Поклонись фронтовику. Классный час.
классный час (9 класс) по теме

Разработка классного часа «Поклонись фронтовику».
Цель: осмыслить события Великой Отечественной войны с позиции своей семьи, с позиции ее участников.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poklonis_frontoviku.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка классного часа «Поклонись фронтовику».

Цель: осмыслить события Великой Отечественной войны с позиции своей семьи, с позиции ее участников.

Предварительная подготовка: учащимся класса дается задание узнать о родных и близких сражавшихся на войне.   Заранее раздать наиболее подготовленным учащимся стихотворения.   Подготовить компьютерную презентацию.          

Классный руководитель. (Слайд № 1, № 2)

Осталось их уже немного

Все повидавших на веку

При встрече уступи дорогу

И поклонись фронтовику

Любя отчизну негасимо

Он шёл наперекор врагу

От всей души скажи спасибо

И поклонись фронтовику

Его хлестал свинцовый ветер,

Но путь один был смельчаку.

За то, что ты живёшь на свете,

Ты поклонись фронтовику.

Когда ж придёт, настанет время

Над ним подняться бугорку,

Остановись, хоть на мгновенье,

И поклонись фронтовику.

22 июня 1941 года без объявления войны в 4 часа утра на нашу страну напали войска фашисткой Германии. Война – как страшный удар прозвучало это слово в июне 1941. Война – это слово перечеркнуло мирную жизнь советских людей. Война ворвалась в каждый дом.

(Слайды презентации. Слайд №3. Памятник "Наказ матери" А.С. Гилев г. Касли)

Казакова Л. Сняв чугунную косыночку,

                     На заснеженном юру

                     Провожает мама сыночку,

                     Сердцем зная, - не к добру.

Малкова Н. Уходили соколятами –

                     В пиджачке да свитерке…

                     Становились все солдатами:

                     На свинцовом ветерке.

Никулина Лена

Первыми, кто принял на себя удар врага, были пограничники. Экипаж танка №736 получил приказ следовать по направлению к Ровно, навстречу к врагу, на помощь героям-пограничникам. Вёл машину Павел Абрамов, рядом – Александр Голиков. 28 июня разгорелся бой за переправу через реку Устье. Гитлеровцы шли в атаку во весь рост, не считаясь с потерями. Абрамов расстреливал вражескую пехоту и огневые точки противника. Танк попал в окружение. И тогда командир принял решение и направил машину в центр города, где находились основные массы врага. Бойцы расстреливали фашистов из пулемёта, давили врага гусеницами. Один из снарядов попал в гусеницу, и машина замерла. Фашисты стянули к подбитому танку пушки и крупнокалиберные пулемёты. Так начался неравный бой. Павлу Абрамову было 26, а Александру Голикову – 24. Когда от вражеской пули погиб один из танкистов, другой продолжал бой. Вышли снаряды и патроны. Оставшийся в живых поджёг танк и тоже погиб. Посмертно Павел Абрамов и Александр Голиков были награждены орденом Отечественной войны II степени.

Малкова Н.

28 июня 1941 года. Письмо Александра Голикова жене.

Милая Тонечка!

Я не знаю, прочитаешь ты когда-нибудь эти строки? Но я твёрдо знаю, что это последнее моё письмо. Сейчас идёт бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зелёных мундирах, они похожи на большие недвижимые ящерицы.

Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоём – Павел Абрамов и я. Ты его знаешь, я тебе о нём писал. Мы не думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за Родину. Мы думаем, как бы подороже немцы заплатили за нас. За нашу жизнь…

Я сижу в изрешечённом, изуродованном танке. Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки…

Сквозь пробоины в танке я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие.

У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая и красочная, как эти цветы и счастливая.… За неё умереть не страшно... Ты не плачь. На могилу мою ты не придёшь, да и будет ли она – могила-то?

Никулина Лена

Героев похоронили местные жители. На могиле был установлен обелиск. Указаны на нём и имена героев.

(Слайды презентации. Слайд №4. Памятник павшему солдату. Место празднования 9 мая в г. Касли)

Кадирова Д. Ах, сколько вас пришло сюда купаться,

                      На бережок Попова озерка:

                      Кому семнадцать,

                      Восемнадцать,

                      Двадцать,

                      И мало кто дожил до сорока.

Булгакова Д. Столпились вы шеренгами усталыми,

                       Все, как один, вернувшиеся с битвы –

                       Не в сапогах, и, не звеня медалями,

                       В списками в мемориальных плитах.

Рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны, проживающих сегодня в нашем городе.

Бакаева К.

Павел Петрович Широков родился в городе Касли 23 августа 1917г. В семье кузнеца, в которой было 10 детей, и уже с 13 лет помогал отцу в работе. В 1941г в составе 153 стрелковой дивизии был отправлен на фронт. В составе этой дивизии прошёл всю войну, дойдя до Кенигсберга. Участвовал в боях под Витебском, Смоленском, воевал на Западном, Ленинградском, Волховском, Сталинградском, Донском, Южном, 4-м Украинском, Прибалтийском, Белорусском фронтах. В боях был контужен, с потерей сознания. Дважды ранен. Было неоднократное обморожение нижних конечностей. За боевые заслуги был награждён: двумя орденами Красной Звезды, орденом Великой Отечественной войны первой и второй степени, десятью медалями.

