Литературно - музыкальная композиция "СУДЬБЫ ВОЕННОЙ ПОРЫ"
методическая разработка

Еще один сценарий литературно-музыкальной композиции, ставшей уже традиционной для учащихся нашей школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2016lit-muz_komp_9_maya.docx29.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Утверждаю: директор

 МБОУ СОШ №3 г. Пушкино

______________ О.И.Щукина

Сценарий

Литературно - музыкальной композиции

«СУДЬБЫ ВОЕННОЙ ПОРЫ»

Зам. директора по ВР - О.А. Горшкова;

Учитель литературы Е.К. Лавренко

Пушкино 2016г


 

М. Матусовский «РИО – РИТА»

Танцплощадка допоздна открыта.

Я ее законам подчинен.

Хриплая пластинка «Рио—Рита»,

С заводной пружиной патефон.

Пахнет первоцветом, пахнет маем.

Скрипки плачут тонко и навзрыд.

Мы-то ничегошеньки не знаем,

Что кому судьба наворожит.

Да и как, скажите, ухитриться,

Как суметь предвидеть наперед -

Кто из них поляжет на границе,

Кто из них безвестно пропадет.

Кто в крови и глине из атаки

Доползет в ближайший медсанбат,

Кто ничком под танковые траки

Кинется со связкою гранат.

Кто к земле прижмется недвижимо,

Загнанный, как волк, со всех сторон.

Но покуда - действует пружина

И исправно тянет патефон.

Звучит «Рио-Рита». На сцене танцуют пары. Одна пара выделяется из общей массы. Невооруженным взглядом видно между молодыми людьми складываются особые отношения.

Голос Почтальона. 

По главной сути

Жизнь проста —

Ее уста...

Его уста..?

Весь смысл жизни мудр и прост,

Как стебелька весенний рост!

 

Парень и девушка замирают в объятиях друг друга. Остальные пары продолжают танцевать. Музыка микшируется, и ее сменяет нарастающий гул сирены. Пары замирают на сцене  с ними выбегает Почтальон.

Голос  Левитана (Объявление войны) 

Танцующие пары встают у репродуктора. Ребята на сцене достают из-за пазухи армейские пилотки, а девушки — синие платочки.

Почтальон. Братцы, горе-то какое! Война, люди добрые, война!

Девушка. Я не могу без тебя жить!

Мне и в дожди без тебя сушь.

Парень. Мне и в жару без тебя стыть,

Мне и Москва без тебя глушь.

Девушка. Мне без тебя каждый час — с год.

И если время мельчить, дробя,

Мне даже синий небесный свод

Кажется каменным без тебя.

Парень. Я ничего не хочу знать -

Слабость друзей, силу врагов,

Я ничего не хочу ждать,

Кроме твоих драгоценных шагов.

Девушки кричат вслед уходящим:

-Я буду ждать тебя, Андрей!

-Илья, любимый, уцелей!

-Борис, прошу тебя , вернись!

-Сергей, Сережа! Оглянись!

-Володя, не держи обид!

-Родной, пусть Бог тебя хранит!

 Звучит песня «Эх, дороги».

 На экране хроника « уходящие на фронт бойцы».

Парни строем уходят за сцену, девушки машут им вслед платочками и затем уходят со сцены в противоположную сторону. На сцене остаются только главные герои.

Парень. Я жить не смогу без тебя, любимая!

Девушка. И я не смогу без тебя, любимый мой!

Парень. Я буду любить тебя вечно, любимая!

Девушка. И я тебя вечно любить буду, милый мой!

Парень. Ты только верь, я вернусь моя милая!

Девушка. Верить и ждать буду целую вечность, любимый мой!

Парень. Я не прощаюсь с тобой, моя милая!

Девушка.  Мы обязательно встретимся, милый мой!

Под мелодию   «Жди меня» пара также расходится в разные стороны.

На сцену выходят девушки. В руках у них довоенные дневники

1 девушка Родилась я в двадцать пятом. Когда мне исполнилось 16 лет, я стала вести дневник. Внутри меня все пело! Я влюбилась!

