Программа «Организация досуга и занятости подростков «группы риска» в каникулярное время»
рабочая программа по теме

Ахметханова Гульнара Масгутовна

Цель программы:

- Создание условий для оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков « группы риска», детей, оставшихся без попечения родителей и обучающихся из других категорий семей;

- способствование формированию благоприятных условий для сотрудничества всех участников воспитательного прогресса;

- профилактика  безнадзорности и роста преступности среди детей и подростков.

- эстетическое и нравственное воспитание детей и подростков, укрепление ценностей, необходимых для позитивного развития личности по месту жительства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_gruppa_riska.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мульминская средняя общеобразовательная школа

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Программа

«Организация досуга и занятости подростков «группы риска»

 в каникулярное время»

Мульма

2012

Программа «Организация досуга и занятости подростков «группы риска» в каникулярное время»

Паспорт программы

Наименование программы: «Организация досуга и занятости подростков «группы риска» в каникулярное время»

Основание к разработке: 

           Приказ Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан  №236 от 02.04.2012 «О проведении Республиканского конкурса на присвоение статуса « Экспериментальная площадка по организации работы по месту жительства»

              Районная целевая программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на 2011-2012 учебный год.

Цель программы: 

- Создание условий для оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков « группы риска», детей, оставшихся без попечения родителей и обучающихся из других категорий семей;

- способствование формированию благоприятных условий для сотрудничества всех участников воспитательного прогресса;

- профилактика  безнадзорности и роста преступности среди детей и подростков.

- эстетическое и нравственное воспитание детей и подростков, укрепление ценностей, необходимых для позитивного развития личности по месту жительства.

Задачи:

 - выявление психологической и социальной готовности детей в каникулярное время;

- организация социально-значимой деятельности для подростков, направленной на улучшение окружающей среды, воспитание трудовой культуры по месту жительства.

- максимальный охват всех категорий учащихся, нуждающихся в поддержке государства;

- укрепление здоровья, физического развития и нравственного совершенствования детей.

Контингент участников программы:

Заместитель директора по воспитательной работе, педагоги школы, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, подростки «группы риска»

Сроки реализации: май, июнь, июль, август.

Этапы реализации: 

1 этап: подготовительно-организационный

- курсовая подготовка начальников лагерей, воспитателей, руководителя спортивного кружка, педагога дополнительного образования.

- выработка документов по реализации Программы по организации работы с детьми группы «риска» на время  каникул по месту жительства.

- сбор информации по  занятости обучающихся «группы риска»

- оформление информационного стенда «Ура, каникулы»

- утверждение списков и формирование отрядов по месту жительства.

2 этап : практический (июнь-август)

- открытие и функционирование лагерей

- работа социальной службы

3 этап : аналитический (июнь, июль, август)

- Анализ работы с учащимися группы «риска» по месту жительства.

- Обобщение результатов, оценка.

Ожидаемые результаты и критерии их оценки:

Реализация программы по организации работы с детьми группы «риска» по месту жительства на время летних каникул предполагает:

-  предупреждение правонарушений среди учащихся школы

- повышение нравственного  и эстетического воспитания.

- профилактика вредных привычек

- оздоровление учащихся, повышение интереса к труду и спорту по месту жительства.

- адаптация детей с низкой мотивацией к обучению.

Исполнители основных мероприятий программы: педагогический коллектив МБОУ «Мульминская СОШ» в сотрудничестве  с  

    - отделом по делам молодежи, спорту исполкома  Высокогорского района

- ГУ Центром занятости населения Высокогорского района.

- центром социального обслуживания населения «Өмет»

-  Высокогорским ЦРБ

- домом детского творчества Высокогорского района.                  

   - отделом  образования исполнительного комитета Высокогорского района.

   - ОДН РОВД

   - КДН  

 

                                          Пояснительная записка

     Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков группы «риска» в летний период по месту жительства, пожалуй, самая актуальная тема в воспитательной работе школы.    

      Планируя воспитательную работу по оздоровлению детей на лето 2012года, прежде всего необходимо учитывать контингент детей, обучающихся в школе. На конец года был проведен социально- психологический анализ семей обучающихся в МБОУ “Мульминская СОШ”. Исходя из этого, были сделаны следующие выводы: в государственной поддержке нуждаются обучающиеся из :

 -малообеспеченных, состоящих на учете в УСЗН семей -12, в них детей- 28

- многодетных семей - 15, в них детей - 45

- неполных семей - 17

- неблагополучных семей- 2

- детей, находящихся под опекой- 0

- детей, состоящих на педагогическом учете -5

- детей, состоящих на учете в ОДН РОВД- нет

- детей-инвалидов – 2

     При анализе летней спортивно-оздоровительной кампании 2011 года и изучении потребностей детей и их родителей в организации отдыха и занятости детей «группы риска» по месту жительства в летний период, данных о состоянии здоровья детей и подростков, был выявлен ряд проблем:

  - Потребность детей в оздоровлении и невозможность родителей обеспечить их в летний период из-за низкого материального состояния

- Отсутствие достаточного количества мест в селе Мульма для проведения досуга детей и подростков по месту жительства.

- Готовность обучающихся МБОУ «Мульминская СОШ» к трудовой деятельности с целью обустройства школы и территории Высокогорского района.

- Желание учащихся 7-10  классов заработать в летний период.

     Для того, чтобы летнее время ребенка было интересным, запоминающимся, чтобы ребенок полноценно питался, находился под присмотром взрослых на свежем воздухе, занимался активными физическими играми, а не скучал дома у экрана телевизора или проводил время у компьютера, на базе МБОУ «Мульминская СОШ» открывается летний спортивно-оздоровительный лагерь по организации досуга и занятости подростков «группы риска»

   Исходя из вышеизложенного, мы планируем в  1 смену с 1.06.2012 г. по 27.06.12 г  открыть спортивно-оздоровительный отряд для подростков «группы риска» по месту жительства с дневным пребыванием  «Юность».

          Не секрет, что наибольший всплеск подростковой преступности наблюдается во время летних каникул, одной из причин этого является неорганизованность досуга несовершен нолетних. Как правило, родители заняты на работе и зачастую ребёнок остаётся без долж ного внимания и заботы. В связи с этим возникает необходимость обратить особое внима ние, на организацию досуга несовершеннолетних в каникулярное время, а особенно на ка тегорию детей группы «риска» по месту жительства. С одной стороны образовательные учреждения ежегодно интенсифицируют работу по организации летней занятости несовершеннолетних, с другой стороны существует целая группа детей не готовых влиться в детский коллектив и включиться в процесс реализации целей, поставленных нами — педагогами.

Выделенное противоречие позволяет определить проблему: организация занятости и воспитания детей «группы риска» по месту жительства.

    Задачи педагога-организатора в работе с проблемными семьями для выявления категории детей «группы риска» по месту жительства.

Типы проблемных семей

Задачи педагога-организатора

1. Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта.

  1. Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
  2. Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
  3. Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
  4. Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

2. Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

  1. Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
  2. Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
  3. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
  4. Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

  1. Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
  2. Пробудить интерес к самообразованию.
  3. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

4. Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

  1. Изменить жизненную ориентацию родителей.
  2. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
  3. При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

5. Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

  1. Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
  2. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
  3. Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

       

      Мероприятия по реализации основных направлений программы.

мероприятия

сроки

ответственный

1.

Профилактическая работа с учащимися и их родителями перед каникулами:

- «Неделя профилактики» (встреча с работниками милиции, психологами);

- классные часы по профилактике правонарушений в летний период;

- родительские собрания;

- систематизация информации по летней занятости детей группы «риска»

май

Зам. дир. по ВР

Педагог- организатор

2.

Рейды по микрорайону школы (Мульма, Сосмаги, Красна, Верхняя Серда, Нижняя Серда)

1 раз в 2 недели

Педагог-организатор Инспектор ОДН РОВД

3.

