Внеклассное мероприятие ко дню памяти жертв фашизма
классный час (11 класс) по теме

Украйченко Павел Иванович

Классный часс для учащихся старшего звена(10-11 кл.) Рекомендуется проводить на фоне презентации показывающей фотографии нацистских лагерей. Основная задача показать, что фашизм, нацизм ведёт к гибели миллионов людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_ko_dnyu_pamyati_zhertv_fashizma.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель. Дорогие друзья!

Холокост (Шоа) - это трагедия 6 миллионов человек, в основном, евреев.

Аушвиц, Треблинка, Белжец, Хелмно, Собибор, Бабий яр в Киеве,  Дробицкий яр в Харькове... Вот далеко не полный список мест массового уничтожения еврейского населения в годы Второй мировой войны.

Долгое время Холокост был "белым пятном" в истории, о нем предпочитали

не говорить. Да, война была страшной трагедией, чудовищным испытанием для всех.

Это незаживающая рана в сердцах семей погибших. Трагедия еврейского народа -  это одна из самых жестоких и кровавых страниц войны. Евреев уничтожали только за то, что они евреи.

1-й ученик.

Холокост в переводе с греческого означает «всесожжение» Впервые это слово было использовано будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Визилем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения. В библии «холокост»- одна из форм жертвоприношения в Иерусалимском храме. На иврите для обозначения для того, что произошло с евреями в годы последней мировой войны, используется слово «Шоа»- несчастье, бедствие. В России- Катастрофа.

Учитель.

История знает массовые преследования и убийства многих людей: индейцев во время испанского завоевания Америки, избиение гугенотов в Варфоломеевскую ночь, геноцид армян в Первую мировую. Но чтобы выстроить систему уничтожения целого народа, идеологически её обосновать и использовать для этого процесса новейшие достижения технического прогресса- аналогов этому в истории человечества не существует. Именно в связи с Холокостом на Нюрнбергском процессе появился юридический термин- «преступление против человечества».

2-й ученик.

Уже в 1933 году сразу после прихода Гитлера к власти была введена в действие юдофобская программа нацистов. 1 апреля 1933 г. был объявлен бойкот еврейским товарам. Чтобы немец-ариец не ошибся, на каждом еврейском магазине появилась шестиконечная звезда с надписью «юде» внутри. В дальнейшем отличительный знак-звезду Давида-евреи должны были носить круглосуточно, нашитую на видном месте. К 1941 г. всем евреям после шести лет, даже выкрестам, предписывалось носить белую или жёлтую шестиконечную звезду на одежде- и спереди и сзади.

3-й ученик.

В 1935 г. начинают действовать расистские законы о «чистоте крови», по которым евреям не разрешалось жениться на арийках и наоборот, запрещалось совместное обучение, а в скоре немецких евреев просто лишат гражданства и отберут паспорта.

4-й ученик.

Впервые  «хрустальная ночь» — ночь битых окон — была организована фашистами в Германии 4 ноября 1938 года. В волне прокатившихся по стране еврейских погромов были убиты 100 евреев, разрушены все синагоги в Германии, разграблены более 7 000 еврейских магазинов. После этого более 30 тысяч евреев были брошены в концлагеря.

5-й ученик.

После захвата Австрии, Чехословакии и вторжения в Польшу руководство гитлеровского государства начало готовиться к установлению в Европе "нового порядка". Самые жуткие планы вынашивались в отношении евреев.

В секретном приказе начальника службы безопасности Рейнхарда Гейдриха от 21 сентября 1939 г. была определена политика нацистов по отношению к евреям Польши. Всех евреев следовало вывезти из небольших городов и местечек и поместить в изолированные районы крупных городов - в гетто; почти вся собственность евреев подлежала конфискации.

Как правило, гетто создавались в городах и населенных пунктах, находящихся на железнодорожных путях, - с тем, чтобы впоследствии их обитателей можно было легко вывозить в лагеря смерти. Миллионы евреев к концу 1940 г. были изолированы в гетто на территории Польши. Там они ожидали своей участи, голодая, претерпевая лишения, страдая от эпидемий и подневольного труда.

