Индивидуализация процесса обучения
статья (5 класс) на тему

Содержит материал об индивидуальном подходе к каждому ребёнку в процессе обучения, о необходимости учёта психологических особенностей в реализации индивидуального воспитания, об учёте возрастных особенностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualizaciya_processa_obucheniya.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

                                                 МОУ лицей

                                                                       Елисеева Н.Н.

        


        Введение.

      1. Индивидуальный подход в процессе воспитания: основные положения и понятия.

      2. Учёт психологических особенностей в реализации индивидуального воспитания.

      3. Учёт возрастных особенностей в использовании индивидуального подхода.

      4.Требования, предъявляемы к педагогу при реализации индивидуального воспитания.

        Заключение.

        Список используемой литературы.

                               

                                                Введение.

        Индивидуализация в последнее время становится все более  актуальной

из-за стремления современного молодого поколения получать  качественно  иной образовательный материал.  Тесное  взаимодействие  преподавателя  и  ученика позволяет значительно повысить  уровень  знания  последнего,  а  со  стороны учителя поднять свой квалификационный уровень,  непосредственно  изучая различные индивидуальные и психологические  особенности своего  подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и  соответствующим  образом, зная эти особенности и  специфические  качества  воспитуемого,  выбирать  методы, приемы и средства педагогического воздействия.

        Таким образом, хотелось бы не только подробнее изучить  данную  проблематику, но и активно применять её на практике.

 

   1. Индивидуальный подход в процессе воспитания: основные положения

                                                        и понятия.

        Индивидуализации понимается как практическая организация педагогического процесса, с учетом принципов индивидуализации, строящихся на индивидуальном подходе как дидактическом принципе  в  процессе обучения.

         Изучение  индивидуальных  особенностей  учащихся  и проблемы их учета в процессе  образования  уходят  в  глубокое  прошлое.  И, пожалуй,  самый  идеальный   вариант   учета   индивидуальных   особенностей существовал в бытность индивидуального  обучения,  домашнего  воспитания.  В это время педагог,  работая  с  очень  небольшим  количеством  учеников,  мог строить  процесс  обучения,  направленный  на  развитие  конкретных  качеств личности, выработки у нее определенных умений и навыков. Такая методика успешно применяется у нас в лицее, т.к. малая наполняемость классов позволяет применять все эти методы на практике.

        Бесспорно, что в  реальном  процессе  обучения  знания  усваиваются

индивидуально каждым учеником. Однако процесс  усвоения  знаний  может  быть одинаков, совпадать у детей данной группы, класса.  Можно  выявить  общее  в индивидуальном   развитии   детей   в   процессе   обучения.   Общее   может характеризовать уровень развития детей, сходство в  мотивах  деятельности  и поведении. Обычно таким общим уровнем обладают  дети  одинакового  возраста. Поэтому знание  общих  психологических  особенностей  детей  данной  группы, данного возраста обеспечивает  в  обучении  возможность  понимания  учебного материала каждым учеником.

        Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником,  индивидуальные и групповые  беседы  на  заранее  намеченную  тему,  дополнительные  учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи,  связанные с положением ребенка в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией  в группе. Как раз эта роль и отводится освобождённому классному воспитателю. Главное заключается в  том,  чтобы  всесторонне  изучить  ребенка  и озираться  на   его   положительные   качества   в   преодолении   имеющихся недостатков.  В этом  и состоит понимание индивидуального подхода.

        В педагогической теории  индивидуальный подход рассматривается  как

один  из  важнейших  принципов  обучения.  Он  понимается   как   значимость индивидуального подхода как одного  из  общепедагогических  и  дидактических принципов. Во-первых, принцип индивидуального подхода, в отличие  от  других дидактических принципов, подчеркивает необходимость  систематического  учета не  только  социально-типического,  но   и   индивидуально-неповторимого   в личности каждого школьника. Во-вторых, в  индивидуальном  подходе  нуждается каждый  ученик  без  исключения.  Этот  признак  рассматриваемого   принципа вытекает из положения о гуманном  подходе  к  личности  ученика.  В-третьих, индивидуальный   подход   является   активным,   формирующим,    развивающим принципом, тем самым  предполагается  творческое  развитие  индивидуальности ученика.