Осуществление контроля за времяпровождением детей «группы риска» по месту жительства.

- проведение различных игровых и спортивных мероприятий ;

- проведение бесед с обучающимися и проведение консультаций для родителей;

- посещение обучающихся на дому

В течение летнего периода

Зам. дир. по ВР

Педагог-организатор

Педагог дополнительного образования.

4.

Совместная работа с инспектором ОДН РОВД по профилактике правонарушений:

- встречи с инспектором ОДН РОВД;

- рейды по неблагополучным семьям и обучающимся «группы риска» по месту жительства.

- беседы с обучающимися, отдыхающими в летнем лагере;

- участие в акциях и мероприятиях районного уровня

1 раз в 2 недели

По мере необходимости

По согласованию

По плану РОО

Педагог-организатор Инспектор ОДН РОВД

5.

Социальное партнерство со службами социальной защиты населения, Центром социального обслуживания населения «Өмет», ГУ Центром занятости населения Высокогорского района.

1 раз в месяц

Педагог-организатор

6.

Профилактика безнадзорности и правонарушений  среди обучающихся

Проведение акций:

- «Нет табачному дыму»

- «Жизнь без наркотиков»

- «Познаем себя»

-«Имею право знать»

- «Я за здоровый образ жизни»

ежемесячно

Педагог дополнительного образования.

Зам. дир. по ВР

Педагог-организатор

Кадровый состав.

Специалисты

Функции

Количество специалистов в школе

1

Заместитель директора по воспитательной работе

Организует работу по данной программе.

Ахметханова Г.М. – 1 кв. категория.

2

Педагоги дополнительного образования

Обеспечивают работу по реализации и  внедрению программы по месту жительству с подростками «группы риска»

1.Закиров Р.А.- тренер.

2.Саляхов А.Р.- тренер.

3

Административный персонал.

Обеспечивает для специалистов условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу.

1.Саляхов. Р.В – директор школы.

2.Ахмитянова Ф.Р – ЗДУР.

3.Ахметханова Г.М.- ЗДВР

4

Медицинский персонал.

Обеспечивает первую медицинскую помощь и диагностику. Отвечает за выработку рекомендации по укреплению здоровью подростков.

1. Маликова И.М.- фельдшер ФАП.

5

Педагог-организатор.

Организует работу по  занятости и воспитания детей «группы риска».

Марданова Г.Х.- 2 кв.категория.

Литература

1

   Деятельность классного руководителя в организации воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями / Криволап Н. С. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: Красико-Принт, 2008. - 96 с. - ISBN 985-405-121-8.
+ Анкеты и тесты для родителей; Положение о классном руководителе

2

Куликова Е.
    Дороги и тропинки к трудным детям   // Практический журнал для учителя и администратора школы. - 2009.-N 1. - с.42-45.

3

Маленкова Л.
    А если он трудный   // Народное образование. - 2002.-N 2. - с.205-208.

4

Лушгина И.
   Детям риска требуется помощь   // Воспитание школьников. - 1997.-N 4. - с.48-50.

5

Старкова Е.
    Социальный портрет "пацана"   // Учитель. - 2009.-N 4. - с.56-64.

6

Ушенина Т.
    Не ошибись, учитель   // Начальная школа. - 2009.-N 9. - с.27-31.

7

Беляева Л.
    Зарождение и развитие отечественной школы перевоспитания неблагополучных детей   // Педагогика. - 2010.-N 6. - с.78-84.

8

Дементьева И.
   Работа школы с детьми группы риска   // Воспитание школьников. - 2010.-N 7. - с.21-28.
Матрица определения показателя социального благополучия ребенка

9

Неретина Т.
   Особенности семейного воспитания младших школьников с проблемами в развитии   // Начальная школа + До и после. - 2002.-N 10. - с.10-13.

10

Фигдор Г.
   Я тебя понимаю, но я тебе ничего не скажу   // Психологическая наука и образование. - 1998.-N 1. - с.59-74.

