классный час, посвященный 300-летию М.В.Ломоносова
методическая разработка (6 класс) по теме

Сухорукова Наталья Юрьевна

классный час-беседа о жизни и творчестве великого русского ученого М.В.Ломоносова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_vrata_uchyonosti.doc391.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Абрамовская средняя общеобразовательная школа»

Арзамасского района Нижегородской области

Классный час

Тема: «Врата моей учёности»

(Юбилею М. В. Ломоносова посвящается)

Подготовила

Сухорукова Н.Ю..

2011 год

Тема:

«Врата моей учёности»

(Юбилею М. В. Ломоносова посвящается)

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать знания о жизни  М. В. Ломоносова.

2. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

3. Способствовать развитию у учащихся познавательных способностей, желания учиться, заниматься исследовательской деятельностью.

 Форма проведения: устный  журнал.

Оборудование: портреты Ломоносова разных лет, снимки памятных мест.

1 страница

Русский гений

Жизнь Ломоносова – вечный пример беззаветного служения Родине.

На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и         прекрасному не менее всякого европейца.

                                                                      “Литературные мечтания”, 1834 г.    

                                                                                                      В. Г. Белинский            

2 страница

Любовь Ломоносова к ученью.
О вы, великие науки!
Прилежно простирайте руки,
И взор до самых дальних мест.
Пройдите землю и пучину,
 
И степи, и глубокий лес…
Везде исследуйте, всечасно,
Что есть велико и прекрасно.

(стихи Ломоносова)

3 страница

Детские годы Михайло.

Под рокот свирепого моря,

В своей деревеньке глухой

Не мало сурового горя,

Ты видел поэт дорогой.

Средь северной дикой природы,

Богатой обильем снегов,

Текли твои юные годы,

И жил ты среди рыбаков…

        («Памяти М. В. Ломоносова» Максим Леонов)

Родина Ломоносова

На одном из островов по Северной Двине, в Архангельской губернии (области), в деревне Мишанинской , что слилась с деревней Денисовкой (ныне село Ломоносово Архангельской области), в семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова 19 ноября 1711 года родился сын Михайло.

4 страница

Первые шаги в учении.        

Сведений о ранних годах жизни М.В. Ломоносова почти не сохранилось. Но известно, что в поморских семьях детей воспитывали в большой строгости и почитании старших. Поморы с малых лет развивали в детях ловкость, силу, выносливость – качества столь необходимые в будущей жизни.

Свой путь в большую науку Михайло начал с изучения грамоты. В то время это было нелегким делом. Сначала заучивались буквы, которые имели свои непростые названия — «аз», «веди», «глаголь», «добро» и т. д. Затем переходили к составлению слогов и, наконец, к чтению слов. Как сообщают современники, будущий ученый начал постигать грамоту в одиннадцать—двенадцать лет. Вероятно, когда Ломоносовы еще жили одной большой семьей, любознательный мальчик пристрастился к  чтению. В девятилетнем возрасте Ломоносов лишился матери.

5 страница

Поразительные успехи.

Обладая пытливым умом и прекрасной памятью, юный Ломоносов быстро освоил грамоту и вскоре мог уже переписывать церковные книги, а в приходской церкви громким голосом читать «Жития святых», псалмы и каноны «и в том был проворен, а при том имел у себя природную глубокую память».

        Поэтому он считался лучшим чтецом в деревне. В четырнадцать лет юный помор грамотно и четко писал. Сохранились автографы Ломоносова, которые относятся ко второй половине сентября—началу октября 1725 г.

Первые автографы Ломоносова

На документе, датированном 29 сентября 1725 г., написано: «По велению отца своего Василья Ломоносова — сын его Михайло Ломоносов руку приложил».

6 страница.

Книги братьев Дудиных.