        Таким образом, индивидуальный подход понимается как  ориентация  на

индивидуально-психологические  особенности  ученика,  выбор   и   применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий. Он  является дидактическим принципом, вносящим свои  коррективы  в  организацию  процесса обучения.

 Создание учебных планов и программ, создание различных  направлений

в обучении неизменно учитывает индивидуальные особенности, но  носит  скорее общий характер, объединяет учеников в группы  по  какому-либо  признаку,  то есть имеет место уже дифференциация.

        Разделение учебных планов и  программ  в  старших  классах  лицея, укомплектование классов по профилям  осуществляется  в  соответствии  со склонностями  и  интересами  учащихся.  Учащиеся  получают   общее    образование по всем предметам типового учебного плана  и  более  глубокие  в области основ науки, которая  имеет  теоретическое  значение  для  избранной специальности.   Большое   внимание   уделяется   постановке    преподавания профильных  предметов.  В  такой  трактовке  дифференциация  выступает   как  средство индивидуализации обучения.

    2 Учёт психологических особенностей в реализации индивидуального

                                 воспитания.

        Классный руководитель  может определить типологические особенности учеников, их самооценку по  «жизненным показателям»,  хотя  он  часто  делает   это   интуитивно,   подсознательно. В  связи  с  этим,  он  должен  учитывать  тип   темперамента, индивидуальные  особенности  своих  учеников и обязательно ознакомить с результатами преподавателей, работающих в своём классе.

        Рассмотрим этот фактор более подробно, затронув  типы  темперамента

учеников,  а  также  некоторые  индивидуальные  особенности.  

Так,   холерик обладает  быстрой,  страстной,  со  сбивчивыми  интонациями  речью, сильно подвижной  выразительной  мимикой,  жесты  его  порывисты,   он   вспыльчив, суетлив, нетерпелив. Если  ярко  выраженный холерик  сидит  за  партой,  он всегда готов  вскочить;  если  выполняет  интересную  или  важную  для  него работу,  он   –   весь   внимание,   все   его   мысли,   эмоции,   движения сконцентрированы на ней. Но потом ребенок испытывает упадок сил и,  пока  не восстановит их, организовать его очень трудно.

        Сангвиник говорит  громко,  быстро,  отчетливо,  сопровождает  речь

выразительными жестами и мимикой, он весел,  энергичен,  деловит.  Сидит  за партой  обычно  непринужденно.  Необходимо  постоянно  поддерживать  интерес сангвиников. Если им скучно, они начинают играть с  ручками,  карандашами  и т.д. или заниматься посторонними делами.

        Речь флегматика спокойна,  равномерна,  с  остановками,  без  резко выраженных эмоций, жестикуляции, мимики. Флегматик  спокоен,  рассудителен, молчалив, медлителен. За партой сидит спокойно, непринужденно, не  вертится, даже когда прозвенит звонок встает как бы нехотя, не сразу.

        Меланхолик обладает слабой неритмичной речью, иногда снижающейся до шепота, стеснителен,  застенчив,  малоактивен,  робок,  необщителен.  Голова часто опущена, подбородок втянут. Внешне ребенок спокоен, его можно  принять за флегматика. Однако беседы с родителями, близкими помогут узнать,  что  он сильно переживает из-за неудач: впадает в уныние, плачет, плохо спит и т.д.

        На уроке экстраверты обычно вступают в разговор,  сидя  за  партой. Интроверты же предпочитают поднять руку или ждать когда их спросят. Экстраверты, особенно холерики, не любят  письменных  видов  работ, избегают их, часто не доделывают, не пользуются черновиками.  Интроверты  же больше любят работать с книгой, выполнять письменную  работу.  Стремятся  не только набросать план устного высказывания, но и полностью его записать.

        Экстраверты испытывают потребность  постоянно  реализовывать  новые учебно-речевые ситуации, разыгрывать новые роли, а при  повторении  начинают скучать.

Так, в результате проведённого тестирования  было выявлено, что в классе сангвиников 9 человек  (Алфёров Д., Бородина Н., Гейдарова Х., Корсакова М., Петросян М., Нагайцева С., Ракомина П., Рожнов А., Данилова С.) холериков 7 человек (Гончаренко А., Горбатенко К.,Кривецкая Н., Марахин К., Морозова И., Письменская К., Семенчук Л.),  флегматиков 2 человека (Зорина Н., Карев А.)

