Планирование воспитательной деятельности в классе
статья по теме

Щетинина Вера Николаевна

Работа написана в помощь классному руководителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_klassa.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование воспитательной деятельности в классе.

Введение

      Наши дети - это наша старость. Правильное  

воспитание – это наша счастливая старость,

          плохое    воспитание   –  это   наше будущее

горе,      это   наши слезы,   это   наша   вина

перед    другими     людьми,  перед страной.

А.С. Макаренко.

   Традиции российской педагогики таковы, что процессы обучения и воспитания тесно связаны друг с другом.  Не секрет, что некоторое время назад произошел «непроизвольный отказ»  школ от воспитательной  деятельности в угоду показателей поступления в вуз. «Школа должна учить, а воспитывать - семья»,- уверяли сторонники этих взглядов. Но сейчас государство и общество вновь поставили перед школой вопросы воспитания, как приоритетные и значимые в современном мире.

За годы невнимания к процессам воспитания, многое изменилось и в стране   и в школе. Оказалось, что провести новогодний вечер или КВН, могут все педагоги, а вот помочь современному ребенку самореализоваться в различных видах, социально и лично значимой для него  деятельности, под силу не каждому.

Ученые, методисты ведут вечный поиск наиболее актуальных направлений воспитательной деятельности. Сейчас появилось много специальной литературы по вопросам воспитания,  но на практике необходимо еще и уметь реализовать эти современные подходы и методы в своей педагогической деятельности.

  Когда-то А.С. Макаренко подчеркивал, что он не знал ни одного случая, когда бы полноценная личность возникала бы без здоровой воспитательной обстановки или, наоборот, исковерканная личность сложилась бы при правильной воспитательной работе. Поэтому те, кто действительно стремится овладеть «искусством воспитания», находятся и должны находиться в вечном поиске.

  В нашей школе, за это сложное время, не были утеряны    воспитательные приоритеты. В настоящий момент   мы находимся в стадии становления современной воспитательной системы школы, основанной на   многолетних традициях. Настало время структурировать и систематизировать  воспитательную работу педагогов. С  этой целью в школе с начала года возобновило работу МО классных руководителей. Вопросы планирования, всегда вызывали некоторое затруднение у классных руководителей,   поэтому мы вынесли их на одно из  заседаний    МО.

  В данной работе рассмотрены вопросы  планирования деятельности классных руководителей, основанные на современных подходах к воспитанию (по методическим разработкам Е.Н. Степанова).

  Целью работы является рассмотрение теоретических аспектов планирования, а также методических рекомендаций для учителей нашей школы по осуществлению всех его этапов.

  Надеемся, что рассматривая данную проблему на МО, мы дадим возможность классным руководителям  пересмотреть свой традиционные подходы к составлению плана работы, заинтересуем их новыми формами  и методами планирования, тем самым этот сложный и важный вопрос попробуем решить опираясь на творческие возможности каждого классного руководителя школы.

 

2.  Планирование воспитательной работы.

  1. Общая характеристика планирования.

                                 Теоретические основы.

    Для классного руководителя планирование представляет собой составление плана развития классного коллектива и является руководством к педагогической деятельности.

  Начиная работать в новом классе или рассматривая педагогические задачи на новый учебный год, педагог должен «нарисовать» себе некие направления воспитательной деятельности,   т.е.   осуществить   процесс    планирования воспитательной работы со своим классом.

   В методической литературе определяется, что

 планирование воспитательной работы - процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения.

По результатам исследования  Т. В. Ильиной можно выделить следующие функции  педагогического планирования:

  1. направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;
  2. прогнозирующая, заключающаяся в том, что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития;
  3. координирующая (организаторская), позволяющая педагогам с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и что должен делать;
  4. контрольная, предоставляющая педагогическому коллективу или

отдельному педагогу возможность с помощью составленного плана контролировать и корректировать траекторию своего пути к достижению намеченной цели;

  1. репродуктивная (воспроизводящая), предполагающая то, что через небольшой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

   Е.Н. Степанов предлагает алгоритм разработки перспективного плана  воспитательной работы в  классе    на      учебный    год   (полугодие). Он включает в себя:

  1. определение порядка и срока действий по планированию;

Здесь важно учитывать, что классный руководитель должен  иметь информацию о планировании воспитательной работы  в образовательном учреждении на текущий год,  а также определить формы и способы  участия учащихся и родителей в этом процессе.

