Главные вкладки

    «Дело было вечером, делать было нечего…» или Как нам организовать досуг ребенка?
    материал (5 класс) на тему

    Куракина Елена Владимировна_

     

    Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

    Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon besedy_s_roditelyami_kurakina_e.doc72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Беседы с родителями Куракина Е.В.

    Тема: «Дело было вечером, делать было нечего…»

    или Как нам организовать досуг ребенка?

    Цель: определить воспитательную функцию школы согласно новым образовательным стандартам, сформировать у родителей понимание важности и значимости организации интересного и содержательного досуга ребенка как одного из средств профилактики асоциального поведения детей и их успешной социализации.

    План проведения:

    1. Экспресс-опрос «Мой досуг 20 лет назад».

    2. Обсуждение результатов изучения межличностных отношений в детском коллективе.

    3. Виды и направления внеурочной деятельности. Досугово-развлекательная деятельность. Социальное творчество.

    4. Моделирование «Идеальная модель досуга ребенка».

    Методические материалы:

    1. Внеурочная деятельность школьников

    Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

    Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

            Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

    1. игровая деятельность;
    2. познавательная деятельность;
    3. проблемно-ценностное общение;
    4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
    5. художественное творчество;
    6. социальное творчество (социально-преобразующая добровольная деятельность);
    7. трудовая (производительная) деятельность;
    8. спортивно-оздоровительная деятельность;
    9. туристско-краеведческая деятельность.

    В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

    Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

    Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся. При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

    Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствия результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

    Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

    Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

    В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т.е. развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе и сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности.

    Но может быть, гораздо более серьезное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования. Например, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого хорошего ученика, в том числе и потому, что такой ученик гарантированно показывает высокие результаты и эффекты своей работы, не умея внятно предъявить их социуму и при этом испытывая давление с его стороны, учителя таким непедагогическим образом страхуются от профессиональных неудач.

    Становится ясным, что педагог-профессионал видит результаты своей работы прежде эффектов. Никакая увлеченность процессом деятельности не отменяет для него необходимости добиваться воспитательного результата. В любом воспитательном эффекте он различает свой вклад и вклад других субъектов воспитания и социализации.

    Классификация результатов внеурочной деятельности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

    Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых нормах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

    Например, в беседе о здоровом образе жизни ребенок не только воспринимает информацию от педагога,  но и невольно сравнивает ее с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

    Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    Для достижения данного уровня результатов особе значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

    Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

    Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

    Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.

    Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения, занятий по изучению прав человека и т.п. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не все). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

    При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т.е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

    2. Характеристика детских и юношеских общественных организаций

                Детское общественное объединение – одна  из  структур  в  многообразии молодёжных движений, форма организации детской самодеятельности,  социальной активности,  самореализации;  особая  педагогически  организованная   среда жизнедеятельности ребёнка; педагогически преобразованный социум. Детские и юношеские общественные организации (ДиЮОО) можно   рассматривать  как возможное звено воспитательной системы государственного образовательного заведения (школы,  учреждения  дополнительного  образования), а также  как самостоятельную специфическую воспитательную систему, включённую в воспитательное пространство конкретного социума.

                Выход  детского  движения  из-под  контроля  государства, официальных общественных структур привёл к стихийному росту различных  ДиЮОО. Они возникают, оформляются, действуют там, где находят благодатную  почву и поддержку.

    Принципиальным отличием современных детских объедине ний является их общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Детские и молодежные объединения приобретают самостоятель ный социальный статус.

    Отличительной особенностью современного детского движе ния является вариативность:

    1. организационно-правовых форм (объединения, органи зации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, цент ры, клубы и т.д.);
    2. масштабов и уровней;
    3. целей и направленности содержания деятельности (пат риотические, экономические, экологические, пионерские, ска утские, политические, пацифистские, религиозные и т.д.);
    4. организационных структур, их внешнего оформления (звено, патруль, бригада, команда, отряд, дружина и т.д.);
    5. периодической печати детских и молодежных движении (газеты, журналы, альманахи, информационно-методические бюл летени, вестники и т.д.);
    6. баз формирования детских объединений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, детские дома, интернаты, по месту жительства и т.д.);
    7. в названии организатора деятельности детского объединения (руководитель, лидер, вожатый, инструктор, мастер, социальный педагог, организатор детского движения).

    Согласно Федеральному закону «О государственной поддер жке молодежных и детских общественных объединений» (1995) молодежные и детские общественные организации обладают боль шими социально-педагогическими возможностями. Детские и мо лодежные организации могут:

    1. создавать специальные программы для привлечения вни мания государственных органов к своим проблемам;
    2. создавать условия для развития лидерского и творческо го потенциала личности;
    3. привлекать внимание государственных и муниципаль ных органов к решению проблем детства, детских объединений;
    4. создавать органы детского самоуправления;
    5. организовывать работу детей и молодежи, направлен ную на оказание помощи сверстникам, другим людям; готовить детей и молодежь к социальной самозащите;
    6. развивать правовую культуру личности;
    7. осуществлять профилактику асоциального поведения.

                Чаще всего базой нарождающегося опыта  становятся  школа  и  учреждения дополнительного образования – основные центры воспитания современных детей, а также общественные структуры неполитического характера,   легально существующие, имеющие юридический статус в  государстве и обществе. Новое воспитательное  пространство,  складывающееся  в  результате  организованных педагогических усилий в управлении  процессом  развития  личности  ребёнка, становится серьёзной альтернативой неформальным стихийным детским объединениям негативной направленности.

                Как реальность воспитательного  пространства,  подростковые  организации поддержаны нормативно-правовыми государственными законами.