На первых порах формирования ученического коллектива было важно знать об учащихся как можно больше. Например, какая самооценка у каждого из них. К моему удивлению адекватно оценивают себя и свои знания 4 человека, у остальных самооценка завышена. С низкой самооценкой детей в классе нет.

        Учащиеся, которые переоценивают себя,  смотрят  вокруг  оценивающе,

прищурив глаза, сидят за  партой  расслабленно,  откинувшись  назад,  голова

высоко поднята. С такими детьми у преподавателей возникали определённого плана проблемы в процессе обучения. Родители приглашались в лицей не только на беседу ко мне, к преподавателям, но и определённая работа была проделана психологической службой лицея.

        У школьников,  уверенных  в  себе,  спокойные,  широкие,  ритмичные движения:  они  прямо  смотрят  в  лицо  учителю,  партнеру;  у   доски   не переминаются с ноги на ногу.

      3. Учёт возрастных особенностей в использовании индивидуального

                                  подхода.

        При   личностном   подходе   учет   возрастных   и   индивидуальных особенностей   приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные   возможности,   ближайшие, перспективы. Известно, что максимально благоприятные возможности для  формирования  нравственных   и социальных качеств – в младшем школьном возрасте. Чем  меньше  возраст, тем непосредственнее воспитание, чем больше ребенок  верит своему  воспитателю, безоговорочно  подчиняется его авторитету. Поэтому  в младшем школьном возрасте легче воспитывать  положительные  привычки, приучать воспитанников к дисциплине, труду, поведению  в  обществе.

На самом первом родительском собрании родителям была предложена анкета, которая помогла выяснить многие аспекты здоровья, поведения, индивидуального развития учащихся.

Мой ребёнок

1. Когда он родился, то _____________________________________________________________________

2. Самым интересным в первые годы жизни моего ребёнка было то, что он _________________________

3. О здоровье моего ребёнка я могу рассказать следующее ______________________________________

4. Моему ребёнку нравится, когда ____________________________________________________________

5. Моему ребёнку не нравится, когда __________________________________________________________

6. Его (её) положительными качествами является то, что  он (она) всегда ___________________________

7.  Его (её) отрицательными качествами является то, что он (она) __________________________________

8. Трудности в воспитании моего ребёнка связаны с тем, что _____________________________________

10. Кто из членов семьи наиболее авторитетен  для ребёнка ______________________________________

11.Какие поручения в классе мог бы выполнять ваш ребёнок _____________________________________

Решить многие задачи, например, нравственного воспитания, помогали экскурсии. Осенью мы с пятиклассниками побывали в подмосковных Снегирях. Этот мемориальный комплекс заинтересовал ребят, тем более, что они не только слушали рассказ экскурсовода, но и сами стали участниками военной игры «Зарница». Когда детям рассказывали о тех зверствах, которые творили фашистские захватчики, на глазах многих из них были слёзы. А сколько гордости испытали некоторые ребята, когда увидели среди фотографий на стенах музея своих родственников! Дети наперебой рассказывали, что у них дома есть точно такие фотографии, которые хранятся в семейных альбомах.  

Такая непосредственность, открытость свойственна детям младшего школьного возраста и этот фактор обязательно надо учитывать в своей работе.

Так же детям была предложена небольшая работа следующего содержания:  предлагается закончить предложения.

                                           Недописанный тезис

1. Я считаю, что я……

2. Главное в моей жизни - это….

3. Мне хорошо, когда….

4.Мне плохо, когда…

5. Мне нравится, когда взрослые….

6. Мне не нравится,  когда взрослые…

7. В свободное время я…..

8. самая большая радость в моей жизни….

9. Самая большая ошибка в моей жизни….

10. Иногда мне хочется….

Данная работа, на мой взгляд, позволяет лучше узнать и понять внутренний мир ребёнка.

На родительском собрании работа подобного плана была предложена родителям, мне хотелось посмотреть, насколько хорошо они знают своих детей. К моему удивлению, только 40% родителей в курсе душевных притязаний своих детей.

Родительские собрания как нельзя лучше помогают классному руководителю узнать как можно больше о своих учащихся. Тематика собраний очень разнообразна, например, «Общая характеристика адаптационного процесса в 5-ом классе», «Этапы адаптационного процесса», «День откровенных вопросов и ответов»,  «Один день из жизни ребёнка в семье», «Организация сотрудничества семьи и школы», «Формирование у учащихся адекватной положительной самооценки», и т. д.  

