Главные вкладки

    Программа «Организация досуга и занятости подростков «группы риска» в каникулярное время»
    рабочая программа по теме

    Ахметханова Гульнара Масгутовна

    Цель программы:

    - Создание условий для оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков « группы риска», детей, оставшихся без попечения родителей и обучающихся из других категорий семей;

    - способствование формированию благоприятных условий для сотрудничества всех участников воспитательного прогресса;

    - профилактика  безнадзорности и роста преступности среди детей и подростков.

    - эстетическое и нравственное воспитание детей и подростков, укрепление ценностей, необходимых для позитивного развития личности по месту жительства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_gruppa_riska.doc102 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Мульминская средняя общеобразовательная школа

    Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

    Программа

    «Организация досуга и занятости подростков «группы риска»

     в каникулярное время»

    Мульма

    2012

    Программа «Организация досуга и занятости подростков «группы риска» в каникулярное время»

    Паспорт программы

    Наименование программы: «Организация досуга и занятости подростков «группы риска» в каникулярное время»

    Основание к разработке: 

               Приказ Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан  №236 от 02.04.2012 «О проведении Республиканского конкурса на присвоение статуса « Экспериментальная площадка по организации работы по месту жительства»

                  Районная целевая программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на 2011-2012 учебный год.

    Цель программы: 

    - Создание условий для оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков « группы риска», детей, оставшихся без попечения родителей и обучающихся из других категорий семей;

    - способствование формированию благоприятных условий для сотрудничества всех участников воспитательного прогресса;

    - профилактика  безнадзорности и роста преступности среди детей и подростков.

    - эстетическое и нравственное воспитание детей и подростков, укрепление ценностей, необходимых для позитивного развития личности по месту жительства.

    Задачи:

     - выявление психологической и социальной готовности детей в каникулярное время;

    - организация социально-значимой деятельности для подростков, направленной на улучшение окружающей среды, воспитание трудовой культуры по месту жительства.

    - максимальный охват всех категорий учащихся, нуждающихся в поддержке государства;

    - укрепление здоровья, физического развития и нравственного совершенствования детей.

    Контингент участников программы:

    Заместитель директора по воспитательной работе, педагоги школы, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, подростки «группы риска»

    Сроки реализации: май, июнь, июль, август.

    Этапы реализации: 

    1 этап: подготовительно-организационный

    - курсовая подготовка начальников лагерей, воспитателей, руководителя спортивного кружка, педагога дополнительного образования.

    - выработка документов по реализации Программы по организации работы с детьми группы «риска» на время  каникул по месту жительства.

    - сбор информации по  занятости обучающихся «группы риска»

    - оформление информационного стенда «Ура, каникулы»

    - утверждение списков и формирование отрядов по месту жительства.

    2 этап : практический (июнь-август)

    - открытие и функционирование лагерей

    - работа социальной службы

    3 этап : аналитический (июнь, июль, август)

    - Анализ работы с учащимися группы «риска» по месту жительства.

    - Обобщение результатов, оценка.

    Ожидаемые результаты и критерии их оценки:

    Реализация программы по организации работы с детьми группы «риска» по месту жительства на время летних каникул предполагает:

    -  предупреждение правонарушений среди учащихся школы

    - повышение нравственного  и эстетического воспитания.

    - профилактика вредных привычек

    - оздоровление учащихся, повышение интереса к труду и спорту по месту жительства.

    - адаптация детей с низкой мотивацией к обучению.

    Исполнители основных мероприятий программы: педагогический коллектив МБОУ «Мульминская СОШ» в сотрудничестве  с  

        - отделом по делам молодежи, спорту исполкома  Высокогорского района

    - ГУ Центром занятости населения Высокогорского района.

    - центром социального обслуживания населения «Өмет»

    -  Высокогорским ЦРБ

    - домом детского творчества Высокогорского района.                  

       - отделом  образования исполнительного комитета Высокогорского района.

       - ОДН РОВД

       - КДН  

     

                                              Пояснительная записка

         Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков группы «риска» в летний период по месту жительства, пожалуй, самая актуальная тема в воспитательной работе школы.    

