"Есть такая профессия - ученик!"
классный час (6 класс) по теме

Этот классный час способствует формированию у учащихся представлений об особенностях личности, помогает развитию навыков публичного выступления,воспитанию ответственности, коллективизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_na_temu.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему  «Есть такая профессия – ученик»

Цели: Формирование представлений у учащихся об особенностях личности;

 развитие навыков публичного выступления, работы с дополнительной литературой;

 формирование умений анализировать, оценивать и планировать индивидуальную и совместную деятельность;

 воспитание ответственности, коллективизма, уважения друг другу.

 Подготовительная работа:

 Формирование творческих групп учащихся и распределение между ними поручений по организации классного часа;

 Подбор материала, подготовка выступлений и сделать мультимедийную презентацию о жизни и работе выдающихся людей (Демосфен, А.В.Суворов, А.Эйнштейн );

 Оформительская группа готовит плакат с крылатыми фразами и афоризмами об учении и науке;

 Классный руководитель, консультируясь с психологом, подбирает материал о способностях человека. Готовит раздаточный материал;

 До проведения классного часа классный руководитель просит учителя литературы проверить технику чтения учащихся и предоставить необходимые сведения.

 Оформление и оборудование:

 Компьютер с мультимедийным проектором;

 Презентации групп;

 Плакаты с крылатыми фразами и афоризмами;

 Портреты великих людей;

  Музыкальные фонограммы

Краткий ход.

1.Вступительное слово учителя.

2.Объявление темы классного часа.

3.Слово учителя. Судьбы великих людей.

-1-

4. Выступление творческих групп.

5. Обсуждение резюме в группах.

6.Подведение итогов по высказываниям.

7.Работа в группах по карточкам.

8.Обобщение сказанного материала.

9.Заключение. Стихотворение Н.Заболоцкого. Не позволяй душе лениться.

10. Приложение.

Ход классного часа

 Звучит классическая музыка, гости и учащиеся собираются в кабинет и рассаживаются

 Звучит фонограмма отрывок из первого концерта для фортепьяно с оркестром

 П.И. Чайковского.

 Классный руководитель:    Добрый день!  Сегодня у нас интересная и серьезная тема классного часа. Эпиграфом служит следующее высказывание (слайд2):

«Познаем самих себя; пусть при этом мы не постигнем истину,

зато наведем порядок в собственной жизни,

а это для человека насущное»      

 (Б. Паскаль)

 Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

 Способности индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

 Классификации способностей человека довольно много. В первую очередь различают природные, или естественные и специфические человеческие способности. Способности бывают различной степени развитости.

-2-

Различают просто способных людей, людей очень способных и исключительно способных. (слайд3)

Исключительно способных  называют талантливыми. Талант всегда притягателен. Быть талантливым значит переживать высочайшие минуты счастья, потому что талант помогает достигать наивысших результатов в творческой деятельности. Но способности не даны человеку в готовом виде от рождения. И они не развиваются сами по себе, без усилий самого человека. Только активная, напряженная деятельность может развить обычные способности до уровня таланта. Человечество развивается благодаря тому, что новое поколение, приходя на смену старшим, принимает, осваивает все, что было достигнуто предыдущим поколением, и на этой базе создает новые ценности, обогащает культурное наследие. Перед каждым из школьников стоят общие задачи: обогатить себя знаниями и своим трудом, творчеством внести свой вклад в развитие общества. Во многом наш успех в жизни зависит от того, как успешно мы учимся и что мы делаем в настоящем для своего будущего.

 Тема сегодняшнего классного часа:     Есть такая профессия- ученик. (Слайд№1)

 Классный руководитель:     Есть много известных людей, которые своим трудом, своим талантом добились успеха в своей жизни. Выдающиеся музыкальные, художественные и литературные таланты, бывает, проявляются в раннем детстве. Музыкальный слух и память Римского Корсакова были замечены уже в двухлетнем возрасте. Трехлетний Репин вырезал из бумаги лошадок, а в шесть лет рисовал красками. Пушкин уже семи -восьмилетним мальчиком писал стихи, и даже эпиграммы по-французски.

 Такое раннее проявление талантов называется гиперспособностями.

 Вместе с тем было немало лиц, оставивших глубокий след в истории культуры и науки, талант которых проявился не сразу, иногда и весьма поздно. Так, у Врубеля это произошло, когда ему было 27, в 61 год  Даниель Дефо опубликовал Робинзона Крузо. Физики Франклин и Пьер Кюри, изобретатели Морзе, биолог Линней, даже Ньютон, Дарвин, Лобачевский считались в школе неспособными учениками. Шаляпина по неспособности не приняли в хористы.

