Главные вкладки

    Зовет к Отечеству любовь (Отечественная война 1812 года)
    классный час (6 класс) на тему

    Лазарева Елена Ивановна

    Классный час посвящен Отечественной войне 1812 года, и в частности партизанскому движению под руководством Герасима Курина в Богородском и Павлово-Посадском районах. 

    Фильм "Аты-баты" находится здесь: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=7KRHyQh68fA&noredirect=1

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Зовет к Отечеству любовь!

    Цель:  познакомить учащихся с ролью православной веры в Отечественной войне 1812 года, а также с особенностями партизанского движения.

    Задачи: воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за русский народ.

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

    Ход  урока:

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Организационный момент.

    Слово учителя:

    Военный поход Наполеона в Россию уже почти два столетия занимает умы русских историков, и мало кто из них задумывается над скрытым смыслом военного подвига всех народов России, собравшихся воедино для отражения врага. Всегда во времена вражеских нашествий первым словом и делом взывала к народу Русская Православная Церковь, и простирались над Россией Покров Божией Матери и небесное заступничество русских православных святых. И в  1812 году митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин), узнав о вторжении французов в Россию, послал из Вифании, где находился на излечении, императору Александру I в благословение образ преподобного Сергия Радонежского. А потом, сразу после Витебского сражения, предрёк победу православному воинству, как в своё время преподобный Сергий Радонежский предсказал победу св. князю Димитрию Донскому, а преподобный Иринарх Ростовский — князю Димитрию Пожарскому.

    Наполеон вторгся в российские пределы 12 июня, на следующий день после празднования 11 июня иконы «Достойно есть» («Милующая»), чем сам предопределил судьбу своего похода и своей армии.

    17 августа, в день празднования Печерской (1085) и Свенской (1288) икон Божией Матери, в войска прибыл М.И.Кутузов, назначенный командующим армией.

    Фельдмаршал прибыл в день избавления Брянска от французов заступничеством Печерской (Свенской) иконы Божией Матери.

    «Надеетесь ли вы разбить Наполеона?» — спрашивали в это время Кутузова. «Разбить — нет, а обмануть — надеюсь», — отвечал он с улыбкой. Не согласившись с предложениями сразу же дать французам генеральное сражение, он ещё несколько дней вёл армию назад. Накануне Бородинской битвы к воинам была принесена написанная, по преданию, евангелистом Лукой Смоленская икона Божией Матери, перед которой состоялся молебен о даровании победы. Михаил Илларионович первым опустился перед ней на колени, а вслед за ним генералы и вся армия.

    Слово учителя:

    Моральное состояние российского общества накануне Отечественной войны 1812 года можно выразить словами российского историка Михайловского-Данилевского: «Кто не жил во время Наполеона, тот не может вообразить себе степени его нравственного могущества, действовавшего на умы современников. Имя его было известно каждому и заключало в себе какое-то безотчётное понятие о силе без всяких границ. К воинской славе Наполеона, наполнившей воображение всех, присоединились необыкновенные явления в природе… Все были в ожидании событий чрезвычайных. На небе явилась комета. Простолюдины, глядя на бродящую в небесах звезду и огромный хвост ея, говорили: пометёт беда землю Русскую!»

    Цитата из листовки армейского времени: «Партии, или лучше сказать, разбойничьи шайки его (Наполеона), нападая на безоружных поселян, тиранствуют над ними со всею жестокостью времён варварских: грабят и жгут дома их; оскверняют храмы Божии, оскорбляют разными ругательствами священнослужителей их и, словом, всё встречающееся делают жертвой насилия своего». Теперь оставалось только надеяться на себя, русскую армию и талант Михаила Илларионовича Кутузова, и накануне битвы, 21 августа (2 сентября), 28-летний подполковник Давыдов предложил Кутузову организовать партизанский отряд из гусар и казаков.

    Слово учителя:

    Партизанские отряды создавались повсеместно. 20 сентября части корпуса маршала Нея численностью не менее шести тысяч солдат при восьми орудиях прорвали оборону русских и двинулись в сторону Покрова. Спустя три дня они вошли в Богородск (ныне Ногинск). Малочисленные казачьи и гусарские разъезды, видя численное превосходство французов, отступили к Бунькову и Кузнецам. Владимирский тракт остался почти без защиты войск. Вот что написано в одной из старинных метрических книг Воскресенской церкви Павловского Посада (запись сделана современником событий): «В селе Вохне было сражение с неприятелями, крестьян с 42-мя казаками, и была ружейная пальба, французов убили 27 человек, ранили 5 человек, в плен взято 7 человек, октября в первый день Покрова Пресвятыя Богородицы. О, Мати Божия покрыла и защитила нас, грешных, своим честным Покровом. Те врази и неприятели ушли из Москвы и от нас помощью Покровом Пресвятыя Богородицы в тот  1812 год октября в первый день Покрова Пресвятыя Богородицы. А наших, ни казаков, ни мужиков, ни одного человека не убили и не ранили, а только у казачьего начальника легкою раною лошадь под ним ранили. Сие написано на память будущему роду» Также в одной из брошюр (издана в 1911 г) Воскресенской церкви говорится: «Когда манифест Александра I, с знаменитым призывом ко всем русским людям встретить врага с оружием в руках пришел в Вохонскую волость, то бывший в то время Вохонским волостным старостой Егор Стулов собрал волостной сход на поле против Воскресенского храма и объявил всем собравшимся волю Государя. На этом сходе решено было отслужить молебен о даровании победы русскому оружию и затем оставить дружину ратников из местных волостных крестьян. Такая дружина, действительно, и была составлена, и жители Павлова и окрестных деревень, вооружившись чем пришлось, приготовились в случае нужды встретить незваных гостей. В конце сентября месяца в село Павлово явилась небольшая партия казаков, которые известили, что по Бронницкой дороге, по направлению к Вохонской волости идет отряд французов. Вохонцы немедленно собрались на той же поляне перед храмом Воскресения Христова, на которой староста Егор Стулов объявил Царский манифест. Вторично отслужив здесь молебен, они решили защищаться до последней капли крови…Так подготовились крестьяне Вохонской волости к встрече и отпору врагов» Таким образом, Вохонская волость не была застигнута врасплох. Задолго до нападения на село сход собрал дружину для самообороны. Во главе ее назначили крестьянина Герасима Матвеевича Курина.

    Слово учителя:

    Русский народ проявлял необыкновенную доблесть, но Москва все-таки, впервые за 200 лет, оказалась в руках иноземцев. 14 сентября французы, усталые и поражённые пустотой города, вошли в Москву. В безлюдном городе вдруг начались пожары. Взятие столицы вражеской империи оказалось для французов неожиданно лёгким и роковым. Русская армия, выполняя приказ Кутузова, рано утром 14 сентября ушла из города по Старой Рязанской дороге. Прямо на ней сделали первую ночёвку, на берегу реки Люберки. Кутузов со штабом расположились в деревне Панки. Александр I негодовал, узнав, что Кутузов ушёл из Москвы, не попытавшись её оборонять. Но известно, что победителей не судят: через пару месяцев Кутузов раздавил Великую армию Наполеона. Долго не понимали, почему Кутузов так поступил? Потому Лермонтов и задаёт в поэме «Бородино» мучавший его современников вопрос: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…»

    Наполеон на Поклонной горе высокомерно долго ждал каких-то мифических бояр с ключами от города… Потом всё понял и в озлоблении двинулся в пустой город.

    Заключительное слово учителя:

    В Западной Европе во всех городах за редким исключением есть величественные монументы, посвящённые древнейшей истории славян. Нет на Западе, к сожалению, храма — памятника величайшему подвигу русского духа, победе в Отечественной войне 1812 года. Храм Христа Спасителя в Москве — главный всенародный памятник избавления России от нашествия с Запада.  Война победно завершилась в 1814 году. В день Светлого Праздника Святой Пасхи в центре Парижа (тогда — культурной столице всего западного мира) был совершён благодарственный молебен по православному чину. Император Александр I Благословенный в частном письме признавался: "Я привёл и поставил своих воинов; по моему приказанию сделан был амвон; созваны были все русские священники, которых только найти было можно; и вот, при бесчисленных толпах парижан всех состояний и возрастов, живая гекатомба наша вдруг огласилась громким и стройным русским пением… Всё замолкло, всё внимало!.. Торжественная была эта минута для моего сердца; умилителен, но и страшен был для меня момент этот. Вот, думал я, по неисповедимой воле Провидения, из холодной отчизны Севера привёл я православное моё русское воинство для того, чтобы на земле иноплеменников, столь недавно ещё нагло наступавших на Россию, в их знаменитой столице, принести совокупную, очистительную и вместе торжественную молитву Господу. Духовное наше торжество в полноте достигло своей цели; оно невольно втолкнуло благоговение и в самыя сердца французския… французские маршалы, многочисленная фаланга генералов французских теснилась возле русского креста и друг друга толкала, чтобы иметь возможность скорее к нему приложиться. Так обаяние было повсеместно, так оторопели французы от духовного торжества русских"

    После заключительных слов проводится опрос (на проектор выводится ряд вопросов)

    Готовятся к уроку, рассаживаются по местам. Ученик, сделавший презентацию, садится за компьютер.

    Внимательно слушают учителя.

    На проектор выводятся слайды №2, №3, №4.

    Один из учеников выходит к доске с заранее подготовленным докладом о Смоленской иконе Божией матери (приложение №1) и делает сообщение. Остальные слушают и записывают ключевые моменты в тетрадь.  На проектор выводится слайд №5.

    Ученик делает небольшое сообщение о партизанских отрядах (приложение №2)

    На проектор выводится слайд №6. Ученики смотрят короткометражный фильм «Аты-баты. Партизанская война 1812 года.»

    На проектор выводятся слайды №7, №8.

    Выступает ученик с докладом о Г.М. Курине (приложение №3).

    На проектор выводятся слайды №9, №10.

    Ученик говорит несколько слов о московском пожаре (приложение №4).

    На проектор выводится слайд №11

    Ученики все вместе отвечают на вопросы, обсуждают непонятные или спорные моменты, подводят итоги.

    Слайд №12.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ВНЕКЛАССНОМУ МЕРОПРИЯТИЮ «ЗОВЕТ К ОТЕЧЕСТВУ ЛЮБОВЬ»

    Слайд 2

    МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ ПЛАТОН (ЛЕВШИН) ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I

    Слайд 3

    СВЯТОЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

    Слайд 4

    НАПОЛЕОН I М.И. КУТУЗОВ

    Слайд 5

    СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

    Слайд 6

    Д.В. ДАВЫДОВ

    Слайд 7

    МАРШАЛ М.НЕЙ

    Слайд 8

    ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В ПАВЛОВСКОМ ПОСАДЕ СЕГОДНЯ

    Слайд 9

    ЕГОР СТУЛОВ КНЯЗЬ Г.Д.ГОЛИЦЫН

    Слайд 10

    Г.М. КУРИН

    Слайд 11

    МОСКОВСКИЙ ПОЖАР 1812 ГОДА

    Слайд 12

    КАКАЯ ИКОНА БЫЛА ПРИНЕСЕНА ВОИНАМ НАКАНУНЕ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ? КАК ПОВЛИЯЛО НА СОЛДАТ ЕЕ ОБРЕТЕНИЕ? КАКИМ БЫЛО МОРАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РУССКОГО ОБЩЕСТВА НАКАНУНЕ ВОЙНЫ 1812 ГОДА? ПОЧЕМУ ОТРЯДЫ НАПОЛЕОНА НАЗЫВАЛИ «ШАЙКАМИ»? В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЛАСЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДОВ И КАКОВО БЫЛО ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ НАПОЛЕОН НАДЕЯЛСЯ, ЧТО ЕМУ ПРИНЕСУТ «КЛЮЧИ» ОТ МОСКВЫ? ПОДУМАЙТЕ, КАК ОТНЕСЛИСЬ РУССКИЕ К ПРАВОСЛАВНОМУ МОЛЕБНУ В ПАРИЖЕ В КОНЦЕ ВОЙНЫ? А КАК ОТНЕСЛИСЬ ФРАНЦУЗЫ? НАЗОВИТЕ ГЛАВНЫЙ ПАМЯТНИК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ПОБЕДЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ?



    Предварительный просмотр:

    Приложение №1.

    СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ВОЙНЕ 1812 ГОДА

    Накануне Бородинской битвы 25 августа (7 сентября) Смоленскую икону носили по всему военному лагерю. Вечером перед иконой в присутствии М.И. Кутузова был отслужен  молебен. Ф.Н. Глинка писал: «Духовенство шло в ризах, кадила дымились воздух оглашался пением и святая икона шествовала. Сама собою, по влечению сердца стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить досыта своей кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли».

