Воспитательная система Культура поведения в школе, дома, на улице. Полезные привычки и навыки
методическая разработка (7 класс) по теме

 

 

Воспитательная система

Культура поведения в школе, дома, на улице. Полезные привычки и навыки

 

Классный руководитель: Сун-Цо-Жен Р.А.

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.   Введение …………………………………………………………………. ..3

2.   Аналитическая записка…………………………………………………….6

3.    Концептуальные основы……………………………………………......... 10

4.   Цель и задачи………………………………………………………….........12

5.   Структура и сущность воспитательной системы класса…………........... 14

6.   Ожидаемые результаты……………………………………………............16

7.   Список литературы…………………………………………………………18

 

 

 

 

Введение

«Процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни

воспитателя и воспитанников – в единстве их идеалов,

стремлений, интересов, мыслей, переживаний»

В.А.Сухомлинский.

Воспитание — компонент образования, важность которого для человека, общества, государства невозможно переоценить.

Сегодня воспитание признано важнейшей стратегической задачей системы образования в целом и каждого образовательного учреждения. Воспитание в системе образования представляет собой особую сферу профессиональной деятельности, требующую специфических, в отличие от преподавания, знаний, умений и качеств.

       По определению В.А.Караковского,воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины веков, - пишет В.А. Караковский, - дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармоничной личности, и нет основания и сегодня отказываться от нее как от сверх цели».

Ученик - не средство, не материал, он - цель. Он - это то, что в нем заложено, его индивидуальные возможности, способности, его силы в процессе жизненного определения.

      В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Смысл состоит в том, что школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации» (из Послания Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009г.).

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Традиционные способы информации уступают место компьютерным средствам обучения. Быстрыми темпами идёт интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро  и макро-социума. Особая роль отводится духовному воспитанию личности. Учитывая модернизацию содержания не только процесса образования, но и  воспитания, задачи, которые перед нами ставит государство, и негативные тенденции развития российского общества, считаю, что роль школы в воспитании детей постоянно возрастает и является, пожалуй, на настоящем этапе доминирующей. Для того чтобы нашей сельской школе с  низкой познавательной активностью отдельных детей, разным уровнем их подготовки к школе соответствовать определённым требованиям подготовки выпускника, нам приходится очень серьёзное внимание уделять работе классного руководителя с учащимися.

Классный руководитель являет­ся тем лицом, которое имеет возможность находить пути воспитания всесторонне развитой, здоровой, нравственно-полноценной личности, а воспитательная система класса позволяет создать такие условия, в которых возможно будет формирование лич­ности с правильными жизненными ценностными ориентирами.

Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленные на ребенка, в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания. В связи с этим главными функциями системы являются: интегрирующая (приводит к соединению несогласованных воспитательных воздействий); регулирующая (упорядочивает воспитательный процесс, управление им); развивающая (обеспечивает динамику системы, которая выражается в оптимизации ее функционирования, в поступательном развитии, в совершенствовании).

Аналитическая записка

В качестве предпосылок для создания воспитательной системы явились результаты исследований, проведенных в 5 классе.

На первом этапе, этапе проектирования воспитательной системы класса, по ре­зультатам наблюдений и диагностических исследований были определены следующие проблемы:

•       сложность в организации совместной деятельности, т.е. неумение детей     сотруд­ничать друг с другом, и как следствие - конфликтность;

•       недостаточная сформированность нравственных качеств, отношений к себе, классному сооб­ществу, семье, природе, обществу;

•       эгоцентричность, неадекватность самооценки.

Для моего класса характерна в большей степени познавательная мотивация, в меньшей степени эмоциональная и социальная. Практически все дети владеют учебны­ми навыками, которые должны быть сформированы в данном возрасте. При подготовке к учебным предметам или классным мероприятиям ребята часто пользуются по собст­венной инициативе дополнительными источниками, что свидетельствует о потребности в новых знаниях. Хороший уровень интеллектуального развития подтверждается наличием по­хвальных листов за прошлый год обучения у 4 учащихся. Все дети  задействованы в различных сферах дополнительного об­разования школы и села.Интересы детей очень разнообразны. Некоторые ребята имеют серьезные достижения. Мною, как классным руководителем, ведется работа по сплочению детского кол­лектива на основе жизненных ценностей. Также строятся отношения с родителямина основе сотрудничества.

           При проектировании воспитательной системы класса опиралась на   концепцию воспитательной работы школы - «Экология души».

Экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и живых организмов. Для этого человеческое сознание постоянно стремится осмыслить картину мира, упорядочить ее.

           Человек, как он нам известен, не является завершенным существом. Природа, развив его до определенной точки, оставляет eгo затем для дальнейшего развития собственными его усилиями и средствами. И тут мы сразу сталкиваемся с очень важным фактором: человек не знает самого себя. Он не знает своих пределов и собственных возможностей. Он не знает даже всей глубины своего познания.

           Человеком изобретено множество машин. Он знает, что сложная машина иногда требует от человека долгих лет тщательной учебы перед тем, как ее будут использовать. Но этого знания он не применяет к самому себе, хотя он сам является куда более сложной машиной, чем все им изобретенное. Человек есть машина. Но машина особая, которая включает в себя тело, душу и дух.

           Поэтому необходимо научиться жить в согласии с духом.  Ведь человек не что-то иное, а многое, у него нет единого постоянного и единого «Я». Он  всегда различен. Всякая мысль, чувство, ощущение, желание и «нехотение» есть некое «Я».

           Эти «Я» не связаны и не согласованы друг с другом. Каждое их них зависит от внешних обстоятельств и от изменений впечатлений. И это, понятно, влечет за собой массу проблем, различных конфликтов человека с человеком и окружающим миром. Эти проблемы человека и среды пытается разрешить сегодня экология, что в переводе с греческого означает « учение о жилище, местопребывании».  Но задача, вероятно, заключается не в том, чтобы из него выйти. А в том, чтобы в него войти, очутиться там каким-то    образом и осмотреть тот «ойкос» (греческ) - дом, жилище, узнать место пребывания для каждого многоликого человеческого «Я».

            И сразу возникает вопрос: каким быть этому «жилищу души»? На этот вопрос ответ один, данный нам вековой историей мира: Несомненно, изначально такой «дом» должен быть чистым, праведным. В названии концепции «Экология души» сделан акцент на обеспечение самоопределения, самовоспитания, саморазвития школьников и на создание условий для их самореализации. Что и отвечает требованиям закона « Об образовании»

           Настоящая концепция направлена на формирование выполнять школьниками систему социальных ролей, и ориентирует педагогов на оказание помощи школьникам в их выполнении.               

           Концепция призвана способствовать:

           1.Систематизации положительного опыта формирования духовности школьника.

            2.  Созданию условий для духовного роста педагогов, воспитателей, учеников, их саморазвития.

 

           3. Формированию единого воспитательного пространства.

           4.  Выявлению основных направлений духовно-нравственного воспитания.  

 

               Основные направления воспитательного процесса школы:

1.            Развитие познавательной активности на основе внедрения технологий развивающего обучения и воспитания в системе урочной – внеурочной деятельности.

2.           Формирование гуманистического отношения к окружающему миру. Формирование нравственных основ личности

3.           Формирование культуры взаимоотношений, речи, мыслительной деятельности.

4.           Формирование внутренней потребности к   самосовершенствованию.

                                                                                                                                                                                                                                      

Главной задачей школы является формирование духовности и нравственности школьника через мировоззренческо - культурологический  подход к процессуобразования.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

При работе над профилем параллели «Культура поведения в школе, дома, на улице. Полезные привычки и навыки», вытекающей из концепции воспитательной работы школы  «Экология души»,   основными приорите­тами для меня стали:

•        развитие личностных качеств, являющихся основой для успешной самореа­лизации в жизни;

•        формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;

•        приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;

•        триединство «учитель - ребенок - семья», динамично развивающееся.

«Хороший ученик» - это ни что иное как естественный результат последовательного приме­нения основных принципов успеха в жизни.

«Хороший ученик» - это постоянное вымеренное продвижение к цели, а также достижение цели.

«Хороший ученик» - это процесс поворота от чего-то к чему-то лучшему, от бездеятельности к занятиям.

«Хороший ученик» - это ответ на призыв меняться, расти, развиваться и становиться, на при­зыв продвинуться на лучшее место.

 

Концептуальные  основы

Концептуальными  основами  воспитательной  программы  класса  является  единство  целей   и  задач  государственной  социальной  политики  в  области  воспитания  и  воспитательной  работы  школы, социально – педагогическая  стратегия   воспитания, концепция воспитательной работы школы  «Экология души»

Реализовать  цели  и  задачи  государства и  школы  в  целом  возможно только через  организацию  жизнедеятельности классного сообщества в  рамках  воспитательной  системы  класса,  которую  строит  классный  руководитель, учитывая особенности той  группы  детей, с которой  он работает,  и  выбирая  определенные  направления  деятельности.

