Литературно-музыкальная композиция к 75-летию В.Распутина "За каждой строкой доброта"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Плюснина Татьяна Николаевна

Литературно-музыкальная композиция знакомит учащихся с жизнью и с творчеством В.Распутина. В ходе композиции звучат отрывки из произведений писателя, разыгрываются сценки-эпизоды. Данная композиция рассчитана на учащихся 9-11 классов, длительность - 40-50 минут.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературная -музыкальная композиция, посвящённая 75-летию со дня рождения Валентина Распутина.

«За каждой строкой доброта»

Подготовили и провели учащиеся 9Б класса ГБОУ школы № 62 Спб

Учитель: Плюснина Т.Н.

Познакомить с  творчеством В.Распутина,  в котором поднимаются вопросы внутренней и внешней красоты человека ; раскрываются вечные нравственные ценности и звучит призыв к сохранению исторических основ русского народа и природы родной страны.

Заинтересовать учащихся и побудить их к прочтению многих произведений замечательного писателя.

Оформление.

  • Плакаты:                

       «Век живи — век учись».

“Если соберем волю каждого в одну волю – выстоим!
Если соберем совесть каждого в одну совесть – выстоим!
Если соберем любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!”
 

  «Без любви к ближнему никто из нас  обходиться не может».

                                                                                                            В.Распутин

  • портрет писателя;
  • самовар:
  • красные яблоки;
  • изображение костра;
  • два телефонных аппарата;
  • иллюстрации к произведениям В.Распутина;
  • презентация.

1чтец

 Современники часто не понимают своих писателей или не осознают их истинного места в литературе, предоставляя  будущему давать оценки, определять вклад, расставлять акценты. Примеров тому достаточно. Но в нынешней литературе есть имена несомненные , без которых представить её уже не можем ни мы, ни потомки. Одно из таких имён — Валентин Распутин.

 15 марта 2012 года Валентину Григорьевичу Распутину исполнилось бы 75 лет.

   Предлагаем вашему вниманию рассказ, посвящённый творчеству этого русского прозаика и публициста.

 

2 чтец

Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. Трудно представить себе русскую литературу сегодня без его повестей и   рассказов.  Его произведения снискали заслуженную популярность в нашей стране и за рубежом.
Биография писателя проста, но духовный опыт богат, неповторим, неисчерпаем и помогает понять, откуда явился такой могучий талант, который засверкал самыми яркими гранями.  Путь Валентина Распутина в литературу определился наилучшим образом: в короткий срок молодой писатель стал вровень с большими мастерами прозы

1 чтец

 Творчество Валентина Григорьевича Распутина как нельзя лучше подтверждает слова Ломоносова о том, что "российское могущество прирастать будет Сибирью". И русский созидательный дух, и русская совестливость, и русское философское постижение жизни - всё это "прирастает" книгами, трудами великого сибиряка

1

 

2 чтец

Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области,в посёлке Усть-Уда. В трёхстах километрах  от Иркутска.

В роли Валентина Распутина

  Хорошо помню, когда мне было 4 года, как уходил на фронт отец,но не помню такого яркого события . Как его возвращение спустя 4 года.

Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды, грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, потом снова шли в лес – большинство наших радостей и наших занятий было связано с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались легенды и песни , о которой слагались вечные легенды и песни, единственная дочь Байкала, об удивительной красоте и поэзии которой я храню самые чистые и святые воспоминания».

  .”.

3 чтец

  Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. В том, что он таков, никто и не сомневался – в деревне ведь любой с рождения виден как на ладони. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет – уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом –у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы.

4 чтец

 В первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944году. Здесь,в Аталанке,  Распутин навсегда полюбил книгу.  Библиотека начальной школы была очень маленькой — всего две полки книг. Чтобы сохранить хотя бы этот фонд,читать разрешали только в школе.

Валентин Распутин

Своё знакомство с книгами я начал с ...воровства.Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили,возвращали прочитанное и брали новые.