Уже после войны ему ампутировали ноги, так как у него началась гангрена. Он продолжал работать. Уволился из вооруженных сил в звании гвардии подполковника. Работал на Каслинском машиностроительном заводе. Умер в апреле 2000г.

Прыкина А. (Слайд №5 - 8. Материалы из семейного архива Прыкиных)

Девятое Мая мы не в праве забывать во веке веков.

Это святой день в истории государства Российского. И те, кто спас нашу

страну, да и весь мир от фашизма, достойны вечного поклонения.

Я хочу низко поклониться всем не вернувшимся с войны, всем тем, кто

вернулся живым, а особенно низко - низко своему дедушке Грише.

Мой дедушка, Полишук Григорий Савельевич, родился 12.02.1926 г. в БССР,

Чишминском районе, д. Екатеринославка. Рос дедушка очень озорным, подвижным, таким «сорви голова» мальчишкой, но и одновременно добрым, отзывчивым, не по годам развитым мальчиком. Воспитывался дедушка в многодетной семье (в семье было пятеро детей ), дружной семье, семье со своими традициями, устоями, радостями и «широкой душой». Двери их дома всегда были открыты для всех.

До войны успел окончить семь классов церковно-приходской школы, что по

тем временам считалось хорошим образованием.

В 1941 году на фронт ушли отец и старший брат. В этом же году получили похоронку на отца, пропал без вести под Москвой. В декабре 1942 года дедушка, приписав себе, год к дате рождения, уходит добровольцем на фронт. Служил в составе третьего Белорусского фронта в 45 пантонно-мостовом ордена  Кутузова полку в должности сапера-минера-пантонера. Победу встретил в немецком городе Кенигсберге и еще целых четыре года добирался до дома, так как необходимо было разминировать все объекты, поля, восстанавливать мосты для переправы и обеспечить безопасное возвращение наших солдат и мирного населения на Родину. Трижды был награжден боевыми орденами «За Отвагу». За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом « Отечественной Войны» 1 степени.

В 1950 году женился на бабушке Зое, переехали жить в г. Касли.

Бабушка Зоя- родилась в 1930 году, так же как и дедушка, Гриша, в большой многодетной семье. Она была третьим ребенком в семье, всего было пятеро детей. Насколько я знаю, это была самая любимая, добрая и безотказная девочка в семье, недаром ее вся родня с детства и до самой смерти звали Зоенькой.

В возрасте 11 лет, когда началась война, бабушка пошла, работать на цементный завод, так как ее папа ушел на фронт ( погиб в 1943 году), две старшие сестры должны были получать образование, а мама бабушки Зои занималась хозяйством (у них было очень большое хозяйство) и двумя младшенькими. Всю войну бабушка Зоя проработала на цементном заводе, где вначале своей трудовой деятельности занималась просевкой цемента, а затем на этом же заводе (когда стала постарше) встала у станка, на котором вытачивала заготовки для снарядов, отправляемых на фронт.

По окончанию Великой Отечественной войны бабушка так и не пошла в школу, так как стеснялась идти во второй класс в 15 лет.

Несмотря на трудное детство, на обязанности, возложенные на нее мамой, бабушка Зоя не держала обиду на родных, все всегда ее видели улыбающейся, «хохотушкой», умеющей прийти на помощь любому по первому зову.

Закончила бабушка курсы швеи и проработала в этой должности всю свою пусть и недолгую, но очень насыщенную жизнь. И была, моя бабушка, лучшей швеей г. Касли, клиенты выстраивались в очередь, приезжали прямо домой, чтобы сделать заказ на пошив или ремонт верхней одежды.

Труд бабушки был высоко оценен руководством КБО и она была награждена медалью «Ветеран труда», и не однократно удостоена звания «Ударник Коммунистического труда»

В 1950г. 7 Ноября дедушка Гриша с бабушкой Зоей поженились. После военное время очень тяжелое, страна возрождалась из пепла. Каждый гражданин внёс свою ленту в возрождение Родины. Естественно и дедушка с бабушкой не остались в стороне.

Общий трудовой стаж бабушки и дедушки более девяноста лет. Более сорока лет, дедушка проработал на радиозаводе г. Касли. Начинал от ученика и дорос до бригадира, освоив несколько специальностей и достигнув высоких показателей. Выпустил не одно поколение своих учеников. За долголетний, добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР решением исполкома Челябинского областного Совета народных депутатов награжден медалью « Ветеран труда», был трижды удостоен звания « Ударник Коммунистического труда».

Дедушка был очень добрым, интеллигентным , всесторонне развитым, любящим свою семью и Родину человеком.