Основные   идеи  воспитательной  системы:

·              Формирование  мировоззрения личности  на  основе  общечеловеческих ценностей  ( В.А. Караковский,  Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова);

·              Самореализация ребенка  в условиях индивидуальной   и коллективной  творческой  деятельности;

·              Идея  совместной  деятельности детей  и  взрослых  в  процессе  воспитания

     ( В.Сухомлинский, А. Макаренко);

·              Становление  социально успешной  личности, т.е. умеющей  взаимодействовать  в коллективе,  в  семье,  в  обществе.

       Принципы, на которых построена программа, реализует идеи  создания воспитательной  системы, направленной на развитие  потенциальных возможностей ребенка  и приобщение  к человеческим ценностям:

 1.  Принцип  свободы  выбора. Предлагая ребятам участие  во  внеклассном  мероприятии, необходимо  предоставить  возможность выбора  задания  или  дела  с  учетом  возможностей  ученика, его интересов, личных  качеств.

2.  Принцип  обратной связи. После проведения любого  мероприятия, выяснить  мнение  учащихся  о нем.

3.  Принцип  сотворчества. В этом принципе соединяется два  слова: сотрудничество   и  творчество. Сотрудничество-это  право  выбора учащимися  себе партнеров  по  выполняемому  делу. Стимулом творчества  учащихся может служить  возможность внесения корректив в сценарий  мероприятия  самими  учащимися.

4  Принцип  успешности, т.е. оценка классного  руководителя успешности развития и совершенствования каждой личности  по мере развития классного  коллектива.

5.  Принцип ценностных  ориентаций    обеспечивает приобщение  детей  к системе  жизненных  ценностей; осуществляется  гуманизация  межличностных отношений  на различных уровнях: дети-дети,  дети - семья, дети-педагог.

6.  Принцип  индувидуализации  предполагает  личностный  подход,  учет  индивидуальных  потенциальных  возможностей  ребенка,  способствует  самореализации ребенка.

7.  Принцип  сочетания   воспитания  и оздоровления   обеспечивает  одновременную  реализацию    воспитательных  и  оздоровительных  мероприятий.

8. Принцип  творческой  деятельности  обеспечивает развитие креативных  способностей  каждого  ребенка, пробуждение инициативности,  стремление  показать  свою  индивидуальность в  различной  деятельности.

9.  Интегративный  принцип  приводит  к  соединению  в  одно  целое  все виды  деятельности, которые  имеют  одну  главную  цель -  личностное развитие.

 

 

Цели и задачи

Цели:

·          развитие потребности и способности личности к осознанному самопознанию, интереса к своему «Я», к своим возможностям;

·           влияние на развитие потребности к соблюдению правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, обхождения с окружающими, НОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ;

•         влияние на развитие потребности и способности к  самоопределению, разумным жизненным выборам деятельности; 

•             влияние на развитие потребности и способности к  личностной саморегуляции, регуляции психо-эмоционального и физического состояния, самооценки;

•             влияние на развитие осознанного принятия здорового образа  жизни, как фактора и условия жизненного успеха.

Задачи:

ü            Создание благоприятного социально-психологического климата в классе на основе принципов гуманистических взаимоотношений, утверждения нравственных поведенческих традиций, сплочения сообщества детей в коллектив и ценностно-ориентированной групповой деятельности.

ü             Организация разнообразной групповой и индивидуальной деятельности во имя разностороннего развития молодого человека, вступающего во все более  пестрый спектр социальных отношений. При этом важно, чтобы  разные виды деятельности (познавательная, преобразовательная,  художественная, общение) включили каждого школьника в широкое взаимодействие с миром.

ü            Организация духовно-нравственной деятельности школьников, основанной, с одной стороны, на осмыслении ими жизни как таковой (общественной и  личной, общечеловеческой и космической), а с другой стороны, на понимании собственного « Я».

ü            Организация педагогической поддержки школьникав целях реализации его потенциальных  творческих способностей.

ü            Формирование у школьника отношения к собственному «Я»как представителю человечества, гражданину своего Отечества, члену общества, семьи, школьного коллектива. Поддержка его индивидуальности, отличной от другого «Я», но способной жить в содружестве с другими.