3 чтец

 В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу,которая находилась в  пятидесяти километрах  от родной деревни. Каждый день не наездишься,надо перебираться туда жить, одному,без родителей, без семьи. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. В аттестате зрелости Валентина были только пятерки.  Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом.

Разыгрывание сцены   из рассказа «Уроки французского»..

…Стоя друг против друга на коленях, мы заспорили о счете. Перед тем тоже, кажется, о чем-то спорили.

  • Пойми ты, голова садовая, — наползая на меня и Размахивая руками, доказывала Лидия Михайловна, — зачем мне тебя обманывать? Я веду счет, а не ты, я лучше знаю. Я трижды подряд проиграла, а перед тем была «чика».

2

  • «Чика» не считово.

— Почему это не считово?

Мы кричали, перебивая друг друга, когда до нас донесся удивленный, если не сказать, пораженный, но твердый, звенящий голос:

— Лидия Михайловна!

Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич.

— Лидия Михайловна, что с вами? Что здесь происходит?

Лидия Михайловна медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная, и, пригладив волосы, сказала:

— Я, Василий Андреевич, надеялась, что вы постучите, прежде чем входить сюда.

— Я стучал. Мне никто не ответил. Что здесь происходит? — объясните, пожалуйста. Я имею право знать как директор.

— Играем в «пристенок», — спокойно ответила Лидия Михайловна.

— Вы играете на деньги с этим?.. — Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. — Играете с учеником?! Я правильно вас понял?

— Правильно.

— Ну, знаете… — Директор задыхался, ему не хватало воздуха. — Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…

 

Валентин Распутин

И больше я ее никогда не видел.

Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, — аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.

Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они.

1 чтец

 После окончания школы  летом   1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета.  О писательстве не помышлял –видно, не пришел еще срок.

Жилось нелегко. Думалось о матери и младших. Валентин чувствовал себя в ответе за них. Подрабатывая на жизнь где только возможно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодежной газеты, хотя не думал о писательском призвании. Просто однажды остался без денег ( не стали выдавать стипендию) .Он работает,  не отрываясь от учёбы.

2чтец

  Он публиковал много, писал о том, что было необходимо редакции газеты «Советская молодёжь». Репортажи,очерки, заметки — здесь Распутин набил руку, научился слушать людей , вести с ними беседы, вдумываться в их чаяния. Еще до защиты дипломной работы он был принят в штат иркутской газеты «Советская молодежь»,  что позволило приобрести жизненный опыт и крепче встать на ноги.  

1 чтец.

В 1974г Валентин Распутин в Иркутской газете писал.

Валентин Распутин

Я уверен, что писателем человека делает его детство,способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что  даёт ему затем  право взяться за перо. Образование, книга,  жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве.

3

3 чтец

В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, темы его публикаций стали масштабнее – строительство железнодорожной магистрали Абакан – Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи.  В качестве корреспондента молодой журналист обошёл пешком и исколесил междуречье Енисея, Ангары и Лены.  Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций.

4 чтец

Его первый рассказ «Я забыл спросить у Лёшки»,   , несовершенный по форме, пронзителен по содержанию, искренен до слез. На лесоповале упавшая сосна задела 17-летнего парня. Ушибленное место стало чернеть. Друзья взялись сопровождать пострадавшего до больницы, а это 50 километров пешком. Поначалу спорили о коммунистическом будущем, но Лешке становилось все хуже.  В пути ему стало хуже, он бредил, и друзья видели, что это уже не шутки, им стало не до отвлеченных разговоров о коммунизме, которые вели они до того, ибо они поняли, глядя на муки товарища, что «это игра в прятки со смертью, когда ищет смерть и нет ни одного надёжного места, куда можно было бы  спрятаться. Вернее, такое место есть - это больница, но до неё далеко, ещё  очень далеко».

             Лешка умер на руках у друзей. Потрясение. Вопиющая несправедливость.   А друзья так и не спросили у паренька, вспомнит ли счастливое человечество имена простых трудяг, таких, как они с Лёшкой...

