Программа воспитательной работы в 8-9 кл.
методическая разработка по теме

Дикалов Дмитрий Геннадьевич

Программа воспитательной работы в 8-9 классах "Подросток.RU"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitatelnoy_raboty_v_8.doc229.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитательной работы в 8 – 9 классе

(на 2010 – 2012 г.)

"Подросток.RU"

Кл. руководитель:      Дикалов Д.Г.

Пояснительная записка

Ведущие критерии:

  1. Социальная активность личности;
  2. Сознательное соблюдение этических норм;
  3. Стремление к самосовершенствованию
  4. Главные нравственные ориентиры:
  5. Ответственность перед обществом, государством, семьей;
  6. Патриотизм;
  7. Ответственное отношение к деятельности;
  8. Высокие нравственные качества;
  9. Чувство собственного достоинства;
  10. Уважительное отношение к людям;
  11. Умение принимать верное решение;
  12. Способность осуществлять неслучайный выбор.

Программа учит корректировать отношения между педагогами, учителями, родителями и учениками, помогает ученикам в обретении культуры общения, культуры поведения, учит милосердию, состраданию. В учебной деятельности это происходит через предметы общественно - гуманитарного цикла, во внеклассной работе, вечерах, "огоньках", походах, встречах с интересными людьми, акциях милосердия, благотворительных концертах (например, в доме пожилого человека). Учащиеся постигают общечеловеческие ценности (жизнь, мама, Родина, семья, природа). Индивидуальная работа с учащимися на основе личностно ориентированного подхода ведется по следующим аспектам:

  1. Изучение их взаимоотношений, проблемы общения;
  2. Изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, положение молодого человека (девушки) в семье;
  3. Создание условий для самоутверждения учащегося в школе;
  4. Проведение творческих игр по этике общения "Шаг навстречу", "Джентльмены", "Хороший тон дома и в школе", "Культура общения - способ организации жизни", "Человек - маара всему". этические диалоги: "Хороший тон в светской жизни", "Этика отношений в коллективе" и др.

Основной целью программы является - корректировка отношений между учителями, родителями и учениками, оказание помощи в обретении  культуры общения, милосердия, сострадания, воспитание молодежи гражданами своей Родины, России, людей знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края, учитывать здоровье сберегающие технологии, направленные на формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни; гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности.

Программа охватывает период обучения школьников с 8 по 9 классы.

Она является общепедагогической, подразумевает активное включение в воспитательный процесс учителей школы, работающих в классе; школьников и родителей. Программа построена с учетом психологических особенностей и потребностей детей различных возрастов.

Основные направления работы:

  1. реализация здоровье сберегающих технологий;
  2. духовно-нравственное;
  3. патриотическое;
  4. развитие самоуправления в классном коллективе.

Цели программы

  1. Создать условия для развития индивидуальности каждого учащегося.
  2. Воспитывать гражданина-патриота, человека, личность
  3. Привлекать учащихся к всенародному движению по охране и благоустройству природы, истории и культуры.
  4. Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

задачи

  1. Воспитание честности и порядочности в общественной и личной жизни.
  2. Воспитание исполнительности и ответственности в классном коллективе.
  3. Воспитывать нравственные качества учащихся.
  4. Обеспечить участие школьников в жизни класса и школы.
  5. Добиться повышения качества знаний всех учащихся класса.
  6. Развивать самостоятельность и инициативу учащихся в организации их деятельности.
  7. Воспитывать ответственное отношение к выполнению общественных поручений.
  8. Осуществлять непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребенка, подростка, юноши, девушки, создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей ученика и их развитию совместно с семьей.

         Данная программа разбита на следующие разделы:

Раздел  «Деятельность по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни»

1) Изучить особенности развития детей;

2)выяснить наследственные и хронические заболевания ребёнка;

3) провести тестирование на выявление психического состояния ребёнка, особенности   характера и темперамента;

4) вести работу по профилактике заболеваний,  проводить «физкультминутки»;

5) организовывать беседы о личной гигиене человека;

6) организовывать беседы по половому воспитанию;

7) проводить профилактическую работу о вреде курения, алкоголизма, наркомании;

8) проводить профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев;

9) провести инструктаж по противопожарной безопасности;

10) провести инструктаж по технике безопасности во время внеурочных мероприятий;

11) изучить правила дорожного движения;

12) проводить спортивные и туристские соревнования, вечера, праздники, походы, викторины

Раздел  «Организационно-педагогическая деятельность.  Психолого-педагогические исследования учащихся»

1) Что надо организовать (родительский комитет, органы самоуправления и т.д.);

2) Изучить… педагогическая диагностика;

3) Подобрать серию анкет по теме…

4) Определить с учителями-предметниками меры по развитию устойчивого интереса к знаниям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда;

5) Посещать уроки с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся;

6) Создать ситуации, ведущие к самостоятельному пополнению знаний;

7) Проводить педконсилиумы с учителями с целью определения реальных учебных возможностей; уровня воспитанности и развитости учащихся и выработки системы мер по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся;

8) Вовлекать учащихся в предметные кружки, клубы и т.д.

9) Совместно с учителями готовить и проводить общественные смотры знаний, конкурсы, олимпиады, конференции, используя их для организации познавательной деятельности, повышение культуры учебного труда.

Раздел «Реализация прав детей, закрепленных Уставом школы».

1) Знакомить учащихся с правами человека и возможностями осуществления этих прав;

2) Знакомить с Уставом школы, правами и обязанностями учащихся; отслеживать за соблюдением прав учащихся;

3) Отслеживание выполнения ими обязанностями (через органы самоуправления управления, сборы, классные часы и т.д.

несут ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время внеклассных мероприятий.

Раздел  «Совершенствование программного дополнительного образования» (Работа школьных клубов, объединений, кружков).

1) содействовать получению дополнительного образования учащихся через систему школьных: (указать какие конкретно могут посещать дети вашего возраста) кружков, секций, клубов, факультативов, лекционных курсов, объединений, познавательных экскурсий и т.д.

Раздел «Познавательная деятельность».

1) работа по воспитанию ответственного отношения к учению;

2) работа с одаренными детьми;

3) участие в школьных олимпиадах;

4) смотры, конкурсы и т. д.

Раздел  «Гражданское и патриотическое воспитание. Нравственно воспитание»

1) героико-патриотическое воспитание;

2) нравственное воспитание, толерантность;

3) культура поведения;

4) дела по привитию любви к своей Родине, ее истории; изучение лучших традиций и достижений многонациональной культуры Ставропольского края, малой родины; изучение истории своей семьи, станицы, района;

семейное воспитание;

 

Раздел  «Правовое воспитание».

1) правовая пропаганда (лектории, кружки, клубы, читательские конференции, викторины, встречи с работниками суда, прокуратуры, милиции,  ГИБДД, изучение правил дорожного движения, викторин, праздников, конкурсов рисунков и др.);

2) профилактика правонарушений (встречи с работниками ОППН – отделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, диспуты, рейды, беседы.);

3) работа с подростками, стоящими на учёте в ОППН, внутришкольном учёте.

Раздел  «Эстетическое воспитание».

1) Культурно-просветительская работа;

2) Досуговая деятельность;

3) Традиции школы, класса.

4) Участие в общешкольных праздниках;

5) Коллектив ные творческие дела.

Раздел  «Организация обеспечения педагогического руководства детским и юношеским самоуправлением».

1) Работа с органами детского самоуправления в классе;

2) работа с лидерами и неформальными лидерами (положительными и отрицательными);

3)создание  «Совета дела», проведение сборов, собраний (один раз в четверть);

4) работа по выполнению школьных поручений и заданий;

5) контроль над выполнением классных поручений через органы самоуправления.

6) Работа по развитию классного коллектива. Помощь отряду:

7) Организовать соревнование между звеньями по общественно-полезной работе, сохранению школьного, классного имущества.

8) Организовать шефство над классом. Принять участие в подготовке и проведении праздника в подшефном классе.

9) Обеспечить взаимопомощь в учении учащимся.

10) Организовать дежурство в классе, назначить ответственного.

11) Помочь детскому активу составить план работы на год.

12) Помочь активу составить сценарий праздника.

13) Принять участие в подготовке праздника Дня учителя.

14) Вовлечь учащихся в работу предметных кружков, кружков по интересам, спортивные секции, в коллективы художественной самодеятельности.

15) Посещать уроки учителей-предметников с целью изучения успеваемости учащихся и поведения.

16) Привлечь учащихся к изготовлению наглядных пособий.

17) Проводить индивидуальные беседы с учащимися, выявлять их интересы, стремление к знаниям, к чтению художественной литературы.

18) Привлечь учащихся к участию в школьных конкурсах.

19) Провести индивидуальные беседы с учащимися на тему.

20) Привлечь учащихся к оказанию помощи школьной библиотеке(воинам-интернационалистам, ветеранами т.д.)

21) Продолжить развивать классные традиции (шефство, выпуск газеты, работа клуба, кружков)

22) Привлечь актив класса к организации дежурства, к вовлечению учащихся в художественную самодеятельность.

23) Организовать товарищество взаимопомощь в учебной работе.

Раздел  «Взаимодействие  с учреждениями дополнительного образования и культуры».

1) Центр детского творчества (ЦДТ),

2) музыкальная школа,

3) Дом культуры

4) Библиотека и др.

5) Изучить воспитательные возможности учреждений дополнительного образования;

изучить методические возможности  учреждений дополнительного образования;

6) определить виды и формы совместной работы (оказание методической помощи в воспитательной работе, работе с детским активом, детскими объединениями; проведение учёбы детского актива; совместные мероприятия; участие в мероприятиях; участие в соревнованиях и т.д.);

7) ориентировать учащихся в выборе коллективов учреждений дополнительного образования с учётом их интересов и склонностей;

8) выявить индивидуальные интересы ребят, помочь им в решении их проблем, в выборе кружков, секций;

9) расширить познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, посещение театра, цирка, картинных галерей, выставок и т.д.;

10) перед проведением внеклассной работы вне школы проводить инструктаж учащихся по технике безопасности, соблюдению правил  дорожного движения и расписаться в журнале инструктажа.

Раздел « Подготовка учащихся к продолжению образования, тру довой  деятельности, к жизни в семье и  обществе».

1) Проводить работу по профессиональной и профильной подготовке учащихся на третьей ступени обучения.

2) В результате социологического исследования выявить со циальный образовательный заказ.

3) Проводить диагностику социализации выпускников.

4) Проводить анализ продолжения образования выпускника ми 9-х и 11-х классов.

5) Проводить анализ результатов трудоустройства выпускников.

6) Провести исследование мотивов самоопределения.

7) Проводить работу по формированию и развитию общеучебных умений и навыков, основ научной организации труда.

8) Организовать общественно полезный и производительный труд.

9) Организовать профориентационную работу.

10)Осуществлять экономическое воспитание.

11) Включать учащихся в общественную деятельность.

Виды инновационной деятельности

  1. Привлечь учащихся к изучению культуры поведения, через посещение выставок, музеев, достопримечательностей Нижегородской области, непосредственно напрямую и виртуально (через Интернет) прививать красоту, знакомя с живописью и др.
  2. Привлечь к работе над выпуском электронных мини-проектов "Здоровье и культура - в наших руках", "Родной край" и т.д.
  3. Приоритетные принципы воспитательной работы:
  4. Воспитывать ученика- личность, ученика-патриота родного края, страны.
  5. Воспитывать и прививать интерес к спорту, здоровому образу жизни.
  6. Условия реализации программы.
  7. Выполнение государственного заказа на воспитательные услуги.
  8. Деятельность классного руководителя направлена на работу со школьниками.