 Однако все же,  чем раньше человек найдет свое призвание,  то есть тот род труда,  который ему больше нравится,  к которому  у  него есть стремление,  в котором он будет работать с увлечением и успехом,  тем лучше.

 Сейчас перед вами выступят представители наших творческих групп, которые приготовили сообщения о некоторых выдающихся людях. Вашей задачей будет внимательно выслушать выступления, проанализировать и выявить общее и различное в судьбах этих великих людей то, что повлияло на проявление их способностей в жизни.  

-3-

Многие из вас слышали такие имена как Александр Васильевич Суворов, Альберт Эйнштейн и знаменитый оратор Демосфен, который мог перекрикивать шум прибоя. Далее следуют выступления творческих групп. (слайд4)

 В течение 5 минут каждая из них в сопровождении мультимедийной  презентации рассказывает о становлении и развитии таланта Демосфена, Александра Васильевича Суворова, Альберта  Эйнштейна.

 Классный руководитель:  каждая группа подготовила резюме по своему выступлению, где они выписали самое главное о жизненном пути своего героя. Сейчас обсудите в группах и выявите общее и различное в судьбах великих людей то, что повлияло на проявление их способностей в жизни.

 Звучит музыка, в течение 3 минут ребята обсуждают задание в группах и высказывает свое мнение по вопросу.

 Классный руководитель:  Рассмотрев судьбы великих людей, мы с вами увидели, что залогом их жизненного успеха и развития таланта был нелегкий ежедневный труд над собой. Путь их не был легким, но они нашли в себе силы, чтобы преодолеть трудности. Если великие люди смогли достичь успеха, то почему не может сделать это и каждый из нас? Человек может все.

 (здесь можно привести примеры из своего класса, о выпускниках своей школы).

 Классный руководитель (слайд5):  за время учебы в средней школе ученик решает около 30000 задач, прочитывает 800000 страниц текста, из под  его пера выходят 500 сочинений и изложений, он получает около 2400 отметок.  Учение есть деятельность, связанная с производством духовных ценностей. В процессе учения создается самая главная ценность духовный мир, духовное богатство человека. В учении есть цель, содержание, методы и средства, результат, а осуществляет его ученик. Таким образом, ученик это особого рода профессии.

 Мне хотелось бы, чтобы мы с вами обратились к высказыванию одного из известных российских педагогов В. А. Сухомлинского (слайд 6):  «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить. Обычно мы не задумываемся, сколько экономит тот, кто быстро читает. Как вы думаете, что хотел сказать этим Василий Александрович?

 Учащиеся высказывают свое мнение. Классный руководитель подводит итог всем высказываниям.

 Классный руководитель: частенько мы тратим много времени на выполнение домашних заданий. Отчего? Мы медленно читаем, медленно считаем, порой не знаем таблицы умножения, формул, правил, поэтому приходится каждый раз искать ответ в книгах и учебниках.

-4-

Какую роль играет скорость выполнения учебных действий  в учении? Я предлагаю вам сейчас поработать в группах, и к группам учеников я попрошу присоединиться наших гостей.

Каждой группе на специальных карточках предложены количественные характеристики учебных действий. Проанализируйте эти данные и выскажите аргументы за и против значимости количественной характеристики учебной деятельности. (Листки с количественными характеристиками учебной деятельности.

 Звучит музыка, в течение 5 минут ребята обсуждают предложенный материал. Каждая группа высказывает свое мнение

 Классный руководитель: итак, делаем вывод, что от скорости выполнения учебных действий зависит качество учебы. Предлагаю провести небольшой эксперимент: определить, справляются ли с нормами чтения ученики нашего класса. Как это мы сделаем? По моей просьбе учитель литературы проверил вашу технику чтения. Сейчас мы сравним данные с теми нормами, которые предлагаются учеными, и сделаем вывод.

 Каждой группе предоставляется карточка с данными о технике чтения учеников. Сравнивают полученные данные с нормами техники чтения и делают выводы (слайд№7).

 Классный руководитель: мы увидели, что каждый из вас, ребята  может легко проверить себя и выявить те пробелы, над которыми надо работать, чтобы более успешно учиться. Но встает вопрос: что будет делать каждый из вас тогда, когда выделит свои пробелы? В течение нескольких минут обдумайте этот вопрос  вместе с гостями.

 Учащиеся  обсуждают и высказывают мнения

 Классный руководитель:  Ум и память тренируются и совершенствуются. Думайте над всем происходящим с вами и вокруг вас , обсуждая и задавая вопросы. Запоминайте главное. И уроки делайте с умом. Кое - кто учит формально, не задумываясь о том, что, как и для чего это делает, а кто то, готовя уроки, думает, решает задачи сам. Второй умнеет от урока к уроку, от одного домашнего задания к другому. И награда ему не пятерка, а крепнущий ум. Итак, в результате обсуждения в группах мы с вами пришли к выводу, что для того чтобы достичь успеха, необходимо работать над собой, над своими недостатками и для этого нужен ежедневный труд, труд систематический. А чтобы каждый мог спланировать работу над своими недостатками, смог отслеживать свои успехи, нужны программа и дневник самосовершенствования. И тогда наверняка каждый сможет достичь успехов в учебе.(слайд8)

 Классный руководитель:  Готовясь к классному часу, провели анкетирование по выявлению способностей личности каждого ученика нашего класса. Уже сегодня, вашем возрасте, вы должны не только иметь представление о различных профессиях, но и о самом себе, о своих способностях начинать планомерный путь к достойной цели. А кто знает, может здесь сидят будущие ученые, открыватели нового, не изученного.

-5-

  Классный руководитель:  Прежде чем завершить наш разговор, давайте постараемся обобщить все, о чем мы говорили сегодня, и составить несколько правил для учащихся

нашего класса, которые помогут нам в дальнейшем лучше учиться.

 (каждой группе предложена одна фраза, необходимо ее обсудить и продумать продолжение).

 Набор фраз: 1. Я стремлюсь получить хорошие знания, потому что …

 2. Приближая свою мечту, я должен…

 3. Можно назвать себя волевым человеком, так как.

 (после обсуждения, каждая группа высказывает и записывает фразы на доске).

 Классный руководитель: Если один учится в школе плохо, ленив и привыкает к плохим отметкам, лености, а другой работает старательно и привыкает работать старательно, то это будут две разные судьбы. Человека только встречают по одежке, а далее его ценят, уважают или презирают за его личные качества. и судьбу человека определяют его личные качества: ум, культура, доброта, стойкий характер, сила и ловкость, умения и знания. И развивая свой ум, повышая уровень культуры, укрепляя характер и силу воли, приобретая умения и навыки, будучи добрым и благожелательным, человек пожинает добрую судьбу. Я благодарю за работу всех учащихся. Спасибо гостям и учителям, что пришли на наше мероприятие и приняли участие. Надеюсь, что наш разговор не пройдет даром для всех участников, а та памятка, которую мы вместе составили, будет для вас руководством в учебе. Закончить наш разговор мне хотелось бы стихами Н. Заболоцкого

 Не позволяй душе лениться!

 Чтоб в ступе воду не толочь,

 Душа обязана трудиться

 И день и ночь, и день и ночь!

 Гони ее от дома к дому,

 Тащи с этапа на этап

 По пустырю, по бурелому,

 Через сугроб, через ухаб!

 Не разрешай ее спать в постели

-6-

При свете утренней звезды.

 Держи лентяйку в черном теле

 И не снимай с нее узды!

 Коль дать ей вздумаешь поблажку,

 Освобождая от забот,

 Она последнюю рубашку

 С тебя сорвет.

 А ты хватай ее за плечи,

 Учи и мучай до темна,

 Чтоб жить с тобой по - человечьи

 Училась заново она.

 Она рабыня и царица,

 Она работница и дочь,

 Она обязана трудиться

 И день и ночь, и день и ночь.

-7-

 Приложение.

 Сообщение: Русский полководец - А.В.Суворов, Демосфен, А. Эйнштейн;

 Памятка по самообразованию.

 Мультимедийное сопровождение.

 Фразы и афоризмы

                                                       Как шел к цели А.В.Суворов.

Будущий великий полководец Александр Васильевич Суворов рос неудачни ком - мал, тощ телом, слаб, некрасив. Мечтать о военной карьере ему было трудно. Отец надеялся, что он пойдет по дипломатической линии. Учеником он оказался отменным: французский, немецкий, итальянский, латынь освоил с радостью. Он мечтал стать полководцем и решил себя посвятить этой цели. Однако в ребячьих играх он терпел поражения. Тогда Суворов решил научить себя переносить уста лость и холод, закалять свое тело, тренировать выносливость, волю и силу. Рано вставая, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен, даже непре клонен. Серьезно занимался математикой, картографией и военной историей. Старый приятель отца Саши А.П. Ганнибал проэкзаменовал мальчика, дав его работе над собой высокую оценку. Обращаясь отцу, он сказал: «Не препятствуй человеку заниматься тем, к чему он назначен. Блаженной памяти Петр поцеловал бы его лоб за настойчивость и труды!» Так шел к цели двенадцатилетний Саша Суворов, про славивший в будущем русское воинство, русскую силу, доброе имя отца своего

-8-

Жизнь великого ученого А.Эйнштейна.

Человечество знает большое число примеров, когда люди, занимаясь самооб разованием, делали большие научные открытия в различных областях знаний, из меняли свою жизнь.

В старших классах вы будете изучать теорию относительности А. Эйнштей на, которая принесла ему мировую славу. Но интересна история этого человека, ко торого знает весь мир.

Сам Эйнштейн вспоминал: «Моим слабым местом была плохая память, осо бенно на слова и тексты». И действительно, преподаватель греческого языка как-то сказал ему: «Из вас никогда ничего путного не выйдет». Но далее Эйнштейн про должает: «Только по физике и математике я шел благодаря самостоятельным заня тиям далеко впереди школьной программы».

Из этого ясно, что ключ к пониманию его развития в словах «самостоятель ные занятия», которые были решающим образом связаны с его необычайной любо знательностью и способностью удивляться.

Ребенком Эйнштейн читал популярные научные издания, по его собственным словам, затаив дыхание.

Жизнь Альберта Эйнштейна - один из ярких примеров, когда самостоятель ные занятия помогли человеку не только развиться, но и подарить миру свои от крытия.

-9-

Демосфен.

С детства чахлый и болезненный, с неясным выговором и коротким дыхани ем юноша Демосфен поставил перед собой задачу стать оратором. Требования к оратору того времени были суровыми: оратор должен был иметь величественный вид громкий, но не крикливый голос, виртуозно владеть мимикой и жестом. Де мосфен обучался красноречию у "знаменитых риторов того времени. Первое его вы ступление, однако, было осмеяно народом. Демосфен начал работать над собой. Он устроил себе комнату в подземелье для занятий: учился актерской игре; укреплял голос; неясный шепелявый выговор одолевал тем, что, вкладывая в рот камешки, читал на память стихи; запоминая речи, которые ему приходилось слышать, он за тем восстанавливал ход мыслей, выражал те же мысли иными речевыми оборотами. Труд Демосфена увенчался успехом - он завоевал славу лучшего оратора.

 

-10-

Памятка по самообразованию

 Ваша главная задача в школе научиться учиться и развивать самого себя для будущей жизни.

 Всегда и всему учитесь сами. Учителя могут только помогать вам учиться и управлять своим развитием и поведением. Особенно важно научиться правильно мыслить и целенаправленно действовать.

 Прежде всего, развивайте у себя общие способности, стремитесь всегда обдумывать свои дела, поступки и приобретать полезные знания и работоспособность. Самый лучший способ научиться учиться - это постоянно передавать свои знания и опыт другим.

 Развивайте свою общественную активность, трудолюбие организованность, исполнительность, инициативу, вежливость, доброту, умение управлять собой.

 Недостатки вашего характера и поведения это результат недостаточного самообучения и самовоспитания. Плохие привычки и свойства характера легче исправить сегодня, чем завтра. Все можно исправить, стоит только захотеть.

 Сколько бы вы не учились, сколько бы вы не знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов. Как бы не были обширны у вас знания, их нужно делать еще обширнее. Как бы они не были глубоки, они могут стать еще глубже. Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы.

 Воспитать себя это непросто, но возможно. Во первых, требуется желание, во вторых, - умение, в третьих воля и многочисленные упорные упражнения на пути к доброй цели, к себе лучшему.

 Фразы и афоризмы.

 Кто ясно мыслит, тот явно излагает.

 Кто много знает, то глубже размышляет.

 Следует больше читать, но читать не бездумно и не что попало, при этом размышляя.

 Лучше ориентируется тот, кто много знает.

 

-11-

Литература

 1.Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. М. 1986.

 2.Кочетов А. И. Организация самовоспитания школьников. М. 1986.

 3.Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М. 1989.

 4.Пунский В.О. Азбука учебного труда. М. 1992.

 5.Рувинский Л. Н., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. М.1986.

 6.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль,19.

-12-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Есть такая профессия: историю писать"

Учебная программа для учащихся 9-х классов. Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на гуманитарный и социально- экономический профили. Содержание учебного материа...

Презентация к классному часу "Есть такая профессия -ученик"

Красочная презентация к классному часу "Есть такая профессия -ученик!"...

Есть такая профессия – Родину защищать!

способствовать утверждению патриотических ценностей, повышению престижа воинской службы и защиты Отечества...

классный час в 5 классе "Есть такая профессия -ученик"

Цель классного часа  -воспитание осознанного отношения к учебному труду. Классный час можно так же провести и в 6 классе....

Классный час "Есть такая профессия - ученик"

Классный час "Есть ьтакая профессия - ученик" посвящён развитию мотивации к учёбе на примере выдающихся и знаменитых личностей,таких как демосфен, суворов, Энштейн....

Классный час "«Есть такая профессия – защищать моря и океаны! Знакомство с профессией эколога»"

Цель: дать обучающимся представление о профессии эколога. Способствовать осознанию учащимися важности и необходимости сохранения морей и океанов....