Чтение отрывка из рассказа  «Я забыл спросить у Лёшки»

( Чтение под трагическую музыку)

 Мы  шли и шли. Ночь лежала на земле толстым темным одеялом. Мы запутались в нем. Мы устали. Мы молчали. Но Лешка не молчал. Никогда еще он не говорил так много. Он то кричал, когда боль хватала его за горло, то переходил на шепот. Он разговаривал и с матерью, и с Ленкой, и с нами. Когда он разговаривал с нами, мы все равно молчали. Хотелось отвечать ему, но мы знали, что он не услышит.

Потом показалась река, и мы свернули на твердую дорогу. Оставалось еще двадцать километров. Лешка молчал. Мы даже не заметили, как стих его шепот. Мы думали, что ему стало легче. Дорога рвалась то в одну, то в другую сторону, но мы находили ее. Я устал. Я здорово устал. «Неужели ты не сделаешь еще один шаг, — думал я, — и еще один?». И я выбрасывал вперед одну ногу, потом другую. Одну и другую.

Лешка молчал.

Вдруг нам стало страшно. Мы остановились и положили носилки на землю. Андрей взял Лешку за руку. Он держал ее и смотрел на меня. Лешка не двигался. Я не поверил. «Не может быть! Он просто спит». Я медленно опустился перед Лешкой и взял его за вторую руку. Она была послушной и мягкой, и пульс молчал.

Мы поднялись одновременно. Мы не кричали и не плакали. Мы стояли караулом с обеих сторон носилок и молчали. Я смотрел в ту сторону, где спал город, и думал о том, что сегодня нам придется отправить Лешкиной матери телеграмму, которая сразу, одним ударом собьет ее с ног, а через несколько дней придет письмо от Лешки. И она много раз будет приниматься за него, прежде чем дочитает до конца.

Я помню все, помню до боли ярко и точно, все, даже мелкие подробности, но я не помню сейчас, кто из нас первый сел рядом с Лешкой. Мы устали. Мы сидели на земле, а между нами лежал Лешка. Рядом всхлипывала река.

Потом стало холодно, и я растолкал Андрея. Мы бережно, не говоря ни слова, подняли носилки и пошли. Впереди Андрей, позади я. Светало. Я неожиданно вспомнил о том, что забыл спросить Лешку о самом главном. Я не спросил его, будут ли знать при коммунизме о тех, чьи имена не написаны на зданиях заводов и электростанций, кто так навсегда и остался незаметным. А мне очень хотелось узнать, вспомнят ли при коммунизме о Лешке, который жил на свете немногим больше семнадцати лет и строил его всего два с половиной месяца.

4

(Музыка звучит ещё некоторое время)

1 чтец

 Талантливо написан   и рассказ  «Рудольфио». Это  история любви юной 16-летней Ио к 28-летнему Рудольфу. Он — серьезный женатый мужчина, скованный предрассудками взрослого человека. Она — мечтательница, которая не боится назвать себя ребенком. Именно ей приходит в голову объединить их имена и дать своей любви итальянское имя «Рудольфио».   "Рудольфио" - рассказе не только о первой влюбленности, но и - о мере ответственности взрослого человека перед этим чувством и за него, о готовности и неготовности души к пониманию. В  "Рудольфио" перед нами предстает драма подростка, девочки Ио, впервые столкнувшейся с взрослой жизнью и получившей первые ушибы от этого столкновения.

Инсценирование из  «Рудольфио»

(на протяжении инсценировки звучит грустно-печальная музыка)

Он решил позвонить ей сразу же, не откладывая, тем более что жены дома не было.

- Рудольфио! - было видно, что она очень обрадовалась.- Какой же ты молодец, что позвонил, Рудольфио, а я опять плакала.

- Нельзя так часто плакать,- сказал он.

- Это все "Маленький принц". Мне его жалко. Ведь правда, он был у нас на земле?

- По-моему, правда.

- И по-моему, тоже. А мы не знали. Ведь это же ужасно. И если бы не Экзюпери, никогда бы не узнали, Не зря у него такое же красивое имя, как и у нас.

- Да.

- Я еще вот о чем думаю: хорошо, что он так и остался Маленьким принцем. Потому что страшно: а вдруг потом он стал бы самым обыкновенным? А у нас и так слишком много обыкновенных.

- Не знаю.

- Зато я знаю, это точно.

- А "Планету людей" ты прочитала?

- Я все прочитала, Рудольфио. По-моему, Экзюпери очень мудрый писатель. Даже страшно становится, до чего мудрый. И добрый. Помнишь: Барка выкупают на свободу, дают ему деньги, а он тратит их на туфельки для ребятишек и остается ни с чем.

- Да,- сказал он.- А помнишь Боннафуса, который разорял и грабил арабов, а они его ненавидели и в то же время любили?

- Потому что без него пустыня казалась бы им самой обыкновенной, а он делал ее опасной и романтичной.
- Ты молодчина, если все это понимаешь,- сказал он.
- Рудольфио...- она замолчала.
- Я слушаю,- напомнил он.

5

Она молчала.

- Рудольфио,- отчего-то волнуясь, сказал он.- Приходи сейчас ко мне, я один.

* * *

Оглядываясь, она прошла к креслу и села.

- Ты чего такая тихая? - спросил он.

- Ее правда нет?

- Жены?

- Ну да.

- Нет.

- Мымра она у тебя.

- Что?

- Мымра - вот что!

- Где ты взяла это слово?

- В великом русском языке. Там для нее ничего более подходящего нет.

- Ио, ну нельзя же так.

- Не Ио, а Рудольфио.

- Ах да,

- Я недавно позвонила и попала на нее.

Знаешь, что она мне сказала? Если, говорит, ты насчет резервуаров, то лучше обратись к учителю. По-моему, она ревнует тебя ко мне.

- Не думаю.

- Рудольфио, а правда, я лучше ее? Я ведь еще не оформилась как следует, у меня все впереди.

Он улыбнулся и кивнул.

- Вот видишь. По-моему, тебе пора с ней развестись.

- Не говори глупости,- оборвал он ее.- Я тебе слишком многое позволяю.

- Из любви, да?

- Нет, из дружбы.
Она, насупившись, умолкла, но было видно, что это ненадолго.

6

- Как ее зовут?

- Кого - жену?

- Ну да.

- Клава.

- Ничего себе нагрузочка.

Он рассердился:

- Перестань.

Она поднялась, на мгновение закрыла глаза и вдруг сказала:

- Рудольфио, я ненормальная, прости меня, я не хотела...

- Только не реветь,- предупредил он.

- Не буду.

Она отошла и отвернулась к окну.

- Рудольфио,- сказала она,- давай договоримся так: я у тебя сегодня не была и ничего этого не говорила, хорошо?

- Да.

- Считай, что это "до свиданья" я тебе сказала по телефону.

- Да.

Она ушла.

Через пять минут зазвонил телефон.

- До свиданья, Рудольфио.

- До свиданья.

Он подождал, но она положила трубку.

3 чтец

«Живи и помни» ( - новаторская, смелая повесть – не только о судьбах
героя и героини, но и о соотнесении их с судьбою народной в один из драматичных моментов истории. В этой повести затронуты как нравственные проблемы, так и проблемы взаимоотношений человека и общества, часто возникающие в годы войны    .

Слова - "Живи и помни" - говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни  каждого человека. "Живи и помни" - это измена, низость, человеческое падение,испытание любви этим ударом.

4 чтец

  Трудно и тяжело было всем – и на фронте, и в тылу. Просто и буднично рассказывает писатель о цене предательство. Предательства, которое выросло из небольших уступок совести, долгу, чести. Погубив себя, Андрей Гуськов губит самых дорогих и любимых людей.

7

3чтец

 А ведь был  Андрей Гуськов, "расторопный и бравый парень,  рано женившийся на Настене и проживший с ней до войны нехорошо-неплохо четыре года". Но вот в мирную жизнь русских людей бесцеремонно вторгается Великая

Отечественная война. Вместе со всей мужской частью населения ушел на войну и

Андрей. