Метод воспитывающих ситуаций
статья по теме
В последнее десятилетие педагогическая практика тяготеет к созданию проблемных воспитывающих ситуаций. Искусственно создаются ситуации, когда ребята вынуждены решать поставленные проблемы, а воспитатель может оценить, в каком состоянии находится коллектив и каждый из его членов на данном этапе, а следовательно, правильно построить воспитательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод воспитывающих ситуаций.
Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методам воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и другие. Классный руководитель специально создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка, и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации.
Внутренняя позиция личности обнажается в поведении. Как человек воспитан, так он и действует.
В педагогике метод воспитывающих ситуаций является одним из методов диагностики, он позволяет одновременно решать две задачи:
1) диагностировать уровень развития требуемых качеств и 2) воспитывать эти качества. Воспитывающая ситуация, как уже отмечалось, это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вынужден действовать и в своих действиях обнаружить уровень сформированности у него определенных качеств. Естественными ситуациями полна повседневная жизнь на уроках, в столовой, общественном транспорте и т. д. Преднамеренно созданные ситуации обычно затрагивают очень важные для воспитанников стороны их жизни. Это, например, ситуация распределения обязанностей, поручений, подарков и наград, выбора между личным и общественным и т. п. В таких ситуациях поведение человека обычно адекватно его внутренней позиции. Эти ситуации могут стать остроконфликтными и даже неуправляемыми, а поэтому требуют пристального внимания и очень тонкого педагогического руководства.
В последнее десятилетие педагогическая практика тяготеет к созданию проблемных воспитывающих ситуаций. Искусственно создаются ситуации, когда ребята вынуждены решать поставленные проблемы, а воспитатель может оценить, в каком состоянии находится коллектив и каждый из его членов на данном этапе, а следовательно, правильно построить воспитательный процесс. Выделяются такие виды ситуаций: 1) проверочная; 2) воспитывающая; 3) контролирующая; 4) закрепляющая; 5) не предусмотренная воспитателем, но помогающая; 6) не предусмотренная воспитателем, мешающая или вредная. Пример. Перед девятиклассниками была поставлена задача: чтобы интересно провести летние каникулы, нужно своими руками построить так называемую «водную дачу» (плот с домиком). Описание и рисунок были даны в журнале. Строительные материалы отпускались школой. Постановка именно такой задачи была обусловлена причинами: 1) возрастными особенностями — тягой к романтике; 2) девятый класс должен был изучать столярное и слесарное дело; 3) низкой успеваемостью класса. Ребятам поставили условие: даже при благополучном завершении строительства поездка невозможна без полной успеваемости класса. Такая задача создала проблемную ситуацию, у школьников ярко проявились их положительные и отрицательные качества, что помогло воспитателю полнее представить себе состояние классного коллектива и каждого из его членов.
Таким образом, метод воспитывающих ситуаций является одним из видов диагностики и применяется как для целого коллектива, так и для отдельной личности.
В технологии воспитывающих ситуаций выделяют несколько направлений, например -
- игровое взаимодействие (способствует активному самовыражению учащегося, «проживанию» в игровом образе и приобретению им определенного нравственного опыта, созданию ценностных отношений в коллективе в процессе взаимодействия.;
- тренинговые упражнения (во время их выполнения учащийся имеет возможность активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные навыки и умения, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность). В процессе выполнения тренинговых упражнений подростками приобретаются умения встать на точку зрения другого, умение видеть положительное в человеке, умение осознать собственные достоинства и недостатки, умение сдерживать свои эмоциональные порывы.
К воспитывающим ситуациям можно отнести:
- Дети должны выбрать себе команду, с которой нужно выполнить какое-либо задание преподавателя;
- Ситуация, в которой подросток вынужден сотрудничать со всеми детьми, в том числе и с теми, нормальным отношениям с которыми мешали определенные предрассудки.
Выделяют следующие приемы организации деятельности:
- «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся разных групп.
- «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
- «Акцент на лучшее». Преподаватель в разговоре с учащимися старается подчеркнуть лучшие черты каждого, при этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
- «Обмен ролями» - учащиеся обмениваются ролями или функциями, которые получили при выполнении заданий.
- «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка, и т.п.)
- «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать опровергать мнение своих товарищей. В американских школах на специальных стендах можно увидеть много таких правил. Например, так выглядят «Правила для Круга уважения и власти» (своеобразного часа общения):
- Говори только тогда, когда наступает твое время говорить.
- Уважай других и себя.
- Слушай, когда говорят другие.
Таким образом, метод воспитывающих ситуаций является широко распространенным методом диагностики и воспитания учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..
Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...
Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..
Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...
Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..
Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...
"Метод конкретных ситуаций"
презентация...
Метод конкретных ситуаций как средство профессиональных проб при обучении в профильных классах
презентация метода конкретных ситуаций...
Метод конкретных ситуаций как средство профессиональных проб при обучении в профильных классах
презентация метода конкретных ситуаций...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/06/picture-781727-1462527560.jpg)
Активные методы обучения. Метод конкретных ситуаций
Возникает много нареканий на сложившуюся систему образования, дающую знания оторванные от жизни. Предлагаю Вашему вниманию один из способов решения этой проблемы...