Гетто располагались в самых плохих районах городов. Они обычно отделялись от близлежащих кварталов стеной или колючей проволокой. Евреев предупреждали о переселении в гетто за день, а иногда за несколько часов. С собой разрешалось брать лишь ручную кладь. Перед переселением в гетто у евреев конфисковывались все ценности.

По приказу Гейдриха для управления гетто и исполнения приказов нацистов были созданы еврейские советы (юденраты). В них входили влиятельные члены общины; юденраты отвечали за регистрацию всех евреев, точную опись всей еврейской собственности, распределение жилья, осуществляли охрану внутреннего порядка, ведали медицинскими вопросами и поддержанием чистоты, а также выделяли жителей на принудительные работы.

Фашисты не только изолировали евреев, но и запретили им заниматься многими видами профессиональной деятельности. Между гетто не было никакой связи. Время от времени устраивались обыски, в ходе которых порой отнималось последнее. Евреев выгоняли на принудительные работы, за которые чаще всего почти ничего не платили.

Ежедневно голод и болезни уносили многие жизни. Нацисты поставили перед собой цель - сломить дух обитателей гетто. Но иногда удавалось организовывать изготовление и продажу за пределами гетто дефицитных изделий ремесленного производства, что помогало выжить. Чтобы противостоять нацистам, жители гетто создавали подпольные общественные, религиозные, образовательные и политические организации. Проводились занятия с детьми, отправлялись религиозные службы - несмотря на то, что за такие действия полагалась смерть. В этом выражалось духовное сопротивление евреев нацизму.

6-й ученик.

Однако метод массовых убийств, используемый айнзацгруппами, вскоре был признан неэффективным для достижения целей, поставленных Гитлером. 20 января 1942 г. состоялась конференция в пригороде Берлина - Ванзее; крупные нацистские деятели обсуждали пути выполнения приказа Германа Геринга о проведении мероприятий для "окончательного решения еврейского вопроса в сфере германского влияния". Гейдрих сообщил на этой конференции о точном количестве евреев, которые подлежат ликвидации в Европе, и назвал 33 государства, где их предстоит уничтожить.

Было решено создать в Польше шесть лагерей смерти, куда депортировать еврейское население Европы (Треблинка, Хелм, Собибор, Майданек, Освенцим и Белжец).

В конце 1941 - начале 1942 г. в Прибалтике, в Белоруссии и на Украине гитлеровцы приступили к ликвидации гетто. Их обитателей либо уничтожали, либо переводили в лагеря смерти. Туда направлялись эшелоны с евреями из оккупированных западноевропейских стран, из Украины, Белоруссии, Прибалтики, из западной части России.

Прибывающие на железнодорожные станции под предлогом приведения себя в порядок после дороги направлялись с "душевые". В помещение подавался газ "циклон В" - и через 5 минут люди, находившиеся в газовой камере, погибали. В Освенциме за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, тела которых впоследствии сжигались в печах крематория.

В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Были оборудованы газовые камеры и печи для сжигания трупов - крематории. С помощью этих орудий смерти в течение 1942 г. были уничтожены свыше 3,25 млн. евреев, живших в Восточной Европе.

Депортация евреев из гетто в лагеря смерти проводилась регулярно. Однако в 1942 г. стало очевидным, что война не закончится быстро, и гитлеровскому командованию потребуется труд заключенных, особенно специалистов, в лагерях и гетто. Немецкая администрация распорядилась сохранить гетто и трудовые лагеря в Вильнюсе, Каунасе, Минске, Львове и в некоторых других городах и местностях.

7-й ученик.

Освенцим. В этом созданном в 1940 году крупнейшем гитлеровском лагере смерти на юге Польши за годы господства "третьего рейха" в газовых камерах и печах крематориев было уничтожено, по разным оценкам, около полутора миллионов человек, большинство из которых были евреи.

8-й ученик.

