Классный час по теме: «Отражение традиций казачества посредством изучения народного творчества (пословиц и поговорок)».
классный час (6 класс) по теме

Классный час рекомендован для классов казачьей направленности с целью получения знаний о жизни Кубанского народа посредством изучения устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

 Классный час по  теме: «Отражение традиций казачества посредством изучения народного творчества (пословиц и поговорок)».

Цель: познакомить учащихся с пословицами, созданными на Кубани; получение знаний о жизни нашего народа при помощи изучения кубанских пословиц;

Задачи:

- расширение кругозора детей путем составления «Толкового словаря кубанских  

  пословиц».

- развивать эстетические представления учащихся;

- развитие коммуникативной речи учащихся;

- воспитывать чувство любви к родному краю;

Оборудование: иллюстрации, раздаточные карточки с пословицами и поговорками.

Ход урока:

                                                                                 А что за роскошь, что за смысл,

                                                                                   какой толк в каждой поговорке

                                                                                                      нашей! Что за золото!

                                                                                                                   А. С. Пушкин.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Введение в тематику.

      Наш край богат своей культурой и традициями, которые необходимо изучать.

Изучая кубанские пословицы, мы видим  в них отражение истории Кубани, культуры, быта казаков, традиций и обычаев. Казаки – свободолюбивый народ, духовный, талантливый, яркий, независимый.

В кубанских пословицах и поговорках мы видим отражение представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к Родине.

Пословицы, поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого. Казаки – известные острословы, и именно слово – тот «груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает», так говорит казачье присловье.

Что же такое пословица и поговорка?

     Пословица - малая форма народного фольклора, поэтического творчества. Грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, несущее обобщённую мысль, вывод в ритмически организованной форме.

     Поговорка  - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы, лишена обобщающего поучительного смысла.

       4. Мотивация и актуализация  учебной деятельности.

 Сценка. Ведущая: Собирались у воды. Молодые казаки.

                        Давайте послушаем, о чем они говорят?

1-й казак         Казак  без коня, что солдат без ружья.

2-й казак         Казак в и беде не плачет.

3-й казак         Казак голодает, а конь его сыт.

4-й казак         Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

       5. Включение в систему знаний.

     Что вы сейчас услышали?  (Пословицы - вид устного народного творчества)

     Давайте попытаемся найти аналогию между казацкими и современными  пословицами и поговорками.

1. Богато будешь знать, рано состаришься.        

(Много будешь знать, скоро состаришься.)

2. Ни Богу свичка, ни чорту кочерга. Ни посла ни осла.        

(Ни то ни сё. Ни рыба ни мясо.)

3. Обое рябое.        

(Два сапога пара.)

4. Хоть на камыши, зато от души.        

(С милым рай и в шалаше.)

5. У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.        

(У страха глаза велики.)

6. И нашим и вашим за рупь спляшем.        

И нашим и вашим.

7. Вик жыви- вик учись, а дураком умрешь.        

(Век живи – век учись.)

8. Где-то лес рубят, а к нам щепуи летят.        

(Лес рубят – щепки летят.)

Я вашему вниманию предоставляю ряд поговорок и пословиц.

«Хлеб та капуста лиха в хате не допустят»

«Где оладьи - там и ладно»

«Не поевши сала - не кажи, шо сыт»

«Что летом припасэшь, с тим зиму проживэшь».

«Пели бы еще да въ животе тощо.»

«Добрый казакъ не брезгаетъ, что попало, то и трескаетъ.»

«Хлебъ да вода,- казацкая еда.»

Какой общей тематикой их можно объединить?

Давайте проанализируем. О каких традициях можно говорить, прочитав эти пословицы?

     Кубанское подворье всегда отличалось своей домовитостью, хозяйственностью и припасами. Разносолы на любой вкус, их рецепты, корзины с дарами осени – все это было в казачьих хатах.

