. Была ложка крупы на ведро воды. Я мёрзла в нетопленной квартире – не было дров. И тряслась на сорокаградусных томских морозах в старом пальтишке – всё было. Но я работала днём и ночью.

Жила в крохотной комнатёнке у сестры. Железная печка. Трубы в окно. Дров нет – всё госпиталям. Пришлось жечь старые ученические  нотные тетрадки. Впервые в жизни музыка меня не согревала. Я мучительно кашляла. Но работу не бросила. Надо было работать.».

Война заставила её вплотную заняться древней народной медициной. Есть такая трава «наперстянка пурпуровая». Надёжное средство для лечения сердца. Культивировалась она в основном в европейской части страны. Не только пшеничные поля искромсали оккупанты. Посевы наперстянки они выжигали огнемётами. Где взять, где найти наперстянку? Этот поиск не сулил ни лавров, ни материалов для докторской диссертации, но Соболевская, отложив все дела, взялась за наперстянку и доказала, что она может расти в Сибири.

«… На белых койках люди с тоскливыми глазами. Они сравнительно молоды. Они могут трудиться, но над каждым меч, который может упасть в любой миг: спазмы в сердце, спазмы в больных сосудах, гипертония. Хорошо помогает витамин «Р». Но, открытый венгерским учёным Сент- Дьерди, витамин получали сложнейшей переработкой цитрусовых. Лимоны в Сибири растут только в ботаническом саду, а людей надо лечить.  И тогда вместе со студентками я пошла в экспедицию на Горный Алтай. Мы нашли, что витамин «Р» есть в алтайской дикой гречихе, в жимолости, черёмухе.»

«Травы – это же поэзия Легенды о них народом сложены, в каждой сказке то «одолень – трава», то всесильная «богородская травка», то цветущий алым огнём папоротник. Богатыри чем лечили раны? Травами! Трава «володушка» скромненькая такая, почти незаметная, но какая в ней силища! Она укрепляет капилляры, помогает при лучевой болезни, при смертельно опасных кровоизлияниях. Словом, порой спасает жизнь а сколько ещё на земле трав, чья спасительная сила, чья сила, чья польза для человека ещё неведомы? Значит надо их найти.

О своих экспедициях, о мужестве людей, которые осваивают сказочный край – Сибирь, она, член Комитета советских женщин, говорила на Всемирном конгрессе. О том как вместе с ученицами и помощниками работала, помогая украшать землю. Рассказывала на многих научных конференциях в Голландии и Чехословакии. Её всюду встречали аплодисментами. Потому что видели: эта маленькая женщина честно служит людям.

(Николай Мейсак,  Сколько у нас Маресьевых?,  Володушка,стр188)

Витковский Иван Петрович

( 9. 10. 1914 - 23. 9. 1996)

Витковский Иван Петрович командир эскадрильи 66-го гвардейского истребительного авиационного полка (4-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й гвардейский истребительный авиационный корпус, 3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) гвардии майор. Родился 9 октября 1914 года в селе Боровка ныне Могилев-Подольского района Винницкой области в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б) с 1943 года. Окончил 3 курса механотехнологического техникума и рабфак. В РККА с 1936 года. В 1938 году окончил Одесское военное авиационное училище.

На
фронтах Великой Отечественной войны с февраля 1943 года. В воздушном бою 29 июля 1944 года Витковский И.П. таранил фашистский самолет.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Ивану Петровичу Витковскому присвоено 23 февраля 1945 года за 112 боевых вылетов и 15 сбитых самолетов противника.

Всего во время
войны совершил 357 боевых вылетов, в 148 воздушных боях сбил 22 самолета.

До 1950 года подполковник
Витковский продолжал службу в ВВС. В 1959 году окончил Киевский государственный университет. Жил в Киеве, работал директором средней школы. Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, медалями.

Умер 23 сентября 1996 года.

Биография предоставлена А.Е.Мельниковым


---
По расписанию – урок истории, и учитель 143 – й киевской школы. Герой Советского Союза Иван Петрович Витковский входит в класс…

Какой она должна быть сегодня, его история минувшей войны? Как рассказать её, чтобы она стала действительно уроком для сегодняшних ребят?.Чтобы через войну они вгляделись в себя. Чтобы из его ответа на вопрос: «Как было? – ребята лучше поняли, какими они должны быть.

Он расскажет собственной жизнью. Этот долг – подарить младшим свою Память о войне – за каждым, кто прошёл, испытал, пережил… Но за ним долг особый Ведь он – учитель . А за его учениками  - долг и право познать историю не только по учебнику, но и по учителю! Он покажет войну- трагедию, войну – страдание. Нельзя им забывать, что и как пришлось тогда терпеть, превозмогать, одолевать. Не сможет забывший истинной мерой оценить совершённый ради него подвиг, отступит и перед гораздо меньшими трудностями…

 Полезно для нравственного здоровья современников постижение боли тех дней! Как, чем выразить её и то, что её противостояло?