Ломоносов начал учиться грамоте по церковным книгам и рукописям. По ним он научился читать и писать, но содержание их никак не связывалось с тем, что довелось ему видеть в плаваниях с отцом на рыбную ловлю, над чем он задумывался. В этих книгах было много нелепостей, суеверий, а юноша хотел читать книги, которые непосредственно касались жизни, объясняли непонятное. И такие книги он нашел у братьев Дудиных. Василий Дудин, взявшийся учить Михаила, служил приказчиком на верфи.  Брат Василия, Егор, был известным мореплавателем и промышленником, а другой брат, Осип,— знаменитым косторезом.

7 страница

«Врата учёности»

Братья хранили книги, купленные еще их отцом. Среди них были «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. Они стали для юного Ломоносова, по его же словам, «вратами учёности». Обе книги были по тем временам очень хороши, особенно «Арифметика» Леонтия Магницкого, которая представляла собой настоящую математическую энциклопедию. Ни мало воды утекло, прежде чем Дудины, которым «он долгое время угождал», отдали эти книги Ломоносову. Михайло получил в вечное владение эти книги. «… книга моя беседуют мне: «Разумей читать книги природы, живую грамоту. Подивися, как из малого семени вырастает великий дуб. Поразмысли чудное устройство тела твоего: глаз, орган тончайший хрупкого стекла, безопасно прибран в чашку костяную. И ресницами от пыли загорожен; и бровями от поту со лба защищен».

Книги «учёности моей»
(М. В. Ломоносов)

«Грамматика»

Мелетий  Смотрицкий

«Арифметика»

Леонтий Магницкий

 В течение многих лет Ломоносов не расставался с этими книгами, выучил их наизусть и назвал «вратами своей учёности». В то время эти книги были самыми лучшими пособиями для изучения русской грамматики и арифметики.

8 страница

Путь к учению.

Заниматься науками в родительском доме становилось все труднее. Еще девяти лет Михайло потерял мать, которую очень любил. При мачехе жить Михаиле отцовском доме стало совсем худо. Кроме того, Ломоносов понимал, что, сколько бы он сам ни занимался, настоящее учение могло быть только в школе или каком-нибудь ином учебном заведении. Еще первый его «учитель» Семен Сабельников говорил, что овладеть научными знаниями можно, лишь изучив древние и новые языки. А их в тех условиях самому постичь было очень трудно, если не невозможно. Но где же было учиться Ломоносову? Страсть к знаниям, тяжелая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву. Это произошло в конце 1730 г., когда ему исполнилось девятнадцать лет.

9 страница

С обозом – в Москву!

Уход из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трех городах России — в Москве, Киеве и Петербурге — можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на древней русской столице. Об этом городе северяне знали хорошо. Многие часто отправлялись туда с рыбными обозами. С помощью земляков Ломоносов получил на руки паспорт от Холмогорской воеводской канцелярии. Можно предположить, что решение уехать учиться именно в Москву возникло у Ломоносова под влиянием Ивана Каргопольского — воспитанника Славяно-греко-латинской академии. В 1730 г., незадолго до ухода Ломоносова из дома, И. Каргопольский прибыл в Холмогоры, чтобы учительствовать в «словесной школе». Здесь с ним и познакомился любознательный помор. В конце 1730 г. Ломоносов узнал, что очередной караван с рыбой отправляется в Москву. Собираясь в далекий путь, смелый помор запасся деньгами, которые ему одолжил сосед. 9 декабря 1730 г. Михайло, «выпросив у соседа Фомы Шубного кафтан и три рубля денег, не сказав своим домашним, ушел в путь». Не забыл он и паспорт, а также и полученные от Дудиных  книги.        

«Юноша Ломоносов на пути в Москву» (художник Н. Кисляков)

10 страница

Мечта сбылась!

         15 января 1731 года Михаила Ломоносова приняли  в Славяно-греко-латинскую академию.

Михайло скрыл своё крестьянское происхождение и назвался сыном холмогороского дворянина.

Ломоносов был зачислен в «низший класс», потому  что совсем не  знал латыни. К тому времени ему исполнилось 20 лет, а        учился в младшем классе с детьми 10-11 лет.