Необходимо:

  1. создавать условия для реализации прав детей, закрепленных Уставом школы;
  2. формировать мотивацию к учению каждого отдельного ребенка;
  3. изучать и развивать возрастные и индивидуальные особенности школьников для развития и стимулирования познавательных интересов;
  4. создавать благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления через разнообразные формы и методы индивидуальной работы;
  5. формировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, станицы образовательную среду, способствующую формированию личности, умеющей жить в коллективе;
  6. развивать потребности ребенка в общении со сверстниками в процессе складывания детского коллектива.

1. Основные направления классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по моделированию и построению воспитательной системы класса.

Основные направления деятельности

Задачи деятельности

Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.

1.Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.

2.Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений.

3.Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.

4.Определить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.

1.Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества.

2.Определить место и роль класса в воспитательной системе школы. 3.Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.

Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка.

1.Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

2.Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества.

2. Ключевые дела

1.

Название (краткая расшифровка дела)

 

Диагностика уровня воспитанности

 

 

"Быть воспитанным - что это значит?"

Дискуссия, организация работы по повышению уровня воспитанности

 

"Хороший тон дома и в школе", "Славной истории строки", "По старым улицам станичным"

Часы общения, помочь учащимся в обретении культуры общения, культуры поведения

 

"День вежливости"

Ролевая игра

 

"Хороший тон в светской жизни"

Этические диалоги с учащимися

 

"Культура общения - способ организации жизни"

Создание условий для самоутверждения учащихся в коллективе

 

"Прошлое - возрождение казачества"

Круглый стол

 

"Умелые руки не знают скуки"

Выставка творческих работ

 

"Мир нужен всем"

Уроки мужества

 

Трудовой десант

 

 

Диагностика уровня воспитанности

Итоговый контроль

2.

Экскурсия в музей горного дела и геологии ст. Пешелань.

3.

Походы

 

"Станица, моя станица"

Сохранение, укрепление здоровья учеников. Изучение родного края.

3. Работа по развитию классного коллектива. Самоуправление в классном коллективе.

Представление учащимся реальной возможности участвовать в управлении классом, школой (прогнозировать, планировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс) через активную работу органов ученического самоуправления.

Работа с органами детского самоуправления в классе;

  1. работа с лидерами и неформальными лидерами (положительными и отрицательными);
  2. создание "Совета дела", проведение сборов, собраний (один раз в четверть);
  3. работа по выполнению школьных поручений и заданий;
  4. контроль за выполнением классных поручений через органы самоуправления

Программно - методическое  и  информационное  обеспечение.

Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования. Методист. Научно-методический журнал. М.,2003. №2

Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – М., 2000 г

Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой – М., 1992 г.

Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2000 г.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. – М., 2001 г.

Закон РФ «Об образовании». – М., 1996 г.

Конвенция ООН о правах ребенка.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Концепция модернизации  дополнительного образования детей РФ до 2010 года.

Киммел Т., Клайн Ф., Бенуа С. Воспи тание с любовью и логикой. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995

Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования».

Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Национальный проект «Образование». Нормативно-правовые документы.

Права ребенка в РФ относительно конвенции Оон о правах ребенка.

Программа развития системы непрерывного педагогического образования  России на 2001 – 2010 годы.

Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие. – М., 2002 г.

Сергеева В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. – М., 2000

Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н.Гуров, Б.З.Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М., 2004.

Ясвин В.А. Образовательная среда: от модели рования к проектированию. — М., 2001.

Журналы:

 «Классный руководитель», «Воспитание школьников», «Справочник классного руководителя», «Воспитательная работа в школе», «Классный руководитель».

Единая коллекция ЦОР  - http://school-collection.edu.ru

Образовательный портал - http://school.elu.ru

Федеральный портал – www.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window,edu.ru

Информационно-коммуникационные технологии в образовании - http://www.ict,edu.ru

Электронный каталог  учебных изданий - http://ndce.edu.ru

Сеть творческих учителей - http://www.it-n.ru

Сайт методической поддержки - http://school. iot.ru

3) Канцелярские принадлежности и т.п.