2.    педагогический анализ состояния и сроков воспитательного процесса;
Классный руководитель должен  уметь грамотно проанализировать работу за прошлый период и поставить новые цели. В современной школе основным подходом к обучению и воспитанию  детей  является - личностно- ориентированный подход. В связи с этим анализ воспитательной работы классного руководителя имеет направления:

1.         развитие личности ребенка;

  1. становление и проявление индивидуальных особенностей   школьников;
  2. личные достижения учащихся;
  3. формирование в классе и школе благоприятной  среды для развития учащихся;
  4. функционирование системы медико- психологического и социально – педагогического обеспечения процесса развития

школьников.

   Если педагог ввел себе  за правило анализировать в своем плане работы каждое событие (экспресс- анализ), то он намного облегчит процесс планирования работы в конце полугодия, года. Экспресс – анализ можно провести в форме анкеты, цветописи, символического рисунка, описательного анализа. Примерное направление вопросов по анализу содержания дела, организации дела, описательного анализа см. в «Приложении» данной работы.

   В основе педагогического  анализа воспитательного процесса лежит диагностика. Педагог проводит диагностическое исследование класса, с целью:  

  1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.
  2. Определить уровень сформированности классного коллектива, состояния в нем  деловых и межличностных отношений.
  3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность класса.
  4. Определить эффективность учебно - воспитательного процесса.

Необходимо также обратить внимание на недочеты, которые имеют место в классе: снижение дисциплины,  межличностных отношений и т. п.

На основе диагностического исследования необходимо продумать те воспитательные задачи, которые необходимо спланировать.

Диагностика может включать в себя:

  1. Анкетирование родителей, учеников (см. «Приложение»).
  2. Определение уровня воспитанности учащихся по известным методикам (Капустина Н.П. и др.).
  3. Изучение состояния здоровья учащихся (по медицинским картам и беседам с родителями).
  4. Тестирование сформированности коллектива по методикам А.Н. Лутошкина, М.Г. Казакиной и др.

3.        моделирование образа класса и воспитательного процесса в нем;

  Практика показывает, что ведущим направлением жизнедеятельности класса часто становится то направление, в котором преуспел сам педагог.

В  школе это обычно такие направления, как туристско- краеведческое, театральное, спортивно-оздоровительное и т.п. Классные руководители используют разнообразные виды и формы деятельности. Здесь и кружки (театральный, туристический, спортивные секции и т. п.), походы и совместные с родителями мероприятия.

4.       коллективное планирование;

  Чтобы план был «живым», реальным классный руководитель должен опираться на методику коллективного планирования, привлекать  к этому процессу родителей учащихся.

Методика коллективного планирования, разработанная И.П. Ивановым  хорошо известна. Но на практике возникают некоторые трудности, т. к. дети обычно предлагают то, что уже проводилось и им понравилось или просто не  знают, что придумать. Чтобы не проводить планирование формально, педагог должен организовать  его предварительную подготовку. Она    может

включать в себя    разведку дел, анкетирование, мозговой штурм, копилку предложений, предварительное собеседование с активом класса, родительским комитетом,  организацию конкурса на лучшую идею в план и т.д. Обязательно по окончании коллективного планирования необходимо проанализировать его итоги. Завершение этой работы  – оформление    плана.

Интересны и  некоторые другие формы коллективного планирования,  такие как «Деловая игра», « метод ранжировок », игра « От слова к системе » (см. «Приложение»).

  1.     уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла;

  Задача классного руководителя здесь заключается в том, чтобы максимально учесть предложения учащихся и их родителей в своей предстоящей  деятельности. План должен иметь возможность изменяться в зависимости от изменившихся условий. Наряду с основными разделами в план могут быть включены различные приложения.  В этом случае план становится частью дневника классного руководителя (см. « Приложение» ).  

  1. оформление плана.

Обычно план оформляется на четверть, полугодие с указанием сроков проведения. Примеры оформления планов см. в «Приложении».