    Глубоко духовный настрой армии был созвучен и глубокой вере главнокомандующего. По многим свидетельствам известно, что М.И. Кутузов немалое значение в  своей жизни отводил вере в Бога и Его Пречистую Матерь. Ни одного дела, а тем более битвы он не начинал без посещения Богослужения или совместной молитвы с войсками. Религиозность Кутузова привлекла к нему сочувствие народных масс. Народ благоговел перед ним. Он видел, как старый, израненный вождь усердно молился в храмах Божиих о спасении Отечества, и проникся убеждением, что только он может повести войска наши к победе".

    При одержании побед над неприятелем, перед находящейся постоянно в войсках Смоленской иконой, служились благодарственные молебны. С 21 сентября (4 октября) по 11(24) октября образ Божией Матери находился с русской армией в Тарутинском лагере, и далее следовал с наступающими войсками по Старой Смоленской дороге.

    Смоленск был оставлен французами 5 (18) ноября. В это время с 3 по 6 (16-19) ноября происходили бои с неприятелем в окрестностях города Красного Смоленской губернии, где при войсках еще находилась Смоленская икона.

     На прежнее место икона возвращена по распоряжению князя М.И. Кутузова. Из города Красного Смоленской губернии 7 (21) ноября  М.И. Кутузов писал Е.И. Кутузовой: «В Смоленске наш гарнизон. Теперь думаю как бы отправить туда Смоленскую Богоматерь с хорошим приданным. Жаль расставаться, и третьего дня, во время сражения, стояла за батареей»

    По указу императора Александра от 30 августа(12 сентября) 1814 года, в день Рождества Христова – 25 декабря (7 января), в память о событиях 1812 года, было установлено ежегодно во всех храмах в воспоминание о избавлении «Церкви и Державы Российския от нашествия Галлов и сними двунадесяти язык» по окончании Божественной литургии «приносить особое благодарное молебствие с коленопреклонением, при чтении установленной на сей случай молитвы»

    И в наши дни Смоленская чудотворная икона – одна из наиболее чтимых в Русской Церкви.  Ежегодно в день празднования Смоленской иконы – 28 июня (10 августа) несколько тысяч верующих из многих городов и весей России собираются в Успенском соборе, чтобы почтить этот славный образ. Пресвятая Богородица укрепляет всех с верою к ней притекающих, и как и прежде под сводами собора звучат слова: «Радуйся, радуйся, людем православным похвало, и христолюбивым воинством покров пребываеши всем, Царице».



    Предварительный просмотр:

    Приложение №2.

    Партизанские отряды Дениса Давыдова.

    М.И. Кутузов дает Денису Давыдову разрешение на создание партизанских отрядов. Начался знаменитый рейд Дениса Давыдова по тылам наполеоновской армии — по знакомым как свои пять пальцев и заветным краям. Каждый овраг и перелесок были на стороне бывшего адъютанта Багратиона, кавалера четырёх орденов и обладателя золотой сабли с надписью «За храбрость» ещё за европейские битвы с французами. А родные насельники дорогих мест тоже создавали партизанские отряды и нападали на французских фуражиров и квартирьеров с кольями, топорами, а некоторые — с огнестрельным оружием. «К каждому селению один из нас принужден был подъезжать и говорить жителям, что мы русские, что мы пришли на помощь к ним и на защиту православной церкви. Часто ответом нам был выстрел или пущенный с размаха топор. Тогда я на опыте узнал, что в Народной войне должно не только говорить языком черни, но приноравливаться к ней и в обычаях, и в одежде. Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду, вместо ордена святой Анны повесил образ святителя Николая и заговорил с ними языком народным», — писал Давыдов.



    Предварительный просмотр:

    Приложение №3.

    Партизанские отряды под предводительством Герасима Курина.