Много горечи и обид пришлось испытать гордому помору в  первые годы учения. Позже он вспоминал: «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться!»

 Ломоносов был так талантлив и так прилежно учился, что за один год прошёл три класса академии. За короткий срок он добился больших успехов и стал первым учеником по всем предметам. В этом ему помогли упорство и трудолюбие, его блестящие способности. В Славяно-греко-латинской академии Ломоносов проучился 5 лет, вместо 12. Затем была учёба в Петербурге, в Германии. За границей М.В. Ломоносов изучает горное дело, иностранные языки (владел 12 языками), знакомится с новейшими достижениями мировой науки. Вернулся Ломоносов в Россию высокообразованным человеком.

11 страница

Ломоносов – великий сын России!

Этот человек сотворил

себя сам и достиг успеха,

благодаря целеустремлён-

ности, собственной воле и

упорству.

12 страница

Памяти М. В. Ломоносова

Имя Михаила Васильевича Ломоносова живёт в памяти народа. Северяне гордятся своим земляком. Его имя носят в нашей стране города и сёла, улицы и площади, учебные заведения, школы, библиотеки; ему воздвигнуты памятники; созданы музеи.

13 страница

Памятные места

Музей М. В. Ломоносова на родине учёного

(село Ломоносово, Архангельская область).

Первый памятник

М. В. Ломоносову,

установленный на его родине                    

П. И. Челищевым в 1791 году.

                                   

      Памятник в селе                                        

                                          Ломоносово.

                                          Автор:

                                          И. И. Козловский,          

                                           1958 год.

14 страница

Викторина

1.Когда и где родился М. В. Ломоносов?

2.Чем отличался Михайло от других детей в детстве?

3.Что помогло будущему учёному быстро освоить грамоту?

4. О чём нам могут рассказать слова « и в том был проворен»?

5. Почему Михайло стал мечтать о других книгах?

6. От кого и что получил юный Ломоносов в вечное пользование?

7. Что заставило Ломоносова принять решение – оставить родной дом и отправиться в Москву?

8. Как исполнил своё решение Ломоносов?

9. Что помогало юноше добиваться больших успехов в учёбе?

10. Какое учебное заведение закончил Ломоносов за 5 лет вместо 12?

Литература.

 1. Павлова Г.Е., Фёдоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов –                     Москва: Издательство «Наука», 1980.  

2. Полякова И.Ф. и другие. Младшим школьникам о Ломоносове. – Архангельск: АО ИППК РО, 2001.

3. Http://museum.lomic.ru/news.html 

4. http://www.rustrana.ru/article.php?nid=3322 

5. http://www.piplz.ru/page-id-95.html 

6. http://taina.aib.ru/biography/mihail-lomonosov.htm 

7. http://sochland.ru/sub3/?id=38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час, посвященный 300-летию М.В. Ломоносова

Оснащение:1. На доске:- портрет М.В. Ломоносова;- эпиграфы к мероприятию:… может собственных Платонов и быстрых разумом НевтоновРоссийская земля рождать!М.В. ЛомоносовЖалею только о том, что не ...

Презентация для классного часа, посвященного 90-летию пионерской организации

В презентации рассказывается о том, что представляла из себя пионерская организация, когда и в связи с чем она была создана.  Рассказывается, кого принимали в пионеры, как принимали. Показана пио...

Классный час, посвященный 75-летию Краснодарского края

Цель классного часа: воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь между явл...

Презентация "Классный час, посвященный 1150-летию Российской государственности"

Данная презентация содержит интересный материал к классному часу, посвященному 1150-летию Российской государственности....

Презентация реферат ной работы, посвященной 300-летию М.В.Ломоносова

Данная рефератно-исследовательская работа учащегося раскрывает тему о жизнедеятельности Великого одописца М.В.Ломоносова...

Сценарий открытого классного часа, посвященного 25- летию вывода советских войск из Афганистана в 6 "а" классе. ( Классный руководитель Кусей Л.А.)

Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависи...