Методическая помощь классному руководителю 9 класса
календарно-тематическое планирование (9 класс) по теме

Надобных Елена Ивановна

Оформление документации для классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon воспитательная работа 9 класс820.63 КБ

Предварительный просмотр:

Нельзя представить себе жизнь человека, который не производил бы какие-нибудь, хотя бы самые простые, измерения. «Без меры и лаптя не сплетешь» - говорит русская пословица.                                                                Старинные русские меры, такие   как длина, площадь, объем, меры денежного обращения встречаются  в учебных пособиях, литературных и исторических произведениях, пословицах, поговорках, математических задачах. И чтобы правильно трактовать текст, мы должны иметь представление о том, какие мерные единицы  были на Руси и в каком отношении они находились друг с другом.                                        Поэтому возникла необходимость исследовать историю  появления и развития старинных русских мер и их  существование (применение) вплоть до настоящего времени.                                                             Актуальность работы заключается в исследовании происхождения мер длины, веса, объёма и площади, выявлении соотношений между ними.                         В ходе исследования проведено анкетирование, по вопросам: знают ли современники старинные русские меры, как и где они используются.                           Цель работы:                                                                                         - изучение  истории  мер длины, веса, объёма и площади, вычисление соотношения между различными мерами длины, веса, объёма и площади;    

             Задачи:                                                                                                 - проследить  историю возникновения древней системы мер;                         - познакомиться со старинными русскими мерами,                                        - систематизировать полученную собранную информацию  о русских мерах  по их видам;                                                                                        - определить употребление старинных мер в современном языке;                - провести анкетирование среди учащихся школы разных возрастов, для выявления знаний старинных русских мер и применения их в настоящее время.                                                                                        Объект исследования: древние меры веса, длины, объёма и площади.        Предмет исследования: соотношения между древними мерами длины, площади, объема и веса.                                                                                 Методы исследования: анализ литературных и интернет - источников, метод сопоставления, аналитический метод, метод анкетирования.         Начиная свою исследовательскую работу, был  проведен  опрос учащихся 5 – 11 классов на тему «Какие старинные единицы длины, веса, объёма и площади вам известны». Полученные результаты  представлены в виде диаграммы. (См. приложение № 1)                                                                 С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.                        Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.                Рассмотрим задачи, связанные с использованием русских мер длины. Сюжеты данных задач не придумывались специально, одни из них были подсказаны из жизни, а другие  - любопытными историческими факторами. Помимо исторических задач, приведены также задачи литературные.        Основная русская дометрическая мера объема жидкостей – ведро = 1/40 бочки = 10 кружек = 30 фунтов воды = 20 водочных бутылок (0,6) = 16 винных бутылок (0,75) = 100 чарок = 200 шкаликов = 12 литров (15 л – по другим источникам, редко).                                                                                 Бочка, как мера жидкостей, применялась в основном в процессе торговли с иностранцами, которым запрещалось вести розничную торговлю вином на малые меры. Равнялась 40 ведрам (492 л)                                        На Руси использовались в торговле следующие меры веса (старорусские):
  берковец =  10 пудов
  пуд =  40 фунтов = 16,38 кг
  фунт (гривна) =  96 золотников = 0,41 кг
  лот =  3 золотника = 12,797 г
  золотник =  4,27 г
  доля =  0,044 г

За меру площади часто принимали количество ржи, необходимое для засева этой площади. Чаще применялась урожайная мера — копна. Трудовые и посевные меры выражались через геометрическую меру — десятину.

Десяти на местами называлась коробьей.                                                        Таким образом, система русских мер, зародилась с появлением торговли, обмена и земледелия. Стоит отметить и то, что значение мер постепенно менялось, приобретая более совершенный вид.                 Изучив необходимый теоретический материал, мы измерили массу тела и рост наших одноклассников и перевели их в различные старинные меры массы и длины. (См. приложение № 2)                                                                В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие сохранились, в основном, в виде пословиц и поговорок.        «Пишешь аршинными буквами» — крупно                                «Коломенская верста» — шутливое название очень высокого человека.        «Косая сажень в плечах» — широкоплечий.                                        В поэзии:

Умом Россию не понять, Аршином общим (казённым) – не измерить.         Тютчев Ф.И.                                                                                        Таким образом, современное общество не только по – прежнему встречается со старыми единицами измерения в обыденной жизни, но и продолжает использовать их: на словах – в непринужденной беседе или по прямому назначению.                                                                                В ходе работы были изучены различные документальные источники по данной теме, выяснилось, что для различных практических ситуаций на Руси использовались всевозможные меры длины, объёма, площади, веса.        Должны ли мы знать и помнить старинные меры?                                В современном мире в этом фактически нет необходимости, такие меры не всегда удобны при расчетах, но старинные русские меры  как длины, площади, объема, встречаются  в литературных произведениях, пословицах, поговорках, математических задачах. И чтобы правильно трактовать текст, мы должны иметь представление о том,  какие мерные единицы  были на Руси и в каком отношении они находились друг с другом.                        Каждый культурный человек должен если не знать, то хотя бы интересоваться историей своей страны.                                                        В процессе поиска пришлось просмотреть очень много интересного и познавательного  материала, и было бы очень жалко, если этот материал останется невостребованный другими.

                                

                                

                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая помощь классному руководителю

План воспитательной работы затрагивает основные направления работы нашей Гимназии в 2012-2013 учебном году, может оказать помощь классному руководителю присоставлении плана работы....

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

В помощь классному руководителю "Методические приёмы в работе классного руководителя".

Материал - презентация адресован классным руководителям.Рассмотрены методические приёмы в работе классного руководителяв направлении индивидуально-педагогической помощи учащимся класса....

Журнал классного руководителя (в помощь классному руководителю)

Даная разработка очень кстати начинающим классным руководителям. Ведь молодого педагога ждёт много открытий в работе с новым классом. А опытным классным руководителям данная разработка поможет сэконом...

Методическая рекомендация "В помощь классному руководителю"

Содержание страницы 1. Анкета «Информация о классном руководителе» 2. Документация классного руководителя 3. План воспитательной работы классного руководителя 4. Документация классного руковод...