Накануне Второй мировой войны в Беларуси проживало около 900 тысяч евреев. В годы войны здесь погибло, по различным данным, от 500 до 800 тысяч евреев, граждан Беларуси, а также около 50 тысяч евреев, депортированных из стран Европы. Гитлеровцы уничтожили в Беларуси более 250 гетто. Минское гетто, созданное в 1941 году, было одним из крупнейших в Европе, пережило три крупномасштабных погрома, здесь погибли около 100 тысяч человек.

В район минского гетто в годы войны входило 34 улицы и переулка. Кроме минчан сюда были привезены евреи из близлежащих городов и районов. Уничтожение евреев началось в июле 1941 года, когда за 6 недель было убито 1100 человек. С конца 1941 года в минское гетто стали привозить евреев из Германии, Австрии, Чехословакии, Польши, других стран Европы. С мая 1942 года депортированных в Минск из стран Европы евреев часто прямо с вокзала увозили для уничтожения в деревню Тростенец под Минском.

К концу лета 1943 года в гетто на территории Беларуси находилось еще около 30 тысяч человек. Последними в августе - октябре были уничтожены узники гетто в Глубоком, Лиде. 23 октября 1943 года были расстреляны последние узники минского гетто.

Учитель.

В Иерусалиме рядом с музеем памяти жертв Катастрофы есть знаменитая аллея, посаженная людьми (или их родственниками), которые в годы войны спасали евреев. Этим неевреям, бескорыстно рисковавшим жизнью, специальным законом о хранении памяти мучеников и героев в 1953 г. присвоено в Израиле звание «Праведник Народов Мира».

9-й ученик.

Были ли страны в годы оккупации фашистами, где массовое уничтожение евреев удалось предотвратить? Да, были.

Дания

Как же стало возможным спасти почти всех датских евреев? Большую роль в спасении сыграл морской атташе немецкого посольства в Копенгагене Георг Фердинанд Дуквиц. Он не выполнил приказ о депортации евреев в лагеря уничтожения. В результате более 7000 датских евреев удалось переправить на маленьких рыболовных судах в Швецию.
Как это произошло? На следующий день, когда был получен приказ начать депортацию евреев, Георг Дуквиц встретился с лидерами социал-демократической партии Дании, которых он хорошо знал еще до войны, и сообщил им о грозящей для евреев опасности: через три дня за ними в копенгагенский порт придут немецкие корабли для отправки их в лагеря уничтожения.

"Предупреждение Дуквица дало датчанам выигрыш в 72 часа, в течение которых они могли опередить немцев и сорвать их планы. "Это имело решающее значение для успеха знаменитой операции по спасению".
Чтобы доставить беженцев на побережье, были задействованы все виды транспорта, даже машины скорой помощи. Датские полицейские помогали людям незаметно добраться до лодок. Пересекать пролив нужно было осторожно, патрульные немецкие катера могли проверить, кто прячется под брезентом.

Датчане показали живой пример любви, настоящей любви к ближнему! Можно ли было спасти тысячи людей без помощи народа?!!

Почти все датчане принимали участие в этом благородном деле.

В годы Второй Мировой войны в Дании были спасены почти все евреи (более 7000 человек), нацистам удалось захватить только около 500 человек, которые были отправлены в лагерь Терезиенштадт. Но и многих этих евреев удалось спасти. "Граф Ф. Бернадот, шведский политический деятель, член королевского дома Швеции, президент шведского Красного Креста, вел переговоры от имени этой организации с Гиммлером. В результате этих переговоров в марте-апреле 1945 г. было освобождено из Терезиенштадта более 7 тыс. граждан скандинавских стран, среди них - 400 датских евреев. Бернадот способствовал также освобождению нескольких тысяч еврейских женщин из концлагеря Равенсбрюк.

Каковы же потери среди датских евреев в годы 2 мировой войны? Они составили около 120 человек - менее 2% еврейского населения страны.

10-й ученик.

Болгария

В Болгарии во время войны был издан приказ о том, чтобы собрать всех евреев, перевезти их на цетральный вокзал в Софии, после чего их должны были отправить их в лагеря смерти. "И там весь класс интеллектуалов страны, возглавляемый священниками, журналистами, учеными, пришли на тот самый вокзал, стали на той самой платформе и сказали - НЕТ. Нет, мы не будем соучастниками в этом... И они не допустили этого.

