"Мы – будущее России"
методическая разработка (11 класс) по теме

 

Классный час  на тему: "Мы – будущее России"Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas__na_temu.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  на тему: "Мы – будущее России"

в 11 классе ГОУ «СКШ  №2».

Дата проведения: 1 сентября 2009 года

Классный руководитель:  Данилова Л.С.

Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”.

Оформление доски (плакаты):

А что такое  гражданин?

Отечества достойный сын.

                                                Н.А.Некрасов.

“Патриотизм - убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней».

                                              Бернард Шоу

“Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины».

                                           Джон Кеннеди

“Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.

                                              Владимир Путин

                                                     Ход классного часа:

В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли.

Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва.

В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся…

Незатейливая история, рассказанная писателем - выдающимся Гражданином. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?

Что означает слово “гражданин”? (Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).

2.Проводится анкетирование.

1.   Государственные символы РФ.

2.   Когда принят закон о гербе?

3.   Что собой представляет флаг РФ?

4.   Что означает каждый цвет?

5.   Назовите день флага РФ. 

6. Кто является автором слов и музыки Гимна РФ

  1. Государственный Герб РФ принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года и одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года.
  2. Государственный Герб РФ является официальным Государственным символом РФ.
  3. Герб РФ представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, а в левой – держава. На груди орла на красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого дракона.

  1. (Государственный флаг РФ принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года и одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года.
  2. Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого (символ мира, чистоты, правды, непорочности), средней – синего (символ веры и постоянства) и нижней – красного цвета (символ силы и крови, пролитой за Отечество). Отношение ширины флага к его длине 2:3…
  3. ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации». Статья 1.

  1. Федеральный Конституционный закон рассмотрел вопрос о Государственном Гимне РФ. Он принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года и одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года. Государственный Гимн РФ является официальным символом РФ. Текст Гимна РФ дан в сборнике «Конституция РФ». До 2000 года он был другой. Автор С.В.Михалков написал новые слова, а музыка осталась прежней. Автор музыки А.В.Александров. Гимн РФ представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняется во время торжественных мероприятий, проводимых государственными органами.)

  Каждый гражданин любой страны должен знать национальную символику и с чувством уважения относиться к ней.

Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: “В этой стране …?!” Смысл таков: разве может быть “в этой стране” что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы …. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала…

На протяжение тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней.

Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.

- Что означает слово “гражданин”?              

ГРАЖДАНИН.

«Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанности.   С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.

 Какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы учащихся высвечиваются на экране).

  1. Патриотизм
  2. Боль за родную природу
  3. Высокая нравственность
  4. Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

  Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.

Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?

Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.

 У каждого заботой

Своей

Глаза полны,

Наша Родина не что-то,

Она сегодня - мы.

У каждого дорога

Своя или тропа,

Но пусть нас очень много,

Мы все ее судьба.

Она не позабудет

Ни света и ни тьмы,

Она такою будет,

Какими будем мы.

И ей, одной - единой,

В любые времена

Не спрячешься за спины

Хоть широка страна.

-Но что такое Родина?

 “Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит”.

Чтение учеником стихотворения М. Пляцковского “Родина”.

“Родина” - мы произносим тихо,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверное,

Чистая, прозрачная до дна,

И сережки светятся на вербе,

И в траве тропинка не видна.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле, от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

- Как бы вы определили понятие патриотизм?

“Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”.

                                                    Д.Н. Ушаков.Толковый словарь русского языка.

“Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.

 ВОПРОСЫ ДЛЯ АНКЕТИРОВАНИЯ

1.   Считаете ли вы себя патриотом?  

2.   Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?  

3.   Хотели ли вы уехать из России?  

4.   Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности?  

5.   Вы за или против службы в армии?

6.   Как вы относитесь к реформе армии?

7.   Нужно ли патриотическое воспитание в школе?  

8.   Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?

9.   Есть ли пример для подражания? Кто?

 -Самому достойному из граждан доверяют руководство государством. Давайте с вами составим портрет такого президента. Назовите те, качества, которыми должен обладать президент Идеального государства.

-Выберите принцип, по которому хотели бы построить своё государство. В помощь вам предлагаются высказывания великих людей, выберите одно из них. Если хотите, можете выдвинуть свой принцип, своё правило. Обоснуйте.

“НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТО, ЧЕГО НЕ ПОЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ” (Конфуций)

“ПРОСЫПАЯСЬ УТРОМ, СПРОСИ СЕБЯ: “ЧТО Я ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ?” ВЕЧЕРОМ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗАСНУТЬ: “ЧТО Я СДЕЛАЛ?” (Пифагор)

“СТАРОСТЬ УВАЖАТЬ - МОЛОДОСТИ ДОЛГ” (пословица)

“ЗАКОНЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ДЛЯ ВСЕХ ОДИНАКОВЫЙ СМЫСЛ” (Монтескье)

“БУДЕМ ИЗМЕРЯТЬ ЖИЗНЬ ПОСТУПКАМИ, А НЕ ВРЕМЕНЕМ” (Сенека).

“ПОСЛЕ МЕНЯ ХОТЬ ПОТОП”

“ЕСЛИ ДЕЙСТВОВАТЬ НЕ БУДЕШЬ, НИ К ЧЕМУ УМА ПАЛАТА”  (Ш.Руставели)                                                                                                                  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-урок «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» как духовное завещание, размышление художника о будущем России"

Цели урока:  Образовательная: приобщить учащихся к философским и духовным поискам А.Н. Островского, познакомить с творческими поисками в музыке, живописи и литературе во второй половине 19 ве...

Школа-старт в будущее России

Классный час в 10 "б" классе, посвящённый началу нового учебного года...

паспотр проекта "Мы будущее России"

Формирование социального опыта младших школьников, привлечение широкой общественности к участию в выборах Президента России...

Федеральная энциклопедия "Одарёные дети - будущее России"

Статья о нашей школе в федеральной энциклопедии "Одарённые дети - будущее России" - 2010...

Одаренные дети - будущее России

основна мысль статьи заключается в том, что сотрудничество учителя и ученика приводит к развитию обеих сторон и к эволюции педагогической системы в целом....

Комплексная программа воспитательной работы класса «Будущее России – это Мы» (5 – 11 класс)

Одной из важных задач классного руководителя я считаю создание в классе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развит...

«В руках учителя – будущее страны, будущее России (слово об учителе французского языка)

   Актуальность: Согласно требованиям нового времени каждый человек должен знать хотя бы один иностранный язык. Наша школа входит в сеть Ассоциированных школ ЮНЕСКО. В связи с этим мы...