Тайна имени
классный час (8 класс) по теме

Пфейфер Елена Петровна

 

  Одними из распространенных методик развития интереса к получению новых знаний, являются  внеклассные мероприятия или классные часы в медиокабинете. 

    Компьютерные технологии помогают классному руководителю излагать материал, повышают интерес к теме. Мероприятие оформлено мультимедийной презентацией, созданной средствами MS Power Point. При этом использованы: текстовый материал, анимационные эффекты.  Эта презентация позволит сделать мероприятие  запоминающимся, интересным и продуктивным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayna_imeni_microsoft_word.doc44.5 КБ
Office presentation icon tayna_imeni.ppt199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тайна имени

Цель: знакомство учащихся с происхождением, значением, историей формирования русских имен, распространенных в нашем обществе, формирование социальной и эстетической оценки личных имен.

Оформление: «Из людей не бывает никто безымянным» Гомер.

Оборудование: компьютер, проектор.

Предварительная работа: несколько учащихся искали информацию на вопросы учителя.

Учитель: (обращается с вопросом к классу). Ребята, как вы думаете, какое имя было самым, самым первым? (после обсуждения, учащиеся высказывают свои мнения).

Учащийся 1:нисамого первого, ни самого второго или десятого не было. В прошлом не существовало разделений людей на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, незаметно для говорящих. Первоначально в личных именах  закреплялись какие-то отличительные  признаки называемого (конечно, привести примеры можно только более поздние - Беляй, Губа, Шея, Несмеяна, Чернава, что-то и окружающей среды- Дуб, Бык, Щука, Топор, слова, отражающие трудности родов- Томило, Истома, отношение родителей - Ждан. Неждан, Забава, Милава, имена-обереги - Некрас, Дурак и т.д.) Это имена первичные, какие могцт возникать каждый раз заново из нарицательных слов. Однако с течением времени к ним возвращались, повторяли в честь предков, и они переходили в разряд собственных имен. Таковы ныне имена большинства народов, первичные же продолжают встречаться лишь у некоторых малых народностей в отдаленных уголках планеты.

Учитель: (обращается с вопросом к классу). Ребята, зачем, по - вашему мнению,  нужно имя? (Наиболее распространенный ответ: чтобы разделить одного человека от другого)

Ученик 2: В дореволюционной русской деревне 25% крестьян носили имя Иван - каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Одноименность была свойственна многим народам.  Рекорд, по – видимому, установило польское семейство Длугошей в Кракове: всех одиннадцать братьев звали именем Ян, которое считалось счастливым.

Ученик 3: У разных народов разный строй личных имен. У нас имя пожизненно, а в Африке и в Азии у очень многих народов имена смены в зависимости от возрастных ступеней каждого человека. Сначала – детские, как «молочный зуб», потом  последующие, которые тоже отбрасывают при обряде совершеннолетия, выбирают «взрослые имена», но и его меняли при перемене общественного положения- когда становились вождем, шли в монархии т.д.

      Разнообразны виды имен. У ряда народов Западной Европы принято давать сразу два имени или более -  в честь старших родственников. Немецкий писатель Гофман носил тройное имя Эрнст Теодор Амадей.  Иногда сочетают мужские и женские имена: Эрих Мария.  В Англии торговец назвал сына Вильям_Эдуард_Стюарт_ Тревор_ Генри_ Эдван_Мартин.  Будучи ярым сторонником футбольной команды Вэст – Хэм, он каждую букву  развернул в целое имя и соединил их мальчик стал семиименным. Подобные примеры не единичны.

Учитель: Сейчас невозможно вообразить человечество без личных имен. Личное имя каждого – обязательное условие существования современного общества.  Случаи отсутствия имени также общественно значимы. Лишали имен каторжников, присваивали им номер. Этот прием переняли фашисты, стремясь  превратить пленных в рабочий скот. В одном из племен Северной Америки берущий в долг теряет право на свое имя,  пока не расплатится.

Ученик 4: Уловив необходимость имени и его огромную ценность, но не понимая его общественной сути, объясняли все «потусторонней» силой, верили, что имя – сама душа человека, подобно тому как  полагали одушевленными существами ветер, воду, огонь. Нет имени – нет души. С этим связано немало суеверий.

    Дошло до того, что у папуасского племени маранг-аним на острове Новая Гвинея практиковалась кровавая охота за именами: делали вылазки к соседям и требовали, убивая имя. Их объяснение – не хватка имен.  Ведь сколько имен, столько и душ,  чтобы племя размножалось, надо отнимать у соседей имена вместе с жизнью.

    У самых разных народов при болезни человека меняли ему имя, чтобы вместе с именем прогнать недуг: у чукчей северо-восточной Азии, у яванцев в Индонезии, у эскимосов Канады и др. Эскимосы меняли имя и после неудачной охоты.

