Важное слово в каждой судьбе. Литературно –музыкальная композиция.
методическая разработка на тему

Коротеева Татьяна Николаевна

Цель: заставить детей задуматься о добром отношении к матери, помочь ребятам найти путь к сердцу родителей, не терять душевный контакт и веру в близких людей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vazhnoe_slovo_v_kazhdoy_sudbe.k_dnyu_materi.doc61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Важное слово в каждой судьбе.

Литературно –музыкальная композиция.

Цель: заставить детей задуматься о добром отношении к матери, помочь ребятам найти путь к сердцу родителей, не терять душевный контакт и веру в близких людей.

Оформление: слайды с использованием фотографий, в том числе и фотографий мам учащихся; высказываний,; вопросов о маме; пословиц и поговорок о мамах.

Кадр1. Название композиции на фоне цветущих цветов.

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о самом дорогом и близком каждому человеку – о матери. На белом свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, тёплых, ласковых слов – слово «мама». Слово, которое ребёнок говорит чаще всего,- это слово «мама». Слово, при котором взрослый хмурый человек улыбнётся, -это тоже слово «мама».потому что это слово несёт в себе тепло – тепло материнских рук, материнского слова, материнской души. А что для человека ценнее и желаннее, чем тепло и свет глаз родного человека? Сегодня , в этот праздничный день – День матери,- мы поздравляем всех женщин, кому выпала такая счастливая и нелёгкая в то же время судьба – быть матерью.

 Попробуем мысленно построить в ряд наших родственников, друзей, знакомых в порядке, так сказать, значимости. Трудно? Всё может измениться? Но никакие даже самые невероятные перемены не могут заставить нас «пересмотреть» роль и значение в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь.

Кадр2.Мама и ребёнок .

Чтец:

Слово это – зов и заклинанье.

В этом слове – сущего душа.

Это искра первая сознанья,

 Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нём сокрыто жизни существо.

В нём – исток всего.

Ему конца нет.

Встаньте!

Я произношу его:

Мама!

                             (Р. Гамзатов)

Кадр3. Картина  Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

Ведущий: внимательно вглядитесь в картину «Сикстинская Мадонна» Рафаэля.

Я часами глядел на Мадонну,

Что бессмертье дала Рафаэлю,

На глаза…

Не от них ли бездонных

Даже чёрствые души светлели.

Не сводил с неё взгляда, покуда

Дымку облак, накинув на плечи,

Как пригрезившееся чудо, мне шагнула

Мадонна навстречу.

 Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна была отдать им своего сына – маленького Христа на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В её глазах тревога. Она крепче прижимает к себе сына, предчувствуя его горестную судьбу. Рафаэль славит женщину, способную во имя великого долга пойти на жертву. Мария – идеал материнства.

 

Кадр4. Картина Петрова-Водкина «Мать».

Перед вами совсем другая картина. Она была написана художником в 1915 году., когда шла Первая мировая война. В ней художник утверждает мысль, что жизнь побеждает смерть. Эту картину ещё называют «Петербургская Мадонна». Идёт война. Фон картины тревожен. Но лицо матери спокойно, она занята делом, важней которого нет ничего на свете. Её губы сжаты, взгляд строг, преисполнен надежды, веры в жизнь.

Кадр 5 . Мать и дитя.

Чтец:

Нежная и ласковая мама

Всё простит, всё стерпит, всё поймёт,

Всю беду и горе добрыми руками

В трудную минуту отведёт.

Мы порой бываем недовольны

Всяческой заботой матерей.

Как они страдают, как бывает больно

Их сердцам от чёрствости детей.

Мы в глазах их не заметим грусти,

Не увидим добрых, нежных рук,

Мелкое заметим, главное пропустим, не услышим сердца частый стук.

                         (О. Островский)

Ведущий: празднование Дня матери уходит своими корнями в глубь веков. В VII – XIX веках  в Великобритании отмечалось Воскресенье матери, или Мамин день. Это был праздник всех матерей в Англии. В те времена детей в раннем возрасте отправляли работать вдали от дома, а деньги, заработанные ими, пересылали в семейный бюджет. И только один день в году детям разрешалось провести дома вместе с родителями. Они приносили матерям и бабушкам небольшие подарки. В Воскресенье матери все слуги в домах получали выходной. Чтобы они могли повидаться со своими семьями. в этот день пекли специальный «мамин пирог».

