Индивидуализация процесса обучения на уроках математики
статья по теме

Песоцкая Алина Александровна

1.     Принцип индивидуализации – основной принцип построения урока.

2.     Выбор каждым учеником уровня изучения предмета: базовый или профильный.

3.     Критерии, задающие уровень образования.

4.     Технология уровневой дифференциации «Лестница достижений».

5.     Типы индивидуальной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualizatsiya_protsessa_obucheniya.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Принцип индивидуализации является основным принципом построения урока. Само это понятие определяется как «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся».

В содержательном плане индивидуализация осуществляется посредством предоставления возможности каждому ученику выбрать уровень изучения предмета – базовый или профильный. В базовом образовании учитель, опираясь на знание уровня подготовленности и развития ученика, специальным подбором дифференцированных заданий «ведет» ученика от уровня его актуальных к уровню его ближайших потенциальных возможностей, то есть обучает его в «зоне ближайшего развития» ( по Л.Г.Выготскому). В профильном обучении функция уровневой дифференциации несколько иная: необходимо создать условия для собственного осмысления и оценки учеником того максимального уровня, которого он может достичь при изучении предмета.

Чтобы обеспечить субъектность ученика в разноуровневом обучении, его необходимо познакомить с критериями и показателями уровней.

В качестве основный критериев, задающий уровень образования, можно принять:

  1. объем, состав и сложность содержания:
  • обязательный минимальный (базовый) с простыми и явными связями;
  • расширенный (производный от базового) со сложными, но явными связями;
  • дополнительный к базовому, углубленный, со сложными скрытыми связями;

2.Требования к качеству усвоения содержания:

  • знания и умения (уровень воспроизведения);
  • понимание и выведение (уровень аналитико-синтетической деятельности);
  • применение и оценочные суждения (уровень обобщения);

3.Характер познавательной деятельности, требуемый для усвоения и применения усвоенного:

  • репродуктивный (копирующий по образцу);
  • конструктивный (логическое структурирование);
  • продуктивный (творческий, рефлексивный);

4.Сформированность социальных и предметных компетенций:

  • предметные (образовательные);
  • социальные, коммуникативные (нормативные);
  • универсальные (личностные).

Технология уровневой дифференциации

«Лестница достижений»

Сущность технологии «Лестница достижений» заключается в том, что к относительно законченному отрезку учебного процесса (уроку, теме, всему курсу) составляется «лестница» заданий для самостоятельного выполнения учащимися. В основании лестницы представлены задания базового уровня, обязательные для выполнения каждым учеником. Они составляют наибольшее количество от общего числа заданий. Над ними настраиваются более сложные задания, требующие самостоятельного применения знаний и умений базового уровня. Такие задания предлагаются в меньшем количестве. Следующая ступенька содержит еще меньшее количество заданий. Но требующих для своего решения не только знаний, но и догадки. Таким образом, каждая следующая ступенька содержит задания, требующие все более высоких уровней умений и способностей.

Задания высшего уровня

Задания высокого уровня

Задания базового уровня

Реализация технологии:

  1. Все учащиеся начинают с выполнения нижней ступеньки до тех пор, пока не будут выполнены все задания. В случае затруднения ученик может получить помощь в виде обращения к базовым знаниям. Помощь в виде подсказки решения задачи «штрафуется» добавлением аналогичной задачи для самостоятельного решения.
  2. По завершении выполнения заданий первого уровня, учащиеся предъявляют их на проверку и при правильном решении всех заданий получают отметку - «зачтено», если намерены решать задачи следующего уровня, и «3», если приняли решение ограничиться базовым уровнем. Но технология так сконструирована. Что она создает психологический настрой на продолжение выполнения заданий. В самом деле: получив фиксированную оценку за выполнение заданий предыдущего уровня, ученик ничем не рискует, попробовав решить хотя бы одну задачу следующего уровня. Задания следующего уровня дают ребенку шанс улучшить свои результаты.
  3. Выполнение заданий следующего уровня. Если ученик испытывает затруднение, то он может получить помощь: ученика, который продвинулся по лестнице выше; учителя; разобрать образец решения по решебнику на «столе самоконтроля». Но, если он хочет, чтобы этот уровень ему был зачтен или получить «4» как фиксированную оценку, то он должен самостоятельно выполнить положенное количество заданий данного уровня.
  4. Аналогичным образом организованно выполнение заданий уровня, который оценивается высшей оценкой.