4.  Требования, предъявляемые к педагогу при реализации

                                         индивидуального воспитания.

        В  педагогических   руководствах   подчеркивается   значение   двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и  осуществление  воспитания  на  основе  индивидуального  подхода. Психолого-педагогические исследования показали,  что  первостепенное  значение имеет как знание возраста и индивидуальных особенностей, так  и учет  личностных  характеристик  и  возможностей  воспитанников.  Личностный подход понимается как  опора  на  личностные  качества.  Последние  выражают очень важные для воспитания характеристики  –  направленность  личности, её ценностные ориентации, жизненны планы,   сформировавшиеся   установки, доминирующие  мотивы  деятельности  и  поведения.  Ни  возраст,   взятый   в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер,  темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих  качеств,  не обеспечивают  достаточных  оснований  для   высококачественного личностно-ориентированного воспитания.  Ценностные   ориентации,  жизненные   планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом  и  индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик  выводит на правильный учет данных принципов.

        Принцип   личностного   подхода   в   воспитании   требует,   чтобы классный воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо  знал  индивидуальные  особенности темперамента,  черты  характера,   взгляды,    вкусы,    привычки    своих воспитанников;   2)  умел   диагностировать   и   знал   реальный   уровень сформированности  таких  важных  личностных  качеств,  как  образ  мышления, мотивы, интересы, установки, направленность  личности,  отношение  к  жизни, труду,  ценностные  ориентации,  жизненные  планы  и  другие;  4)  постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все  усложняющейся  по трудности   воспитательной   деятельности,   обеспечивающей    прогрессивное развитие личности; 4)  своевременно  выявлял  и  устранял  причины,  которые могут помешать достижению цели,  а  если  эти  причины  не  удалось  вовремя выявить и устранить – оперативно изменял тактику  воспитания  в  зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;  5)  максимально  опирался  на собственную активность личности; 6)  сочетал  воспитание  с  самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;7)развивал самостоятельность, инициативу  самодеятельность  воспитанников,  не  столько руководил,  сколько  умело организовывал  и  направлял  ведущую  к   успеху деятельность.

        Комплексное осуществление этих  требований  устраняет  упрощенность

возрастного и индивидуального подходов, обязывает классного воспитателя  учитывать  не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться  на  закономерности причинно-следственных отношений.

        В числе индивидуальных  особенностей,  на  которые  надо  опираться воспитателю,  чаще  других  выделяются  особенности  восприятия,  мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Эти характеристики успешно развиваются на классных часах в игровой форме. Проведение викторин, конкурсов среди ребят, позволяют расширить кругозор, заставить ребят больше читать и интересоваться тем, что происходит вокруг. Классный час на тему «Как повысить культуру речи» поможет познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой, воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения. При проведении классных часов на тему «В.И. Даль и его толковый словарь», «Я и мои способности», «Мир энциклопедий» я привлекала к подготовке учащихся. Сначала назначала помощников сама. В дальнейшем ребята с удовольствием сами решали, кто по какой теме сможет найти материал и подготовиться к следующему классному часу.  

 Быстрые  темпы  формирования  личностных  качеств   в   детском   и подростковом возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь,  пока содержание, организация, методы и формы воспитания придут в  противоречие  с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели  укорениться в их душе. Однако, повышая требования, необходимо взвешивать силы тех,  кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать  веру  в  свои  силы, привести к разочарованиям или, что  намного  хуже,  к  недостаточно  полному поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях  вырабатывается привычка обходиться полудостигнутым.

        Особенно  внимательно  необходимо следить  за  изменением  главных личностных качеств – направленности ценностных ориентаций, жизненных  планов деятельности  и  поведения,  оперативно  корректировать  процесс   воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.

         Ошибочно полагать, что индивидуальный  подход требуется лишь по отношению  к  «трудным»   школьникам,  нарушителям  правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном  внимании.  Но нельзя  забывать  и  «благополучных».   За   внешним   благополучием   могут

скрываться и неблаговидные  мысли,  мотивы,  поступки.  Подозревать  в  этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.

        Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда  удается.  Нужно,  чтобы  сам  воспитанник  помогал воспитателю. Следовательно,  его  нужно  сделать  своим  другом,  союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

        Таким образом, личностный  подход  обязывает  строить воспитательный  процесс  на  основе  учета  главных  личностных  качеств   –

направленности  личности,  её  жизненных  планов  и  ценностных  ориентаций, опираться на возрастные и индивидуальные особенности  воспитанников.

                                               Заключение.

       Индивидуальный подход рассматривается как один  из  важнейших  принципов  обучения.  Он,  в отличие  от  других  дидактических  принципов,  подчеркивает   необходимость систематического учета не только социально-типического, но и  индивидуально- неповторимого в личности каждого школьника. Также в  индивидуальном  подходе нуждается каждый  без  исключения  ученик.  Индивидуальный  подход  является активным,  формирующим,  развивающим  принципом,  тем  самым  предполагается

творческое развитие  индивидуальности  ученика.  В  связи  с  этим,  педагог

должен  учитывать  тип  темперамента,   индивидуальные   особенности   своих учеников.

         В процессе индивидуального обучения диагностируются  потенциальные возможности, ближайшие перспективы развития воспитуемого.  Ценностные ориентации, жизненные  планы,  направленность  личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями.  Но  только приоритет  главных  личностных  характеристик  выводит  на  правильный  учет данных принципов.

Доминирующим качеством педагога, работающего в области индивидуального  обучения  и  воспитания  на мой взгляд должно быть  отличное знание как возрастной, так и индивидуальной психологии.

       

 Список используемой литературы:

     1. Педагогика. Учебное  пособие  для  студентов   педагогических вузов

        и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.:

        Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

     2. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебн. пособие.-3-е изд., перераб и доп.-

        М.:Юристъ,1997.512 с.

     3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов:

        В 2 кн. – М. Гуманит.изд центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Процесс

        воспитания.- 256 с.

     4. Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов./Ю.К.Бабанский,

        Н.А.Сорокин и др.; Под  ред. Ю.К.Бабанского.-М.,Просвещение,1988. –

        497 с.

     5. Общая психология: Учеб.для студентов пед.ин-тов/ А.В.Петровский,

        А.В.Брушлинский,В.П.Зинченко:под ред.А.В.Петровского.-М.:

        Просвещение,1986

     6. Райгородский Д.Я. Психология и самоанализ характера. Хрестоматия по

        психологии и типологии характера.-Самара:Издательский дом

        ‘Бахрах’,1997.-640 с.

     7. Основы психологии:учебник для вузов.-М.:Культура и спорт, ЮНИТИ,

        1997.-295 с.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация процесса обучения на уроках математики

1.     Принцип индивидуализации – основной принцип построения урока.2.     Выбор каждым учеником уровня изучения предмета: базовый или профильный.3....

Современные подходы к подготовке, организации и проведению учебных занятий с применением компьютерных обучающих программ. Индивидуализация процесса обучения.

Создание и развитие системы дистанционного обучения (ДО) представляет собой сложную задачу. Для её решения надо чётко представлять основные проблемы, принципы и особенности дистанционного обучения, ос...

Индивидуализация процесса обучения - потребность времени.

В приложении к научно-практическому журналу "Педагогическая нива" № 5/2013, СПб.: Стратегия будущего, 2013, - 73 с. напечатана статья учителя ГБОУ лицея № 572 Невского района Санкт-Петербурга  Пе...

Индивидуализация процесса обучения детей с гиперактивностью

Индивидуализация процесса обучения детей с гиперактивностью....

Индивидуализация процесса обучения и активизация познавательной деятельности учащихся в ходе реализации модульного обучения

Учебный модуль – основное средство модульного обучения, которое является логически завершенной единицей учебного материала, а также заключает в себе целевую программу действий и методическо...

Статья " Сайт учебной дисциплины (английский язык) как средство индивидуализации процесса обучения."

Сайт учебной дисциплины как средство индивидуализации процесса обучения.В последние годы в российском образовательном пространстве стоит вопрос об индивидуализации обучения и об обучении с помощью диф...


 

Комментарии

Сараева Надежда Михайловна

В работе есть интересный конкретный материал, который можно использовать при работе в различных классах. Спасибо. Сараева Н.М.