Главные вкладки

    Программа психолого- педагогического сопровождения деятельности обучающихся в 5-6 классах.
    методическая разработка (5 класс) по теме

    Колегова Инна Викторовна

    Конкурсный материал. Я работала над  реализацией этой программы с гимназичским психологом. Надо было помочь детям легко перейти из начальной школы в среднюю.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedsoprovozhdnie.doc250.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Целью данной программы является: формирование организаторских и коммуникативных способностей  учащихся через ученическое самоуправление, учебную деятельность, нравственное воспитание;

    Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя:

    Основные направления работы:

    -        индивидуальные и групповые консультации;

    -        психологическое просвещение (семинары, учебы, занятия);

    -        психологическая диагностика и анкетирование.

    Этапы:

    1. Групповые занятия с учащимися на знакомство и сплочение;
    2. Составление программы занятий «Я - ученик»;
    3. Проведение занятий по программе «Я - ученик»;
    4. Формирование групп КТД; работа в группах по сменным заданиям;
    5. Психологическое просвещение и консультирование при подготовке и организации мероприятий;
    6. Участие в работе мероприятий (семинары, учеба);
    7. Проведение психологической диагностики и анкетирования;
    8. Обработка и анализ результатов;
    9. Индивидуальные консультации.

    Значение общения в жизни подростков.

    Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении ребята усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Во взаимодействии с окружающими людьми приобретают навыки общения и сотрудничества, и формируется характер подростка, «образ Я».

    Для подростков  привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

    Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желание занять позицию лидера, для других – быть признанным, уважаемым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-либо деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения подростков. Как  показывают исследования, неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков. Это сопровождается и повышенной комфортностью подростков по отношению к подростковым компаниям.

    Общение со сверстниками воспринимается подростком как нечто очень важное и личностное, однако у ребят существует потребность и в благоприятном, доверительном общении со взрослыми. Уважаемый подростком взрослый является образцом поведения.

    Необходимо создавать условия для возникновения такой деятельности для подростков в гимназии. Одной из таких деятельностей является ученическое самоуправление.

    Очень важным становится, научить подростков различным формам взаимодействия, которые дети организовать пока не могут, поэтому нуждаются во взрослых.

    Для того чтобы положительно и разносторонне влиять на личность ребенка, детский коллектив должен жить достаточно разносторонней жизнью, включающей виды деятельности, способствующие развитию личности. На практике большинство детских коллективов чаще всего заняты одним, реже двумя и очень редко тремя разными видами деятельности. В них ребенок не в состоянии получить возможность для разностороннего личностного развития. Тогда остается один выход: сделать ребенка активным участником сразу нескольких детских коллективов, занятых различными видами деятельности и а совокупности обеспечивающих ребенку нужное разнообразие личностного роста.

    Развитие личностных качеств.

    В деятельности у учащихся формируется и развивается то или иное социально полезное личное качество или группа таких качеств. Например, включение ребенка в руководство детским коллективом способствует становлению у него практического интеллекта и ответственности, более глубокого понимания интересов других людей и умения учитывать их на практике. Выполнение в группе роли подчиненного развивает у ребенка дисциплинированность, а личное участие в распределении обязанностей формирует у него более широкий взгляд на проблему деловых связей и отношений людей, тренирует наблюдательность.

    Руководство товарищами по группе с целью координации их усилий развивает у ребенка оперативность и гибкость мышления. Составление планов и программ совместной деятельности, их обсуждение и подведение итогов побуждает детей к совершенствованию коммуникативных навыков и умений, в том числе умения слушать, понимать, излагать свои мысли, доказывать, сотрудничать, идти на компромисс.

     Управление деловыми взаимоотношениями детей в процессе их индивидуального развития постепенно охватывает разные сферы деятельности: игру, учение и труд. Это одно из направлений в развитии у детей умения работать вместе с другими людьми. Второе направление связано с постепенным переходом от внешней организации и контроля деятельности к самоуправлению и самоконтролю в детских группах и объединениях, причем прогрессивное развитие личности ребенка по этой логической линии в разных видах деятельности может происходить независимо. Желательно, чтобы в деятельности вначале участвовали взрослые, а затем всё организовывали сами дети.

     Развитую систему самоуправления и самоконтроля деятельности можно включать в подростковом и в раннем юношеском возрасте, причем участие взрослого в управлении здесь сводиться в основном к роли консультанта и советчика. Это не значит, что совместную деятельность подростков надо пускать на самотек, просто методы руководства ею в это время должны быть существенно иными, чем в более ранних возрастах.

    Их следует строить с учетом трех важнейших обстоятельств:

    1)        учитывая то, что складывающиеся деловые отношения должны вырасти до уровня взрослых;

    2)        учитывать специфические особенности детей подросткового и юношеского возраста;

    3)        учитывать, что создаваемая система отношений, несмотря на её приближение к взрослости, в данном возрасте играет ещё подчиненную роль по сравнению с другими, ведущими видами деятельности детей.

    Организация детской групповой деятельности.

    Организация детской групповой деятельности должна быть такой, чтобы объективно создать оптимальные условия для научения и воспитания личности.

    Первое условие – обеспечение каждому члену детской группы или коллектива возможности для активного участия во всех её делах.

    Второе условие – получение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в группах.

    Третье условие – использование в группах или коллективах таких норм и правил взаимодействия, которые ставят интересы личностного развития детей на первое место.

    Четвертое условие – воссоздание в практической деятельности детских групп и коллективов той социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно должны будут взаимодействовать. Деятельность развивающих детских групп и коллективов следует организовывать таким образом, чтобы постепенно готовить детей к взрослой жизни.

    Пятое условие – выявление задатков ребенка и превращение их в способности.

    Методика КТД в классном коллективе

    В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта технология прекрасно учитывает психология подросткового и юношеского возраста, пробуждает творческий потенциал, способствует возникновению самых добрых чувств к окружающим и, прежде всего, к своим товарищам. Разнообразие и периодичность КТД позволяет учащимся реализовать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. При этом каждому участнику предоставляется  возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности.

    КТД позволяют создать в школе широкое игровое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми и взрослыми сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры, сценки, агитбригады.

    КТД имеет огромное влияние как на личность каждого человека, на класс, который является первичным коллективом, так и на весь большой ученическо-учительский коллектив школы. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими (в том числе и взрослыми), узнают друг о друге много нового. Таким образом, одновременно идут  два очень важных процесса – формирование и сплочение коллектива, и формирование личности обучающегося. Это в свою очередь влияет и на процесс соуправленческой и самоуправленческой деятельности ребенка, так как КТД является одним из наиболее ярких проявлений системы со- и самоуправления.                

    Коллективное творческое дело – это групповая деятельность, имеющая игровую инструментовку, совокупность приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности. Воспитательно-образовательное содержание КТД формируется в виде дидактических задач, однако для детей они не выступают открыто, а реализуются через игровые действия и правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально насыщенным. Игра способствует формированию положительной мотивации, расширяет состав участников КТД, делает его привлекательным. Игра в данном случае является сильнейшим средством социализации ребенка, так как является главной сферой общения детей, в которой решаются проблемы межличностных отношений, партнерства, дружбы, товарищества. Есть некоторые условия, обеспечивающие успешность проведения КТД. К ним стоит отнести:

    -совместность, содействие, сотрудничество (надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия на общую радость и пользу, так как только в совместной работе у ребят формируются и развиваются гражданские чувства)

    -единство уважения и требовательности (исходным является чувство уважения, которое, включает в себя и веру в творческие силы ребенка, его возможности и ответственность, и стремление раскрыть ребенка, развить его лучшие стороны.)

    -единство мыслей и действий, воли и чувств (необходимо развивать все стороны личности растущего человека: познавательную, эмоционально-волевую и действенную, формировать умения и навыки, привычки и черты характера, и, прежде всего, своим примером, что способствует появлению истинного «авторитета» взрослого педагога в глазах ребенка)

    -единый коллектив (необходимо влиять так, чтобы способы воздействия на ребенка были бы и способами воздействия воспитателей и на самих себя, только тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив)

    -творчество, а не шаблон (влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия – незаметное и открытое, прямое и опосредованное, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия)

    Таким образом, в подготовке и проведении коллективных творческих дел главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.

    Коллективное творческое дело может иметь разное смысловое наполнение и форму. Оно может быть трудовым, развлекательным, спортивным, дидактическим, праздничным и т.п. Существует огромное количество форм проведения коллективных творческих дел (большой перечень различных КТД содержится в специализированной периодической литературе – «КР», «ВШ», «НО»)

    Организация коллективной творческой деятельности происходит  в несколько этапов:

    1. Формирование инициативной группы и предварительная работа коллектива:

    На этой стадии руководитель и члены коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои исходные действия, необходимые для выполнения задач, готовят оставшийся коллектив к проведению КТД (например, стартовая беседа по привлечению как можно большего количества детей к участию в КТД)

    1. Коллективное планирование – начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый может высказать свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива.
    2. Коллективная подготовка КТД – для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган или комитет, в который входят представители разных групп (микроколлективов). Это объединение действует только на время подготовки и проведения мероприятия. Для следующего дела этот орган или комитет вновь создается в новом составе. Проект КТД утверждается данным контролирующим и координирующим органом и начинается выполнение задуманного.
    3. Проведение КТД – подразумевается реализация всех запланированных действий, возможна их корректировка в случае изменения ситуации.
    4. Коллективное подведение итогов КТД – подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать анкетирование с целью выявления  результатов КТД.

    Необходимо отметить, что основная масса КТД, в которых участвуют ребята , предусматривается общегимназическим планом воспитательной работы

    Особенности педагогического руководства детскими группами и коллективами.

    1.        Обучение эффективному распределению обязанностей предполагает проведение систематической разъяснительной работы, направленной на то, чтобы убедить детей, что коллективная деятельность, построенная на основе разделения функций, их специализации, координации усилий членов группы, является прогрессивной. При эффективном распределении работа группы обеспечивает социальную и моральную поддержку и способствует развитию каждого как личности. Это происходит тогда, когда группа или коллектив не доминируют над личностью, не ущемляют её интересов. Следует особо подчеркнуть значимость каждой роли в группе для развития индивида как личности, необходимость ролевой взаимозаменяемости, при которой каждый имеет право и возможность побывать в различных социально-психологических ролях. Результатом такой работы должно стать научение детей самостоятельному распределению обязанностей в группе, решение этой задачи без вмешательства взрослых.

    2.        Две самые важные роли, которые встречаются практически во всех организованных группах детского типа, - это роли руководителя и исполнителя. Их выполнению необходимо обучить детей. Ребенку нужно показать, как собрать детей, распределить между ними обязанности, добиться того, чтобы каждый из них понял и принял свою роль. Как усвоить функции по координации, контролировать совместную деятельность, подводить итоги. Необходимо учить, чтобы от внешнего контроля за своей деятельностью ребенок постепенно переходил к внутреннему самоконтролю, от добросовестного выполнения обязанностей в присутствии других людей к их выполнению наедине с самим собой. Важно научить детей подчиняться другим и быть хорошими исполнителями своих обязанностей внутри социальной группы.

    3.        Обучение деловому общению с целью поддержания эффективного взаимодействия предполагает развитие у ребенка умения менять стратегию и тактику внутригруппового поведения в зависимости от ситуации и особенностей партнера по совместной деятельности, гибко приспосабливаться к нему. Для этого ребенок должен быть готов взять на себя разные роли в группе, а при необходимости – обязанности ребят, научиться действовать решительно, быстро и уверенно в любой ситуации.

    4.        Важным условием хорошего делового взаимодействия являются благоприятные личные взаимоотношения членов группы. Поэтому детей необходимо учить устанавливать хорошие личные контакты, располагать к себе людей, создавать и поддерживать у них хорошее настроение. Это требует усвоения детьми приёмов эмоционально благоприятного межличностного общения.

    5.        Особую педагогическую задачу составляет воспитание у ребенка способности оставаться и в коллективе свободной, независимой личностью, не обезличиваться и не утверждать своё личное «Я» за счет свободы и подавления личностей в других людях, нарушая их интересы. Практическое решение данной проблемы иногда осложнено тем, что не каждый взрослый человек  готов стать примером и образцом для подражания со стороны детей.

    6.        В совместной деятельности у людей нередко возникают споры, дискуссии, противоречия во взглядах, которые могут перерасти в конфликт. Зная природную импульсивность детей, их эмоциональную экспансивность и несдержанность, неумение контролировать свои действия и поступки, важно учить детей следовать определенным правилам в спорах и дискуссиях.

    Применение диагностических методов.

    Проводя различные  учебы для учащихся, целью которых является -  создание условий для развития лидерского и творческого потенциала детей игровыми и деловыми приемами и средствами, мы включаем в программу анкетирование или тестирование по определенным параметрам.

    Среди участников различных конференции  проводится анкетирование. Тестирование проводим по следующим методикам:

     Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).

    Инструкция.

    Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы “да” или “нет”. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление.

    Обработка результатов.

    1.        Сопоставить ответы учащихся с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям.

    2.        Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей по определенным формулам.

    3.        Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками.

    Метод социометрических измерений (социометрия).

    Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп, определять социометрический статус человека  в определенном коллективе.

    Метод «незаконченные предложения».

    Суть метода заключается в том, что участникам предлагаются незаконченные предложения, в которых они должны написать окончание предложения  так, как и захочется. Сферы опроса – разные, в зависимости от целей тестирования.

    Для каждой сферы опроса выводиться характеристика, определяющая систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений.

    Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений. Ее проводим только при помощи психологической службы гимназии.

    Самооценка.

    Самооценка – сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении какой-либо деятельности, и развитием личности. Самооценка проводиться по предлагаемой шкале. Для объективности результата, срезы проводить в разных условиях (мы проводили  срезы по самооценке у активистов до учебы и после) с тем, чтобы сопоставить результаты и обобщить их.

    Направление « Я – гражданин »

    Главные идеи:

    1. формирование гражданской и правовой направленности личнос ти, активной жизненной позиции;
    2. поддержка стремления учащихся служить Отечеству, утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаи вать свои права и права других людей;
    3. воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судь бу своей страны;
    4. стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с по зиции разума, а не силы;
    5. понимание учащимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения.

    Главные цели:

    1. воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, тру дового коллектива, своего народа, государства;
    2. формирование уважительного отношения к народам мира, чело вечеству, представителям других национальностей, к своей наци ональности, ее культуре, языку, традициям и обычаям;
    3. признание ценности независимости и суверенности своего госу дарства и других государств.

    Задачи воспитания:

    1. формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обще ством;
    2. формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способ ное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нрав ственному саморазвитию;
    3. обучать решению задач правового и гражданского воспитания, свя занных с проблемой морального саморазвития и самосовершен ствования;
    4. формировать гордость за отечественную историю, народных геро ев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
    5. воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;
    6. проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными по  ступками людей.

    Понятийный словарь

    Патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, уваже ние суверенитета, традиции и обычаи, мужество, смелость, героизм, от вага, самопожертвование во имя других людей, терпимость, демократия, гражданственность, гражданин, дисциплинированность, ответствен ность, чувство собственного достоинства, свобода, право и обязанность, преступление, закон, конституция государства, правительство, прези дент — глава государства.

    Личностные прототипы

    А. Невский, К. Минин, Д. Пожарский, А. Суворов, М. Кутузов, Г. Жуков, защитники Брестской крепости, герои войны и партизаны, спорт смены, строители, покорители целины и БАМа, Севера и Юга, музы канты, политики , граждане и патриоты своей страны.

    Содержание воспитательной работы:

    1. изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;
    2. организация и проведение внеклассных мероприятий, направлен ных на формирование умений и навыков правового поведения;
    3. сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
    4. формирование способности руководствоваться в ситуациях нрав ственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедли вости;
    5. изучение биографий выдающихся граждан своей страны — патри отов и борцов за Отечество;
    6. развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;

    - организация встреч с представителями общества — истинными •гражданами и патриотами своей страны;

    - создание условий для проявления истинного патриотизма учащих ся, любви к Родине, школе, месту, в котором ученик растет;

    - посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;

    - демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками гражданской позиции и мужества, патриотизма;

    - поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество и героизм;

    - активное сотрудничество с социумом и общественными органи зациями по развитию патриотизма и гражданской позиции уча щихся;

    - привлечение учащихся к работе в общественных организациях, в пионерском и молодежном союзах;

    - формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма, борьба с шовинизмом,

    Формы внеклассной работы в рамках КТД:

    - тематические классные часы, спецкурсы;

    - встречи с представителями правовых структур, органов правопо рядка;

    - посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами сроч ной службы;

    - конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;

    - праздники получения паспорта, дня Конституции;

    - интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотической и пра вовой тематики;

    - конкурсы и концерты, посвященные правовой и патриотической тематике;

    - походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и пат риотической теме.

