внеклассное мероприятие "Дети военной поры"
методическая разработка на тему

Шенцева Татьяна Александровна

Внеклассное меропиятие посвящено роли детей в нашей Победе в 1945. Материал разделен на 3 блока: дети на войне, дети  и труд, дети и милосердие. Разработка мероприятия применима для реализации на большую аудиторию, но требует привлечения музыкального работника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное  мероприятие

«ДЕТИ ВОЕННОЙ ПОРЫ»

Цель: : воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину, людей, живших и живущих на ней; формирование гражданской позиции, уважения к памяти павших

Ход мероприятия:

звучит концерт С.Рахманинова (2-я часть)

Ведущий1:  С чего начинается память –  

                                                                 с берез?

                С речного песочка?

                                                              С дождя на дороге?  

                А если – с убийства!

                А если – со слёз!

                А если – с воздушной тревоги!

                А если с визжащей пилы в облаках,

                                      со взрослых, в пыли распростертых.

               А если с недетского знания  -

                                                           как

                                                                 живое становится мертвым!

              И в пять,

              И в пятнадцать, и в двадцать пять лет

                                               войной начинается память.

                                                              (К.Симонов)

Ведущий 2:  … Она была очень короткой – эта летняя ночь. И не потому, что утренние зори торопятся сменить едва погасшие зори вечерние.

В эту ночь 22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на нашу Родину.

•        Звучит голос Ю.Левитана (объявление,  Указ о всеобщей мобилизации)

•        «Священная война» (или «Прощание славянки»)

Ведущий1: давайте снова вспомним, как это было… Вспомним, чтобы порадоваться нашей общей победе и оплакать не доживших до неё..,  чтобы очистить душу от всего мелкого и поклониться перед памятью того великого всенародного подвига, который  длился одну тысячу четыреста восемнадцать дней.

Ученик: Я помню первый день войны –

              И страх, и лай зениток.

              И об отце скупые сны –

              Живом, а не убитом.

              Война ворвалась стоном «жди»

              В бессонницу солдаток.

              Ещё всё было впереди –

              И горе, и расплата.

Страница 1: Дети на фронте

Ведущий2:  Сегодня наш рассказ о судьбах тех    ребят военной поры, которые сами стали не только родителями, но дедушками  и бабушками и даже прабабушками и прадедушками, но по жизни до сих пор тянется черный след войны.

                Дети на войне. Может быть  самая страшная,

                самая горькая её страница.

Ученик:  Я читаю письмо Маршала Советского Союза, дважды героя Советского Союза Ивана Христофоровича Баграмяна.

«… думая о пережитом, о суровых годах Великой Отечественной войны, я часто вспоминаю мальчишек. Голодные и промерзшие они приходили в штабные землянки. Командиры. Солдаты кормили их горячей похлёбкой и часами терпеливо убеждали вернуться. Чаще всего мальчишки  упрямо молчали. Их всё-таки отправляли домой. Но через неделю, другую они снова появлялись в соседнем подразделении…

 А потом, освоившись, были неуловимыми связными, отличными стрелками, смело ходили в разведку, разносили на передовой почту.

Часто неожиданно оказывались в самом пекле боя».

Ученики: (старшеклассник и младший школьник)

А.Твардовский «Рассказ танкиста»

Был трудный бой. Всё нынче. Как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

                  Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

                  Из тех, что главарями у детей,

                  Из тех, что в городишках прифронтовых

                  Встречают нас как дорогих гостей,

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду ведрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

                 Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен

                 Мы прорывались к площади вперед,

                А он гвоздит – не выглянуть из башен,

                И черт его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

- Товарищ командир, товарищ командир!

                 Я знаю. Где их пушка. Я разведал…

                Я подползал. Они вон там, в саду…

               - Да где же, где? – А дайте я поеду с вами

                На танке с вами. Прямо приведу.

 Что ж, бой не ждет. – Влезай сюда, дружище!

И вот мы катим к мосту вчетвером..

Стоит парнишка – мины, пули свищут

И только рубашонка пузырем.

               Подъехали. – Вот здесь. И с разворота

              Заходим  в тыл и полный газ даем.

              И эту пушку, заодно с расчетом,

              Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть

От дома к дому шел большой пожар

И. помню, я сказал:  «Спасибо, хлопец»

И руку. Как товарищу пожал.

            Был трудный бой. Всё нынче. Как спросонку,

            И только не могу себе простить:

            Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

            А как зовут, забыл его спросить.

Ученик: Его боевой путь начинался в мае 1943 года. Сироту (отец Володи Тарновского погиб в первых боях с фашистами, мать подпольщика пала от рук врага) взяли в отделение разведки артиллерийского полка.

Случилось это в ожесточенном бою на берегу реки. Володя не раз пробирался под пулями к огневой точке приносил патроны, продукты. Проползти  под сплошной стеной огня мог только мальчишка, который хорошо знал маршруты. В этом бою командира дивизиона капитана Шабалина тяжело ранило. Нужна была срочная медицинская помощь, рискуя собой  Володя помог вынести с поля боя и спасти жизнь своему  командиру.

