Методы и приемы работы с детьми, испытывающими затруднения в процессе обучения на уроках математики.
статья по математике (5 класс)

Методы работы со слабоуспеающими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приёмы работы с детьми, испытывающими затруднения в процессе обучения на уроках математики.

 

           Одной из главных проблем, которую приходится решать на уроке учителю - это работа со слабоуспевающими учащимися. 

Слабоуспевающими в современных школах называют тех детей, которые плохо подготовлены к учебному материалу, имеют низкий уровень интеллектуальных способностей.

Работа со слабоуспевающими детьми сложна во многом из-за того, что у таких школьников нет элементарного интереса к школьному предмету. У них отсутствует стимул хорошо учиться, а давление со стороны учителей лишь усугубляет ситуацию.

Выбор форм, методов и приёмов обучения обуславливается рядом факторов: задачами школы на современном этапе развития, учебным предметом, содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития учащихся, а также уровнем готовности их к овладению учебным материалом. На выбор форм и методов обучения оказывает влияние коррекционная направленность обучения во вспомогательной школе, подготовка учащегося к овладению определённой профессией, а также решение задач социальной адаптации.

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.    Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению той или иной задачи.

Наиболее принятой является классификация методов по источнику получения знаний.

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.

2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов.

3. Практические методы: устные и письменные упражнения, измерение, вычерчивание геометрических фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений.

         Если с помощью метода происходит овладение основным содержанием учебного материала, то те или иные методические приемы обеспечивают углубленное усвоение отдельных вопросов предмета или темы.

         Приём - составная часть или отдельная сторона метода. В процессе обучения приёмы играют важную роль, поскольку они побуждают учащихся к активному участию в освоении учебного материала: постановка вопросов при изложении учебной информации, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам, побуждение к ведению записей.

К таким приёмам относят: дидактические игры, логические задачи, упражнения на сравнение и обобщение, самостоятельные работы и т.д.

В практике можно встретить большое количество разнообразных методических приемов. Некоторые из них являются общими для многих предметов, а другие применимы только при обучении конкретному предмету.

Сегодня мы рассмотрим некоторые методы и приёмы, которые применяются на уроках математики, с целью повышения активности и интереса, для достижения обязательного уровня у слабоуспевающих учащихся.  

Остановимся на некоторых приёмах работы. К ним относятся: 
•Алгоритмизация деятельности; 
•Отработка  вычислительных навыков; 
•Многократное проговаривание и закрепление материала урока; 
• Использование средств невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план); 
• Рациональное  распределение учебного материала. 

В целях оперативного контроля за усвоением материала можно проводить небольшие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что–то не поняли. Этим ребятам оказывается оперативная помощь.

Многократное проговаривание и закрепление материала.

При изложении нового материала, обращаясь к слабоуспевающим учащимся, выясняю степень понимания ими учебного материала, привлекаю к высказыванию предложений, к выводам и обобщениям, к повторениям математических терминов, алгоритмов.

При изучении нового сначала решаю примеры определенного типа сама с подробным объяснением, потом вызываю к доске желающих трёх учащихся,  из них один из слабоуспевающих. Каждому даю своё задание, подобное разобранному мной. Слабоуспевающим учащимся разрешаю пользоваться памятками, стимулирую самостоятельные действия, привлекаю помощников или сама работаю с ними у доски. Стимулирую их ответы хорошей оценкой или похвалой.

Еще один важный нюанс, без которого невозможно проводить работу с такими учениками — это непрерывный контроль их успеваемости и работа над ошибками.

Схемы - опоры - это, оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения.

От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней. В своей работе я часто использую таблицы, например, для решения задач, нахождения периметра и площади.

         Готовясь к уроку учителю важно помнить о том, что учебный материал должен использоваться в определённой последовательности, с нарастающей степенью трудности.     На разных этапах урока различные порции учебного материала. Важно тщательно вести подбор упражнений для закрепления, повторения, проверки знаний с учётом индивидуальных познавательных возможностей учащихся класса.

    Для слабоуспевающих учащихся учителю необходимо планировать дифференцированную работу, с целью контроля усвоения материала и создания ситуации успешной работы на уроке.

Метод и приём могут меняться местами. Но независимо от этого, учитель обязан включить в структуру своего урока тот или иной приём, метод.

      В результате у учащихся будет формироваться интерес к учебному процессу, повышаться активность, что имеет немаловажное значение для учителя в его работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы с детьми девиантного поведения

В презентации содержатся методические приемы и методы для работы социального педагога с детьми девиантного поведения....

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике...

Представление опыта "Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках истории". Открытый урок.

Как в массовой общеобразовательной школе педагогу без специального образования обеспечить усвоение программы детьми с ОВЗ? Данная технологическая карта урока отражает накопленный опыт при работе с дет...

Представление опыта "Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках истории"

Представление опыта "Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках истории"...

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике

Программа работы с детьми, испытывающими   трудности  в освоении образовательной                             ...

Презентация «Методы и приемы работы с детьми ОВЗ для включения в образовательный процесс»

Изучая различные материалы, для себя я выделили несколько технологий.1.Коррекционно-развиввающая2.Элементы технологии опережающего обучения3.Здоровьесберегающие технологии4.Коммуникативно-игровая5.ИКТ...