    Традиционные мероприятия для учащихся в рамках КТД:

    В 6м классе необходимо обратить серьезное внимание на разъяс нение учащимся прав и обязанностей ребенка, познакомить школьни ков со статьями Конвенции о правах ребенка, показать учащимся значе ние знаний о собственных правах и обязанностях в реальной жизни.

    Должен обратить внимание классный руководитель на то, что младшие подростки чутко реагируют на любую несправедливость в свой адрес, умеют сравнивать отношение к себе разных учителей, пытаются защищать свои права.

    Однако в этом возрасте у учащихся еще не выработана привычка вы полнения своих обязанностей, достаточно часто они проявляют безот ветственность, неумение и нежелание отвечать за свои неблаговидные поступки. Педагоги должны учить детей сотрудничать друг с другом. Возможны следующие мероприятия:

    1. праздник правовых знаний «Путешествие в страну справедливости»;
    2. конкурс юных правоведов «Его величество Закон»;

    -  интерактивные игры по мотивам русских сказок «Сказка - ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок»;

    — акции милосердия;

    -        создание картинной галереи славы в каждом классе;

    — чествование ветеранов, подготовка сувениров и подарков для людей, переживших войну;

    -        конкурс патриотической песни;

    — читательская конференция по книгам детских авторов «Как поступать нельзя».

    Направление «Ученик и его интеллектуальные возможности»

    Главные идеи:

    1. учащиеся должны осознать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего;
    2. формирование интеллекта происходит не только в урочной деятельности, но и в интеллектуально направленном общении и внеклассных видах деятельности;
    3. интеллектуальные возможности — это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей;
    4. воспитание интеллекта — это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к совершенствованию себя;
    5. здоровый интеллект — это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.

    Главная цель:

    Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружа ющим миром.

    Задачи воспитания:

    1. знакомить учащихся школы с интеллектуальными достижениями различных людей;
    2. создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
    3. поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию;
    4. давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами;
    5. разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии

    Понятийный словарь:

    Интеллект, уровни интеллектуального развития, способности человека, любознательность, кругозор, интерес, цель, трудолюбие, твор чество, широта и глубина ума человека, речь, собранность, ответствен ность, потребность в собственном совершенствовании, анализ, синтез, сравнение, обобщение, речевые умения, способность к поиску и иссле дованию.

    Содержание воспитательной работы:

    1. изучение интеллектуальных возможностей учащихся и динамики изменения интеллектуальных достижений;
    2. формирование культуры умственного труда средствами воспитательной работы;
    3. развитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности; потребности в развитии собственного интеллекта;
    4. развитие творческой инициативы и активности учащихся в интеллектуальной деятельности;
    5. создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности учащихся в подготовке воспитательных мероприятий;
    6. стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении;
    7. всемерная поддержка проявления таланта и незаурядности мышления;
    8. контроль за деятельностью педагогов по вопросу создания условий для всемерного развития интеллекта учащихся.

    Формы внеклассной работы в рамках КТД:

    1. интеллектуальные марафоны в классе, в параллели, в школе;
    2. интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции;
    3. кружки по интересам в классе и в школе;
    4. студии для развития учащихся школы;
    5. творческие конкурсы: на лучший школьный сценарий к празднику, на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку ветеранам войны и труда, победителям различных олимпиад, конференций, конкурсов;
    6. создание в классах команд и проведение в масштабах школы состязаний интеллектуалов («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», КВН между командами в параллели, между различными параллелями, между командами учителей, учащихся и родителей);
    7. балы науки в классах и школе;
    8. состязания изящной словесности;
    9. интеллектуальные викторины;
    10. предметные вечера;
    11. литературные гостиные;
    12. школы интеллектуального творчества;
    13. читательские конференции по книгам из серии «Жизнь замечательных людей»;
    14. экскурсии в музеи, галереи, посещение выставок;
    15. встречи с талантливыми учеными, музыкантами, композиторами, рационализаторами, с талантливыми сверстниками;
    16. часы общения и беседы, обсуждение газетных статей и журналов

    Традиционные мероприятия для учащихся в рамках КТД:

    Для учащихся 6 класса характерно стремление к проявлению своих интеллектуальных умений в художественном творчестве, к демон страции своих способностей, к развитию своих интеллектуальных уме ний: сравнивать, обобщать, делать выводы.

    Цели классного руководителя не только на изуче ние интеллектуальных возможностей учащихся, но и на максимальное раскрытие их таланта, поддержки их интеллектуальных стремлений, спо собности к творчеству.

    В этом возрасте интеллектуальная сфера детей развивается не столько вглубь, сколько вширь. Учащиеся должны иметь возможность макси мально попробовать себя в различных видах интеллектуального творче ства: сочинение стихов и рассказов, песен и музыки, техническое твор чество, изобретательство.

    Учащимся очень важно, чтобы каждый их успех был замечен и оце нен.

     Возможны следующие мероприятия в рамках КТД:

    1. часы общения, тренинги, беседы («Умная машина — мозг человека», «О способностях от А до Я», «Я расту, я умнею», «Школьные тайны», «О школьных успехах моих родителей и обо мне», «Секреты словарей» .);
    2. конкурсы, праздники, путешествия, конференции; выставки;
    3. выставки-аукционы «Это сделали мы сами»;
    4. праздник школьных умников;
    5. общешкольный конкурс «Интеллектуал года»;
    6. конкурс на самого читающего человека школы;
    7. театральное представление «Судьбы гениев»;
    8. конкурс проектов «Невероятное? Очевидное!»;
    9. школа интеллектуального развития «В лабиринтах неизведанного».

    Направление «Ученик и его нравственность»

    Главные идеи:

    1. принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;
    2. предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;
    3. воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;
    4. осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважение достоинства других людей;
    5. практическое применение нравственных знаний и умений;
    6. проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его будущее и будущее близких и родных ему людей.

    Главная цель:

    Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответ ственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

    Задачи воспитания:

    1. создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;
    2. знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
    3. изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;
    4. развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков;
    5. создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
    6. способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;
    7. создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.

    Понятийный словарь

    Нравственность, нравственный выбор, жизненные ценности, нрав ственные законы и нравственные заповеди, эмпатия, нравственное по ведение, этика в поведении, высоконравственные личности в мировой истории и культуре, нравственные категории: долг, порядочность, ответственность, скромность, душевная и духовная красота, умение общаться, конфликтность и без конфликтное поведение.

    Личностные прототипы

    Люди, внесшие нравственный вклад в развитие страны и мира, герои войны и труда, хранители нравственных традиций поколений, демонст рирующие положительный пример нравственного поведения в самых различных ситуациях.

    Мать Тереза, Флоренс Найтингейл, Юрий Гагарин, строители БАМа, спасатели Чернобыльской АЭС, спортсмены-олимпийцы, приемные матери и матери SOS-деревень, представители МЧС и другие люди, став шие нравственной историей страны и мира.

    Содержание воспитательной работы:

    1. изучение нравственной воспитанности учащихся школы и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия;
    2. изучение нравственного климата в семьях учащихся и классных коллективах, консультирование родителей, классных руководителей и воспитателей изученной проблеме;
    3. разностороннее развитие нравственного мышления учащихся, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся,
    4. ответственности за свои поступки;
    5. учет возрастных особенностей в организации деятельности учащихся по данному направлению;
    6. создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств;
    7. поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки.

    Формы внеклассной работы в рамках КТД:

    1. спецкурсы по нравственной тематике;
    2. тематические классные часы;
    3. тренинги нравственного самосовершенствования;
    4. театральные и кинопросмотры;
    5. экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами
    6. страны, города, поселка;
    7. дискуссии по нравственной тематике;
    8. поисковая работа, создание музеев;
    9. шефская работа в детских домах, больницах, детских садах, хосписах;
    10. изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности, заповеди Нагорной проповеди;
    11. праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы;
    12. клубы «Азбука нравственности», «Нравственные истины».

    Традиционные мероприятия для учащихся

    У младших подростков необходимо формировать привычку нрав ственного поведения. Учащимся необходимо демонстрировать достиже ния их товарищей в нравственном поведении, формировать культуру общения друг с другом в коллективе.

    Большое внимание необходимо уделить демонстрации нравственных достижений выдающихся людей, подчеркивать благородство их поступков.

    Классный руководитель с помощью преподавателя литературы должен обратить внимание на художествен ные произведения поэтов и писателей страны и мира, описывающие нравственные поступки человека в самые разные эпохи.

    В этом возрасте необходимо приобщать учащихся к проектированию своего нравственного поведения и его самосовершенствования. Возмож ны следующие мероприятия:

    1. школа душевной гимнастики (разрешение нравственных ситуаций);
    2. праздники дружбы и товарищества в параллели;
    3. аукционы доброты;
    4. акции помощи ветеранам, больным людям, детям в детских домах, больницах;
    5. благотворительные концерты;
    6. праздник сюрпризов под названием «Для тех, кто рядом с нами»;
    7. конкурсы знатоков «О братьях наших меньших»;
    8. экскурсии в приюты для собак, зоопарки, конные школы, фермерские хозяйства и т.д.
    9. конкурсы рассказов (например, «Невыдуманные истории о красоте поступков человека», «Добрые руки человеческой помощи»);
    10. конкурс знатоков «Страны, люди, герои...»;
    11. конкурс проектов «Я хочу помочь людям».

    Направление «Ученик и его здоровье»

    Цель программы:

    1.      Формирование здорового образа жизни детей, родителей и педагогов, предупреждение многих заболеваний, сохранение собственного здоровья, нормализация процессов роста и развития.

    2.      Построение своего образа «Я»: каждый ребенок уникален по своей природе и мы должны принимать его таким, каков он есть, не стремиться его переделывать.

    3.      Гармонизация взаимоотношений в коллективе и семье.

    4.      Развитие творческого потенциала.

            Задачи:

    раскрыть представление о здоровье человека, способах его сохранения, укрепления и факторах, разрушающих здоровье, на основе знаний о строении и жизнедеятельности организма;

    отразить закономерности развития организма в единстве с внешней средой, возрастные физические и психические особенности с учётом половой принадлежности;

    ознакомить учащихся с методами оценки здоровья  и рекомендациями по коррекции и оптимизации режима жизнедеятельности;

    способствовать развитию у учащихся ответственности за здоровье не только своё, но и других людей, в том числе и будущего потомства;

    воспитывать активную жизненную позицию, направленную не только на профилактику заболеваний, но, прежде всего, на рациональное использование и приумножение индивидуальных резервных возможностей своего организма.

    Формы и методы работы:

    Беседы, технологические игры, индивидуальные и групповые формы работы, рефлексия, различные формы общения, тренинги и другие.

              Тема №1. «Осознание и признание себя»        

     Цели и ценности:

    1.Формулирование целей

    а) Какие бывают краткосрочные цели?

    Доступные- ведут к долгосрочным целям

     «нынешний опыт» для личного счастья

    б) Какие бывают долгосрочные цели?

    планы на будущее; то, что вы хотите достичь в жизни.

    2. Базовые ценности

    а) Что такое ценности?

    идеи, которые человек поддерживает и в которые верит. Ценности – это понятие, используемое для обозначения явлений, объектов, их свойств, абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающие как эталон должного.

    б) Какие есть ценности?

    Жизнь, здоровье, знания, материальный достаток (деньги, дача, машины, вещи, предметы и др.), наличие друзей.

    в) Как можно определить свои ценности?

    следить за тем, что ты свободно выбираешь сам/а, следить за тем, что ты выбираешь из нескольких возможных вариантов, следить за тем, что ты выбираешь после взвешивания последствий. Следить за тем, что ты ценишь и уважаешь. Следить за тем, с учетом чего ты принимаешь решения. Следить за тем, чем ты постоянно руководствуешься, принимая решения.

     Унаследованные и приобретенные черты

    а) Что такое унаследованные черты?

    черты, с которыми мы рождаемся напоминаем наших родителей, дедушек/бабушек и предков.

    б) Что такое приобретенные черты?

    черты, которые ты вырабатываешь – в течение всей жизни и на собственном опыте, черты, приобретенные в результате

    влияния со стороны нашего социального и физического окружения.

    Налаживание отношений.        Ведение игры.

    а) Что такое «вести игру» с самим собой?

    обманывать себя в отношении реальной жизни и своих убеждений (не быть честным перед самим собой).

    б) Что такое «вести игру» с другими?

    не быть абсолютно честным, откровенным и открытым с друзьями, родителями, учителями, братьями и сестрами.

    Личная ответственность. Личная и общественная совесть

    а) Что мы понимаем под личной и общественной совестью? Твои ценности, убеждения, жизненные принципы.

    Как ты живешь сам и как общаешься с другими людьми.

    Решение проблем.        Навыки принятия решений

    а) Какие шаги необходимо сделать на пути к принятию решения? Сформулировать проблему. Рассмотреть все возможные альтернативы проанализировать каждую альтернативу и рассмотреть ее с учетом:

    своих потребностей, желаний, образа жизни, совести, норм, принятых дома, в религии, в школе, совета родителей, учителей, других взрослых, своих собственных взглядов и убеждений.

    Остановиться на одном решении

    нести ответственность за свое решение (принять возможные последствия).

    Провести оценку решения.

            Тема №2 «Взаимоотношения с другими»        

    Дружба с представителями обоих полов

              Какие качества дружбы связаны с обоими полами?

    1. доверие
    2. оставаться самим собой
    3. честность
    4. забота о других
    5. хороший слушатель
    6. готовность оказать помощь

            Устанавливаем дружеские отношения        просто оставаясь самим собой

    1. создаем хорошие традиции
    2. учимся эффективному общению
    3. учимся проявлять эмпатию
    4. учимся проявлять толерантность

    Создаем дружный коллектив в классе

    1. принимаем участие в школьных мероприятиях
    2. вступаем в члены местных клубов
    3. проявляем интерес к другим людям

            Тема №3 «Мир труда»

    Знание самого себя        

     Какие мои сильные стороны?

    интересы: дела, которыми человек любит заниматься, способности: дела, которые человек делает хорошо, сильные стороны: качества, которые отмечают  другие и сам человек.

    Профессии

     Каким образом классифицируются профессии?

    физический труд; умственная работа; общественные профессии (например, в сфере обслуживания)

    Какие из перечисленных профессий соответствуют твоим интересам и способностям?

    медицина, стоматология, техника, образование, социальная сфера, бизнес.

    Почему люди работают:        а) Почему люди работают? личное удовлетворение; чувство достижения; финансовые причины;

     Почему люди меняют профессии?

    изменение интересов; способностей; ценностей; условий жизни, здоровья условия жизни.

    Учебные привычки. Школьные привычки и мир труда

    а) Какие привычки формируются в школе?

    Трудолюбие, познание самодисциплина

    надежность, оперативность, вежливость,

    настойчивость, аккуратность

    сотрудничество, решение проблем.        

    б) Какие навыки формируются в школе?

    Математический анализ; логика мышления; методы общения; публичные выступления; точность и грамотность речи; навыки делать заметки; конспектирование; навыки работы в библиотеке и проведения исследований; знания о развитии науки; знания о других людях и местах.

    в) Как у человека появляется ответственность за овладение предметом?

    самообучение; просьба о помощи; понимание того, что учеба требует настойчивости; планирование способов учебы; оказание другим помощи в учебе

    г) Как ты учишься?

    ведешь дневник для записи заданий

    устанавливаешь время для учебы (часть недельного графика)

    устанавливаешь место для учебы (одно и то же место подальше от отвлекающих моментов)

    оборудование места (стул и поверхность для письма, хорошее освещение, ручка)

    делаешь максимально короткие заметки: отдельные слова

    «кодируешь» материал, который необходимо запомнить, прибегая для этого к мнемоническим хитростям

    учишь с закрытой книгой; пытаешься вспомнить

    закрываешь глаза и пытаешься представить себе краткие записи

    Подготовка к следующему классу. Ориентация на учебу в 7 классе

    а) Что может беспокоить ученика?

    как справиться с учебной нагрузкой

    найти друзей

    выучить новые правила и процедуры

    успешно выполнить контрольные

    познакомиться с планировкой здания (не заблудиться) быть принятым в школьный коллектив

    б) Как функционирует неполная средняя школа? процедура зачисления, правила, расписание, изучаемые предметы, факультативные курсы, внеклассные мероприятия, форма отчетности.

            Тема №4 « Знание своего тела и забота о нем»

    Этапы развития организма

            а) Какие существуют основные этапы?

    дородовой, младенчество, детство,

    ранняя юность, юность, зрелость.

    Скелет. Мускулатура

            а) Какое строение  скелета?

    - череп, позвоночный столб, грудная клетка (ребра, грудина), тазовый пояс, конечности.

    б) Какие функции выполняет скелетная система? (служит опорой для тела, защищает жизненно важные внутренние органы)

    а)  Какие функции выполняет мускулатура? (позволяет частям тела двигаться относительно друг друга и передвигаться  человеку в пространстве, перемещает пищу)

    Какое строение у мускулатуры?

    скелетные мышцы – поперечнополосатые мышцы (мышцы конечностей)

    сердечная мышца (гладкая).

    Гладкая мускулатура – мышцы внутренних органов (сосудов, полых органов, желудочно-кишечного тракта, мочевого пузыря).

    Нервная система. Вегетативная нервная система. Эндокринная система

            а) Какова роль  нервной системы?

    Управляет деятельностью всех органов и систем, осуществляет связь организма с окружающей природой.

    б) Структура и функции нервной системы? Центральная нервная система: головной и спинной мозг, головной мозг управляет деятельностью, всех  органов и систем;

    спинной мозг координирует двигательную функцию органов кровообращения, дыхания, выделения, обмена веществ, репродукции, выделительных органов.

    Какие проблемы со здоровьем связаны с нервной системой? Травмы, врожденные дефекты, инфекционные болезни.

    а) Для чего служит эндокринная система?

    система желез внутренней секреции, вырабатывающих и выделяющих специфические гормоны в кровеносную систему. Которые влияют на рост, обмен веществ и энергии, физическое и психическое развитие, половое созревание, деятельность сердца, кишечника и других органов, т.е. под влиянием гормонов происходит изменение физиологических и морфологических процессов в организме.  

    б) Из каких желез состоит эндокринная система?

    К железам внутренней секреции относят:

    щитовидную, околощитовидную, вилочковую (зобную), поджелудочную, надпочечники, гипофиз, эпифиз, половые железы.  

    Травмы и несчастные случаи        

    а) Какие травмы могут возникнуть пи несчастном случае? (перелом костей, разрыв мышц, связок, растяжение мышц, связок, может произойти паралич конечностей, ограничение подвижности)

    б) Как можно предотвратить повреждения? (избегать опасных действий; повышать сопротивляемость методами, физических упражнений: гибкость и подвижность суставов, силу и

    растяжимость мышц, развивать координацию движений; выполнять правила при занятиях физическими упражнениями: разминка, исправность оборудования, страховочный инвентарь (маты, сетки).

            Тема №5 «Питание»

            Определение пищевой ценности продуктов питания

            а) Какие питательные вещества имеются в пище? (белок, жиры, углеводы, витамины,

    минеральные вещества, вода.

    б) В каких группах продовольственных товаров можно найти эти питательные вещества, и какую работу они выполняют для нас?

    Пищевые вещества выполняют разные функции: являются строительным

    материалом, они содержатся в рыбе, мясе, молоке, яйцах и продуктах приготовленных из них обеспечивают

    организм энергией содержатся в хлебобулочных, макаронных, крупяных, бобовых, изделиях, жирах, сахаре.

    Биологические стимуляторы содержаться  в овощах и фруктах, ягодах, соках, печени животных и рыб, придают вкусовые

    качества пище – это пряности: перец, горчица, пряные овощи, лук, чеснок, зелень.

    Содержание питательных веществ в пище

    Для чего нужны питательные вещества?

    A= витамин для ваших глаз, B-группа = витамин для нервной системы, C= витамин – источник активности, D= витамин для костей и зубов, E= витамин для здоровья

    Минеральные вещества

    Кальций=>молоко=>кости

    Железо=>мясо=>малокровие

    Натрий (хлорид = соль)=>кровяное давление

    Питательные микроэлементы

    Например, цинк, селен => разнообразная пища. Клетчатка: ржаной хлеб, гречневая крупа, овощи, фрукты, ягоды. Если не потреблять их в достаточном количеств -расстройство желудка.

    Необходимые питательные вещества.

    Питательные вещества в пище, которые наш организм не может вырабатывать сам.

    а)Какие основные питательные вещества содержатся в некоторых видах сборной пищи в сборной пище присутствуют продукты, содержащие питательные вещества из нескольких разных групп, например: пицца, макароны и сыр, бутерброды, борщ, суп на мясом бульоне, жаркое с картофелем, мороженое.

    Значение жидкости/питья для человека,

    количество энергии и последствия различных напитков для здоровья (вода, молоко, чай, кофе, прохладительные напитки, соки, пиво, вино, крепкие спиртные напитки), а также как взаимосвязаны подслащенные напитки и уровень сахара в крови, и чувство голода.  

    важно знать также влияние сахара на зубы.

    в чем вредные последствия алкоголя.

    критерии отбора напитков и как оценить их влияние на организм потребление напитков по выходным и рабочим дням.

    Выбор сбалансированного  питания

            а) Какие факторы влияют на наш выбор пищи?

    личные – вкус, аллергия и т.д.

    окружающая среда – климат, сельское хозяйство, наличие продуктов питания,

    район проживания, реклама, культурные предпочтения, влияние родителей, влияние сверстников.

    Социальное общение – пища, которую едят в коллективе, дома, в семьях соседей, друзей или в ресторане, кафе, столовой

    В чем значение сбалансированной питания?

    Сохранение и поддержание здоровья

    снабжение энергией. Поддержание нормального функционирования систем и органов работу систем организма,

    обеспечение нормального  роста, развития, массы тела.

    Тема №6 «Физическое здоровье

    Вес, сила и осанка        Выгоды физического здоровья

    а)Какие характеристики отличают физически здорового человека?

    уверенность в себе, жизнерадостность

    высокая работоспособность, энергичность, мобильность, эстетичный внешний вид,

    позитивные установки.

    Избыточная и недостаточная масса тела

            а) В чем причины избыточной массы тела?

    несбалансированная диета, обильные приемы пищи, частые приемы пищи,

    нарушение режима питания, низкая физическая активность, заболевания внутренних органов, эндокринные нарушения, нарушение обмена веществ.

    б) Как можно снизить массу тела?

    сбалансированное питание, соблюдение объема потребляемой пищи, строгое соблюдение режима питания,

    повышение двигательной активности,

    контроль здоровья у врача.

    в) Какие основные факторы риска связаны с коронарной болезнью?

    Курение, отсутствие физической активности, высокое давление.

    Профилактика заболеваний и контроль здоровья

            1. а) Что происходит, когда мы не следим за чистотой? (грязные руки могут быть причиной глистных инфекций, кишечных инфекций, грязные волосы провоцируют вшивость, грязное тело – кожные инфекции – «рожа»,  грязные игрушки могут быть причиной дифтерии, грязная посуда, рабочие и обеденные столы  могут быть причиной кишечной инфекции .

    2.Прием  лекарств

    а) Почему необходимо принимать лекарства под наблюдением?

    (передозировка вредит здоровью, а иногда может даже привести к смерти). Истекший срок годности лекарства.

    Лекарства для взрослых не всегда подходят детям во флаконе из-под лекарства может оказаться ядовитое вещество.

    Вредное воздействие психоактивных веществ        Причины употребления наркотиков

    а)Почему учащиеся употребляют никотин, алкоголь? (реклама, давление со стороны сверстников, примеры взрослых, незнание наносимого вреда, личные неприятности, стремление выглядеть взрослым, самоутверждение, за компанию, ради интереса).

    Альтернативы наркотикам

    а) Какие имеются альтернативы?

    (спорт, кружки, развлечения, друзья, чтение, искусство, музыка, танцы, театр, хобби, обсуждение проблем с другими, физические упражнения, занятия на открытом воздухе).

    Алкоголь – медицинские последствия.

    а) Какие ближайшие последствия употребления алкоголя? (частые простудные заболевания, заболевания внутренних органов и обострения хронических заболеваний, снижение тормозных процессов в коре головного мозга, снижение работоспособности

    затруднения в учебе, притупление рефлексов на еду, расстройство пищеварения, переохлаждение организма из-за чрезмерной отдачи тепла, неадекватное поведение в обществе.

    б) Какие отдаленные последствия употребления алкоголя? (хронические заболевания внутренних органов (пищеварительной, сердечнососудистой, эндокринной, дыхательной систем),

     цирроз печени, снижение уровня сахара в крови, потеря аппетита, снижение потенции, нарушение детородной функции

    деградация личности, высокая смертность.

    в) Какие социальные проблемы связаны со злоупотреблением алкоголя?

    (распад семьи; невнимание к детям; финансовые проблемы; низкая эффективность работы и прогулы; брак в работе; аварии на производстве; дорожно-транспортные происшествия; конфликтность, драки, потеря друзей).

    Медицинские последствия курения         

    а) Какие ближайшие последствия курения?

    (снижение памяти,  снижение точности и скорости выполнения задач, рассеянность, забывчивость, затруднения в учебе,

    снижение мышечной силы и скорости движения, влияние на спортивные достижения, влияние на пищеварительную систем, влияние на дыхательную и сердечнососудистую системы, влияние на физическое развитие

    б) Какие отдаленные последствия курения? (рак различных локализаций; бронхиты; эмфизема легких; болезни сердечнососудистой системы; высокая смертность; снижение детородной функции, импотенция)

    в) Каковы последствия чрезмерного употребления кофеина? (усиление кровообращения, нервозность, бессонница

    может вызывать головные боли)

    г) Каковы последствия употребления наркотиков?

    Медицинские: физическая и психическая зависимость от наркотика, нарушения функций органов и систем, отравления.

    Тема № «Меры предосторожности»        

    Первая помощь

            1. Оценка условий безопасности дома.

    а) Какие источники опасности существуют дома? (огонь, опасные химические вещества и моющие жидкости

    лекарства, электрические розетки и газовые горелки.)

    б) Как правильно пользоваться электрическим и другим оборудованием

    2. Срочная помощь.

    а) В каких ситуациях может потребоваться срочная помощь? (кровотечение (система кровообращения), искусственное дыхание (органы дыхания), травма костей (скелет)

    ожоги (органы чувств).

    б)  Когда  следует помнить  о  мерах предосторожности? (при катании на велосипедах, самокатах, снегоходах

    при игре ракетками, при использовании электрических приборов и аппаратов   с электро/мотоприводом).    

    Здоровье и службы помощи. Загрязнение окружающей среды

            Снижение уровня стресса.

    а) Какими способами можно снизить уровень стресса? Формирование положительного представления о самом себе, позитивная установка, хороший отдых и занятия физкультурой, выражение эмоций (плач), хобби и интересы,  дыхательные упражнения, упражнения на напряжение и расслабление самогипноз.

    б) Какие имеются средства для помощи людям, находящимся под воздействием стресса?

    Твое собственное «Я», твоя семья и близкие люди, друзья, школьный учитель/консультант.

    28/3        Товары санитарно-гигиенического назначения        Что относится к товарам санитарно-гигиенического назначения? (товары для ухода за волосами, шампунь, ополаскиватели, специальные средства от перхоти и т.п.,мыло, дезодоранты, кремы, защита от воздействия окружающей среды

    от воспаления сальной железы,

    средства по уходу за зубами (полоскание рта, зубные щетки, зубная нить)

            Тема № «Пол человека и сексуальность                

     Понимание гендерных ролей и прав

    Сходства и различия девушек и юношей в интересах и в сфере социальной деятельности.

    а) Что влияет на развитие гендерных ролей?    

      -  повторение определений пола и гендера из 4го класса и их взаимосвязи,

      -  осознание влияния биологических, социальных, культурных, религиозных факторов на развитие гендерных ролей.

      -  умение сравнивать гендерные роли в РФ с таковыми в США, развивающихся странах (см. гендерные стереотипы – 4 класс)

      -  понимание, что здоровые взаимоотношения между юношей и девушкой должны основываться  на честности и доверии

      -  понимание значения социокультурных норм в  полоролевых взаимоотношениях.

    Половое созревание

             Что означает половое созревание?

    влияние половых гормонов в изменениях в организме и, в частности, в репродуктивной сфере в период полового созревания, физическое развитие,

    репродуктивная способность,

    ответственность за будущего ребенка.

    Поведение в период полового созревания

    а). Как вести себя в период полового созревания

      -  формулирование гендерных сходств и различий во внешности: стремление модно одеваться, иметь модную, а иногда и необычную прическу, соблюдать опрятность

      -  понимание, что поведение связано с образом здорового организма.

      -  понимание, что поведение влияет на самооценку и наоборот.

      -  обсуждение взаимозависимости самооценки и сексуального поведения, способы повышения самооценки во взаимоотношениях между полами

      -  умение выражать свои чувства здоровым способом и демонстрировать здоровое поведение, понятное окружающим,

      -  умение контролировать половое влечение, которое может выражаться в задиристости, насмешках, обзываниях или навязчивости в выражении чувств к тому, в кого влюблен/а.

    Сексуальное здоровье и репродукция        поведение и самооценка в период полового созревания и в возрасте половой зрелости подвержены изменениям. Во время полового созревания происходят психо-эмоциональные и физические изменения. Другие физические и эмоциональные изменения в период полового созревания

    а) Какие другие изменения происходят в организмах мальчиков и девочек? Повторить материал предыдущих классов и обсудить подробнее

    Мальчики (изменения голоса

    появление волос на груди, лице, лобке, подмышками, изменения роста и веса

    появление запаха тела, психо-эмоциональное напряжение, появление прыщей на коже).

    Девочки (развитие груди, расширение бедер, появление волос подмышками и видимых местах тела,   изменения роста,

    появление запаха тела, эмоциональные изменения, проблема появления прыщей).

    Значения сексуальности в жизни человека

            1. Сексуальные отношения как часть здорового образа жизни личности

    а) Каково значение сексуальных отношений? Половые отношения являются физиологической потребностью и одним из аспектов  полноценной жизнедеятельности человека

    положительный взгляд на сексуальные отношения. Уверенность в своих собственных силах.

    Половое созревание – это процесс полового развития, а половая зрелость – его завершение.

    Искусство быть родителем

            Роль семьи в современном обществе.

    Педагогическая диагностика в системе работы классного руководителя 

    Потребность индивидуального подхода к ребёнку в современной системе образования очевидна. Ценность индивидуализации постоянно растёт. В наше время педагогика ориентирована на то, чтобы в каждом видеть личность. Согласно этому, ребёнок имеет право на понимание, на положительную оценку как большого, так и малого успеха в учебных делах, в любом другом достойном виде деятельности. Разрабатывается множество методик, согласно которым осуществляется личностно-ориентированный принцип обучения, в том числе и различные диагностики, направленные на выявление интересующих свойств личности с целью измерения результатов воспитания, образования и обучения. Многие диагностические методики направлены на то, чтобы проанализировать причины неуспешности ребёнка в учёбе. Ведь самым важным показателем работы учителя и школы в целом является показатель успеваемости. Не удивительно, что все силы учеников и учителей тратятся на достижение высокой успеваемости. А ведь гораздо чаще, чем хотелось бы, нашим воспитанникам достичь высоких результатов обучения бывает невозможно по медицинским, социальным, личностным причинам, которые не зависят ни от ученика, ни от учителя. Выявление причин неуспешности в учёбе часто не приводит к положительной динамике в отношении успеваемости.