4) Необходимые ТСО

Виды  и  формы  воспитывающей  деятельности

Вид и цель деятельности

 Активная форма организации деятельности

1. Познавательная

Обогащает представления уче ников об окружающей действи тельности, формирует потреб ность в образовании,  способству ет интеллектуальному развитию

Устный журнал, обзор научно-популярных статей в периоди ческой печати, экскурсии (в му зей, на выставку, на предприятие, в библиотеку и т.п.), познавательные КТД, конкурсы, турниры, олимпиады, классный лекторий, учебные конференции

2. Трудовая

Направлена на создание, сохра нение и приумножение матери альных ценностей, формирование уважительного отношения к мате риальным ценностям как сред ствам для существования человека

Учебный труд на уроках, УПБ, общественно-по лезный труд по самообслужива нию; игровые формы («трудовые десанты», «операции», «работа по секрету», «рейд добровольцев»)

3. Общественная

Содействует социализации школьников, включает их в сопе реживание проблемам общества, приобщает к активному преобра зованию действительности

Пресс-центр, встречи с общественными деятелями, журналиста ми; круглый стол, дискуссия

4. Ценностно-ориентировочная

Направлена на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причаст ности к миру во всех его проявле ниях, осознание своего Я, разви тие рефлексии

Практикум по самоанализу и взаимоанализу «Как мы вели себя на экскурсии?», «Законы товари щества», «Каким быть или кем быть?»; диспут на нравственные темы, например «Зачем человеку учиться?»; уроки культуры пове дения

5. Художественная

Развивает чувствительное ми роощущение, потребность в пре красном, способность к художе ственному мышлению, реализует индивидуальные задатки и спо собности

Концерты художественной са модеятельности, художественные конкурсы, выставки «Час с искусством», «Встречи с артистом», «Новые диски»; посещение теат ра, экскурсии в художественный музей; школьные балы, фестива ли, праздники и т.д.

6. Спортивно-оздоровительная

Культивирует здоровый образ жизни, повышает силу, выносли вость, пластичность и красоту че ловеческого тела

Спортивные игры, товарищес кие состязания, школьные олим пиады, спортивные секции

7. Свободное общение

Организует взаимно обогащаю щий досуг школьников, когда их общение освобождено от пред метной цели и содержанием их деятельности является общение с другим человеком как ценностью

Классные праздники, «Огонь ки», Дни именинников, прогул ки, вечера отдыха; посещение концертов, театров; встречи дру зей, поездки и т.д.

Особое место занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и школьников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Формы работы по данной программе определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей учеников, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходят развитие и самоопределение. Это:

  1. индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
  2. групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
  3. коллективные (коллективно- творческие дела, игры, спектакли, концерты, дискуссии, соревнования, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и др.)

Психолого - диагностическое  сопровождение.

1) Осуществлять диагностику воспитательного процесса, изучать личность каждого конкретного учащегося:

2) Взаимоотношение с коллективом и отношение к школе.

3) Общая характеристика класса (развитие уч-ся, воспитанность, традиции и требования классного коллектива);

4) Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем это определяется);

5) Отношение к одноклассникам (любит их, равнодушен, не любит, дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чём основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чём их причина);

6) Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней);

7) Доволен ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять;

8) Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит, уважает их).

9) Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково ли успевает по разным предметам, уровень знаний);

10) Кругозор, начитанность;

11) Развитие речи (её образность, эмоциональность, запас слов, умение выразить свою мысль письменно и устно);

12) Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет склонность, как относится к отметке, похвале или порицанию учителей и родителей, основной мотив учебной деятельности);

13) Способность к учению: особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, восприятие учебного материала, быстрота осмысления; уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмысленно, владеет ли приёмами преднамеренного запоминания, каковы быстрота и прочность запоминания, лёгкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти); развитие мышления (отличает ли второстепенные и существенные признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, находить пути решения); развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности));

14) Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, может ли самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).