11

Рыбина Л.
   Не пыль на ветру   // Практический журнал для учителя и администратора школы. - 2003.-N 9. - с.9-16.

12

Лебедев аА.
   Уличные подростковые формирования   // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2003.-N 3,5. - с.62-64,38-4.

13

   Как помочь родителям трудных детей   // Ребёнок в детском саду. - 2003.-N 5. - с.78-85.

14

   Трудные дети   // Дошкольное воспитание. - 2003.-N 12. - с.72-76.

15

Сергеева В.
   Воспитательная работа с трудными детьми   // Воспитательная работа в школе. - 2003.-N 6. - с.68-72.

16

Голикова М.
   Организация работы с трудными детьми   // Классный руководитель. - 2007.-N 1. - с.27-39.

17

Пятаков Е.
   Почему у подростков возникают криминальные установки   // Педагогическая техника. - 2004.-N 1. - с.74-97.

18

   Приемы стимулирования волевых усилий трудного подростка   // Педагогическая техника. - 2004.-N 3. - с.120-122.

19

Тихомирова Н.
   Планирование работы   // Школьное планирование. - 2004.-N 4. - с.120-123.

20

Зотова Л.
   Стратегия работы с трудными школьниками   // Классный руководитель. - 2005.-N 4. - с.53-62.

21

Журавлев Д.
   Откуда берутся проблемные дети?   // Народное образование. - 2005.-N 1. - с.141-147.

22

Тихомирова Н.
   Работа с трудными детьми   // Воспитательная работа в школе. - 2004.-N 6. - с.100-111.
Анкеты

23

Бусыгина Н.
   Характеристика трудного подростка   // Классный руководитель. - 2005.-N 5. - с.48-51.

24

Шульга Т.
   Смысл жизни и ценности детей группы риска   // Социальная педагогика. - 2005.-N 2. - с.35-39.

25

Зикратов В.
   Организация работы ОУ с "трудными" учащимися   // Социальная педагогика. - 2005.-N 2. - с.83-85.

26

Будникова Н.
   Программа работы с детьми "группы риска"   // Воспитательная работа в школе. - 2005.-N 4. - с.63-66.

27

Рогаткин Д.
   Новая технология работы с трудными подростками // Народное образование.- 2006.- № 2.- С. 193-200.

28

Осипова И.
   Проблемный ребенок // Воспитание школьников.- 2006.- № 2.- С. 40-45.

29

Брылева О.
   Взаимодействие психолога и "трудного подростка" // Педагогическая техника.- 2006.- № 1.- С. 66-70.

30

   Положение о социальной гостиной // Юридический журнал директора школы.- 2006.- № 3.- С. 32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска.

Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска....

Особенности развития и социализации подростков «группы риска»

В данном пособии обобщен опыт организации диагностики, психосоциальной коррекции и реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением. Представлены диагностические методики, психолого-корре...

Классный час-беседа с подростками "группы риска"

проведение профилактической беседы по предотвращению и снятию чувств беспокойства у подростков группы риска, создание положительного эмоционального настроя...

программа занятий отряда подростков группы риска "ООН"

программа занятий отряда подростков группы риска "ООН" (отряд особого назначения). Направление: Вторичная профилактика противоправного поведения.Целевая группа:Дети и подростки с девиантным...

Проблемы диагностики и коррекции детей и подростков группы риска по возникновению девиантного поведения.

В статье рассматриваются проблемы педагогической диагностики детей и подростков, относящихся к группе риска по развитию девиантного поведения. Многолетний опыт консультативно-диагностической работы уч...

Индивидуальная карта сопровождения подростка "группы риска"

Индивидуальная карта сопровождения подростка "группы риска"...

Статья: Проектирование занятий с использованием игровых технологий при работе с подростками «группы риска» (из опыта работы воспитателя социально-реабилитационного центра)

Игровые технологии являются эффективным методом реабилитации и обучения подростков благодаря своей способности мотивировать, вовлекать, развивать навыки, адаптировать, стимулировать мышление, создават...