Сценарий классного часа на тему: «Обряды, традиции, обычаи чувашского народа»
классный час на тему

Платонова Валентина Николаевна

Обряд, обычаи, традиция являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.

Цель: прививать интерес и уважение к нравственно-духовной культуре своего народа.

Задачи:

1.Создать представление об обычаях и обрядах, как важнейшем блоке в системе духовной культуры чувашского народа;

2.Познакомить с комплексом чувашских обрядов и обычаев;

3.Воспитывать уважение к народным традициям и культуре чувашского народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_klassnogo_chasa_na_temu.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа на тему:

«Обряды, традиции, обычаи чувашского народа»

Обряд, обычаи, традиция являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.

Цель: прививать интерес и уважение к нравственно-духовной культуре своего народа.

Задачи:

1.Создать представление об обычаях и обрядах, как важнейшем блоке в системе духовной культуры чувашского народа;

2.Познакомить с комплексом чувашских обрядов и обычаев;

3.Воспитывать уважение к народным традициям и культуре чувашского народа.

Ход классного часа:

1.Начало: Хлебом солью по чувашскому обычаю встречают гостей.

2. Стихи о хлебе - читает студент 1.

Клянется хлебом человек,

А хлеб - всему первооснова,

И потому

Нарушить слово

Теперь

Нельзя уже вовек.

Никто, страшась морского гнева,

Не запятнает святость хлеба!!!

Когда клянемся мы землей

И это нам с тобою свято,

С такой клятвой шли на бой,

В свое бессмертие

Солдаты.

Для нас они сберечь смогли

Достоинство родной земли.

Клянется солнцем мой народ,

Давно бытует клятва эта,

И в ней

Высокий смысл живет

И святость солнечного света.

Дав слово, береги его,

Нет выше солнца ничего!!!

И хлеб, и солнце, и земля –

Три наши главные святыни,

И опорочить их нельзя

С годов минувших

И поныне.

Да будет ныне жизнь сильна

На все иные времена!!!

(Георгий Ефимов)

3. Краткая информация об исторической дате – куратор;

24 июня 1920г.- историческая дата для чувашского народа. В этот день было принято постановление ВЦИК и СНГ РСФСР «Об автономной Чувашской области» (ЧАО). Центром ее стал город Чебоксары, который местными властями рассматривался в качестве временной столицы. Они считали, что необходимо создать новый чувашский город для размещения в нем центральных учреждений.

Мой любимый край.

Чувашский край передо мною,

Край нежных песен и труда.

Шагаешь ты со всей страною,

А поступь родины тверда.

Чувашский край! Теплом чудесным

Меня ты с детства согревал.

С тобою счастлив я и в песнях

Тебя повсюду воспевал.

Чувашский край! Россия стала

Твоею матерью родной,

Дорогу к свету указала.

И мы живем с семьей одной.

Чувашский край! Над Волгой нашей,

Как сад весенний расцветай.

Пусть знамя Ильича все краше

Мой милый осеняет край.

(Васильев Давыдов- Анатри- народный поэт ЧР)

4. Народные обряды - выступают студенты:

Студент 2. Обряды и праздники чувашей в прошлом были связаны с их языческими, религиозными воззрениями и строго соответствовали хозяйственно-земледельческому календарю. Цикл обрядности начинался с зимнего праздника упрашивания хорошего приплода скота – сурхури (овечий дух), приуроченного ко времени зимнего солнцеворота. Во время празднования дети и молодежь группами обходили подворно деревню, заходя в дом, желали хозяевам хорошего приплода скота.

Студент 3. Потом наступал праздник почитания солнца – саварни (масленица). Когда пекли блины, устраивали катания на лошадях вокруг селения по солнцу. В завершении масленичной недели сжигали чучело «старухи саварни». На весну же приходился многодневный праздник жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам манкун (совпавшей потом провославной прасхой), который начинался с палам кун и заканчивался, серен или вирем – обряд изгнания зимы, злых духов и болезней. Молодежь ходила группами по деревне с рябиновыми прутьями хлеща ими людей, постройки, инвентарь, одежду, выгоняла злых духов и души умерших, выкрикивая: «Серен!» Односельчане в каждом доме угощали участников обряда пивом, сыром и яйцами. В конце 19 века эти обряды в большинстве чувашских деревень исчезли.