 

   Таким образом, можно определить

                        основные требования к плану воспитательной работы:

  1. Целенаправленность плана – планируемое содержание и формы работы предусматривает реализацию конкретных целей и задач.
  2. Ориентированность плана на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений учащихся и их родителей при планировании, изучение их ценностных ориентаций.
  3. Связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей.
  4. Комплексный характер плана: разнообразие содержания и форм рабаты; развитие  многообразных интересов и способностей детей; включение детей в разные виды деятельности.
  5. Соответствие возрастным особенностям

  План работы классного  руководителя должен вытекать из целей Устава и Концепции воспитательной системы школы, функциональных обязанностей классного руководителя, принятых в данном учебном заведении.

 2.2.      Методические основы работы с планом.

 Из опыта работы.

1. Этапы планирования воспитательной работы.

   В нашей школе сложился определенный порядок планирования воспитательной работы  классных руководителей:

  1. Анализ воспитательного процесса в классе  ─  май.
  2. Целеполагание и моделирование образа класса и воспитательного процесса в нем  ─  август, сентябрь.
  3. Коллективное планирование в классе на учебный год ─ сентябрь.
  4. Оформление плана воспитательной работы на первый триместр ─  до 10 сентября, (если  классный руководитель взял класс впервые  ─ до 30 сентября).
  5. Оформление плана воспитательной работы на второй и третий триместр  ─ до 5 декабря и 5 марта соответственно.

2. Форма и структура плана.

   Форма плана воспитательной работы может быть самой различной.   На практике классный руководитель составляет  перспективный  или календарный план своей работы. Календарный план (обычно план- сетка), содержащий информацию о предстоящих делах, обычно охватывает недельный или месячный промежуток времени. Это рабочий план учителя и составление его не вызывает затруднений. Технология перспективного планирования  рассмотрена в п.2.1. данной  работы.

  Структура плана у каждого педагога может быть своя собственная. Но  мы рекомендовали некоторые варианты плана работы  (см. «Приложение» ).

   

   Выбор того или иного варианта плана зависит от теоретических знаний учителя методических основ воспитательной работы, особенностей классного коллектива, традиций школы, от личного педагогического опыта классного наставника. Главное, чтобы  классный руководитель считал, план - средством повышения качества воспитательной работы с классом; проявил творчество и опирался на интересы учащихся и их родителей. На заседании МО классных руководителей мы предлагаем некоторые методические рекомендации  по составлению плана.

                           

3. Методические рекомендации по составлению плана.

Вносятся

изменения, дополнения.

Карандашом пишутся

отдаленные по времени дела

Указываются сроки,

ответствен-ные, отметка о выполнении

Составляется

на каждый триместр

На каждый месяц отводится по

листу

Форма

разнообразная- главное –

творчески

Школьные и классные дела выделяются разными цветами

Важнейший документ

классного

руководителя

План

работы

классного

руководителя

3. Приложение.


АНКЕТА

Уважаемые родители!

Вам предлагается ответить на вопросы анкеты, направленной на изучение

сферы сотрудничества семьи и образовательного учреждения в воспитании детей.

1. Укажите, каков, по Вашему мнению, уровень развития у Вашего ребенка              умений общаться с учителями?

 а) не испытывает трудностей при общении практически со всеми учителями;

 б) не испытывает трудностей при общении с некоторыми учителями;

 в)  испытывает трудности в общении с учителями;

 г)  затрудняюсь ответить.

2.   Укажите, насколько учитываются интересы Вашего ребенка в процессе          обучения?

 а)  интересы моего ребенка чаще всего учитываются;

 б)  интересы моего ребенка частично учитываются;

 в)  интересы моего ребенка ,как правило, не учитываются;

 г)  затрудняюсь ответить.

     3.  Какая форма работы с детьми в школе Вас устраивает?

 а)  неделя открытых дверей;

 б)  мероприятия совместно с родителями;

 в)  внеклассные мероприятия;

 г)  конкурсы, выставки;

 д) другие( указать).    

     4.  Какая форма работы с родителями Вас устраивает?

 а)  общие родительские собрания;

 б)  родительские клубы;

 в)  собрания – диспуты;

 г)   круглый стол среди родителей своего класса;

 д)  родительские конференции;

 е)  психологические и деловые игры;

 ж)  родительские лектории.

     5.  Как часто Вы участвуете в совместных со школой мероприятиях,    посвященных работе с семьей?

 а)  всегда;

 б)  часто;

 в)  как правило;

 г)   редко;

 д)  иногда.

     6.  В какой форме чаще всего проводятся встречи с родителями в Вашем    классе?