Таким образом, от желания ребенка зависит, на каком уровне достижений ему следует остановиться и принять решение о выборе (или отказе от выбора) соответствующего профиля дальнейшего образования. Это стимулирует саморазвитие ученика. Ведя его по ступенькам познания к более высоким уровням.

Еще я применяю следующий тип индивидуальной работы.

Известно, что далеко не у каждого школьника сформирована способность решить задачу на виду у всего класса. Некоторые очень волнуются от всеобщего к ним внимания, и ни о какой продуктивной мыслительной деятельности не может быть и речи. В этом случае я применяю следующий прием: даю самостоятельную работу для всех учащихся, а этого школьника вызываю решить это же задание за доской. Для него создается почти домашняя атмосфера – он остается один на дин с заданием.

Есть ученики, которые испытывают вообще страх перед задачей, особенно геометрической. Тогда их можно вызывать вместе с одноклассником, равным по силе, но более уверенным в себе. В этом случае решение рождается в результате совместного обсуждения. Наблюдать за ними в эти минуты несказанно радостно: темп обсуждения плана постепенно нарастает. Ребята, увлеченные процессом поиска решения, забывают обо всем. Когда же решение найдено, его представляет кто-нибудь из авторов. Ситуация складывается еще любопытнее, если одну задачу решают две пары учеников и каждая пара состоит из мальчика и девочки. Девочка выбирается сильная по знаниям, но застенчивая, мальчик – думающий, но ленивый. Именно подбор такой группы заставляет каждого из них работать активно, концентрировать свое внимание. Использовать все свои силы, способности для достижения цели. Класс же получает наслаждение от разных способов решения задачи и от оценки работы каждой группы у доски. Интересен и психологически важен момент, когда ребята выбирают, кто из них будет представлять решение. При ответе второй пристально следит за рассказом товарища и при малейшей заминке бросается на помощь.

Мы знаем, что задача является творческой для ученика, если он незнаком с общим способом решения этого типа задач. Но как часто возникает ситуация, особенно после объяснения новой темы, когда некоторые ученики уже все поняли и с легкостью решают рассмотренным методом задачи, требуемые программой. Другие так и не овладел им, и поэтому каждая из задач для них так и осталась неприступной крепостью. Вот таких ребят я вызываю решать домашнее задание, либо примеры по текущей теме за доской. А сама рассматриваю с остальной частью класса более сложные задачи.

Еще было бы лучше, если бы кабинет был оснащен передвижной доской. Я ее бы поставила в конце класса. Это позволило бы следить (практически без затрат дополнительных сил) за тем, что делается на этой доске.

Первый этап урока в 5-6 классах – устные упражнения. Устные упражнения не принесут пользы, если ученики по очереди выполняют по одному действию и называют результат. При этом большинство учащихся класса остается пассивным и постепенно привыкает к ничегонеделанию во время устного счета. Смысл же этих заданий в том, чтобы каждый ученик выполнил весь объем вычислений. А учитель имел возможность быстро и легко проверить работу каждого учащегося. Для достижения этой цели я использую индивидуальную доску для устного счета. На доске выписаны задания, учащиеся выполняют их устно, а результат записывают на индивидуальной доске. По моей команде учащиеся одновременно поднимают свои доски. Таким образом, у меня есть возможность проконтролировать работу каждого учащегося.

доклад:

«Индивидуализация

процесса обучения»

учитель

математики

Песоцкая А.А.

МАОУ СОШ № 37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс. Диагностико – технологическое управление процессом обучения на уроках математики

Обучение на уроках математики необходимо начинасть с отработки вычислительных навыков...

Индивидуализация процесса обучения

Содержит материал об индивидуальном подходе к каждому ребёнку в процессе обучения, о необходимости учёта психологических особенностей в реализации индивидуального воспитания, об учёте возрастных особе...

Индивидуализация процесса обучения и активизация познавательной деятельности учащихся в ходе реализации модульного обучения

Учебный модуль – основное средство модульного обучения, которое является логически завершенной единицей учебного материала, а также заключает в себе целевую программу действий и методическо...

Доклад "Индивидуализация процесса обучения математике посредством применения разноуровневых заданий"

Уровневая дифференциация позволяет учителю работать как с отдельными обучающимися, так и с группами, сохраняет коллектив, в котором происходит развитие личности. Помагает создать условия для обучения ...