Учитель: всюду детям давали имена, защищавшие от «нечистой силы».  В тяжелых условиях. При отсутствии мед.помощи детская смертность была огромной. В ней винили «злых духов». Дабы отогнать «нечистую силу» от взрослых и детей, придумывали  имена устрашающие, отталкивающие или обманывающие. В русских документах XV-XVII веков записаны воевода Волчий Хвост, служитель монастыря Дурак (на дурака – то злой дух не позарится), в завещании помещица дарит церкви деревню – «по приказу покойного мужа и господина моего Негодяя» Такие имена были в порядке вещей.

В 1625 году документирован дьякон, «сын дьяволов». Долго держался обычай: в семьях, где часто  умирали, прятать их от чертей, затем инсценировать находку, делая вид. Будто  это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому – то нередки были имена Найден, Ненаш и т.д. Отсюда фамилии Найденов, Ненашев.

Ученик 5: Революция уничтожила обязательность церковных имен. В начале 20-х годов движение за новый быт и отдых от религии обусловили решительный отказ от имен церковных, стремительно и в огромном количестве стали  возникать новые. Что это за имена?

Это были имена – сокращения высокого идеологического смысла, сложенные либо из первых букв нескольких слов (Кэм – коммунизм, электрификация, механизация, Рэм- революция, Энгельс, Маркс). Либо из первых слогов: Владлен (Владимир Ленин), Ревмира (революция мировая), Пятвчет (пятилетку в четыре года), Окдес 9Октябрь десятый), Даздраперма (да здравствует первое мая. После 1927 года появились два имени, связанные с экспедициями в Арктику Отто Юльевича Шмидта – Лагшмивара (лагерь Шмидта в Арктике) и Оюшминальда (Отто Шмидт на льдах).

Были придуманы даже двусловные имена: в Ленинграде девочки Бела Ночь и Артиллерийская Академия.

 Учитель: В потоке новых имен немалую группу составляли обыкновенные нарицательные слова, обращенные в собственные без всяких внешних изменений: Авангард, Гений, Герой, Октябрь, прогресс, Индустрия, Идея, Новелла, Поэма, Электрификация. Эти имена преимущественно взяты из литературы, политики, искусства, но были вполне вещественные. Материальные – мальчик Трактор, портфель, девочка Шестеренка, Баррикада.

 В 30 –е годы приток новых имен пошел на убыль, хотя отдельные примеры продолжали возникать позже.

 А знаете  ли вы историю и значение своего имени или имен своих родителей, соседей, друзей?

 Предлагаю сыграть в игру «Крестики-нолики». Класс делится на две команды: одна называется «крестики», другие – «нолики».  Выбирают команды себе вопросы по очереди. Если ответ правильный, то в это окошечко ставится значок той команды, которая отвечала.

  1. Это имя дают повсеместно  в среднем 5 из 1000 новорожденных девочек, оно вернулось как английская форма имени с основой адель – «благородный». Алла
  2. Древнегреческое имя, означает «воскрешенная», принесено из Византии. (9 букв) Анастасия
  3. Одно из древнейших имен, первоначальное его значение спорно: по мнению ряда ученых «милость», по мнению других – «грация», «миловидная» или «слава». (4 буквы) Анна
  4. Это имя пришло к русским вместе с принятием христианства, но никогда не было частым, преимущественно его брали, поступая в монахини. (8 букв)Вероника
  5. Древнегреческое имя, обозначает «тихая», «спокойная».  У русских оставалось малоизвестным вплоть до начала XX века, когда только и стало распространяться.

 (6 букв) Галина

  1. Имя, принесенное к русским христианством из Византии, с древнегреческого – «непорочная».  Женщины с этим именем сыграли огромную роль в истории России.(9 букв) Екатерина
  2. Древнегреческое имя «светлая», прославлено величайшим произведением древнегреческой и мировой поэзии «Илиадой» (5 букв) Елена
  3. Первоначальное значение  этого имени – спорно. Древнегреческое «гостеприимная» или «чужеземка». К русским принесено христианством из Византии. (6 букв) Ксения
  4. Одни предполагают, что первоначальное значение этого имени – «горькая», другие – «госпожа». А в переводе с древнееврейского – любимая богом. В нашей стране в 20 веке имя  давали очень редко. (5 букв) Мария

Поздравляем команду победителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тайна имени Пфейфер Елена Петровна учитель иностранного языка МБОУ СОШ №12 г.Яровое Алтайский край

Слайд 2

«Из людей не бывает никто безымянным» Гомер Цель: знакомство с происхождением, значением, историей формирования русских имен, распространенных в нашем обществе, формирование социальной и эстетической оценки личных имен.

Слайд 3

Беляй, Губа, Шея, Несмеяна, Чернава, что-то и окружающей среды- Дуб, Бык, Щука, Топор, слова, отражающие трудности родов- Томило, Истома, отношение родителей – Ждан, Неждан, Забава, Милава, имена-обереги- Некрас, Дурак В личных именах закреплялись какие-то отличительные признаки называемого

Слайд 4

Дореволюционная русская деревня В дореволюционной русской деревне 25% крестьян носили имя Иван - каждый четвертый был Иваном. Рекорд установило польское семейство Длугошей в Кракове: всех одиннадцать братьев звали именем Ян, которое считалось счастливым.

Слайд 5

Имена Африки и Азии Смена имени в зависимости от возрастных ступеней каждого человека. Сначала – детские, как «молочный зуб», потом последующие, которые тоже отбрасывают при обряде совершеннолетия, выбирают «взрослые имена». Имена Западной Европы Немецкий писатель Гофман носил тройное имя Эрнст Теодор Амадей. Иногда сочетают мужские и женские имена: Эрих Мария. В Англии Вильям-Эдуард-Стюарт – Тревор - Генри - Эдван -Мартин.

Слайд 6

На острове Новая Гвинея у папуасского племени маранг-аним практиковалась кровавая охота за именами: делали вылазки к соседям и требовали, убивая имя. Их объяснение – не хватка имен. Ведь сколько имен, столько и душ, чтобы племя размножалось, надо отнимать у соседей имена вместе с жизнью.

Слайд 7

Имена – сокращения высокого идеологического смысла Кэм – коммунизм, электрификация, механизация, Рэм- революция, Энгельс, Маркс из первых слогов Владлен (Владимир Ленин), Ревмира (революция мировая), Пятвчет (пятилетку в четыре года), Окдес (Октябрь десятый), Даздраперма (да здравствует первое мая .

Слайд 8

«Крестики – нолики» 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 9

Вопрос 1 Это имя дают повсеместно в среднем 5 из 1000 новорожденных девочек, оно вернулось как английская форма имени с основой адель – «благородный». (4 буквы)

Слайд 10

Вопрос 2 Древнегреческое имя, означает «воскрешенная», принесено из Византии. (9 букв)

Слайд 11

Вопрос 3 Одно из древнейших имен, первоначальное его значение спорно: по мнению ряда ученых «милость», по мнению других – «грация», «миловидная» или «слава». (4 буквы)

Слайд 12

Вопрос 4 Это имя пришло к русским вместе с принятием христианства, но никогда не было частым, преимущественно его брали, поступая в монахини. (8 букв)

Слайд 13

Вопрос 5 Древнегреческое имя, обозначает «тихая», «спокойная». У русских оставалось малоизвестным вплоть до начала XX века, когда только и стало распространяться. (6 букв)

Слайд 14

Вопрос 6 Имя, принесенное к русским христианством из Византии, с древнегреческого – «непорочная». Женщины с этим именем сыграли огромную роль в истории России.(9 букв)

Слайд 15

Вопрос 7 Древнегреческое имя «светлая», прославлено величайшим произведением древнегреческой и мировой поэзии «Илиадой» (5 букв)

Слайд 16

Вопрос 8 Первоначальное значение этого имени – спорно. Древнегреческое «гостеприимная» или «чужеземка». К русским принесено христианством из Византии. (6 букв)

Слайд 17

Вопрос 9 Одни предполагают, что первоначальное значение этого имени – «горькая», другие – «госпожа». А в переводе с древнееврейского – любимая богом. В нашей стране в 20 веке имя давали очень редко. (5 букв)

Слайд 18

Источники 1.источник шаблона: Павлова Анеля Васильевна, учитель истории МОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка» «http://pedsovet.su/» http://rapidlinks.ru/link/?lnk=70872 2.Аралова М.А. «Классный час играючи» Москва, 2004г. 3.Лупоядова Л.Ю. Якимович И.Г. «Копилка классного руководителя» Брянск, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайна имени

Презентация к классному часу....

Конспект открытого занятия Час психологического общения "Тайна имени" в рамках проведения Дня науки и творчества.

Конспект классного часа для учащихся 7-х классов по теме «Тайна имени». Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям, классным руководителям общеобразовательных школ. Учащиеся узнают и...

Час психологического общения "Тайна имени" в рамках проведения Дня науки и творчества.

Конспект классного часа для учащихся 7-х классов по теме «Тайна имени». Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям, классным руководителям общеобразовательных школ. Учащиеся узнают и...

Тайна имени

Материал включает в себя данные об истории происхождения и ценности имени человека и рассматривается как часть культурного наследия человечества....

Информационный бюллетень "Тайна имени"

Представленный здесь информационный бюллетень является результатом поисковой внеклассной работы по русскому языку в 5 классе. Учащиеся, получив индивидуальные задания по исследованию происхождения и з...

внеклассное мероприятие по русскому языку " Тайна имени твоего"

1)Познакомить учащихся со значением их имён, с ритуалом имянаречения на Руси. 2) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность. 3) Воспит...

Классный час "Тайна имени"

Классный час "Тайна имени" имеет целью сплочение классного коллектива, развитие навыков ролевой игры, направлен на познавательную активность учащихся. Разработка создана на основе предложений учащихся...