Главные вкладки

    Классный час в 5 классе на тему «Права ребёнка. Тренинг «Мы, наши права и наши обязанности».
    классный час (5 класс) по теме

    Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prava_rebyonka._klassnyy_chas.doc65.5 КБ
    Office presentation icon kazhdyy_rebyonok_imeet_pravo.ppt1.99 МБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час в 5 классе на тему «Права ребёнка. Тренинг «Мы, наши права и наши обязанности».

    Москва. ГОУ СОШ № 547.

    Учитель географии

     Бурыкина Елена Анатольевна

     Цели: воспитание гражданской ответственности; формирование правового самосознания; развитие представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о своих обязанностях; дальнейшее развитие навыка уважать чужие права и стремления отстаивать свои. 

    Задачи: актуализировать представления о правах и обязанностях; развивать убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои права; осмыслить полученный опыт.

    Ход классного часа.

    Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Ещё в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребёнка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые было необходимо принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми. В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребёнка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребёнка. Положения Конвенции сводятся к четырём основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. 15 сентября 1990 года Конвенции о правах ребенка вступила в силу для РФ.

    Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

    Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка.

    Друзья, знаете ли вы, что дети имеют право на особую защиту, заботу и помощь, и что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»? (Нью-Йорк,20 ноября1989г.)
               

    Условно права ребёнка можно разделить на шесть основных групп:

    1. К первой группе можно отнести такие права ребёнка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении др. прав и т.п.
    2. Ко второй группе относится право ребёнка на семейное благополучие.
    3. К третьей группе относится право ребёнка на свободное развитие личности.
    4. Четвёртая группа права призвана обеспечить здоровье детей.
    5. Пятая группа ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
    6. И шестая группа направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации.

     В декларации прав человека записано, что главное право каждого человека — право на жизнь (Конвенция о правах ребёнка ст.6). Оно означает, что любой ребёнок, независимо от состояния здо ровья, имеет право родиться на свет и получить от своего государства всё необходимое для полноценной и достойной жизни. 

    Но так было и так думали  не всегда.

    Вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребенка?          Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. Об этом писал В. Гюго в романе “Человек, который смеется”. Продажа детей с целью заработка.

    Как вы считаете, могут ли дети быть предметом торговли?

    Право на личную свободу и уважение личности ре бёнка говорит о том, что нигде в мире дети не должны быть предметом торговли. Это означает, что древние обы чаи и порядки должны быть забыты и детей никто в мире не имеет право похищать, покупать и продавать.

    Древняя  Спарта  славилась своими непобедимы ми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. Каждого новорожденного мальчика осматрива ли и решали: если крепкий и здоровый - пусть живет. А если родился слабым, боль ным — бросали   его вниз со скалы.

     

    Как вы думаете, правильно, справедливо поступали так по отношению к детям? Объясните свою точку зрения.

    Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым — помогать.

     Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком, но у него была сильная воля: он занимал ся физкультурой, закалялся и победил все свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах Суворов переносил все тяготы на равне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проигра ла ни одного сражения.

    Родившись, ребенок приобретает также право на имя и гражданство, знать своих родителей, и рассчитывать на их заботу (Конвенция о правах ребёнка ст.7), имеет право жить и воспитываться в семье (Конвенция о правах ребёнка ст.5).

    В Санкт - Петербурге в прошлом появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали “добрым людям”. 

    Каково ваше отношение к такому явлению?

     К сожалению, и сейчас нередко случается так, что ребенок, по той или иной причине, остается без родителей, следовательно, нарушается одно из прав Конвенции – право на семью. И не все дети, попадающие в детский дом, – сироты, у многих есть родители, но они лишены родительских прав.

    Как вы думаете, чего больше всего хотят эти дети?

    Что для улучшения их жизни вы бы предложили сделать: государству, богатым людям, будущим супругам, самим себе? 

    В родильном доме на ручке каждого младенца привязана бирочка с фамилией его матери. Вот и всё. На первый взгляд, все младенцы похожи друг на друга, и ещё не видны глазу характер, индивидуальность.  А проявляется эта индивидуальность с годами и происходит формирование личности. Чем ярче выражена индивидуальность, тем человек духовно богаче.

    А сейчас предлагаю вашему вниманию занимательные иллюстрации к отдельным статьям Конвенции. Вам необходимо вставить пропущенные слова в текст, основываясь на полученной информации.

    Обсуждение результатов работы

    Мы с вами просмотрим фрагменты из мультфильмов. Помните: сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам да девицам урок. Смотрите внимательно! О каких правах идёт речь? Какие права нарушаются? Какие осуществляются?