Но как бы тяжело не жилось, порой не было денег даже на хлеб, а продуктовые карточки приходилось отдавать хозяйке жилья, которое они снимали (за маленькую комнатушку 6 м. кв., где стояла кровать, стул, на нем чемодан, (с дедушкиными военными брюками) который заменял стол - и всё. Свое жилье они получили через несколько лет совместной жизни от завода, на котором трудился дедушка Гриша.

Но бабушка всегда рассказывала: «И мы всё равно были очень счастливы, даже не имея ничего. Ведь мы были молоды».

Дедушка не любил рассказывать о войне, но всегда если начинал говорить, то рассказывал о доблести, чести и героизме, как рядового состава, так и офицерского. Видимо этого хватило для того, чтобы мама Валя пошла, служить в армию и мой старший брат собирается стать военным.

Дедушка всегда говорил: « Мы защищали Родину, мы шли за Сталина и мы выжили, мы подняли страну из разрухи. А страна где попирают историю, где уничтожают памятники, где очерняют бывших лидеров, кем бы они не были, страна, где молодое поколение не знает кто такой Ленин, не может назвать дату начала войны, не может быть сильной, господствующей страной. Жалко такое государство, жалко юное поколение, жалко такое Правительство.

Можно сделать, то, что делается в настоящее время у нас в стране, но нельзя заставить молчать нашу Память, наши сердца». Я согласна со словами дедушки Гриши полностью, нельзя забывать какой ценой досталась нашей стране, нашему народу Победа, сколько жизней было унесено этой войной, сколько душ искалечено.

Только благодаря Победе, мв родились, мы живем, мы дышим воздухом Свободы.

Не смотря ни на что, мы должны помнить об этом всегда и передавать эту память своим детям, а те своим.

Поэтому я взяла данную тему для своей работы, чтобы еще раз окунуться в историю нашей Родины, чтобы рассказать всем о своем дедушке и бабушке, так как у нас везде пишут и говорят только о героях, высших чинах.

А кто расскажет о простом русском солдате, о рядовом, который также внес свою частичку в Победу? Еще Суворов говорил: « Победу куют не генералы, а простой русский солдат». .

Победа ковалась не только на фронтах, но и на героическом тылу. За добросовестный, самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны бабушка была удостоена звания « Ветеран Тыла».

В нашей семье всегда чтили память о Великой Отечественной войне. Очень часто мама рассказывает нам о подвигах советских воинах, о которых она сама когда-то вычитала в художественной, документальной литературе. Мы любим всей семьей смотреть фильмы о войне. Любимые фильмы: «Офицеры», « А Зори здесь тихие», «Они сражались за Родину»,. Эти фильмы рассказывают о мужестве, героизме, чести офицеров и солдат, об огромной любви к Родине и любви к Свободе, о щедрости русской души.

Данные книги и фильмы воспитывают у последующих поколений чувство гордости за свой народ, свою Родину. Поэтому, я считаю, нельзя предавать забвению память о Победе в Великой Отечественной войне, о ее героях, о той цене, которую заплатили наши дедушки и бабушки ради жизни на Земле.

Имя моего дедушки внесено в « Книгу Памяти» Челябинской области т.21

«... Эта память не будет стерта,

Не развеется словно дым:

« Книга Памяти» нужна не мертвым,

« Книга Памяти» нужна живым».

Классный руководитель.

В Челябинской области есть книга Памяти, в которую занесены имена тех, кто завоевал победу. В каждой семье есть такая книга. Давайте вспомним сегодня их.

             

 Использованная литература:

  1. «Красное знамя» газета Каслинского муниципального района 2009 г. май.
  2. Г. Кодиненко. Каслинские колокола. Каслинское литературное объединение.
  3. Говорят погибшие герои. Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941 – 1945 гг.). – М.: Политиздат, 1986.
  4. Семейные архивы учащихся класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотический классный час, посвящённый Дню Победы. "Поклонимся великим тем годам"

Классный час «Поклонимся великим тем годам» представлен в виде  четырёх этапов.  С  первой минуты занятия, благодаря музыкальному сопровождению, создается эмоциональн...

классный час "Мадонна Поклонной горы"

Классный час предназначен для учащихся 5-11 классов с целью :  -воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в год...

Поклонись фронтовику. Классный час.

Разработка классного часа «Поклонись фронтовику». Цель: осмыслить события Великой Отечественной войны с позиции своей семьи, с позиции ее участников. ...

Поклонись фронтовику. Классный час.

Разработка классного часа «Поклонись фронтовику». Цель: осмыслить события Великой Отечественной войны с позиции своей семьи, с позиции ее участников. ...

Поклонись фронтовику. Классный час.

Разработка классного часа «Поклонись фронтовику». Цель: осмыслить события Великой Отечественной войны с позиции своей семьи, с позиции ее участников. ...

Классный час по теме "Поклонимся великим тем годам..."

Литературно-музыкальное мероприятие, посвященной 70-летию Сталинградской битвы...

Классный час «Памяти школьного учителя – фронтовика»

Цель: привлечение школьников к изучению истории ВОВ на примере биографии  учителя-фронтовика.Задачи:Изучить материалы  семейного архива.Познакомить с историей учителя-фронтовика.Встрети...