Мастер - класс. Диагностико – технологическое управление процессом обучения на уроках математики
методическая разработка по теме

Исакова Тамара Ивановна

Обучение на уроках математики необходимо начинасть с отработки вычислительных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master__-_klass.rar235.76 КБ

Предварительный просмотр:

Исакова Тамара Ивановна

МКОУ Средне-Муйская СОШ Усть-Удинского района Иркутской области

Тема «Диагностико – технологическое управление процессом обучения»

Тема выбрана мною не случайно. Не ошибусь, сказать о том, что каждый сталкивается с проблемой низких результатов срезовых знаний в течение I четверти и всего учебного года. В чем же причина? Ответ на свой вопрос нашла на страницах журнала «Народное образование» №4 – 8, 1984. Автор Всеволод Зайцев, научный руководитель Межрегиональной экспериментально-технологической площадки «Преемственность», назвал ее «Диагностико-технологическое управление процессом обучения». Путь к успеху в этой технологии лежит через обогащение традиций применением диагностики и технологий.

Общеизвестно, что ученики, снизив за лето уровень обще учебных умений, учатся в первой четверти хуже обычного. Проведенные исследования показали, что скорость чтения снижается более чем у половины учеников 2 ступени, скорость письма – у 2/3, вычислительные навыки сохраняются только у 4 части школьников.

Первоочередной задачей первой четверти для меня является восстановление общеучебных умений. Как считает сам автор, если не мобилизовать усилия на решение этой задачи, то общеучебные умения восстанавливаются более полугода. Пренебрежение репродукцией сказывается на обучении в течение всего учебного года, а преждевременная творческая деятельность (до обеспечения системного усвоения знаний) напоминает незрелые плоды.

В течении первой четверти провожу на каждом уроке в течении пяти минут вычислительные упражнения Целесообразно в 5 - 9 классах производить самозамеры или взаимозамеры с регистрацией результатов в ученических дневниках. Учитываю при этом нормы обще учебных умений и навыков.

Оценка

Скорость вычислений, цифр, в минуту

«Отлично»

40

«Хорошо»

30

«Удовлетворительно»

20

«Неудовлетворительно»

<20

Выполнение такой рекомендации потребует усиленной тренировки: в начальных и 5-6 классах в течение учебного года, в 7-9 классах – только в первой четверти.

2. Освоение методики В. Зайцева на практике.

Технологию начинаю с входного замера скорости счёта

Замеры скорости счёта провожу -3,4 раза в неделю. Применяю разные формы проверки: самоконтроль, взаимоконтроль, учительский контроль. Для проверки выбираю продуктивные дни. Результаты проверок фиксирую в тетради учёта, дети – в дневниках. Работу по замерам скорости счёта проделываю в течение I четверти в -5 - 6 классах, в 7 -9 –в течение сентября. При необходимости – продолжаю во II, III четвертях.

3.Требования к замерам скорости вычислений

Замер скорости вычислений проводится перемножением двузначных чисел. Для замеров заготавливаются карточки, содержащие не менее 10 вариантов заданий по четыре примера в каждом. Чтобы карточки были одинаково сложными, условия примеров содержат каждую цифру (от 2 до 9) по два раза. Длительность выполнения (одна минута) строго контролируется

4. Структура технологической системы

В соответствии с результатами диагностики технологическая система упражнений состоит из двух частей: качественного усвоения таблицы и технологического тренажа, улучшающего умения умножать.

Для качественного усвоения таблицы умножения применяю такие приёмы:

Переключение канала восприятия (вопрос задаётся в неполной форме, кратко, цифры воспринимаются зрительно). Таблица умножения заучивается вслух, а при решении примеров цифры воспринимаются зрительно. Для этого изготавливаются демонстрационные карточки размером 15*15 см; на каждой из них купно написана одна из цифр от 2 до 9. Учитель берёт со стола две любые карточки и спрашивает, не называя цифр, а лишь показывая их ученикам: «Сколько?» Отвечают хором. Если кто собьётся, сразу будет слышно – и тогда надо будет повторить правильный ответ. За минуту можно предложить десяток упражнений. Через 2 – 3 дня дети будут воспринимать цифры не только на слух, но зрительно.  Игра «Молчанка» - учитель показывает детям два числа, дети, молча поищут мелом на дощечках ответы и показывают учителю.

Обычно возникают организационные трудности: при первичной проверке, элементы таблицы надо предлагать вразброс, для этого можно использовать сорбонки, на одной стороне которых приведен элемент таблицы, например, 7*8, а на другой результат – «56». Перетасовав колоду таких карточек, показываю ученику поочередно каждую из них, а он называет результат. В ходе игры ученик записывает в тетради те элементы таблицы, которые он не знает. Можно предложить игру «Почтовый ящик»,  напоминающий игру с сорбонками.

Применение технологического тренажа

Если после усвоения таблицы умножения провести замер скорости вычислений, то у большинства учеников она составит более 20 цифр в минуту. Теперь можно совершенствовать  умение умножать, используя для этого технологичный тренаж. Для того чтобы сократить подготовительную работу, использую карточки многократного использования. Задания в них не имеют одинаковых примеров. Если в неделю пять уроков математики, то на четырех тренаж проводится со взаимопроверкой, а на пятом проверяю и и выставляю отметки.

Высокий результат даёт применение информационных коммуникативных технологий: тренажёры, Цоры.

Выполнение упражнений на умножение в течение двух недель (ежедневно) позволяет повысить скорость до 30-40 цифр в минуту у большинства учеников, тем самым понизить количество ошибок при выполнении одиночных математических действий.

Зависимость количества ошибок от скорости счёта

Средняя скорость вычислений (количество цифр в минуту)

10

15

20

25

30

40

Количество ошибок на 100 одиночных математических действий

18

12

10

7

4

0

Литература

Зайцев В. Н. // Народное образование № 4-8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме «Активные формы работы на уроках математики как фактор ведущих умений и навыков учащихся» на примере темы «Многогранники»

       На мой взгляд, наиболее глубокие знания учащиеся получают на экспериментальных уроках-исследованиях, посвящённых изучению новой главы или  темы, т.к. такие уроки...

Мастер-класс на тему:" Технология проблемного обучения на уроках обществознания"

Нам не удавалось добиться идеального общества, так как нет хороших условий для соблюдения гуманного отношения к окружающим и самого желания человека не навредить....

Индивидуализация процесса обучения на уроках математики

1.     Принцип индивидуализации – основной принцип построения урока.2.     Выбор каждым учеником уровня изучения предмета: базовый или профильный.3....

Мастер класс по теме: «Технология интерактивного обучения на уроках английского языка»

Предоставлен мастер-класс по теме  «Технология интерактивного обучения на уроках английского языка», где в рамках реальной ситуации можно познакомиться с этапами данной технологии....

Мастер-класс "Активные приемы и методы обучения на уроках биологии"

Успользование активных методов и приемов обучения биологии на примере урока в 5 классе "Первый шаг в биологию"...