Однако военное правительство Болгарии "отличилось" и с другой стороны. "Евреев заставляли носить желтые звезды и работать на строительстве дорог и мостов. Тысячи еврейских семей были изгнаны из своих домов в Софии и вынуждены были переселиться.

Но и это еще не все. София в годы войны выдала фашистам свыше 11 тысяч евреев из оккупированных ею югославской Македонии и греческой Фракии.

Но вот в самой Болгарии вся еврейская община - 50 000 человек - была спасена. Этому способствовала твердая позиция местных законодателей, лидеров Болгарской православной церкви, писателей, рядовых граждан.

Остановимся немного подробнее на этом. В начале марта 1943 года правительство Болгарии утвердило соглашение об отправке 20 тысяч евреев в газовые камеры. Это вызвало бурю негодования в стране. Правительству была направлена петиция, подписанная вице-председателем парламента Димитром Пешевым и более чем 40 депутатами.

В защиту евреев выступили Болгарская православная церковь, католические священники, пасторы-евангелисты.

Мужественную позицию занял  глава болгарской православной церкви софийский митрополит Стефан, когда узнал о намечаемой высылке евреев в лагеря смерти: "Я укрою всех евреев в церквях и монастырях, но не выдам их на расправу".

В письме царю он писал: "Давайте не делать мерзостей, за которые когда-нибудь нашему добродушному народу придется испытывать стыд, а может быть и другие невзгоды". Митрополит угрожал, что сам сядет под домашний арест, если арестованные евреи не будут освобождены.

Пловдивский митрополит Кирилл, позднее болгарский патриарх, также направил послание к царю, в котором он потребовал, чтобы тот немедленно отменил варварский приказ, иначе он не отвечает за действия народа и духовенства. В письме к Филову (премьер-министр Болгарии Богдан Филов в те годы - В.) он указывал, что с крестом в руках пойдет в лагерь смерти в Польше впереди конвоя с евреями.

А еще в сентябре 1940 года Священный Синод болгарской православной церкви принял декларацию протеста против "Комиссариата по еврейским вопросам". Ее подписали заместители председателя Синода и все болгарские митрополиты. Священный Синод протестовал также против запрета "лицам еврейского происхождения" вступать в брак с христианами и крестить детей от этих браков.

С протестом выступили и болгарские писатели. В нем, в частности, говорилось: "Мы крайне удивлены и даже смущены тем, что в Болгарии дело дошло до принятия "Закона о защите нации", на которую никто не нападал и которой никто не грозил. Мы считаем такой закон неприемлемым. В нашем законодательстве не должно быть закона, порабощающего хотя бы часть болгарских подданных, в противном случае в новейшую историю отечества будет вписана черная страница. "

Заявление было подписано 22-мя крупнейшими деятелями болгарской литературы, в том числе такими известными писателями, как Елин Пелин, Людмил Стоянов, Элисавета Багряна.

Но местные нацисты не унимались. Согласно составленному ими плану, предполагалось каждый месяц вывозить из Болгарии 16 000 евреев в лагеря смерти. Они отпечатали в типографии такую повестку: "В трехдневный срок с момента получения настоящей повестки вам надлежит явиться в указанный пункт с ручным багажом не более 30 кг".

Операция была намечена в Софии на 24 мая 1943 года. Одному из рабочих типографии удалось вынести один экземпляр листовки и передать ее подпольщикам. После этого на главных улицах Софии были распространены листовки с призывом к борьбе, что привело к протестам. Царь покинул Софию.  "Еврейское население готовилось оказать сопротивление. Большая группа евреев вступила на площади Возрождения в схватку с полицией. Было арестовано 450 человек. Аресты продолжались несколько дней. Для арестованных был создан специальный лагерь "Сомовит".

Но не удалось сломить сопротивление евреев. Планы депортации сорвались.