                Детские организации имеют большие воспитательные возможности:

    1. во-первых, это эффективная форма социального воспитания детей,  в  которой  интегрируется  процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования,  самореализации – важнейшее условие целостного развития личности;
    2. во-вторых, разумно организованный досуг детей. Детское объединение – это социум, в  котором  ребёнок реально может проявить себя как  субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях, в индивидуальной  и коллективной, исполнительной и творческой деятельности; как личность со своей гражданской позицией; может получить  опыт приобщения к будущим государственным и общественным структурам;
    3. в-третьих, ДОО – эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей,   единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных;
    4. в-четвертых, в детской организации царит мир игры, фантазии, свободы творчества; «мир  настоящего детства» – самого ценного в жизни растущего человека.

                Детские общественные  организации  возникают  по  инициативе  ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах,  участвовать в  жизни  своего  района,  города,  помогать  отдельным  жителям, а также предприятиям, учреждениям. Большую роль в создании юношеских организаций играют конкретные программы, конкурсы, фестивали, предлагаемые детям.

                Современное детское движение, не  являясь, строго говоря, массовым, представляет собой живое, динамичное явление. Формы, структуры разнообразны. В деятельности современных детских объединений ярко просматриваются две взаимодействующие функции детского движения: реализация индивидуальных особенностей ребенка и его социализация (адаптация к существующему обществу, строю, государству). По степени реализации этих  функций можно судить об их месте в воспитательном пространстве.

    Существующее разнообразие объединений создает ситуацию, делающую реальностью использование детьми прав на ассоциации, участие в общественной и культурной жизни, удовлетворение познавательных и других интересов. Предметом особого внимания детских объединений сегодня является «собственная проблема детства» – положение ребенка в обществе, его права, гарантии нормальной жизни, роста, развития, привлечение интереса взрослого общества к проблемам детства.

            Положительной тенденцией в развитии детского движения стало создание детских объединений не по указанию «сверху», а «снизу» — добровольно, демократично, на основе инициатив и с учетом интересов детей и взрослых. Отсюда многообразие форм детских объединений, их «принадлежность» к ребенку, среде его жизнедеятельности, а значит, и возрастание их роли в воспитании, развитии личности конкретного ребенка.

            Все детские общественные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях. Возможно фиксированное членство в объединении и регистрация в органах юстиции, в этом случае данное объединение называется детской общественной организацией. Существуют и иные виды детских общественных объединений: движение, ассоциация, союз и т.д. Объединение может быть зарегистрировано в установленном порядке в органах юстиции и иных государственных органах исполнительной власти, регистрирующих общественные объединения, иметь свою печать, расчетный счет в кредитном учреждении и иметь иные права юридического лица. Возможна деятельность без регистрации, но в этом случае у неё не наступает прав юридического лица.

    Детское объединение может быть общероссийским, межрегиональным, региональным, по месту жительства детей, создано в образовательном учреждении и т.д. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов детских общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Им оказывается материальная и финансовая поддержка. Детским организациям предоставляется право пользования на договорной основе помещениями школ, учреждений дополнительного образования детей, клубов, дворцов и домов культуры, спортивных и иных сооружений бесплатно или на льготных условиях, в каникулярное время организуются профильные смены юных активистов детских организаций в загородных оздоровительных лагерях.

    Пространство деятельности детских общественных объединений – места базирования, функционирования и развития детских общественных объединений (школы, ПТУ, дома и дворцы творчества детей, клубы по месту жительства, учреждения культуры, спорта, а также специально арендуемые помещения) и окружающая социокультурная среда, что создаёт необходимые условия для гражданской социализации детей, их успешной самореализации в различных видах общественно полезной деятельности.

    Инфраструктура внешкольной среды – предприятия, учреждения и организации, поддерживающие жизнедеятельность детских общественных объединений, их взаимодействие и развитие:

    1. служба информационно-методического обеспечения;
    2. сеть центров, помогающих общению детских общественных объединений, в том числе разных регионов (гостиницы, кемпинги, лагеря и т.д.);
    3. социальные институты, помогающие детским общественным объединениям в обмене опытом, в подготовке и повышении квалификации кадров;
    4. производство символики, атрибутов, форменной одежды и ее элементов, инвентаря, туристского снаряжения и так далее.

    Литература и Интернет-ресурсы:

    1. Аксельрод В.И. Зачем нужна детская организация?//Образование в современной школе.- 2002, №10.

    2. Алиева Л.В. Детские общественные объединения   в   воспитательном пространстве социума.// Педагогика.-2000.

    3. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М.: МИРОС, 2002.

    4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

    5. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание...Воспитание! – М.: Педагогическое общество России, 2000.

    6. Лютова Е., Монина Г. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000.

    7. Методические  рекомендации  о  расширении  деятельности   детских   и молодёжных  объединений  в  образовательных  учреждениях  //  Народное образование.-2000, №4-5.

    8. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения: Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2003.

    9. Проект «СоцОбраз» - http://wiki.openclass.ru   

    10. Федеральный Государственный образовательный стандарт -  http://standart.edu.ru/

    11. Федеральный портал дополнительного образования детей www.vidod.edu.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие. Спортивно-оздоровительное состязание "Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!"

    p { margin-bottom: 0.21cm; } Данное внекласное мероприятие проводится в 9 классах совместно с родителями (папами).Цели:Пропаганда здорового образа жизни.Совершенствование связи семьи и школы чере...

    Сценарий осеннего развлечения в старшей группе: «Дело было в огороде»

    Сценарий для проведения осеннего развлечения с детьми старшего дошкольного возраста....

    Номер на День Матери "Дело было вечером..."

    Разработка для выступления на День Матери (сценка)...

    СЦЕНАРИЙ Дело было в декабре

    СЦЕНАРИЙ   Дело было в декабре...

    Дело было вечером

    Игровая программа "Дело было вечером"...