Ведущий1: сотни ребят в это тяжелое  для Родины время стали партизанами. Они пускали под откос поезда, ходили в разведку, спасали пленных, ходили за «языком», доставали важные документы. Не сломались перед врагом ни мальчики, ни девочки.

               (звучит песня «Женька»)

Ученик:  На фотографии в газете

               Нечетко изображены

               Бойцы, ещё почти, что дети

               Герои мировой войны.

                                Они легли на поле боя

                                Жизнь начинавшие едва

                                Чтоб было небо голубое

                                Была зеленая трава.

       

            (звучит песня «Москвичи»)

Ученик:                                           Из Указов

Президиума Верховного Совета ССР

За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистскими захватчиками звание Героя Советского Союза с вручением  Золотой медали Героя было присвоено

•        Чекалину Александру Павловичу, погиб в 1941 году, посмертно

•        Казею Марату Ивановичу, погиб 1944 году, посмертно

•        Голикову Леониду Александровичу, погиб 1943 году, посмертно

•        Портной Зинаиде Мартыновне, погибла а 1944 году, посмертно

•        Котику Валентину Александровичу, погиб в 1944 году, посмертно

                                                 и многим другим юных героев.

Ведущий2:  Особые заслуги! А они были детьми. Несовершеннолетние ребята достигали таких высот мужества, что  оказывались достойными Золотых Звёзд Героев, орденов и медалей.

И вот что поразительно: в Указах Президиума Верховного Совета  СССР об их награждении никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени отчеству, как взрослых. Почему? Да потому, что их воинская доблесть не была доблестью в масштабах детского возраста, она стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.

          За подвиги в борьбе против  фашистских захватчиков тысячи ребят были награждены орденами и медалями.

 

Страница 2: Трудовой подвиг детей

Ведущий1:  из одного металла льют –

                     Медаль за бой, медаль за труд.

Были в войну ситуации, когда подросток ставил под ноги ящик, и рядом со взрослыми точил на станке снаряд; по сигналу воздушной тревоги поднимался на крушу и обезвреживал бомбы; вставал у плуга и пахал; собирал мины на полях. Наш сегодняшний рассказ о них.

Ученик:        Зачем ты, война, у мальчишек

                      Их детство украла

                      И синее небо,

                      И  запах простого цветка?

                      Пришли на заводы работать

                      Мальчишки Урала,

                      Подставили ящики, чтобы

                      Достать до станка.

Ведущий 2: вспоминают участники тех событий.

Ученик1:  Я, Петя Соколов, пришел на завод осенью 1941 года. После  бомбежки, где погибли мать и сестренка, попал в госпиталь. После госпиталя сбежал на фронт – вернули… и я пришел на завод, приспособили мне самый маленький станок, мостки сделали, а так мне не дотянуться. А теперь вот ставят в пример, взрослую норму даю. А при  налётах вражеской авиации – дежурю на крыше.

Ученик 2: Я, Таня Тимошенко, пришла на завод в 1942 году. Чтобы я доставала до переключателей, старшие вальцовщики сделали мне специальную подставку. Случалось работали по две смены, а  потом ещё шли снег чистить с путей, чтобы продукция быстрее шла на фронт.

Ученик 3: А я Витька, хочу рассказать, как с другом дежурили на крыше нашего дома во время бомбежек.  Помню первую зажигалку, упавшую к нам на крышу.  Мой друг вылез на крышу, я подал ему щипцы с длинными ручками и  вылез тоже. Зажигалку надо было схватить щипцами и сунуть в ящик с песком. В первый раз у нас не всё получилось. Но потом мы перестали их бояться, научились быстро расправляться.

Ученик 4: После освобождения на полях осталось огромное количество мин, гранат и прочего. Поэтому мы с Борисом сбежали на курсы саперов. За 5 месяцев мы разминировали 880 га полей. Рук не хватало вытаскивать из земли мины, снаряды, вывинчивать из них взрыватели. Мы стали таскать за собой на длинной веревке тяжелую железнодорожную шпалу(метров 30 протащишь – шпала в щепки). Мы пытались усовершенствовать саперное дело.

Справка:   учащиеся и учителя железнодорожной школы №15 станции Старый Оскол с 1941 помогали убирать урожай. 60 дней 1942 года работали в Горшеченском  каучукосовхозе. Собирали сырьё для производства каучука.

Ведущий1:  Сейчас, может быть, фотогрвфии, пожелтевшие страницы старых газет, и очевидцы могут  рассказать как городские ребята, до того близко не видавшие комбайны или молотилки, умело справлялись со сложными машинами, помогали убирать колхозниками урожай в те далекие военные годы.

Ведущий2: За 4 года по стране в целом в селько-хозяйственных работах (по неполным, в силу обстоятельств военного времени, данным) приняло участие свыше 4,5 миллионов учащихся и учителей. Ими было выработано в колхозах 500 миллионов трудодней.