 

Структура  и  сущность  воспитательной  системы  класса

Воспитательная система класса - это способ организа­ции жизнедеятельности и воспитания членов классного со­общества, представляющий собой целостную и упорядо­ченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

         Считаю, что моя система воспитательной работы должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.

Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии - необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они – дети. Моя задача - быть им другом, раскрыть их души.

Направления воспитательной работы:

•              нравственность (приобщение учащихся к национальным и

Общечеловеческим ценностям);

•  семья (организация сотрудничества родителей и педагогов в формировании личности);

•              здоровье (развитие духовных и физических возможностей личности школьников, формирование прочных основ их нравственного и здорового образа жизни);

•              интеллект (развитие мыслительных способностей учащихся, выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей. Оказание помощи ученикам в развитии способностей действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно использовать свои интеллектуальные умения);

•              досуг (создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности ответственности, развитие интереса учащихся к внеурочной деятельности).

Методы воспитания:

•             метод убеждения;

•             метод упражнений (поручений): задания на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, создание ситуаций успеха;

•             метод оценки и самооценки;

•             сознательное и планомерное воздействие на индивида и  коллектив класса в целом;

•             наличие причинно-следственных связей между управляющей подсистемой (классный руководитель) и объектом управления (учащиеся);

•             надежность, то есть способность системы управления  выполнять  заданные функции при определенных условиях;

•             устойчивость, то есть способность поддерживать намеченный режим  деятельности педагога, несмотря на внешние и внутренние факторы.

   Управленческий цикл начинается с постановки целей и определения задач, а завершается их решением, достижением поставленной цели.

 

 

Ожидаемый результат

Образ выпускника 11-го класса как главный целевой ориентир в  учебно-воспитательной работе:

Нравственный потенциал.

Осмысление целей и смысла своей жизни.Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация», «субъектность». Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.

Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

Познавательный потенциал.

Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.

Коммуникативный потенциал.

Сформированность   индивидуального   стиля   общения;   владение   коммуникативными    умениями    и    навыками,    способами    поддержания    эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации; способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.

Эстетический потенциал.

Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в  посещении театров,  выставок,  концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, любимой досуговой деятельности, поведении и отношениях с окружающими; проявление индивидуального своеобразия в восприятии и созидании красоты.

 Физический потенциал.

Стремление    к    физическому    совершенству;    умение    подготовить    и    провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников.Привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Байбородова Л.В.  и др.  Изучение  эффективности  воспитательной  системы  школы  -  Псков,  1994.

2. Байкова  Л.А.  и  др.  Справочник  заместителя  директора  школы по  воспитательной  работе  -  М.,  1999.

3.   Дереклеева Н.И. Классный руководитель – М., 2001.

4.  Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы – М.,2001.

5.   Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 1997.

6.   Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.

7.   Классный  руководитель, научно-методический журнал,  2004- 2010г.г.

  8.  Проблемы  школьного  воспитания.  Приложение  к  журналу «Педагогическое  обозрение»,  2001.

9.  Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002. – С. 37–45 .

10.  Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2000.

11. Степанов  Е.Н.  Воспитательный  процесс:  изучение  эффективности-  М.,  2001.

12.  Степанов  Е.Н.,  Лузина Л.М.  Педагогу  о  современных  подходах  и   концепциях  воспитания  -  М.,  2002.

13.  Степанов  Е.Н.  Планирование  воспитательной  работы  в  классе  - М.,   2002.

 14. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 47–65

 

15. Чупаха  Е.В.  и  др.  Здоровьесберегающие  технологии в  образовательно -  воспитательном  процессе  -  Ставрополь,  2003.

16.  Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М.:  Педагогическое общество России, 1997.

17.  Щуркова Н.Е. Классное руководство: формирование жизненного опыта у школьников. М.: Педагогическое общество России, 2002.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie2.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новобрянская общеобразовательная школа

_______________________________________________________

                  671325, РБ, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Пирогова 20, 53-5-97

Утверждаю

Зам. Директора по ВР

_______Шустова Т.А.

«___» _________2011г.

Воспитательная система

Культура поведения в школе, дома, на улице. Полезные привычки и навыки

Классный руководитель: Сун-Цо-Жен Р.А.