     Свежие овощи и большое количество зелени – визитная карточка казачьей кухни. Редис, редька, огурцы, сладкие помидоры – неотъемлемые элементы кубанской трапезы. Зелень используется не только в качестве приправы Это может быть укроп, петрушка, кинза, салат, базилик, эстрагон, зеленый лук – в зависимости от сезона.

     Продолжая «овощную» тему, стоит отметить, что весьма популярны среди казаков, да и вообще среди жителей Кубани (не все они принадлежат к казачьему войску) различные блюда из капусты. Обряд квашения капусты был в центре внимания.

     На столах часто можно было встретить оладьи. Гостей хлебосольная хозяйка  угощала вкуснейшими оладьями, попробовать которые хотели все. Тут и оладьи классические, и оладьи с тыквой, морковью и яблоками, сыром и капустой.

    Ну, а какая же еда казака без кубанского сала?

     Но также можно сделать вывод, что казаки были не прихотливыми к еде. «Хлеб да вода – казацкая еда».

     В поговорках и пословицах нашли отражения и  национальные черты. Казаки были чуткими людьми, уважающими чужое горе.

 «Чёрствым бывает хлеб, но не душа казака».

 

     Если казак находился в обществе, где есть вдова, то было не принято целовать свою жену, брать ее под руку, чтобы не причинить боль женщине, потерявшей мужа.

Казак никогда не сквернословил. Считалось, что брань могла быть обращена птолько в сторону врага, да и только в том случае, если рядом нет женщины.

     Величайшим событием в истории человечества было возникновение христианства. По мнению казака, главная ценность, которую он получает от Бога вместе с жизнью – воля. Но воля понималась не как свобода от законов, а как свобода выбора. Добровольно избрав свой путь, да ещё присягнув, казак никогда с этого пути не сворачивал и не изменял ему. Самой страшной изменой считалась измена вере. И, разумеется, оно не могло не найти отражения в пословицах и поговорках:

Биз Бога ни до порога. (без благословения не делается ничего).

На людску глупость есть Божье мудрость.

Бог не без милости, казак не без счастья.

Нэ кинь вэзэ, а Бог нэсэ.

     «Мой дом – моя крепость» - казаки с полным основанием могли подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Вот какие пословицы относятся к этой теме:

Каждый казак государь в своем дворе.

Без хозяина двор плачет, а без хозяйки дом – сирота.

Дома и солома едома.

     К постройке дома подходили очень серьезно. Мужчина, будущий хозяин дома, заводил на земельный удел коня. Там, где конь ел траву или ложился отдыхать, делали разметку и забивали колышки для дома. Молодой мужчина клал первый камень в правый восточный угол, где потом обустраивался красный уголок. Когда приходило время рубить деревья, шли в лес отец и сын. Старший метил деревья, младший – рубил, да так, чтобы верхушки деревьев падали на восток, где считалось начинается жизнь. Если крона дерева падала на запад, то это дерево брали только на дрова.

6. Включение в систему знаний и первичное закрепление.             

 Работа с пословицами.

1. Получивший карточку выразительно ее прочитывает классу. Выясняется  смысл, приводятся факты, случаи, почерпнутые из окружающей жизни или прочитанных произведений, которые могут быть связаны с содержанием пословицы. Устанавливается, к какой теме ее можно отнести.

2. Игра. Один ученик читает начало пословицы и предлагает другому вспомнить и договорить ее конец.

Выполнивший это задание сам прочитывает начало новой пословицы и называет следующего ученика, чтобы он ее договорил и продолжил начатую цепочку.

7. Подведение итогов.

     Пословицы и поговорки входят в народную культуру как чистейший и драгоценный родник народной мудрости. Они глубоко уходят в историю своими корнями. Традиции наших предков четко прослеживаются и находят свое отражение в народном творчестве.

8. Рефлексия.

Можно предложить детям сделать вывод о проделанной работе, высказать свое впечатление, что понравилось и не понравилось на уроке, что нового и полезного он узнал.