 ____________________________________________________________________________  

 

     7. Что бы Вы хотели изменить в жизни школы?

  В образовательном процессе____________________________________________

  В воспитательном процессе  ____________________________________________

  В работе с родителями ______________________________________________

Традиционная форма

плана работы классного руководителя

  1. Характеристика класса- отражает класс  как коллектив, межличностные отношения в нем, особенности отдельных учащихся и т.д.
  2. Анализ жизнедеятельности за прошлый год- анализ дел, общения, определение достижений и слабых мест воспитательного процесса в класс, выявление тенденций личностного роста учащихся.
  3. Цели и задачи на данный учебный год.
    Цели должны быть:
    - направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов, на овладение учащимися целостной системы знаний об окружающем его  мире,  способами творческой деятельности и т. д.;                                                                                                                          

- сопряжены с интересами и ценностными установками учащихся       класса, особенностями коллектива, социальным заказом государства и общества;

- обеспечены необходимыми ресурсами для их достижения;

- конкретными, четко сформулированными;

- диагностичными.

Вытекающие задачи  можно рассматривать как подцели или как компоненты цели.  

  1. Планируемые дела класса- вытекают из предыдущих пунктов и позволяют педагогу определить ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности классного коллектива. Здесь важно правильное определение сроков осуществления намеченных дел и ответственных за их подготовку и проведение.
  2. Работа с родителями.
    Возможные направления деятельности:

- изучение семей учащихся;

- педагогическое просвещение родителей;

- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении классных

КТД;

- педагогическое руководство деятельностью родительского совета;

- индивидуальная работа с родителями;

 -информирование родителей о ходе и результатах обучения,         воспитания и развития учащихся.

  1.  Индивидуальная работа с учащимися.

Характеризует создание в классе благоприятной среды для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, приемы и методы воспитательного воздействия на каждого ребенка.      

  1. Взаимодействие  с педагогами – предметниками, работающими в классе- отражены вопросы решения затруднений  учащихся по учебным предметам.

 

Примечание: Наряду с основными разделами в план могут быть включены различные приложения.  В этом случае план превращается в дневник классного руководителя.

Дневник

классного руководителя

 

Предлагаемые разделы:

  1. Личные данные педагога.
  2. Функциональные (должностные) обязанности классного

          руководителя.

  1. Необходимые документы для классного руководителя.
  2. Основные общешкольные правила и требования.
  3. Данные о классном коллективе:

- список класса

- социальный паспорт класса

- личный листок учащегося (Ф.И.О. , дата и место рождения, место      жительства, Ф.И.О родителей, место работы, жилищные условия и др.)

6.  Традиционный план работы.

7.  Организация жизнедеятельности класса.

8. Педагогический анализ:

-  личные и коллективные достижения за год

-  участие детей в социальных проектах

-  благодарственные письма родителям

-  анализ результантов воспитательной работы

Вопросы по анализу содержания дела.

  1. Что нового, полезного для себя узнал каждый при проведении дела?
  2. Полностью ли были использованы возможности каждого при проведении дела?
  3. Какая интересная проблема в ходе дела привлекла внимание?
  4. Чем мы обогатили себя?
  5. Помогло ли дело сплотиться классу?
  6. Помогло ли оно лучше узнать друг друга?
  7. Если бы его проводили снова, что непременно бы оставили или повторили?

Вопросы по анализу организации дела.

  1. Чем запомнилась подготовка, ощутили ли ее все?
  2. Какие организаторские навыки и умения получили при подготовке к делу, во время его проведения?
  3. Какую пользу этим делом наш класс принес окружающим?
  4. Все ли были активны при его подготовки и приведении?

Вопросы по анализу  дела.

  1. Соответствует ли задуманное сделанному?
  2. Как готовилось дело? Все ли участвовали?
  3. Нужно ли дело было нам?
  4. Над чем заставили задуматься итоги дела?
  5. Как работали группы? Совет дела?
  6. Какие уроки извлекаем на будущее?
  7. Что можно было бы сделать интереснее?

Самым простым является схема описательного анализа. Это анализ основных событий и педагогических ситуаций по  плану:

-Что получилось? Почему?

-Что не получилось? Почему?

-Кто был активен? Удивил? Порадовал? Огорчил?

-Как сделать, чтобы очередное дело было лучше?