Содержание

1.   Введение …………………………………………………………………. ..3

2.   Аналитическая записка…………………………………………………….6

3.    Концептуальные основы……………………………………………......... 10

4.   Цель и задачи…………………………………………………………......... 12

5.   Структура и сущность воспитательной системы класса…………........... 14

6.   Ожидаемые результаты……………………………………………............ 16

7.   Список литературы…………………………………………………………18

Введение

«Процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни

воспитателя и воспитанников – в единстве их идеалов,

стремлений, интересов, мыслей, переживаний»

В.А.Сухомлинский.

Воспитание — компонент образования, важность которого для человека, общества, государства невозможно переоценить.

Сегодня воспитание признано важнейшей стратегической задачей системы образования в целом и каждого образовательного учреждения. Воспитание в системе образования представляет собой особую сферу профессиональной деятельности, требующую специфических, в отличие от преподавания, знаний, умений и качеств.

       По определению В.А.Караковского, воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины веков, - пишет В.А. Караковский, - дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармоничной личности, и нет основания и сегодня отказываться от нее как от сверх цели».

Ученик - не средство, не материал, он - цель. Он - это то, что в нем заложено, его индивидуальные возможности, способности, его силы в процессе жизненного определения.

      В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Смысл состоит в том, что школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации» (из Послания Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009г.).

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Традиционные способы информации уступают место компьютерным средствам обучения. Быстрыми темпами идёт интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро  и макро-социума. Особая роль отводится духовному воспитанию личности. Учитывая модернизацию содержания не только процесса образования, но и  воспитания, задачи, которые перед нами ставит государство, и негативные тенденции развития российского общества, считаю, что роль школы в воспитании детей постоянно возрастает и является, пожалуй, на настоящем этапе доминирующей. Для того чтобы нашей сельской школе с  низкой познавательной активностью отдельных детей, разным уровнем их подготовки к школе соответствовать определённым требованиям подготовки выпускника, нам приходится очень серьёзное внимание уделять работе классного руководителя с учащимися.

Классный руководитель являет ся тем лицом, которое имеет возможность находить пути воспитания всесторонне развитой, здоровой, нравственно-полноценной личности, а воспитательная система класса позволяет создать такие условия, в которых возможно будет формирование лич ности с правильными жизненными ценностными ориентирами.

Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленные на ребенка, в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания. В связи с этим главными функциями системы являются: интегрирующая (приводит к соединению несогласованных воспитательных воздействий); регулирующая (упорядочивает воспитательный процесс, управление им); развивающая (обеспечивает динамику системы, которая выражается в оптимизации ее функционирования, в поступательном развитии, в совершенствовании).

Аналитическая записка

В качестве предпосылок для создания воспитательной системы явились результаты исследований, проведенных в 5 классе.

На первом этапе, этапе проектирования воспитательной системы класса, по ре зультатам наблюдений и диагностических исследований были определены следующие проблемы:

  1.    сложность в организации совместной деятельности, т.е. неумение детей     сотруд ничать друг с другом, и как следствие - конфликтность;
  2.    недостаточная сформированность нравственных качеств, отношений к себе, классному сооб ществу, семье, природе, обществу;
  3.    эгоцентричность, неадекватность самооценки.

Для моего класса характерна в большей степени познавательная мотивация, в меньшей степени эмоциональная и социальная. Практически все дети владеют учебны ми навыками, которые должны быть сформированы в данном возрасте. При подготовке к учебным предметам или классным мероприятиям ребята часто пользуются по собст венной инициативе дополнительными источниками, что свидетельствует о потребности в новых знаниях. Хороший уровень интеллектуального развития подтверждается наличием по хвальных листов за прошлый год обучения у 4 учащихся. Все дети  задействованы в различных сферах дополнительного об разования школы и села. Интересы детей очень разнообразны. Некоторые ребята имеют серьезные достижения. Мною, как классным руководителем, ведется работа по сплочению детского кол лектива на основе жизненных ценностей. Также строятся отношения с родителями на основе сотрудничества.

           При проектировании воспитательной системы класса опиралась на   концепцию воспитательной работы школы - «Экология души».

Экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и живых организмов. Для этого человеческое сознание постоянно стремится осмыслить картину мира, упорядочить ее.

           Человек, как он нам известен, не является завершенным существом. Природа, развив его до определенной точки, оставляет eгo затем для дальнейшего развития собственными его усилиями и средствами. И тут мы сразу сталкиваемся с очень важным фактором: человек не знает самого себя. Он не знает своих пределов и собственных возможностей. Он не знает даже всей глубины своего познания.

           Человеком изобретено множество машин. Он знает, что сложная машина иногда требует от человека долгих лет тщательной учебы перед тем, как ее будут использовать. Но этого знания он не применяет к самому себе, хотя он сам является куда более сложной машиной, чем все им изобретенное. Человек есть машина. Но машина особая, которая включает в себя тело, душу и дух.

           Поэтому необходимо научиться жить в согласии с духом.  Ведь человек не что-то иное, а многое, у него нет единого постоянного и единого «Я». Он  всегда различен. Всякая мысль, чувство, ощущение, желание и «нехотение» есть некое «Я».

           Эти «Я» не связаны и не согласованы друг с другом. Каждое их них зависит от внешних обстоятельств и от изменений впечатлений. И это, понятно, влечет за собой массу проблем, различных конфликтов человека с человеком и окружающим миром. Эти проблемы человека и среды пытается разрешить сегодня экология, что в переводе с греческого означает « учение о жилище, местопребывании».  Но задача, вероятно, заключается не в том, чтобы из него выйти. А в том, чтобы в него войти, очутиться там каким-то    образом и осмотреть тот «ойкос» (греческ) - дом, жилище, узнать место пребывания для каждого многоликого человеческого «Я».

            И сразу возникает вопрос: каким быть этому «жилищу души»? На этот вопрос ответ один, данный нам вековой историей мира: Несомненно, изначально такой «дом» должен быть чистым, праведным. В названии концепции «Экология души» сделан акцент на обеспечение самоопределения, самовоспитания, саморазвития школьников и на создание условий для их самореализации. Что и отвечает требованиям закона « Об образовании»

           Настоящая концепция направлена на формирование выполнять школьниками систему социальных ролей, и ориентирует педагогов на оказание помощи школьникам в их выполнении.              

           Концепция призвана способствовать:

           1.Систематизации положительного опыта формирования духовности школьника.

            2.  Созданию условий для духовного роста педагогов, воспитателей, учеников, их саморазвития.

           3. Формированию единого воспитательного пространства.

           4.  Выявлению основных направлений духовно-нравственного воспитания.   

               Основные направления воспитательного процесса школы:

  1. Развитие познавательной активности на основе внедрения технологий развивающего обучения и воспитания в системе урочной – внеурочной деятельности.
  2. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру. Формирование нравственных основ личности
  3. Формирование культуры взаимоотношений, речи, мыслительной деятельности.
  4. Формирование внутренней потребности к   самосовершенствованию.

                                                                                                                                                                                                                                     

Главной задачей школы является формирование духовности и нравственности школьника через мировоззренческо - культурологический  подход к процессу образования.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

При работе над профилем параллели «Культура поведения в школе, дома, на улице. Полезные привычки и навыки», вытекающей из концепции воспитательной работы школы  «Экология души»,   основными приорите тами для меня стали:

  1.     развитие личностных качеств, являющихся основой для успешной самореа лизации в жизни;
  2.     формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;
  3.     приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;
  4.     триединство «учитель - ребенок - семья», динамично развивающееся.

«Хороший ученик» - это ни что иное как естественный результат последовательного приме нения основных принципов успеха в жизни.

«Хороший ученик» - это постоянное вымеренное продвижение к цели, а также достижение цели.

«Хороший ученик» - это процесс поворота от чего-то к чему-то лучшему, от бездеятельности к занятиям.

«Хороший ученик» - это ответ на призыв меняться, расти, развиваться и становиться, на при зыв продвинуться на лучшее место.

Концептуальные  основы

Концептуальными  основами  воспитательной  программы  класса  является  единство  целей   и  задач  государственной  социальной  политики  в  области  воспитания  и  воспитательной  работы  школы, социально – педагогическая  стратегия   воспитания, концепция воспитательной работы школы  «Экология души»

Реализовать  цели  и  задачи  государства и  школы  в  целом  возможно только через  организацию  жизнедеятельности классного сообщества в  рамках  воспитательной  системы  класса,  которую  строит  классный  руководитель, учитывая особенности той  группы  детей, с которой  он работает,  и  выбирая  определенные  направления  деятельности.