 В XX веке праздник возродился вновь.

  В США в 1907 году в городе Филадельфии скончалась Мэри Джарвис. Для её дочери Энн это стало настоящей трагедией. Энн Джарвис и её подруги отправили в Сенат тысячи писем с предложением учредить новый праздник – День матери., что и случилось через 7 лет. С тех пор во второе воскресенье мая все в Америке чествуют своих матерей. Дарят им цветы и подарки. Посылают праздничные токрытки, навещают своих мам. Малыши вместе с папами устраивают праздник дома: готовят обед и потом сами убирают со стола.

  В Польше День матери – один из самых популярных праздников. В этот день все дарят матерям цветы. В Германии матерям в этот день дарят цветы, сувениры, маленькие подарки.

  В Китае взрослые дети устраивают для мам утренники с постановками, накрывают стол с обильным угощением для всех присутствующих.

  Кадр 6. Гвоздики.

В Японии существует традиция: в День матери прикалывать на грудь гвоздику – символ любви матери к ребёнку. Раньше красной гвоздикой украшали одежду люди, чьи матери живы, а белой – лишившиеся матерей. Но в 1960 году белую гвоздику упразднили по этическим соображениям, а красная сопровождает День матери по сей день. Накануне этого дня прилавки магазинов наполняются «товарами для мам»: блузками, фартуками, кошельками, сумочками, украшениями, шоколадом и другими сладостями. И ко всему этому японцы прикладывают обязательно красную гвоздику.

2 ведущий: В нашей стране День матери отмечается в последнее воскресенье ноября. Почему именно в этот месяц? Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году, когда вся страна знала, что Победа – скоро, что надо заживлять самую страшную рану – потерю павших солдат и убитых фашистами граждан, был учреждён орден «Мать- героиня». 1 ноября он был вручён жительнице Подмосковья Анне Алексахиной. В 1997 году Государственная дума приняла Указ об учреждении Дня Матери, который решили отмечать в последнее воскресенье ноября.

Кадр 7. Мать и дитя.

Чтец:

Отшумит и умчится любая беда,

Как весенней  порою грохочущий гром,

       Если с вами она, если рядом всегда

Человек, на котором держится дом.

Может быть 33 ей или 73 -

Сколько б ни было ей, возраст тут  ни причём:

В беспокойстве, в делах от зари до зари

Человек, на котором держится дом.

Очень редко, но всё же бывает больна,

И тогда всё вокруг кувырком, кверху дном.

Потому что она, потому что она -

Человек, на котором держится дом.

Нас куда-то уносит стремительный век.

В суете мы порой забываем о том,

Что она не фундамент, она человек,

Человек, на котором держится дом.

Чтобы было и в сердце, и в доме светло,

 На её доброту отвечайте добром.

Пусть всегда ощущает любовь и тепло

Человек, на котором держится дом.

                             ( П. Градов)

2 ведущий: Нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. В этом смысл её жизни. Как солнце посылает свои лучи, согревая всё живое, так и любовь матери согревает ребёнка. В его уста она вкладывает родной язык. Она наполняет его духовной силой, помогает постичь вечные ценности.

Кадр 8. Высказывание: « Вся гордость мира от матерей, без солнца не растут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».

1 ведущий: Мы с уважением и признательностью смотрим на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя своей мамы и почтительно оберегающего её старость. И презрением корим того, забыл о своём сыновнем долге. С незапамятных времён о человеке судили по отношению его к матери.

Кадр 9. Цветы.

Чтец:

Дивчину пытает казак у плетня:

Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов и звонких рублей!-

Дивчина в ответ, заплетая косу:

-Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится то ,

Кто матери сердце мне в дар принесёт.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь и тебя полюблю!-

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь…

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

                               (Д. Кедрин)

Кадр 10: Появляется высказывание:

        « Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу- это мать.»                                            

                                                     (Н. Островский),

2 ведущий: Вы пробовали описать свою маму? Оказывается это очень трудно. Легче – Наташу Ростову или Пелагею Ниловну. На маму мы смотрим каждый день, но помним очень приблизительно: смотрим но не  видим самого близкого человека.

Вы уже в том возрасте, когда можете стараться понимать своих мам, помогать им, сократить минуты грусти и печали. Нужно только захотеть.

Кадр 11: Цветы.

Чтец:

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь…

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

       Вы не спешите, не спешите,

       И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной,

Для них мы вечно малыши.

И с этим спорить не возможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздраай1тесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук-

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

       На матерей не обижайтесь.

                                                   (В. Гин. «Не обижайте матерей…»)

Давайте посмотрим, насколько вы знаете вашу маму.

2 ведущий: Давайте посмотрим, на сколько вы знаете вашу маму.

Кадр12: Появляются вопросы о маме:

Давайте ответим на несколько простых вопросов:

  1. Какого цвета глаза вашей мамы?
  2. Кем работает ваша мама?
  3. Когда её день рождения?
  4. Что вы подарили ей на Новый год?
  5. Какое её любимое блюдо?
  6. А передача?

Кадр 13:  На экране появляются розы.

Чтец:

Ты, сынок? –

Чуть приоткрылись веки.

Взгляд чуть- чуть зажегся и погас.

Эту ночь не мне не забыть вовеки.

-Вот и наступил прощанья час.

Смерти угодил я под копыта,

Видно, в стремя встал не с той ноги…

Душу дома, маму береги ты,

Слышишь, сын мой маму береги!

И замолк навек, отца не стало.

Но звучаньем прерванной строки

Всё кругом гремело, рокотало,

Повторяло:

             - Маму береги!

Слышу: листья шепчут за стеною:

-Мама – это дерево родное!

Голосом отца твердит земля:

-Мать –весь мир, и рощи, и поля.

Яростно бушует непогода.

В чёрном небе не видать ни зги…

Грохот грома – голос твой природа,-

-Душу мира –маму береги!

                                  (Р. Гамзатов)

1 ведущий: Сегодня, когда вы придёте домой, попробуйте поискать какие-то добрые слова, ведь мама ждёт их.

  Может наш разговор поможет вам найти с мамой общий язык.

Давайте послушаем ещё стихи о маме, а придя домой, посмотрим в до конца верные нам глаза. Ведь с любви к матери начинается любовь к Родине.

Кадр 14. Мать и дитя.

Чтец:

Руки мамы.

Вот и всё…

Уже вещи собраны.

Посидим на прощанье, мать.

И молчат твои руки добрые,

Хоть о многом хотят сказать.

Руки мамы.

Люблю их с детства.

Где б дорога моя не шла,

Никуда мне от них не деться, от душистого их тепла.

Руки мамы.

В морщинках, в родинках.

Сколько вынесли вы, любя…

С этих рук я увидел Родину,

Так похожую на тебя,

Мама…

         (Дементьев)

Кадр 15. Окончание. Появляются фотографии матерей с детьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "И с каждой осенью я расцветаю вновь"

Такая форма   даёт возможность использовать силу воздействия  литературы, в частности поэзии, на формирование личности учащихся, их нравственных убеждений,  развитие чувства прекра...

Литературно-музыкальная композиция к 75-летию В.Распутина "За каждой строкой доброта"

Литературно-музыкальная композиция знакомит учащихся с жизнью и с творчеством В.Распутина. В ходе композиции звучат отрывки из произведений писателя, разыгрываются сценки-эпизоды. Данная композиция ра...

Литературно – музыкальная композиция, посвященная 213 годовщине со дня рождения А.С.Пушкина « И с каждой осенью я расцветаю вновь».

Предлагаю вашему вниманию сценарий школьного праздника, посвященного годовщине со дня рождения А.С.Пушкина. Мероприятие посвящено Болдинскому периоду жизни и творчества поэта. Оно сопровождалось мульт...

"Поэт трагической судьбы". Литературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова.

Поэт трагической судьбыЛитературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова....

Классный час «Три важных слова в каждой судьбе: права, обязанности и ответственность»

Закрепить представления детей о правах и обязанностях человека...

«С ним неразрывна нелегкая наша судьба…» Литературно-музыкальная композиция о Санкт-Петербурге по стихам и песням А.Городницкого.

laquo;С ним неразрывна нелегкая наша судьба…» Литературно-музыкальная композиция о Санкт-Петербурге  по стихам и песням А.Городницкого. Посвящается 90-летию Александра Городницкого...