          Планируя воспитательную работу по оздоровлению детей на лето 2012года, прежде всего необходимо учитывать контингент детей, обучающихся в школе. На конец года был проведен социально- психологический анализ семей обучающихся в МБОУ “Мульминская СОШ”. Исходя из этого, были сделаны следующие выводы: в государственной поддержке нуждаются обучающиеся из :

     -малообеспеченных, состоящих на учете в УСЗН семей -12, в них детей- 28

    - многодетных семей - 15, в них детей - 45

    - неполных семей - 17

    - неблагополучных семей- 2

    - детей, находящихся под опекой- 0

    - детей, состоящих на педагогическом учете -5

    - детей, состоящих на учете в ОДН РОВД- нет

    - детей-инвалидов – 2

         При анализе летней спортивно-оздоровительной кампании 2011 года и изучении потребностей детей и их родителей в организации отдыха и занятости детей «группы риска» по месту жительства в летний период, данных о состоянии здоровья детей и подростков, был выявлен ряд проблем:

      - Потребность детей в оздоровлении и невозможность родителей обеспечить их в летний период из-за низкого материального состояния

    - Отсутствие достаточного количества мест в селе Мульма для проведения досуга детей и подростков по месту жительства.

    - Готовность обучающихся МБОУ «Мульминская СОШ» к трудовой деятельности с целью обустройства школы и территории Высокогорского района.

    - Желание учащихся 7-10  классов заработать в летний период.

         Для того, чтобы летнее время ребенка было интересным, запоминающимся, чтобы ребенок полноценно питался, находился под присмотром взрослых на свежем воздухе, занимался активными физическими играми, а не скучал дома у экрана телевизора или проводил время у компьютера, на базе МБОУ «Мульминская СОШ» открывается летний спортивно-оздоровительный лагерь по организации досуга и занятости подростков «группы риска»

       Исходя из вышеизложенного, мы планируем в  1 смену с 1.06.2012 г. по 27.06.12 г  открыть спортивно-оздоровительный отряд для подростков «группы риска» по месту жительства с дневным пребыванием  «Юность».

              Не секрет, что наибольший всплеск подростковой преступности наблюдается во время летних каникул, одной из причин этого является неорганизованность досуга несовершен нолетних. Как правило, родители заняты на работе и зачастую ребёнок остаётся без долж ного внимания и заботы. В связи с этим возникает необходимость обратить особое внима ние, на организацию досуга несовершеннолетних в каникулярное время, а особенно на ка тегорию детей группы «риска» по месту жительства. С одной стороны образовательные учреждения ежегодно интенсифицируют работу по организации летней занятости несовершеннолетних, с другой стороны существует целая группа детей не готовых влиться в детский коллектив и включиться в процесс реализации целей, поставленных нами — педагогами.

    Выделенное противоречие позволяет определить проблему: организация занятости и воспитания детей «группы риска» по месту жительства.

        Задачи педагога-организатора в работе с проблемными семьями для выявления категории детей «группы риска» по месту жительства.

    Типы проблемных семей

    Задачи педагога-организатора

    1. Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта.

    1. Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
    2. Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
    3. Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
    4. Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

    2. Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

    1. Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
    2. Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
    3. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
    4. Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

    3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

    1. Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
    2. Пробудить интерес к самообразованию.
    3. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

    4. Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

    1. Изменить жизненную ориентацию родителей.
    2. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
    3. При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

    5. Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

    1. Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
    2. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
    3. Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

           

          Мероприятия по реализации основных направлений программы.

    мероприятия

    сроки

    ответственный

    1.

    Профилактическая работа с учащимися и их родителями перед каникулами:

    - «Неделя профилактики» (встреча с работниками милиции, психологами);

    - классные часы по профилактике правонарушений в летний период;

    - родительские собрания;

    - систематизация информации по летней занятости детей группы «риска»

    май

    Зам. дир. по ВР

    Педагог- организатор

    2.

    Рейды по микрорайону школы (Мульма, Сосмаги, Красна, Верхняя Серда, Нижняя Серда)

    1 раз в 2 недели

    Педагог-организатор Инспектор ОДН РОВД

    3.