    Большую роль в организации ополчения, как и 200 лет назад у Кузьмы Минина, сыграли местные земские власти. В числе руководителей дружины был вохонский сотский Иван Чушкин и волостной староста Егор Стулов. 23 сентября, после того как уже был занят Богородск, руководители вохонского ополчения укрыли стариков, женщин и детей в окрестных лесах, куда можно было добраться лишь известными им тропами. И когда французские фуражиры вошли в Степурино, Грибово, а затем и в Павлово, они встретили хорошо организованное сопротивление Герасима Курина. К приходу незваных гостей вохонцы разработали свой план. Курин разыгрывал простоватого мужичка, ополченцы ждали фуражиров во дворах. Стулов с полутысячей конных находился в засаде в Меленках. Чушкин с тысячей пеших ждал в лесочке у Юдинского вражка. Вроде бы все мужики рассчитали. Но недооценили все-таки силы неприятеля. Эскадрон французов, попавший в ловушку, вырвался из кольца и стал отступать к главным силам корпуса. И быть бы битыми крестьянам, увлеченным погоней, не будь рядом с Чушкиным голицынских казаков и гусар, патрулировавших округу. Неожиданный удар кавалерии князя Галицына обратил французов в бегство. Оставив на поле боя почти три десятка убитых и раненых, противник бежал к Богородску. К вечеру того же дня казачьи разъезды донесли, что неприятель бежит из Богородска. Курин занял Успенский пороховой завод. Он спокойно и грамотно руководил ополчением, берег людей, болел душой о каждом. 1 октября командование французской армии распорядилось прекратить военные действия на востоке и вернуло войска в Москву. К вечеру того же дня казачьи разъезды донесли, что неприятель бежит из Богородска. Курин занял Успенский пороховой завод. Он спокойно и грамотно руководил ополчением, берег людей, болел душой о каждом. 1 октября командование французской армии распорядилось прекратить военные действия на востоке и вернуло войска в Москву. В победном году князь Голицын ходатайствовал перед государем о награде мужественных крестьян вверенной ему губернии. Выбрал самых достойных. Оказались среди них Курин, Стулов, Чушкин. Александр I распорядился наградить верных поселян. 9-го февраля 1813 года министр финансов Д. Гурьев получил сообщение: «Государь Император, по дошедшему до Его Величества сведению о храбрых и похвальных поступках поселян Московской губернии, ополчившихся единодушно и мужественно целыми селениями против посылаемых от неприятеля для грабежа и зажигательства партий, Высочайше повелеть соизволил начальствующих из них отличить Георгиевским пятой степени знаком, а прочих серебряною на Владимирской ленте медалью с надписью «За любовь к Отечеству». Курин, Чушкин и Стулов были представлены к Георгиевскому кресту. В 1813 году по заказу поручика Орлова, соратника знаменитого своей отвагой Фигнера, художник Александр Смирнов написал портрет Курина, а известный русский художник Иван Теребенев - Стулова. Во время приезда государя Александра Павловича в Москву в августе 1816 года, находившийся в свите петербургский дворянин А. Михайловский-Данилевский представил государю всех троих наших земляков, для которых встреча с императором была выше всех наград.

    Имена героев вохонской волости не забыты и поныне. Так, в Москве кавалеры-вохонцы были нанесены на мраморные скрижали храма Христа Спасителя, а сегодня в некоторых городах их именем названы улицы. Г. Курин прожил семьдесят три года. Умер в 1850 году. Похоронен рядом с нынешней белокаменной колокольней. В Павлове ежегодно, начиная с 1813 года, в память избавления от неприятеля служили благодарственные молебны накануне престольного Дмитрова дня помина воинов, «на брани живот положивших».



    Предварительный просмотр:

    Приложение №4.

    Московский пожар.

    Надо прочесть рассказы очевидцев, например, воспоминания графа Сегюра, – чтобы представить весь ужас, обескураживший Наполеона, когда он сентябрьскими ночами 1812 года впервые заглянул в бездну московской души. "Что за люди! И это они натворили сами! Какое неслыханное решение, сущие скифы!". Никогда потом не покидал его этот ужас; даже на острове Св. Елены у него осталась эта дрожь в сердце, и из этого внутреннего потрясения родились пророческие слова: "Россия – это сила, которая гигантскими шагами и с величайшей уверенностью шагает к мировому господству"... Это был его рок – потерпеть крушение на Востоке.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "За любовь к Отечеству. Награды и знаки отличия Отечественной войны 1812 года"

    Презентация может быть использована на уроках истории, во внеклассной работе....

    Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

    В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

    Урок истории "Народ и Отечество", посвящённый юбилею Отечественной войны 1812 года

    Этот урок немного выходит за рамки школьной программы и может быть использован как дополнительный урок по теме "Отечественная война 1812 года", или как внеклассное познавательное занятие по предмету. ...

    Методические материалы для школьной конференции в рамках единого дня краеведения «С любовью к Отечеству», посвященного 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

    В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знам...

    Турнир, посвященный победе России в Отечественной войне 1812 года «Бессмертен тот, Отечество кто спас»

    Данная работа предполагает проведение тематического мероприятия (турнира), состоящего из ряда этапов:тестирование и блицтурнир;изготовление мини-репортажей с мест Санкт-Петербурга, связанных с Отечест...