Он жил в нашем доме и был не похож на мальчишек нашего двора. Его звали Андрей.  Он играл на скрипке. Был чуточку близорук, носил очки. Это придавало ему трогательный вид.

2 девушка Его звали Илья. Он ходил в авиамодельный кружок. Бессчетное количество раз прыгал с парашютом.

3 девушка Его звали Борис. Он был старше меня на целых три года и скоро должен был идти в армию. А я дала слово, что буду ждать его.

4 девушка Его звали Сергей. Он был необычный, не похожий на остальных мальчишек. Безукоризненно одетый, подтянутый, вежливый. Если встречался с кем-то в дверях, то всегда вперед пропускал. Странно, правда?

1 девушка . Когда началась война, я еще по привычке продолжала вести дневник. Очень трудно отказаться от привычек.  Почему-то пугало не то. Что идет война, а то, что разрушилось все понятное, привычное и любимое.

2 девушка. 26 июня. Илья пошел в летную школу. Через три месяца он был отправлен на фронт. Радовался, как дитя, боясь, что войны на него не хватит.

3 девушка. на второй день войны Борис ушел в народное ополчение. Я смотрела ему вслед и с трудом различала его фигуру в колоне таких же наголо бритых  новобранцев. Такие они были одинаковые.

Среди девушек и Почтальон, он раздает девушкам письма с фронта. Одно достается главной героине.

Почтальон. Война шла уже второй год. Все мужчины призывного возраста и многие девушки были на фронте. В деревнях остались старики да женщины с детьми. К этому  времени  кто-то уже получил ненавистную похоронку, остальные ждали с фронта только хороших вестей.

Девушка (разворачивает письмо и читает вслух) «Здравствуй, моя любимая! Сразу хочу сообщить тебе, что со мной все в порядке, жив - здоров, чего и тебе желаю. Вчера парни из восьмой роты говорили, что через несколько дней идем в наступление. Ты, конечно же, от меня далеко, но перед каждым боем мне кажется, что ты где-то рядом и мы должны обязательно победить, чтобы я тебя непременно увидел».

 Хор _______________

на сцену выходят  ребята в военной форме. У них промежуток между боем, и они отдыхают. Среди бойцов и главный герой.

«Видно, выписал писарь мне дальний билет» А. Сурков

1 солдат

Видно, выписал писарь мне дальний билет,

Отправляя впервой на войну.

На четвертой войне, с восемнадцати лет,

Я солдатскую лямку тяну.

2 солдат

Череда лихолетий текла надо мной,

От полночных пожаров красна.

Не видал я, как юность прошла стороной,

Как легла на виски седина.

3 солдат

И от пуль невредим, и жарой не палим,

Прохожу я по кромке огня

Видно, мать непомерным страданьем своим

Откупила у смерти меня.

4 солдат

Испытало нас время свинцом и огнем.

Стали нервы железу под стать.

Победим. И вернемся. И радость вернем.

И сумеем за все наверстать.

Песня «Здесь в окопах войны»

http://www.1tv.ru/shows/koncerty/vystupleniya/boris-galkin-i-inna-razumihina---zdes-v-okopah-voyny-koncert-posvyashennyy-45-letiyu-filma-oficery-fragment-vypuska-ot-23022016

 На сцене появляется главная героиня. Происходит долгожданная встреча главных героев.

Голос Почтальона. По главной сути

Жизнь проста —

Ее уста...

Его уста..?

Весь смысл жизни мудр и прост,

Как стебелька весенний рост!

Смена музыкальной темы.

Девушка. Я не могу без тебя жить!

Мне и в дожди без тебя сушь.

Парень. Мне и в жару без тебя стыть,

Мне и Москва без тебя глушь.

Девушка. Мне без тебя каждый час — с год.

И если время мельчить, дробя,

Мне даже синий небесный свод

Кажется каменным без тебя.

Парень. Я ничего не хочу знать -

Слабость друзей, силу врагов,

Я ничего не хочу ждать,

Кроме твоих драгоценных шагов.

Главные герои застывают в объятиях друг друга. Звучит фонограмма разрывов снарядов и воздушной атаки.

Гудзенко Семен "Мое поколение"

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -

только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,

все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

что отцами-солдатами будут гордится сыны.

Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?

Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?

Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,-

у погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

Тот поймет эту правду,- она к нам в окопы и щели

приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают

эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-

это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

...Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

 На сцену выходит Почтальон.

Почтальон. В том бою на подступах к Берлину солдаты 1-гоБелорусского  фронта одержали несокрушимую победу над гитлеровцами. Дни ожесточенных боев дались нашим ребятам нелегко. Несмотря на то, что до победы оставались считанные дни, наша армия   продолжала терять своих бойцов. Именно там, на подступах к Берлину, из последнего боя не вернулся он, сержант Андрей Багров.

Отдает похоронку девушке, она надевает черное платье и черный платок. 

Смена музыкальной темы. Девушки  Читают стихи В. Высоцкого «Он не вернулся из боя». Фоном звучит мелодия

 

1 девушка. Почему все не так? Вроде все как всегда,

То же небо, опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода,

Только он не вернулся из боя.

2 девушка. Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

Он всегда говорил про другое.

Он мне спать не давал, он с восходом вставал,

А вчера не вернулся из боя.

3 девушка. Мне теперь не понять, кто же прав был нас,

В наших спорах, без сна и покоя.

Мне не стало хватать его только сейчас,

Когда он не вернулся из боя.

4 девушка. Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло для обоих.

Все теперь одному. Только кажется мне:

Это я не вернулся из боя.

 

На экране памятник солдату, под мелодию из к/ф «Офицеры» Выходит главная героиня с маленьким мальчиком и  медленно идет, они возлагают цветы и замирают коленопреклоненные.

Звучит метроном. Минута молчания. Актеры уходят со сцены

Молодые люди  выходят на сцену, выстраиваются в мизансцену, похожую по форме на журавлиный клин.

Отгремела война, свой кровавый собрав урожай,
Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито,
Время мчится вперед, время к новым спешит рубежам,
Но никто не забыт, и навеки ничто не забыто.

Наша жизнь, наша светлая радость в жестоких боях
Вашим подвигом, доблестью, жертвою вашей добыты,
В вашу честь на земле обелиски до неба стоят.
Нет, никто не забыт, и навеки ничто не забыто!

В каждом доме вы живы и в каждом свершившемся дне,
В каждой детской улыбке звучите победною скитой,
В каждом сердце стучите, приходите в каждой Весне,
Нет, никто не забыт, и навеки ничто не забыто!

Мы по вашим заветам живем и шагаем вперед,
Нам в грядущее вашей рукою дорога открыта,
Перед памятью вашей встает на колени народ!
Нет, никто не забыт, и навеки ничто не забыто!

На экране Вечный огонь, И. Кобзон «Не забывайте нас»,  слайды Бессмертный полк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Важное слово в каждой судьбе. Литературно –музыкальная композиция.

Цель: заставить детей задуматься о добром отношении к матери, помочь ребятам найти путь к сердцу родителей, не терять душевный контакт и веру в близких людей...

Литературно-музыкальная композиция "Мне кажется порою, что солдаты..." (из истории создания военных песен)

Внеклассное мероприятие, целями которого является познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры, воспитание патриотизма, любви к Родине, интерес к творчес...

Литературно-музыкальная композиция «Сталинград – это моя судьба, Сталинград – это навсегда».

Театрализованная композиция посвящена семидесятилетию Сталинградской битвы. Она дает возможность соприкоснуться с важными историческими событиями, способствует воспитанию гражданской позиции.Цел...

Презентация к литературно-музыкальной композиции "Песни военных лет"

Внеклассное мероприятие для детей младшего и среднего школьного возраста....

Методическая разработка литературно - музыкальной композиции "Судьба героя"

1)    На центральной площади поселка Жирнов состоялся праздничный митинг  - 19 мая 1962 года,  вечером был организован большой пионерский костер, который зажег дорогой гость п...

Литературно-музыкальная композиция "Судьбы, опалённые войной"

Литературно-музыкальная композиция о войне "Судьбы, опалённые войной".  Знакомство с героическими страницами истории России,  формирование у учащихся положительной нравственной оценки подвиг...