    Осуществление контроля за времяпровождением детей «группы риска» по месту жительства.

    - проведение различных игровых и спортивных мероприятий ;

    - проведение бесед с обучающимися и проведение консультаций для родителей;

    - посещение обучающихся на дому

    В течение летнего периода

    Зам. дир. по ВР

    Педагог-организатор

    Педагог дополнительного образования.

    4.

    Совместная работа с инспектором ОДН РОВД по профилактике правонарушений:

    - встречи с инспектором ОДН РОВД;

    - рейды по неблагополучным семьям и обучающимся «группы риска» по месту жительства.

    - беседы с обучающимися, отдыхающими в летнем лагере;

    - участие в акциях и мероприятиях районного уровня

    1 раз в 2 недели

    По мере необходимости

    По согласованию

    По плану РОО

    Педагог-организатор Инспектор ОДН РОВД

    5.

    Социальное партнерство со службами социальной защиты населения, Центром социального обслуживания населения «Өмет», ГУ Центром занятости населения Высокогорского района.

    1 раз в месяц

    Педагог-организатор

    6.

    Профилактика безнадзорности и правонарушений  среди обучающихся

    Проведение акций:

    - «Нет табачному дыму»

    - «Жизнь без наркотиков»

    - «Познаем себя»

    -«Имею право знать»

    - «Я за здоровый образ жизни»

    ежемесячно

    Педагог дополнительного образования.

    Зам. дир. по ВР

    Педагог-организатор

    Кадровый состав.

    Специалисты

    Функции

    Количество специалистов в школе

    1

    Заместитель директора по воспитательной работе

    Организует работу по данной программе.

    Ахметханова Г.М. – 1 кв. категория.

    2

    Педагоги дополнительного образования

    Обеспечивают работу по реализации и  внедрению программы по месту жительству с подростками «группы риска»

    1.Закиров Р.А.- тренер.

    2.Саляхов А.Р.- тренер.

    3

    Административный персонал.

    Обеспечивает для специалистов условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу.

    1.Саляхов. Р.В – директор школы.

    2.Ахмитянова Ф.Р – ЗДУР.

    3.Ахметханова Г.М.- ЗДВР

    4

    Медицинский персонал.

    Обеспечивает первую медицинскую помощь и диагностику. Отвечает за выработку рекомендации по укреплению здоровью подростков.

    1. Маликова И.М.- фельдшер ФАП.

    5

    Педагог-организатор.

    Организует работу по  занятости и воспитания детей «группы риска».

    Марданова Г.Х.- 2 кв.категория.

    Литература

    1

       Деятельность классного руководителя в организации воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями / Криволап Н. С. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: Красико-Принт, 2008. - 96 с. - ISBN 985-405-121-8.
    + Анкеты и тесты для родителей; Положение о классном руководителе

    2

    Куликова Е.
        Дороги и тропинки к трудным детям   // Практический журнал для учителя и администратора школы. - 2009.-N 1. - с.42-45.

    3

    Маленкова Л.
        А если он трудный   // Народное образование. - 2002.-N 2. - с.205-208.

    4

    Лушгина И.
       Детям риска требуется помощь   // Воспитание школьников. - 1997.-N 4. - с.48-50.

    5

    Старкова Е.
        Социальный портрет "пацана"   // Учитель. - 2009.-N 4. - с.56-64.

    6

    Ушенина Т.
        Не ошибись, учитель   // Начальная школа. - 2009.-N 9. - с.27-31.

    7

    Беляева Л.
        Зарождение и развитие отечественной школы перевоспитания неблагополучных детей   // Педагогика. - 2010.-N 6. - с.78-84.

    8

    Дементьева И.
       Работа школы с детьми группы риска   // Воспитание школьников. - 2010.-N 7. - с.21-28.
    Матрица определения показателя социального благополучия ребенка

    9

    Неретина Т.
       Особенности семейного воспитания младших школьников с проблемами в развитии   // Начальная школа + До и после. - 2002.-N 10. - с.10-13.

    10

    Фигдор Г.
       Я тебя понимаю, но я тебе ничего не скажу   // Психологическая наука и образование. - 1998.-N 1. - с.59-74.