Михаэль Бар-Зохар, автор книги "Избегнувшие смерти", вспоминает тот весенний вечер 1943 года, когда болгарским евреям было приказано собраться и ждать прихода полиции: "Я помню бесконечные товарные составы…, люди плакали, все были в отчаянии, кругом царило жуткое ощущение неизбежной, неотвратимой гибели, кое-кто говорил о "польских лагерях", где людей жестоко уничтожали", - пишет Бар-Зохар.

"Но нас не увезли. Товарные вагоны ушли со станции пустыми. Мы точно не знаем, что произошло, но факт остается фактом: болгарские евреи были спасены в последнюю минуту."

"Евреи были спасены благодаря … церкви и царскому двору. Коммунистический режим никак не мог признать это, так как подобное противоречило его идеологии", - говорит Бар-Зохар. "

11-й ученик.

Мир знает имена шведского дипломата Валенберга, спасшего десятки тысяч венгерских евреев, немецкого предпринимателя Шиндлера, католического священника Бернарда Лейхтенберга из Берлина, открыто молившегося за евреев, а после своего ареста потребовавшего отправить его в лагерь к евреям и скончавшегося по дороге в Дахау.

Но были и многие сотни, тысячи других, известных только спасённым ими людям, что укрывали у себя и помогали евреям.

Учитель.

В ноябре 2009 года Генассамблея ООН увековечила 27 января, день освобождения концлагеря "Аушвиц-Биркенау" советскими войсками, в качестве Международного дня памяти жертв Холокоста.

В связи с этим генеральный секретарь ООН Кофи Аннан обратился с призывом помнить трагедию массового уничтожения евреев во время Второй мировой войны. Он особо отметил необходимость давать отпор расистам и фанатикам, отрицающим сам факт Холокоста.

Нынешнее и будущие поколения должны знать причины этих ужасающих преступлений и бороться с антисемитизмом, нетерпимостью, экстремизмом и ксенофобией во всех их проявлениях. Именно поэтому Россия стала одним из соавторов резолюции ГА ООН "Память Холокоста". "Наш долг состоит еще и в том, чтобы в этот день отдать дань памяти всем солдатам, которые погибли, освобождая мир от фашизма".

12-й ученик.

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь!
И восстали,
И восстали,
И восстали вновь!

Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган -
Это, вихрем атомным объятый,
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет,
Это стонет
Тихий океан!

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывет, плывет над всей землею,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!

Литература.

1. Герман Раушнинг. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. "Миф", Москва 1993.

2. Клокова Г.В. История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). М.,1995.

3. Берштейн А. Всесожжение и вселенская катастрофа.//История, № 9.2005.

4. Станкерас П. Литовские полицейские батальоны. 1941-1945 гг. «Вече». Москва. 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Международный день памяти жертв фашизма"

Организация и проведение данного круглого стола даёт возможность учащимся познакомиться с историей возникновения «Дня памяти жертв фашизма»; изучить ряд исторических фактов, произошедших в годы В...

11 сентября – День памяти жертв фашизма.

Презентация. В годы Великой Отечественной войны были созданы концентрационные лагеря, где погибло много советских военнопленных. В 1962 годубыло принято решение считать каждое второе воскресенье сентя...

Сценарий проведения общешкольной линейки "14 сентября – День памяти жертв фашизма".

Сценарий проведения общешкольной линейки "14 сентября – День памяти жертв фашизма" с презентацией....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню памяти жертв Холокоста "Помнить и никогда не забывать!"

Сценарий открытого классного часа, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста              Цели: 1.     ознакомление учащихся с основ...

Сценарий урока памяти «Международный День памяти жертв фашизма».

Внеклассное мероприятие в форме устного жунала для учащихся 7-9 классов, посвященное Межденародному Дню памяти жертв фашизма....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню памяти жертв Холокоста "Помни, не забудь!"

Данный сценарий содержит исторические документальные моменты, связанные с Холокостом, литературный материал, ссылки на документальные фрагменты. будет полезен и как внеклассное общешкольное мероприяти...

Отчёт о проведении внеклассных мероприятий, посвящённых Недели Памяти Жертв Холокоста.

Отчёт о проведении внеклассных мероприятий, посвящённых Недели Памяти Жертв Холокоста....