    Роль классного руководителя в этой непростой ситуации – помочь ребёнку в его развитии с учётом его индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личных склонностей. Не секрет, что дети, не усваивающие школьной программы, нередко делают успехи в области спорта, искусства, бывают лидерами, позже, во взрослой жизни, достигают гармонии в отношении с близкими людьми, прекрасно трудятся. Это доказывает то, что обученность и развитость - разные вещи. Следовательно, диагностика должна быть направлена не только на выявление и анализ проблемных вопросов, но и на выявление индивидуальных особенностей развития личности ребёнка.

    Моя работа, как учителя и классного руководителя, направлена на то, чтобы создать максимально благоприятные условия для каждого ребёнка, а именно: для его развития, обучения и воспитания в силу его индивидуальных возможностей, желания и личностной направленности. Использование новых компьютерных технологий, тестирование даёт безграничные возможности для диагностики. Применяю самые различные методы для изучения классного коллектива в целом и отдельной личности: различные анкеты, методик у неоконченного предложения, метод полярных профилей, социометрию.

    Примером анкетирования могут служить вопросы, которые предлагаются ребятам в начале учебного года:

    1. По каким учебным предметам ты был успешен в прошлом году?
    2. В чём ты видишь причину своего успеха?
    3. Какие предметы тебе особенно нравятся и почему?
    4. Какие предметы, по твоему мнению, требуют особенного внимания?
    5. По каким предметам ты бы хотел (ла) поднять успеваемость, может быть, добиться отличных оценок?
    6. Что ты собираешься делать, чтобы добиться задуманного?

    Эта анкета универсальна для любого школьного возраста, потому что вопросы, над которыми предлагается ребятам подумать, актуальны для различных возрастных ступеней. Ответы важны самим ребятам, так как заставляют ребёнка вновь пережить свой успех, осознать его причины. Тут же определяется круг учебных интересов, важность отдельных предметов. Ученик ставит цели и ищет пути их решения. Хочется обратить внимание на то, что анкета направлена на позитивное восприятие учебного процесса. Учитель, классный руководитель, анализируя ответы ребят, ориентируется на их интересы, желание добиться успеха и, что немаловажно, на их возможности. Кто-то из ребят планирует написать научную работу на школьную конференцию, а кто-то видит успех в преодолении элементарной безграмотности. И первое, и второе стремление вполне похвальны и требуют поддержки педагога. Неуспешность ребёнка в учёбе, бывает тесно связана с неправильно организованным распорядком дня, что выражается в неумении распределять время, планировать занятия учёбой, спортом. Поводом для разговора на родительском собрании, в классе может послужить анкета, состоящая из вопросов:

    1. Во сколько часов ты просыпаешься утром в будний день?
    2. Сколько времени нужно, чтобы собраться в школу?
    3. На что ты тратишь своё утреннее время?
    4. Завтракаешь ли? Что обычно бывает у тебя на завтрак?
    5. Чем занимаешься после учебного дня?
    6. Сколько времени уходит на приготовление уроков?
    7. Сколько часов ты гуляешь? Чем занят на прогулке?
    8. Во сколько часов ложишься спать?

    Результаты этой анкеты, безусловно, должны обсуждаться на родительском собрании. Часто родители бывают удивлены, что их ребёнок, оказывается, на завтрак ест «Кириешки», что уроки делает «мало», а гуляет «много»; что времени на сборы в школу нужно больше, чем промежуток времени от пробуждения до начала занятий. А как именно «гуляет» – это и вовсе отдельный вопрос, потому что 27% учащихся ответили: «Стоим в подъезде, разговариваем»( учителя и родители получат из этих ответов информацию «между строк»). 15% - «Ходим по улице». Становится понятно, что меры принимать необходимо. Широко известен метод полярных профилей, который часто применяется психологами для различных целей, например, для коррекции самооценки. В этом случае ребёнок выбирает или выписывает, подбирает слова, связанные с понятиями-антиподами - «плохо» и «хорошо». В школьной практике этот метод может использоваться классным руководителем для постановки проблемных вопросов. Приведу в пример диспут «Хорошо учиться легче, чем учиться плохо. Это вопрос или утверждение?». Предлагается набор слов и их сочетаний: «знания», «награда», «наказание», «двойка», «много свободного времени», «гулять, сколько хочешь», «трудиться», «радость», «неприятности» и им подобные. Ребята распределяют слова, доказывают своё мнение и приходят к определённому выводу. В настоящее время особенной популярностью пользуются диагностики, которые предлагает индивидуально-ориентированная система. Например, тесты «Умею ли я?», «Какими качествами личности я обладаю?», «Личностное развитие школьника в контексте учебной деятельности», «Успешность организации учебной деятельности».

    В качестве примера рассмотрим тест «Умею ли я?» Ученик даёт положительный или отрицательный ответ.

    Тест 1 . Умею ли я...

    Выбранный ученик: имя, фамилия, класс

    Группа тестирования: 1

    Таблица ответов

    1. Умею ли я слушать..?

    1.1. Объяснение учителя, не опирающееся на средства наглядности

    1.2. Объяснение учителя, опирающееся на средства наглядности

    1.3. Вопросы учителя к средствам наглядности

    1.4. Вопросы учителя о связях между явлениями, представленными в наглядной форме.

    1.5. Советы одноклассников во время выполнения учебных заданий

    1.6. Оценивать свой собственный ответ, т. е. слушать самого себя

    2. Умею ли я работать с наглядностью... 

    2.1. Формулировать вопросы к иллюстрируемым фактам и явлениям

    2.2. Схематизировать текст, представить его в таблице, схеме

    2.3. Дать обоснование, когда наглядное пособие может быть использовано

    2.4. Давать наглядное и логическое объяснение материала на основании самостоятельного изготовления наглядного пособия

    2.5. Формулировать вопросы к наглядным пособиям, оценивать их

    3. Умею ли я при работе с текстом...

    3.1. Излагать текст своими словами

    3.2. Разделять текст на логические части и составлять план

    3.3. Систематизировать учебный материал

    3.4. Делать вступление к своему сообщению

    3.5. Строить логически законченный рассказ

    3.6. Раскрывать материал в сравнении

    4. Умею ли я..?

    4.1. Пользоваться справочной литературой

    4.2. На основании ряда изложенных фактов делать обобщение

    4.3. Формулировать познавательную задачу, содержащуюся в тексте

    4.4. Высказывать собственное отношение к фактам и событиям

    4.5. Самостоятельно формулировать вопросы

    4.6. Сопоставлять новый материал с уже известными фактами, положениями

    5. Умею ли я проявлять самостоятельность..?

    5.1. При решении учебных задач, предлагаемых учителем на уроке

    5.2. При решении учебных задач, выполняя домашнее задание

    5.3. Проводить элементарное исследование на основании нескольких источников (документов, наблюдений, экспериментов)

    5.4. Проводить анализ, делать выводы

    5.5. Делать обобщения на основании ряда положений, фактов

    6. Умею ли я связывать новый материал с ранее пройденным...

    6.1. Обнаруживать причинно-следственные и другие связи между новым и ранее пройденным материалом

    6.2. Актуализировать необходимое и сразу устанавливать соответствующие связи

    6.3. Делать правильные, обоснованные выводы при сравнении

    7. Умею ли я сравнивать новые предметы, понятия, явления с ранее усвоенными...

    7.1. Давать характеристику сразу обоим предметам или явлениям, а не одному из них

    7.2. При сравнении нового и ранее изученного понятия, явления, вычленять сходные и отличительные признаки

    7.3. Объяснять устанавливаемые связи между новым и ранее изученным явлением, понятием

    7.4.Обобщать признаки по принципу сходства и отличия

    8. Умею ли я выделять главное, существенное в изучаемом материале. ..?

    8.1. Выделять существенное в изучаемом материале

    8.2. Давать название прочитанному отрывку текста

    8.3. Составлять план изложения материала

    8.4. Коротко рассказывать о самом важном в тексте, делать вывод

    9. Умею ли я самостоятельно контролировать...

    9.1. Проверять всегда степень усвоения изучаемого материала с помощью контрольных вопросов

    9.2. При необходимости сжато пересказывать изученное, составлять вопросы по тексту

    9.3. Проверять правильность вычислений, написания слов

    10. Осуществлять творческий подход к выполнению учебных заданий...

