Заметки классного руководителя.
статья на тему

Любовь Сергеевна Первутинская

Классному руководителю часто приходится решать очень не простые проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zametki_klassnogo_rukovoditelya.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Заметки классного руководителя.

Это случилось в начале моей педагогической деятельности. Сразу после окончания педагогического института я оказалась классным руководителем выпускного класса. Это был сплоченный, дружный коллектив. Они очень хорошо приняли меня. Мы ходили в походы, проводили вместе вечера, они делились со мной своими секретами и проблемами.

Ребята уже взрослые, для них слово «любовь» не простой звук. В классе была влюбленная пара. Прекрасные отношения: он готов ловить каждый её взгляд, каждое слово, готов ради неё горы свернуть; она, лучшая ученица в классе, готова заниматься с ним хоть по всем предметам сразу, чтобы после окончания школы поступать и учиться вместе. Никто не был против их любви: одноклассники оберегали их, не допускали никаких намёков, неуместных шуток; учителя одобрительно кивали головами: «хорошая пара», им  только на пользу; родители шутливо друг друга сватами называли.

И всё бы хорошо, да только стали ребята в школе свои чувства открыто проявлять: целоваться, обниматься при всех. Времена были советские –  такие отношения в стенах школы были не допустимы. Учителя проявляли беспокойство, недовольство таким поведением. Тут как раз родительское собрание подоспело. Ну и я, как лицо ответственное за моральный облик своих подопечных, всё, что говорили учителя, да плюс своё мнение выплеснула родителям влюблённой парочки прямо при всех на этом собрании. Родители посетовали, повозмущались поведением своих детей и пообещали с ними «разобраться».

Аукнулось мне уже  на следующий день. Захожу в кабинет к своим ребятам и чувствую огромную и плотную стену отчуждения: кто глаза прячет, кто открыто враждебно смотрит. Еле довела разговор и выскочила как ошпаренная. Не надо было много ума, чтобы понять, что случилось. Не помню, как уроки провела, звонок прозвенел, я сразу к своим помчалась, а может –  поплелась, сейчас трудно вспомнить, помню только чувство страха, что ничего не получится –  не простят ребята.

Зашла в класс, попросила остаться. Молча остались. Сказала, что догадалась, в чём дело. Тут их как прорвало, все заговорили, посыпались упрёки, обиды и, даже слова, граничащие с оскорблением. Пыталась защищаться, отстаивая свою правоту – не помогло. Разошлись недовольные друг другом. Ночь не спала, думала, мучилась оттого, что не тактично поступила с ребятами. Утром опять к ним, попросила другого учителя уступить урок. Класс притихший, напряжённый. Я признала свою ошибку, извинилась перед влюблённой парой. Ребята зашумели, враз заговорили, оказывается, они тоже переживали, не знали, как поступать дальше.  Мне удалось вызвать их на разговор, мы вместе обсудили и мои слова на родительском собрании, и их поведение. Больше никто не мог сказать, что ребята из моего класса ведут себя неподобающим образом.

Сейчас я работаю в лицее, в котором дети учатся с восьмого по одиннадцатый класс. В этом году у меня классное руководство в восьмом классе. Ребят в классе 35, все из разных школ, из разных районов. Все разные по характеру, темпераменту, социальному положению, по национальности, наконец. Но в классе установились дружелюбные отношения, ребята чувствуют себя комфортно и уютно – это мнение родителей детей. Я таким словам только рада. Но как в любом коллективе, у нас без конфликтов не обходится.

Есть в классе мальчик и девочка, которые постоянно не просто ссорятся, а скандалят друг с другом. Они пришли к нам из одной школы и даже из одного класса, и неприязненные отношения друг к другу принесли с собой. Причины их ссор различны: не так посмотрел, не то сказал. Причём они не плохие ребята.

И. – умница, старательная ученица, учится в музыкальной школе, прекрасно поёт, уже не раз выступала на лицейских мероприятиях, пишет стихи, староста класса, очень ответственно относится к своему поручению, ребята прислушиваются к её мнению.

Г. – интеллигентный, честный и справедливый юноша, с очень хорошей памятью, способен запомнить текст за короткий промежуток времени. Запомнился случай, относящийся к началу учебного года. Дежурный класс проверял у всех приходивших ребят сменную обувь, кто ею не обладал, старался как–то прошмыгнуть, скрыться от зорких глаз дежурных. Наш Г. подошёл к дежурным и честно признался, что забыл сменную обувь. Ошалевший от такой честности дежурный решил простить его на первый раз, но не на того напал: Г. не отошёл от дежурных, пока они его не записали в «чёрный» список.

И вот эти кругом положительные ребята своими ссорами, разборками вносили какую-то нервозность, напряженность в классный коллектив. Пыталась помирить их общим делом: поставила их ведущими концерта, который класс приготовил для родителей. Они всё успели: и поругаться несколько раз, и очень хорошо провести программу. Беседовала с ними и не раз – мир был ненадолго. После последней их ссоры, которая закончилась истерикой, я потребовала, скорее даже приказала им прекратить всякое общение друг с другом, держаться друг от друга подальше. И время от времени своё требование напоминаю. В классе наступило временное затишье. Пока этого достаточно. А дальше будем думать…

В начале этого учебного года у нас в классе случилось ЧП. В результате драки у одного мальчика оказались переломанными пальцы на обеих руках. Дрались они уже после уроков и далеко от лицея, но случай всё равно вопиющий, требующий вмешательства классного руководителя. Родители пострадавшего требовали наказать обидчика сына, некоторые поговаривали о национальной неприязни: один из драчунов –  алтаец, другой – казах.  

Я же стала выяснять причину и обстоятельства драки. Оказалось, что всё началось на уроке физкультуры – мяч не поделили. Слово за слово, да тут помешал учитель физкультуры. Неудовлетворённые неоконченными разборками, ребята продолжили после уроков, тем более домой им было в одну сторону. Никто ребенку ни рук, ни пальцев не ломал, он просто старался обидчику в лицо «въехать», да лицо почему-то крепче пальцев оказалось: у одного драчуна только синяк под глазом, да ссадины, а у другого все пальцы в гипсе – кости не крепкие оказались, как потом объяснил хирург.

Сели мы с мальчишками, обиды их выслушала, претензии друг к другу, об ответственности за свои действия поговорили, о последствиях таких действий. Простили они друг друга, руки пожали. С родителями  тоже побеседовали, пришли к мнению, что оба виноваты, а травма – случайность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заметки классного руководителя

советы кл.руководителю...

Заметки классного руководителя "Планирование деятельности работы с классом"

Советы (памятка) начинающему классному руководителю...

Повседневная жизнь в деревне викингов (видеозаписи уникальной экскурсии). На заметку учителю истории и классному руководителю!

Отличный вариант семейного отдыха, даже, если кто-то не является учителем истории или классным руководителем (проверено на собственном опыте). Деревня викингов Сваргас. Сваргас — уникальное место...

Заметки классного руководителя

   Вот и прозвенел последний звонок для выпускников 2013 года, сданы экзамены, отзвучали мелодии выпускного бала… Грустно и радостно на душе молодых людей, наконец-то простившихся со ...

Классным руководителям на заметку

Методический материал в помощь классному рководителю...

Заметки классного руководителя

Материал, о работе с классом: дежурство, поход, наблюдение. Выводы, результаты...

Некоторые заметки о работе классного руководителя

Из моего опыта работы классным руководителем...