 Откликнись память…

Витковский, ты горишь!» - услышал  он по рации, возвращаясь на свой аэродром. Ничего похожего, машина невредима. «Витковский, ты горишь!». Обман зрения у них, что ли? И тут за фамилией последовало имя – Николай. Да это же его родной брат! Три года, с первых дней войны им ничего небыло известно друг одруге – на других самолётах летал Коля, в других небесах. А теперь он где-то невдалеке на общей с Иваном радиоволне… И встретились их голоса для последнего прощания. «Коля, Коля, что с тобой?» - «Я ранен, мне очень больно, я больше не…» И всё… «Витковский, почему молчишь? Это уже обращались к нему, Ивану. Но он ещё долго никаких звуков не мог различить сквозь стоявшее в ушах и тисками сдавившее сердце «мне очень больно…». Какая-то пронзительная детская нота воровалась в предсмертную муку Николая…

 Об Иване Витковском говорили, что он ничего не боится. Неправда, он боялся. Потерять на войне близких. Не мог себе представить, как перенесёт смерть кого – то из них.

 Он плакал о Николае. И он яростно сказал отчаянию «нет!». «Через час тебе снова вылетать». -  объявили Ивану в тот же день, через короткое время после встречи-прощания с братом. «Я готов» - ответил он.

 Учитель Витковский заставит своих учеников ещё и ещё вдуматься в высокие слова. Что-то слишком легко произносят их некоторые ребята в торжественной обстановке, а когда кончается  «парад», своими поступками сходят с этой высоты…

Поведай Память, как на войне открывались в своём первородстве высочайшие понятия – родина, народ, твой дом, твоя родная земля, люди твоей земли…  С какой отчётливой ясностью осознавалось самое дорогое, что дано тебе жизнью и теперь ждёт от тебя защиты!

Фомина Елена Фёдоровна

.

Она всегда считала, что ничего героического не совершила, что делала она и её сверстники в годы войны, делал бы любой, окажись на её месте. Но это делала она – пионерская вожатая из тихого зелёного подмосковного городка Павлово – ПОСАДА. Когда началась война. Девушка переехала к родным в хутор Котовский, где казалось. Что войны нет совсем. Но она пришла и сюда. Со всей бедой. Разорением, детским сиротством. Вот этого Лена снести не могла совсем. Ранним утром по разбомблённой железной дороге комсомольцы Урюпинска пробирались к Сталинграду Из-под развалин, из подвалов и окопов буквально на руках выносили обессиленных, пререпуганных детей. Самых слабых тут же отвозили в ближайшие сёла, остальных в приёмники, оттуда их направляли в детские дома. В Урюпинский спецдетдом, где Лена была старшей вожатой, - тоже.

Нелегко давалась каждая такая поездка. Не только потому, что в любой момент тебя могли убить, больше заботило, на чём увезти детей подальше от войны, чем накормить, во что одеть…

Всё туже сжималось вражеское кольцо вокруг Сталинграда. Но не знали гитлеровцы, что в кольце Советской Армии оказались сами.  И грянула битва на Волге.

«Горела вода, плавилось железо, а люди выстояли и победили…».

 Работникам детдома был дан приказ собрать всех детей и позаботиться об их безопасности. Что они и сделали.

Потому и выстояла в смертельной схватке с фашизмом, потому и победила наша Родина, что слились воедино тыл и фронт. В те трудные дни и ночи исход войны решался и в окопах Сталинграда и в сорока  детских домах, заменивших детям города-героя отчий дом.

 Пионерская  вожатая Лена Фомина заботилась не только о том, чтобы не промерзали  зимой углы дома. Чтобы у детей всегда была горячая пища, чтобы ходили они в школу. Она хотела, чтобы дети улыбались! Чтобы исчез испуг, страх из их до времени повзрослевших глаз Она хотела вернуть их к жизни. По ночам, в короткие минуты досуга из старых простыней шила девочкам  нарядные платья, из цветных лоскутков вязала шапочки. С мальчишками(тоже из ничего!) строила на берегу Хопра летние жилища. Для детей других национальностей каким – то непостижимым способом доставала книги на их родном языке., сочиняла и ставила с ребятами пьесы о добрых волшебниках, всегда и непременно побеждавших зло. Она и сама была доброй волшебницей для опалённых войной мальчишек и девчонок.

 Труд людей, работавших в детских домах в годы войны не пропал даром. Дети росли здоровыми, дружными, добрыми, трудолюбивыми.

( журнал «Вожатый». №5,1985г.)

Заключение:

Священная, освободительная война Мы по праву называем её народной На борьбу со злейшим врагом человечества – фашизмом встал и стар и млад. Боевой подвиг Советского солдата бессмертен, память о нём вечна!

Время неумолимо идёт вперёд. Уходят из жизни ветераны. Но память о бессмертном подвиге в годы Великой Отечественной войны передаётся и будет передаваться из поколения в поколение.

Литература:

  1. Героям – слава!  (Изд.  2-е, доп.), М., политиздат, 1976,239с. с ил.
  2. Календарь для родителей, 1986г. стр59
  3. Николай Мейсак Сколько у нас Маресьевых?,М., «Молодая гвардия»,1997г.
  4. Т.В. Матвеева, Диалоги о воспитании. (книга для родителей)  М.: «Педагогика» 1985г.).
  5. Интернет- ресурсы
  6. Источники:
    1) Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.1. М.:Воениз.1987.
    2) Костенко Ф.А. Корпус крылатой гвардии. - М.: Вениздат, 1974
    3) На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993.
    4) Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984,
    5) Овеянные Славой имена. - Одесса: Маяк, 1989
  7. ( журнал «Вожатый». №5,1985г.)