За трудовые подвиги во время войны многие дети были награждены медалями.

Страница 3: Милосердие

Ведущий1:  одной из черт детей войны было их раннее взросление. Они были едины со старшими в недетском своем интересе к сводкам с фронта. И это был первый знак их гражданского вызревания.

 Продолжая и играть и ссориться, дружить и по-ребячьи интриговать, они все настроились на одну задачу: помогать старшим.

Были орниганизованы тимуровские команды, которые делали всё. Что положено тимуровцам.  Точно по Гайдару: помогать семьям фронтовиков, престарелым людям. Приглядывать за младшими. Быстро становясь умелыми няньками. Они мгновенно откликались на любой призыв старших: участвовали в заготовке дров, мастерили подарки для фронтовиков, штопали одежду, научились стирать и готовить.

Военные госпитали были особо важными объектами для тимуровцев. Здесь  они дневали и ночевали. Любую помощь оказывали подростки раненым.

Ведущий2:  Очень часто дети выступали в госпиталях с концертами художественной самодеятельности, которые, как правило, проходили с большим успехом.

Ученик:                Концерт

                                         (Р.Рождественский)

            Сорок трудный год.

Омский госпиталь…

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянька:

«Господи!

До чего же артисты  маленькие…»

Мы шагаем палатами длинными.

Мы почти растворяемся в них

с балалайками,

            с мандолинами

                      с большими пачками книг…

что в программе?

В программе – чтение, пара песен

военных, правильных…

мы в палату тяжелораненых

входим с трепетом и почтением…

мы вошли.

Мы стоим в молчании.

Вдруг

Срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно

объявляет начало концерта.

 

Ученик:                Внимание! Начинаем концерт!

1.        игра на инструменте

2.        Е.Евтушенко «Армия»

В палате выключили радио,

И кто-то гладил мне вихор…

В зиминском госпитале раненым

Давал концерт наш детский хор.

Уже начать нам знаки делами,

Двумя рядами у стены

Стояли мальчики и девочки

Перед героями войны.

Они,

         родными,

                  некрасивые,

с большими впадинами глаз,

и большими впадинами глаз,

и сами жалкие,

                    несильные,

смотрели с жалостью на нас.

В тылу измученные битвами,

худы,

         заморены,

                        бледны,

в своих пальтишках драных

                                          были мы

для них героями войны.

О, взгляды долгие, подробные!

О, сострадание сестер!

Но вот: « Вставай, страна огромная!»

Запел, запел наш детский хор.

3.        песня «Вставай, страна огромная»

4.        игра на инструменте

5.        танец «Вальс»

6.        песня «Катюша»

 

Заключение:

Ведущий 1: Долгие версты войны… Они были долгими не только для солдат, но и для их семей: матерей, жен, детей…

                           

                            В 9-ый день ликующего мая,

                            Когда легла на землю тишина,

                            Промчалась весть от края и до края,

                            «Мир победил, окончена война!»

Военные кинодокументалисты запечатлели этот день на пленке. И вы, ребята, наверняка, видели знаменитые кадры кинохроники.

Ведущий2:  Да, радовалась, ликовала страна. Но не случайно в песне поётся:  «это радость со слезами на глазах…»

За время оккупации озверевшие фашисты в городе и райне расстреляли, повесили и замучили 250 человек. Угнали на фашистскую каторгу 2737 человек.

Замечательный чешский писатель Юлиус Фучик, ставший жертвой фашизма, писал: «Об одном прошу тех, кто переживёт это время: не забудьте!»

Ученик:

А может, нам о них забыть?

Опять война,

Опять блокада…

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда –

Не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторялось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она

Как сила нам нужна.

                               (Ю.Воронов)

Исполняется песня «Хотят ли русские войны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концертная программа Хроника военной поры

Стихотворения, представленные в этом сценарии, оказывают сильнейшее воздействие на слушателя. Они очень искренние, идущие от сердца. Два стихотворения Захара Городисского, прожившего всего двадцать ле...

Сценарий линейки - реквием «Дети мира – детям военной поры»

Сценарий линейки - реквием "Дети мира - детям военной поры", 11.04.2015...

«Геленджик прифронтовой глазами детей военной поры»

В истории нашего маленького города есть огненная строка - "Геленджик прифронтовой". Помочь представить мне  картину тех лет нам  помогла документальная  литература, воспоминания участни...

Литературно - музыкальная композиция "СУДЬБЫ ВОЕННОЙ ПОРЫ"

Еще один сценарий литературно-музыкальной композиции, ставшей уже традиционной для учащихся нашей школы....

Научно-исследовательская работа "Дети военной поры"

Научно-исследовательская работа выполнена учащейся 11 класса.Цель работы:обобщить материал из различных источников  о жизни детей во время Великой Отечественной войны....

Дети военной поры

Литературно - музыкальная композиция "Дети военной поры" предназначена для учащихся 5-6 классов....

Внеклассное занятие "Школа военной поры"

Внеклассное занятие проходит в музее тружеников тыла. Ученики узнают, как работала школа во время войны....