    11

    Рыбина Л.
       Не пыль на ветру   // Практический журнал для учителя и администратора школы. - 2003.-N 9. - с.9-16.

    12

    Лебедев аА.
       Уличные подростковые формирования   // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2003.-N 3,5. - с.62-64,38-4.

    13

       Как помочь родителям трудных детей   // Ребёнок в детском саду. - 2003.-N 5. - с.78-85.

    14

       Трудные дети   // Дошкольное воспитание. - 2003.-N 12. - с.72-76.

    15

    Сергеева В.
       Воспитательная работа с трудными детьми   // Воспитательная работа в школе. - 2003.-N 6. - с.68-72.

    16

    Голикова М.
       Организация работы с трудными детьми   // Классный руководитель. - 2007.-N 1. - с.27-39.

    17

    Пятаков Е.
       Почему у подростков возникают криминальные установки   // Педагогическая техника. - 2004.-N 1. - с.74-97.

    18

       Приемы стимулирования волевых усилий трудного подростка   // Педагогическая техника. - 2004.-N 3. - с.120-122.

    19

    Тихомирова Н.
       Планирование работы   // Школьное планирование. - 2004.-N 4. - с.120-123.

    20

    Зотова Л.
       Стратегия работы с трудными школьниками   // Классный руководитель. - 2005.-N 4. - с.53-62.

    21

    Журавлев Д.
       Откуда берутся проблемные дети?   // Народное образование. - 2005.-N 1. - с.141-147.

    22

    Тихомирова Н.
       Работа с трудными детьми   // Воспитательная работа в школе. - 2004.-N 6. - с.100-111.
    Анкеты

    23

    Бусыгина Н.
       Характеристика трудного подростка   // Классный руководитель. - 2005.-N 5. - с.48-51.

    24

    Шульга Т.
       Смысл жизни и ценности детей группы риска   // Социальная педагогика. - 2005.-N 2. - с.35-39.

    25

    Зикратов В.
       Организация работы ОУ с "трудными" учащимися   // Социальная педагогика. - 2005.-N 2. - с.83-85.

    26

    Будникова Н.
       Программа работы с детьми "группы риска"   // Воспитательная работа в школе. - 2005.-N 4. - с.63-66.

    27

    Рогаткин Д.
       Новая технология работы с трудными подростками // Народное образование.- 2006.- № 2.- С. 193-200.

    28

    Осипова И.
       Проблемный ребенок // Воспитание школьников.- 2006.- № 2.- С. 40-45.

    29

    Брылева О.
       Взаимодействие психолога и "трудного подростка" // Педагогическая техника.- 2006.- № 1.- С. 66-70.

    30

       Положение о социальной гостиной // Юридический журнал директора школы.- 2006.- № 3.- С. 32


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска.

    Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска....

    Особенности развития и социализации подростков «группы риска»

    В данном пособии обобщен опыт организации диагностики, психосоциальной коррекции и реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением. Представлены диагностические методики, психолого-корре...

    Классный час-беседа с подростками "группы риска"

    проведение профилактической беседы по предотвращению и снятию чувств беспокойства у подростков группы риска, создание положительного эмоционального настроя...

    программа занятий отряда подростков группы риска "ООН"

    программа занятий отряда подростков группы риска "ООН" (отряд особого назначения). Направление: Вторичная профилактика противоправного поведения.Целевая группа:Дети и подростки с девиантным...

    Проблемы диагностики и коррекции детей и подростков группы риска по возникновению девиантного поведения.

    В статье рассматриваются проблемы педагогической диагностики детей и подростков, относящихся к группе риска по развитию девиантного поведения. Многолетний опыт консультативно-диагностической работы уч...

    Индивидуальная карта сопровождения подростка "группы риска"

    Индивидуальная карта сопровождения подростка "группы риска"...

    «Доверие» Программа психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в рамках реализации восстановительного подхода в образовательном учреждении

    Цель проекта: Разработать программу по психолого-педагогическому сопровождению подростка в системе воспитания и развития личности в условиях средней общеобразовательной школы....