Основные   идеи  воспитательной  системы:

  1. Формирование  мировоззрения личности  на  основе  общечеловеческих ценностей  ( В.А. Караковский,  Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова);
  2. Самореализация ребенка  в условиях индивидуальной   и коллективной  творческой  деятельности;
  3. Идея  совместной  деятельности детей  и  взрослых  в  процессе  воспитания

     ( В.Сухомлинский, А. Макаренко);

  1. Становление  социально успешной  личности, т.е. умеющей  взаимодействовать  в коллективе,  в  семье,  в  обществе.

          Принципы, на которых построена программа, реализует идеи  создания воспитательной  системы, направленной на развитие  потенциальных возможностей ребенка  и приобщение  к человеческим ценностям:

 1.  Принцип  свободы  выбора. Предлагая ребятам участие  во  внеклассном  мероприятии, необходимо  предоставить  возможность выбора  задания  или  дела  с  учетом  возможностей  ученика, его интересов, личных  качеств.

2.  Принцип  обратной связи. После проведения любого  мероприятия, выяснить  мнение  учащихся  о нем.

3.  Принцип  сотворчества. В этом принципе соединяется два  слова: сотрудничество   и  творчество. Сотрудничество-это  право  выбора учащимися  себе партнеров  по  выполняемому  делу. Стимулом творчества  учащихся может служить  возможность внесения корректив в сценарий  мероприятия  самими  учащимися.

4  Принцип  успешности, т.е. оценка классного  руководителя успешности развития и совершенствования каждой личности  по мере развития классного  коллектива.

5.  Принцип ценностных  ориентаций    обеспечивает приобщение  детей  к системе  жизненных  ценностей; осуществляется  гуманизация  межличностных отношений  на различных уровнях: дети-дети,  дети - семья, дети-педагог.

6.  Принцип  индувидуализации  предполагает  личностный  подход,  учет  индивидуальных  потенциальных  возможностей  ребенка,  способствует  самореализации ребенка.

7.  Принцип  сочетания   воспитания  и оздоровления   обеспечивает  одновременную  реализацию    воспитательных  и  оздоровительных  мероприятий.

8. Принцип  творческой  деятельности  обеспечивает развитие креативных  способностей  каждого  ребенка, пробуждение инициативности,  стремление  показать  свою  индивидуальность в  различной  деятельности.

9.  Интегративный  принцип  приводит  к  соединению  в  одно  целое  все виды  деятельности, которые  имеют  одну  главную  цель -  личностное развитие.

Цели и задачи

Цели:

  1. развитие потребности и способности личности к осознанному самопознанию, интереса к своему «Я», к своим возможностям;
  2. влияние на развитие потребности к соблюдению правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, обхождения с окружающими, НОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ;
  1. влияние на развитие потребности и способности к  самоопределению, разумным жизненным выборам деятельности;  
  1. влияние на развитие потребности и способности к  личностной саморегуляции, регуляции психо-эмоционального и физического состояния, самооценки;
  1. влияние на развитие осознанного принятия здорового образа  жизни, как фактора и условия жизненного успеха.

Задачи:

  1. Создание благоприятного социально-психологического климата в классе на основе принципов гуманистических взаимоотношений, утверждения нравственных поведенческих традиций, сплочения сообщества детей в коллектив и ценностно-ориентированной групповой деятельности.
  2.  Организация разнообразной групповой и индивидуальной деятельности во имя разностороннего развития молодого человека, вступающего во все более  пестрый спектр социальных отношений. При этом важно, чтобы  разные виды деятельности (познавательная, преобразовательная,  художественная, общение) включили каждого школьника в широкое взаимодействие с миром.
  1. Организация духовно-нравственной деятельности школьников, основанной, с одной стороны, на осмыслении ими жизни как таковой (общественной и  личной, общечеловеческой и космической), а с другой стороны, на понимании собственного « Я».
  2. Организация педагогической поддержки школьника в целях реализации его потенциальных  творческих способностей.
  3. Формирование у школьника отношения к собственному «Я» как представителю человечества, гражданину своего Отечества, члену общества, семьи, школьного коллектива. Поддержка его индивидуальности, отличной от другого «Я», но способной жить в содружестве с другими.

Структура  и  сущность  воспитательной  системы  класса

Воспитательная система класса - это способ организа ции жизнедеятельности и воспитания членов классного со общества, представляющий собой целостную и упорядо ченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

         Считаю, что моя система воспитательной работы должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.

Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии - необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они – дети. Моя задача - быть им другом, раскрыть их души.