15) Труд (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома).

16) Отношение к труду (уважает ли, относится пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своей работы, любит ли трудиться, что именно привлекает ученика: процесс труда, сделанная вещь или овладение определёнными навыками).

Психолого-диагностическое наблюдение за учащимся

включает

  1. Направленность личности и специальные способности.
  2. Интересы (перечислить всё, чем интересуются уч-ся, отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если ученик не просто проявляет интерес к каким-либо областям знаний и деятельности, но серьёзно ею занимается; подробно ответить любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или развлекательную литературу);
  3. Убеждения, мечты, идеалы уч-ся. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов в его поведении.
  4. Есть ли особые способности к какой-нибудь деятельности (музыке, рисованию и пр.) и в чём они проявляются.
  5. О чём мечтает и что намеревается делать в будущем (отмечать в характеристике ученика, начиная с 7-го класса).
  6. Общая характеристика поведения (ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость);
  7. Выполнение школьного режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по неизбежности не успевает уложиться в определённое время);
  8. Выполнение требований взрослых (охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их, какие именно).
  9. Особенности характера и темперамента.
  10. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера: черты направленности личности по отношению к людям, учёбе, труду, самому себе; чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, чёрствость, добросовестность, зазнайство, скромность и др.
  11. Выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, общительности);
  12. Преобладающее настроение (весёлое, грустное, подавленное). Его устойчивость, чем вызвана смена настроения.
  13. Общие психолого-педагогические выводы.
  14. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Определить уровень его умственного развития (низкий, средний, высокий) и нравственной воспитанности. Причины (внутренние, внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определённых способностей, навыков работы и др.);
  15. Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей воспитательной работы со школьником.

Взаимодействие с различными социальными структурами

Задачи

Формы работы

1.

 учителями-предметниками:

совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей школы;

представление интересов своих учеников в педагогическом совете;

привлечение учителей к работе с родителями;

установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

включение школьников своего класса в систему внеклассной работы по предметам:

разнообразные предметные кружки, факультативы,

выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях;

организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

2.

психологом

изучение индивидуальности школьников, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум;

координация связи педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку;

анализ развития коллектива класса, определение познавательных, творческих способностей и возможностей учеников;

помощь ребенку определиться в выборе будущей профессии;

координация выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности всех  участников воспитательного процесса.

регулирование межличностных отношений между обучающимися;

содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

Диагностика   инди видуального развития школьников

изучение рейтинга собраний среди родителей.

Проведение совместных тренингов родительского взаимо действия в системе ученик-родитель.

Диагностика результативности работы с родительским кол лективом учащихся класса (по мере необходимости).

3.

педагогами дополнительного образования

расширение познавательных, творческих способностей своих учеников, стимулирование их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желание расширить зону общения;

поддержка допрофессиональной подготовки учащихся.

включение школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

стимулирование и учет разнообразной деятельности ребят, в том числе в системе дополнительного образования детей;

ведение портфолио учеников и класса

4.

заместителем директора по воспитательной работе

привлечение к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность и др.

организация внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях

5.

социальным педагогом

посредник между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов школьников;

организация социально значимой деятельности школьников

мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

6.

старшим вожатым

информирование школьников о действующих детских объединениях в школе;

работе органов самоуправления.

разнообразные детские объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения; их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности

7.

библиотекарем

Изучения отношения учащихся к чтению;

способствование формированию культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

сотрудничество с семьей, учителями-предметниками, изучение отношения самого ученика к чтению, консультирование и помощь в выборе книг).

Расширение круга чтения учеников

8.

медицинским работником

забота о здоровье

изучение особенности развития детей;

выяснение наследственных и хронических заболеваний детей;

ведение работы по профилактике заболеваний;

проведение  бесед о личной гигиене человека; по половому воспитанию; о вреде курения, алкоголизма, наркомании.

9.

родителями

обеспечение связи школы с семьей;

изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье.

сотрудничество с семьей в интересах ребенка;

формирование общих подходов к воспитанию;

организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей;

 совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей;

 выработка близких по сути требований;

 организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии;

 создание благоприятного климата в семье;

психологический и эмоциональный комфорт ребенка в школе и за ее пределами.

Проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть);

 Работа родительского комитета;

совместные мероприятия;

изучение информации о наклонностях учеников,

материально-бытовых условиях,

психологическом климате в семье,

требованиях родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка.

оказание  помощи   в   воспитании;

индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование.

привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности.

Защита интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органах.

ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ

Сентябрь – ПДД «Внимание, дети!»

1-5

1. Классный час 2010 год – год учителя

2. Игра «Внимание дети»

3. Операция «Уют в классе»

6-12

1. Классный час «Выборы актива»

2. Диспут «О правилах личной гигиены»

3. Оформление классного уголка

13-19

1. Классный час «О нашем досуге» (привлечение в кружки, секции)

2. Оформление уголка по ПДД

3. Устный журнал «Красный, желтый, зеленый»

20-26

1. Подготовка и участие в Юбилее школы (27.09)

3. «Чародейка» поход в осенний лес

Октябрь  - «За здоровый образ жизни!»

27-3

1. Поздравление ветеранов с днем пожилого человека.

2. Классный час «Человек, личность, гражданин»

3. Подготовка ко Дню учителя.

4-10

1. Классный час «7 чудес России»

2. Диспут «Быть здоровым, что это значит»

11-17

1. Викторина  «Что, где, когда»

2. Музыкальный час «Осенняя мелодия»

18-24

1. Операция «Уют в классе»

2. Отчет секторов о проделанной работе.

3. Кл.час «Легко ли быть милосердным»

25-31

1. Кл. час «Принимай, страна Нижегородский хлеб»

2. Викторина «День народного единства»

3. Игра в классе «Три богатыря»

План на каникулы с 3 по 9 ноября

4 ноября

Экскурсия в музей горного дела ст. Пешелань

7 ноября

Работа актива класса «Планы на 2 четверть»

Ноябрь

9-14

1. Операция «Уют в классе»

2. Реконструкция и усовершенствование уголка класса, уголка здоровья.

15-21

1. Кл.час «Слушаем родословную»

2. Обзор новинок литературы в школьной библиотеке.

22-28

1. Кл.час «Наркомания – знак беды»

2. Изучаем правила хорошего тона.

3. Подготовка и проведение праздника для мам 8 класса «О матерях можно говорить бесконечно» (25.11)

Декабрь

29-5

1. Кл.час «Предгорье мое, золотое»

2. Диспут «Зачем мне наркотики?»

6-12

1. Кл.час «Человек, личность, гражданин»

2. Литературно-историческая викторина «Дела давно минувших дней»

13-19

1.  «Семь тайн жизни»

2. «5 минут искусства – зимняя тематика в живописи и поэзии»

20-26

1. Мастерская Деда Мороза

2. Тест «Умеешь ли ты исправлять свои ошибки»

3. Подготовка к празднованию Нового Года

План на каникулы с 29декабря  по 11 января

5 января

Поездка на районную Новогоднюю ёлку

9 января

Заседание актива класса «Планы на 3 четверть»

Январь

12-16

1. Кл.час «Итоги 1 полугодия»

2. «Зимние посиделки»

17-23

1. Подготовка и проведение встречи с ветеранами

2. Операция «Уют в классе»

3. Кл.час «Как хорошо иметь друзей!»

24-30

1. Кл.час «Слушаем родословную» (О родственниках – участниках ВОВ)

2. Музыкальный час «Эх, зимушка зима»

3. Экскурсия на горку

Февраль  

31-6

1. Обзор книг на патриотическую тему

2. Пять минут пользы тела (игры на свежем воздуха)

7-13

1. Подготовка и участие в конкурсе чтецов и песен о войне

14-20

1. Подготовка и проведение конкурса «А ну-ка, мальчики»

2. «5 минут для искусства» (конкурс рисунков на патриотическую тему)

3. Поздравление ветеранов

21-27

1. Исторический вечер «Не даром помнит вся Россия» для 8-ч классов

2. Устный журнал «Здоровье» (о вреде табака)

Март

28-6

1. Театрализованный вечер «Как была крещена Русь»

2. Школа актива (о работе секторов в классе)

3. Подготовка и проведение конкурса «А ну-ка, девочки»

7-13

1. Кл.час «Все работы хороши»

2. Викторина «Знаешь ли ты конституцию РФ»

14-20

1. Кл.час «А женщина, женщиной будет» (о бабушках в годы войны)

2. Игра «О правилах хорошего тона»

План на каникулы с 23 по 29 марта

25 марта

Посещение ФОК г.Первомайск

27 марта

Посещение районной библиотеки

Апрель

30-3

1. Кл.час «Твое здоровье в твоих руках»

2. Игра в классе «Сильные, смелые, ловкие»

3. Операция  (уборка школьного двора)

4-10

1. Викторина «О знаниях правил личной гигиены»

2. Кл. час «Отчет секторов о проделанной работе»

3. Посещение на дому ветерана (оказание помощи)

11-17

1. Диспут «Как можно долго прожить здоровым и красивым», что для этого нужно сделать.

2. Операция «Уют в классе»

3. Соревнование «Лучший регулировщик»

18-24

1. Кл.час «Дела давно минувших дней» (о ветеранах ВОв)

2. Устный журнал «Здоровье» (о вкусной и полезной пище)

Май

25-1

1. Вахта Памяти (Лекции в школьном музее)

2. Посещение на дому ветерана с целью оказания помощи и поздравления с Днем Победы

2-8

1. Кл.час «Их имена никогда не забудут»

2. Поздравление ветеранов Вов с днем Победы

3. Возложение цветов к могиле павших воинов

9-15

1. Кл.час «Организация летней практики и отдыха на каникулах»

16-22

1. Кл.час «Итоги года». Какими мы стали, что я дал классному коллективу, а он мне.

23-29

1. Профилактические мероприятия по охране здоровья «У дорожных знаков нет каникул»

2. Экскурсия на природу «Весеннее настроение»

ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Сентябрь     Авторитет родителей

                       Общешкольное родительское собрание

                       «Толерантность в развитии общества»

Ноябрь            Роль семьи в развитии моральных качеств подростка

Декабрь         Вызывающее поведение подростка: как реагировать и что делать.                                              

                        Физически здоровая личность.

Март                Зелёный  змий – миф и реальность.

Май         Итоги учебного года. Ремонт кабинета, школы.

                 Обеспечение учебниками. Летняя практика учащихся и организация  

                  летнего отдыха.

                 Заседание родительского комитета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования. Методист. Научно-методический журнал. М.,2003. №2

2.

Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. - М., 2000 г

4.

Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой - М., 1992 г.

5.

Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2000 г.

6.

Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы".

8.

Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. - М., 2001 г.

9.

Закон РФ "Об образовании". - М., 1996 г.

10.

Конвенция ООН о правах ребенка.

11.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

12.

Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года.

13.

Киммел Т., Клайн Ф., Бенуа С. Воспитание с любовью и логикой. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995

14.

Минимальный социальный стандарт РФ "Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования".

15.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

16.

Национальный проект "Образование". Нормативно-правовые документы.

17.

Права ребенка в РФ относительно конвенции Оон о правах ребенка.

18.

Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001 - 2010 годы.

19.

Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие. - М., 2002 г.

20.

Сергеева В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. - М., 2000

21.

Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н.Гуров, Б.З.Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М., 2004.

22.

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001.

23.

Журналы: "Классный руководитель", "Воспитание школьников", "Справочник классного руководителя", "Воспитательная работа в школе", "Классный руководитель".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.

Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...