Студент 4. По завершению весеннего сева устраивали семейный обряд аки патти (моление кашей). Когда на полосе оставалась пройти последнюю борозду и прикрыть последние засеянные семена, глава семьи молился Султи Тура о ниспослании хорошего урожая. Несколько ложек каши, варенные яйца зарывали в борозду и запахивали ее. По окончании весенних полевых работ проводился праздник акатуй (дословно – свадьба плуга), связанный с представителем древних чувашей о бракосочетании плуга ( мужского начала) землей (женским началом). В прошлом акатуй имел исключительно религиозно- магический характер, сопровождался коллективным молением. Со временем, с крещением чувашей, он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями.

Студент 5. Цикл продолжал симек (праздник цветения природы, общественные поминки). За севом хлебов наступал уяв, когда налагался запрет на все сельскохозяйственные работы (земля была «беременна»). Он продолжался несколько недель. Это было время жертвоприношения с просьбами о сохранности скота, здоровья, и благополучии общинников. По решению схода на традиционном обрядном месте закаливали лошадь, а также телят, овец, брали с каждого двора по гусю или утке и в нескольких котлах варили кашу с мясом. Пора уява завершалось обрядом «сумар сук» (моление о дожде) с купанием в воде, обмываниями друг друга водой.

Студент 6. Завершение уборки хлебов отличалось молением духу – хранителю овина (аван патти). Перед началом потребления хлеба нового урожая устраивали всем родом моление – благодарение с пивом аван сари, для которого все блюда приготавливались из нового урожая. Моления завершались пиршеством автан яшки ( суп из петуха). Традиционные чувашские молодежные праздники и увеселенья устраивались во все времена года. В весенне-летний период молодежь всего селения, а то и нескольких селений, собирались на открытом воздухе на хороводы уяв (вайа, така, пуху). Зимой устраивались посиделки в избах, где временно отсутствовали старшие хозяева. На посиделках девушки пряли, а с приходом юношей начинались игры, участники посиделок пели песни, плясали т.д. В середине зимы приводился праздник хер сари ( дословно – девичье пиво). Девушки в складчину варили пиво, пекли пироги и в одном из домов совместно с юношами устраивали молодежную пирушку.

Студент 7. После христианизации крещеные чуваши особо отмечали те праздники, которые совпадает по времени с календарными языческими (рождество с сурхури, масленицу и саварни, троицу с симек ит.д.), сопровождая их как христианскими, таки языческими обрядами. Под влиянием церкви в быту чувашей получили распространения престольные праздники. К концу 19 - началу 20 в. христианские праздники и обряды в быту крещеных чувашей стали преобладающим.

Студент 8. У чувашей были распространены три формы заключения брака: 1.с полным свадебным обрядом и сватовством (туйла, туйпа кайни); 2.свадьба «уходом» (хер тухса кайни); 3. похищение невесты, часто с ее согласия (хер варлани). Жениха в дом невесты сопровождал большой свадебный поезд. Тем временем невеста прощалась с родней. Ее одевали в девичью одежду, нарывали покрывалом. Невеста начинала плач с причитаниями ( хер йерри.) Поезд жениха встречали у ворот с хлебом – солью и пивом. После продолжительного и весьма образного поэтического монолога старшего из других (ман керу) гостей приглашали пройти во двор за закрытые столы. Начиналось угощение, звучали приветствия , пляски и песни гостей. На другой день поезд жениха отъезжал. Невесту усаживали верхом на лошадь или она ехала стоя в кибитке, чтобы «отогнать» от невесты духов роды жены ( тюркская кочевническая традиция). Веселье в доме жениха продолжалось с участием родственников невесты. Первую брачную ночь проводили молодые в клетке или другом нежилом помещении. По обычаю молодая разувала мужа. Утром молодую одевали в женский наряд с женскими головными убором «хушпу». Первым делом она ходила на поклон и принесла жертву роднику. Потом начинала работать по дому, готовить пищу.

Студент 9. Первого ребенка молодая жена рожала у своих родителей. Поповяну перерезали: у мальчиков – на топорище, а у девочек – на ручке серпа, чтобы дети были трудолюбивыми. В чувашской семье главенствовал мужчина, но и женщина имела авторитет. Разводы встречались крайне редко. Бытовал обычай минората – младший сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу. Традиционный характер имеет у чувашей обычай устройства помочей (нили) при строительстве домов, хозяйственных построек, уборке урожая.

Студент 10.В формировании и регулировании морально- этнических норм чувашей всегда большую роль играло общественное мнение селения (ял мен калать – что скажет односельчане.) Резко осуждалось нескромное поведение, сквернословие, а тем более редко встречавшееся среди чувашей до 20в. пьянство. За воровство устраивали самосуд. Из поколения в поколения чуваши учили друг друга «Чаваш ятне ан серт» ( не срами имя чуваша).

Студент 11.»Самые красивые - пировые песни». Собираются друзья и родня, в больших емкостях варят ржаное пиво, если есть мед – то медом. Хмель сладкого пива вызывает в душе и горькие резонансы: с напитком приходит и грусть, и философия жизни. Что говоря уже о поминальных песнях! Как много в них первобытности и поэзии!

5. Стихи «Мой любимый край»- студент 12;

С моей землею светлоликой

Я связан узами добра,

Как с Волгой связаны великой

Цивиль и звонкая Сура.

Красив и в радости и грусти

Мой край под сетью облаков.

В его лесах звенят, как гусли, Живые струны родников.

Зовут Тропинки полевые, Чтоб вновь туда свернул, Где солнце увидал впервые и воздух родины вздохнул…

Пусть мир огромен и прекрасен,

Лишь здесь поют во мне слова. Где я с тобой тропинкой связан

Святыми узами добра.

(Георгий Ефимов)

7. Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа по теме "Дороги, которые мы выбираем" (материал подходит для проведения урока мужества)

Классный час по этому сценарию проводился во время  Публичного отчёта школы в рамках проекта "Созвездие воинской славы": "Памями Дмитрия Рябинкина посвящается" в 2008году...

Презентация и сценарий классного часа на тему: "9 декабря - День героев Отечества"

Цель мероприятия Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества. Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому...

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ " КАК ПЕРЕСТАТЬ БОЯТЬСЯ ЕГЭ"

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «КАК ПЕРЕСТАТЬ БОЯТЬСЯ ЕГЭ»Актуальность     На этапе подготовки к ЕГЭ большая и важная роль возложена не только на учителей-предметников, но ...

Сценарий классного часа на тему «Вся правда о наркотиках».

Основная цель этого классного часа – это пропаганда здорового образа жизни и борьба с таким злом как наркотики.Цели классного часа1. Познакомить школьников с последствиями употребления наркотико...

Сценарий классного часа на тему: "Темперамент и характер человека"

Подростки очень интересуются психологией людей, стремятся познать мир человеческих отношений, найти свое место в нем, самоутвердиться. В 12-15 лет хочется узнать все сразу и опробовать психологи...

Сценарий классного часа на тему: "Отцы и дети". 9 класс.

Предлагаемый сценарий - это час общения, посвященный взаи­моотношениям детей и родителей. Ведущий - классный руководитель, используя разнообразные методы (беседа, дилемма, воспитывающие, проблемные си...

Конспект классного часа(1-4 классы) по истории чувашского народа.

Каждый когда -нибудь задумывается : Кто мы? Откуда? Что за народ наши предки? В материале даются ответы на вопросы относительно истории чувашского народа....