В уставе (кодексе, правилах) класса, можно записать, что анализ – это

  1. Та ступенька, по которой класс движется вперед и вверх к достижению поставленной цели.
  1. То, что позволит аргументировано обсудить проведенное и поставить задачи на будущее дело.
  1. Урок самостоятельности и принципиальности.

Игровой метод планирования  « От слова к делу »

  1. Разбить детей на группы (по желанию, « по дружбе», по жребию, по интересам).
  2. Предложить группам подобрать слова, связанные с досугом, школой, отдыхом и т.д.

          Например: туризм, музей, спорт, компьютер.

  1. Выбрать самое значимое слово.
  2. Представить, что это направление нашей работы , поставить к этому слову вопросы и ответить на них, исходя из  возможностей класса.

Например:     слово-   музей

  1. Как часто мы в классе посещаем музей?

     В этом году не были не разу!

  1. Какой музей мы можем посетить?

В городе Осташкове есть прекрасный музей Природы!

  1. Когда мы можем посетить музей Природы?

Хотелось бы на осенних каникулах!

   5. Группы делятся своими наработками, совместно обсуждается             реальность  предложенного.

    По итогам такой игры педагог имеет конкретные дела в план работы.

Метод ранжировок.

  1. Разбить детей на группы (по желанию, « по дружбе», по жребию, по интересам).
  2. Объявить тематику планирования (досуг, интересные дела)
  3. Раздать  рабочие карты
  4. Предложить группам  записать 5 дел по тематике планирования и расставить оценку по значимости  дел по 5– и балльной системе.
  5. Передать свои предложения (без баллов) в соседнюю группу по кругу
  6. Занести в  рабочую карту предложения соседней группы и расставить оценку по значимости  дел по 5– и балльной системе.
  7. Проделать так по кругу.
  8. Сдать свою карту в Совет дела класса, который обработает результаты рейтинга.
  9. Объявить результаты и обсудить их значимость.

По итогам рейтинга классный руководитель имеет комплексную оценку

предложений в план работы.

Деловая игра « Планирование».

1.  Разбить детей на группы (по желанию, « по дружбе», по жребию, по      интересам).

2. Объявить тематику планирования (досуг, интересные дела).

3. Предложить группам назвать разнообразные дела, связанные с тематикой планирования.

4. Объединить названные дела  по общим признакам.

  1. Предложить группам продумать возможности реализации каждой такой колонки дел:

- кто мог бы ответить за организацию?

- кто мог бы  оформить?

- где взять средства?   И т. д.

 6. Проводится защита предложений групп.

По итогам игры классный руководитель имеет не только

предложения  в план работы, но и пути их реализации.

4. Список литературы

1.Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя: Методическое пособие по организации воспитательной деятельности в классе.- СПб.: КАРО,2003.

2.Журнал классного руководителя/ сост. Л.В. Голубева.- Волгоград: Учитель,2007.

3. Журнал « Классный руководитель».№ № 4.2006;2,3. 2005,5. 2000.

4.  Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе: В 2 ч. / М.: Центр « Педагогический поиск», 2004.

5. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие/   Под ред. Е.Н. Степанова.- М.:ТЦ « Сфера»,2001.

6. Работа классного руководителя: Методическое пособие. Под ред. Е.А. Слепенковой. – М.: АРКТИ,2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательной работы 6 класс

Данное планирование составлено по учебнику Симоненко....

Мастер-класс "Методические рекомендации по планированию воспитательной работы в классе"

Как создать воспитательную систему в классе?С чего начать?Какое направлениеи считать приоритетным?.......

Структура планирования воспитательной работы в классе

Воспитательная работа в классе придерживается определённой созданной структуры....

Планирование воспитательной деятельности школы на 2013-14 учебный год

Планирование воспитательной деятельности на 2013-14 учебный год. Здесь отражена деятельность школы по всем приоритетным направлениям воспитывающей деятельности в рамках реализации Программы воспитания...

Планирование воспитательной деятельности для 5 класса на 2014-2015 учебный год

Планирование воспитательной деятельности для 5 класса содержит подробный план работы во внеурочное время на 2014-2015 учебный год...

Планирование воспитательной деятельности класса на 2018-2019 уч. год

В помощь классному руководителю  планирование воспитательной деятельности по направлениям: воспитание нравственности, гражданское и патриотическое, семейное воспитание, пропаганда ЗОЖ....