    1. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (Право на отсутствие рабства, право на жизнь, на свободу слова).
    2. Дюймовочка (право на жизнь с родителями).
    3. Золушка (право на отсутствие рабства).
    4. Гадкий утёнок (право на индивидуальность).
    5. Ивашка из дворца пионеров (право на участие в научно-техническом творчестве, на защиту жизни и здоровья).
    6. Вовка в тридевятом царстве (право на труд).

    А мы с вами сейчас реализовали  право пользоваться достижениями культуры.

    Соблюдаются ли права детей в нашей стране?

    Тренинг.

    Участникам предлагается обсудить вопросы:

    1. У всех ли людей есть права? Если да, то у кого их больше: у взрослых или у детей и почему?
    2. Что такое обязанности?
    3. Как связаны наши права и обязанности?
    4. Бывают ли на свете люди, у которых есть только права и нет обязанностей или, наоборот, - только обязанности без прав?

    Вывод:  

    У всех людей есть те или иные права и обязанности. Чем больше у человека прав, тем больше у него и обязанностей.

    Если права нарушаются, какие чувства испытывает человек (обида, растерянность, возмущение и т.п.)?

    Часто, сами того не замечая, мы нарушаем права других людей (примеры?). Например, берём без разрешения чужую вещь, мешаем учителю вести урок, обижаем младших, грубим родителям. Также могут нарушаться и наши права.

    Как сделать, чтобы ничьи права не нарушались?

    1. Правила, обеспечивающие соблюдение личных прав
    2. Для того, чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей
    3. Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных
    4. Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.

    (Речь идёт о личных правах людей – житейских, бытовых и т.п., а юридические права защищает закон).

    Как же вы можете защищать свои права?

    Способы отстаивания личных прав

    1.  Когда нарушаются личные права ребёнка, самый эффективный способ – привлечь на помощь взрослых (родителей, учителей).
    2. Человек, отстаивающий свои личные права, заслуживает уважения и поддержки, т.к. это проявление не слабости, а самоуважения.
    3. Самый лучший способ отстаивать свои права – это уважать права других.

    Участникам предлагается составить список своих личных прав с учётом тех, которые обсуждались на тренинге.(При завершении фразы «Я имею право…» следует перейти от заявления своих прав на удовлетворение первоочередных жизненных потребностей к правам более высокого порядка)

    Домашнее задание:

    Обсудить с домашними свои личные права и закончить их список.

      Помните и всегда соблюдайте золотое правило этики:

    Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

    Ребенок имеет право:

    1. Право на жизнь. Право на имя.
    2. Право на гражданство.
    3. Отсутствие дискриминации.
    4. Право на свободу совести и религиозных убеждений.
    5. Право на жизнь с родителями.
    6. Право на труд.
    7. Право на отдых.
    8. Право на защиту жизни и здоровья.
    9. Право на образование.
    10. Право на отсутствие рабства.
    11. Право на жилище.
    12. Право на свободу слова.
    13. Право на получение информации.
    14. Право пользоваться достижениями культуры.
    15. Право создавать семью.
    16. Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мы! Наши права и наши обязанности!

    Данная презентация позволит познакомиться с правами и обязанностями граждан РФ. Может использоваться на классных часах и на уроках....

    Классный час «МИР НАШИХ ПРАВ. МИР НАШИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ»

    Этот материал способствует формированию правовой культуры учащихся, знакомит с Конвенцией о правах ребенка....

    Классный час (8 класс) по теме: «Мы городом нашим гордимся по праву»

    Способствовать воспитанию чувства уважения к людям старшего поколения; воспитывать в детях чувство гордости и любви к своему городу....

    Классный час в 5 классе на тему «Права и обязанности детей»

    Классный час в 5 классе на тему «Права и обязанности детей»...

    Классный час для обучающихся 5 классов по теме "Правила и закон, как они влияют на нашу жизнь"

    Классный час на тему "Правила и закон, как они влияют на нашу жизнь" разработала и провела социальный педагог МАОУ "СОШ №1" г. Горнозаводска Пермского края. Цель мероприятия: воспитание зако...

    Классный час «МИР НАШИХ ПРАВ. МИР НАШИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ»

    Этот материал способствует формированию правовой культуры учащихся, знакомит с Конвенцией о правах ребенка....

    Родительское собрание Тема: «Права ребёнка – обязанности родителей»

    Цель: воспитание правовой культуры семейных отношений.Задачи:1.    Актуализировать проблему соблюдения прав личности подростка в семье, обществе.2.    Познакомить ро...