    10.1. Рассуждать и строить ответы, по-своему не подражая учителю или тексту

    10.2. По-своему комбинировать материал, ставить новые, неожиданные вопросы

    10.3. Находить новые пути решения проблемы, новые способы решения задач

    Рекомендации индивидуальны по отношению к каждому ученику, они разработаны в виде советов для ученика и для учителя.

    Советы ученику

    1. Каждый раз, когда ты слушаешь текст учителя, пытаться представить себе пример, подтверждающий сказанное.

    2. Попытаться понять, что конкретно данной картинкой хотел показать автор.

    3. Пытаться понять, какую именно особенность данного явления ты хочешь продемонстрировать.

    4. При чтении текста пытаться менять абзацы местами и пробовать делать вывод по поводу того, что ты мог бы не понять, если бы в тексте была такая последовательность абзацев, которую ты получил при перестановке.

    5. Выбери явление, с которым ты будешь сравнивать то, про которое предстоит рассказать. Выдели у них одинаковые и разные параметры, на которые ты будешь обращать особое внимание при рассказе.

    6. Попробуй обсудить способ решения учебных задач с товарищем (амии), родителями и реализовать выбранный тобой способ.

    7. Не ограничиваться только выполнением стандартных заданий, осваивать способы проведения элементарного исследования.

    8. Попытайся, после прочтения текста повторить то, что ты будешь излагать при его пересказе, и ответить на вопрос, почему именно это, а не другое является важным.

    9. Всегда старайся, после прочтения текста, отвечать на контрольные вопросы, обсуждать варианты ответов с товарищами.

    Советы учителю

    1. Организовать деятельность школьника по «поиску» подтверждений сказанному вами в личном опыте или попытался нарисовать то, что вы говорите.

    2. Организовать коммуникацию учащихся по поводу того, что конкретно изображается на иллюстрации, отделить детали от главного, ради чего предлагается данная иллюстрация.

    3. Организовать обсуждения школьниками того, что вы хотите, чтобы они наглядно представили с конкретными, ими придуманными примерами.

    4. Организовывать работу школьников с учебным текстом, «разрезанным» на абзацы (абзацы перепутаны). Дети должны выстроить текст так, чтобы его, возможно, было понять при чтении. Необходимо, чтобы школьники имели возможность обсуждать друг с другом и обосновывать предлагаемую последовательность.

    5. Организовать деятельность школьников, когда они должны будут выделять: а) одинаковые параметры; б) различные параметры предметов или явлений.

    6. Организовать понимание родителями необходимости различных способов решения учебных задач школьниками и коммуникации по поводу выбора способа с собственным ребенком. Например, при изучении текста можно составлять план, писать конспект, разрабатывать схемы и таблицы, обсуждать основные мысли с напарником.

    7. Организовывать работы по проведению элементарных исследований. При выполнении, например, лабораторных работ необходимо чтобы школьники в начале обсудили цели, задачи, способ работы и возможный вывод, и только затем приступили к непосредственному выполнению.

    8. Организовывать обсуждение школьников по выделению действительно нового, в «новом материале».

    9. При изложении нового материала старые и новые термины, понятия записывать, изображать в различных колонках (на новом акцентировать особое внимание).

    10. Организовывайте коммуникацию школьников с целью сравнения фактов, предметов или явлений. Чем отличается эти операции (какие параметры необходимо выделять при сравнении понятий, какие - при сравнении явлений и т.д.). По окончании организуй сравнение полученных выводов.

    11. Периодически организовывать работу школьников по сравнению разных предметов и явлений. Это должна быть тренировочная деятельности.

    12. Тренировать учащихся озаглавливать отрывки, лучше, если при этом они будут обсуждать друг с другом, почему тому или иному отрывку они дают именно такое название.

    13. Организовать работу учащихся с текстом, когда они при прочтении, выделяют главные мысли, и отвечают друг другу на вопрос: «Почему именно данные вопросы необходимо осветить при пересказе текста?».

    14. Периодически организовывать работу, при которой дети должны тренироваться сформулировать мысль каждого абзаца, отрывка текста одним предложением.

    Проведение такой диагностик и помогает мне выявить достоинства и недостатки учащихся. Индивидуальный комплексный подход исключает однобокость исследования личности ребёнка. Результаты диагностики, направленные на определение меры развития личности, позволяют выявить степень овладения системой обобщенных знаний о себе, о мире. Исследование обученности предполагает выявление конкретных знаний, умений и навыков. Диагностика в сфере воспитания предполагает изучение жизненных установок личности, её культурный потенциал.

    Работа с результатами диагностики позволяет мне спланировать индивидуальный подход к каждой личности и к классу в целом. Это может быть проведение различных мероприятий, направленных на развитие и воспитание: беседы, диспуты, классные часы, поездки и др. Для некоторых ребят это будет индивидуальная работа со специалистами – психологом, наркологом, педагогом – организатором или педагогом дополнительного образовании. Для других – построение взаимодействия с родителями. А может быть вместе с детьми спланирую коллективное творческое дело, где будет возможность показать себя ребенку. Роль классного руководителя заключается не только в том, чтобы донести результаты тестирования до каждого ребёнка, но и в том, чтобы проанализировать советы в отношении каждого, обобщить результаты и предоставить возможность учителям-предметникам применять рекомендации в работе с классом в целом и с каждым индивидуально. Иначе говоря, диагностика позволит классному руководителю, скоординировать работу учителей-предметников, познакомив их с рекомендациями, полученными после обработки данных диагностики. Например, на какое-то время может стать приоритетным для класса или конкретной группы учеников работа над составлением опорного конспекта, для других - работа с текстом учебника, составление плана, то есть работа над любыми умениями и навыками. А далее, после выполнения плана работы – вновь диагностика и достижение следующих целей.

    Таким образом, современные методы диагностирования в сфере воспитания, образования и развития заставляют двигаться вперёд, позволяют планировать работу учителя и ученика с учётом личностных особенностей и образовательных потребностей.

      Библиографический список

    1. О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений Российской Федерации: инструктивно – методическое письмо Министерства образования № 13 – 51 – 08/13 от 15.01.2003;
    2. Бабанский Ю.К.Методы обучения в современной  общеобразовательной школе. - М.:Просвещение,1985;
    3. Махмутов М.И.Современный урок. - М.:Просвещение,1985;
    4. Пидкасистый П.И. Педагогика./Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических наук профессора П.И.Пидкасистого второе издание (доработанное и исправленное). - М.:Российское педагогическое агентство,1996;
    5. Веслополова О.Ю.Научно-исследовательская деятельность учащихся и студентов.//Образование в современной школе.- 2004. -№11.-С.40
    6. Сергеев И.С.Как реализовать компетентностный подход в обучении.//Преподавание истории и обществознания в школе.-2004.-№3,-С.25.
    7. Шоган В.В.Технология личностно – ориентированного урока./Технологии личностно- ориентированного урока. Учебно-методическое пособие для учителей, методистов, классных руководителей студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Волгоград: Издательство «Учитель»,2003.
    8. Бережнова Е.В.Основы учебно-исследовательской деятельности студентов./Бережнова Е.В.,Краевский В.В.Основы исследовательской деятельности студентов.2-е издание, стереотипное. - М., «ACADEMA»,2006.
    9. Рутковская Е.Л.Международное исследование CIVIC. Результаты тестирования российских школьников.//Преподавание истории и обществознания в школе.-2002.-№7.-С.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, обучающихся по адаптированной программе 8 вида"

    Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, обучающихся по адаптированной программе 8 вида"...

    авторской программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения самоопределения обучающегося раннего юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной образовательной программы.

    Проект программы сориентирован на ребенка юношеского возраста, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и предусматривает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение основных новообр...

    Программа Психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности 5-х классов с учетом введения ФГОС ООО «Познай себя»

    Программа призвана  приобщить обучающихся к вопросам самопознания. С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека.    Как извест...

    Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса в 5-х классах

    Данная программа направлена на повышение адаптивных возможностей пятиклассников и развитие навыков уверенного поведения при обучении в среднем звене. Занятия позволяют оказать пятиклассникам помощь в ...

    Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в 5-9 классах при переходе на ФГОС ООО

    Краткая аннотация:программа составлена на основе методического пособия Серякина А.В. «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ...

    Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»

    Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей«Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»...