Направления воспитательной работы:

  1. нравственность (приобщение учащихся к национальным и

Общечеловеческим ценностям);

•  семья (организация сотрудничества родителей и педагогов в формировании личности);

  1. здоровье (развитие духовных и физических возможностей личности школьников, формирование прочных основ их нравственного и здорового образа жизни);
  2. интеллект (развитие мыслительных способностей учащихся, выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей. Оказание помощи ученикам в развитии способностей действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно использовать свои интеллектуальные умения);
  3. досуг (создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности ответственности, развитие интереса учащихся к внеурочной деятельности).

Методы воспитания:

  1. метод убеждения;
  2. метод упражнений (поручений): задания на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, создание ситуаций успеха;
  1. метод оценки и самооценки;
  2. сознательное и планомерное воздействие на индивида и  коллектив класса в целом;
  1. наличие причинно-следственных связей между управляющей подсистемой (классный руководитель) и объектом управления (учащиеся);
  1. надежность, то есть способность системы управления  выполнять  заданные функции при определенных условиях;
  1. устойчивость, то есть способность поддерживать намеченный режим  деятельности педагога, несмотря на внешние и внутренние факторы.

   Управленческий цикл начинается с постановки целей и определения задач, а завершается их решением, достижением поставленной цели.

Ожидаемый результат

Образ выпускника 11-го класса как главный целевой ориентир в  учебно-воспитательной работе:

Нравственный потенциал.

Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация», «субъектность». Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.

Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

Познавательный потенциал.

Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.

Коммуникативный потенциал.

Сформированность   индивидуального   стиля   общения;   владение   коммуникативными    умениями    и    навыками,    способами    поддержания    эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации; способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.

Эстетический потенциал.

Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в  посещении театров,  выставок,  концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, любимой досуговой деятельности, поведении и отношениях с окружающими; проявление индивидуального своеобразия в восприятии и созидании красоты.

 Физический потенциал.

Стремление    к    физическому    совершенству;    умение    подготовить    и    провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников. Привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.

Список использованной литературы

1. Байбородова Л.В.  и др.  Изучение  эффективности  воспитательной  системы  школы  -  Псков,  1994.

2. Байкова  Л.А.  и  др.  Справочник  заместителя  директора  школы по  воспитательной  работе  -  М.,  1999.

3.   Дереклеева Н.И. Классный руководитель – М., 2001.

4.  Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы – М.,2001.

5.   Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 1997.

6.   Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.

7.   Классный  руководитель, научно-методический журнал,  2004- 2010г.г.

  8.  Проблемы  школьного  воспитания.  Приложение  к  журналу «Педагогическое  обозрение»,  2001.

9.  Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002. – С. 37–45 .

10.  Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2000.

11. Степанов  Е.Н.  Воспитательный  процесс:  изучение  эффективности-  М.,  2001.

12.  Степанов  Е.Н.,  Лузина Л.М.  Педагогу  о  современных  подходах  и   концепциях  воспитания  -  М.,  2002.

13.  Степанов  Е.Н.  Планирование  воспитательной  работы  в  классе  - М.,   2002.

 14. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 47–65

15. Чупаха  Е.В.  и  др.  Здоровьесберегающие  технологии в  образовательно -  воспитательном  процессе  -  Ставрополь,  2003.

16.  Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М.:  Педагогическое общество России, 1997.

17.  Щуркова Н.Е. Классное руководство: формирование жизненного опыта у школьников. М.: Педагогическое общество России, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу на тему: "Культура поведения в школе"

Эту презентацию можно использовать на классном часе в 5 классе по теме: "Правила поведения учащихся"...

Разработка классного часа "Культура поведения в школе"

Эта разработка поможет провести классный час о правилах поведения...

Правила поведения в школе и на улице.

В данной презентации представлен материал , который можно применять на уроках и внеклассных занятиях в любом классе....

"О культуре поведения в школе"

Не плохой материал для проведения классного часа на тему "Культура поведения"...

Культура поведения в школе

О культуре поведения в школе...

ИНСТРУКЦИЯ по электробезопасности в школе, дома, на улице

Инструкция по электробезопасности в школе, дома, на улице....

Методическая разработка. Дискуссионный клуб в рамках школы гармоничного воспитания «Формирование полезных привычек»

Дискуссионный клуб в рамках школы гармоничного воспитания«Формирование полезных привычек» Сценарий проведения занятия 1. Приветствие. Знакомство. 2. Знакомы ли вам так...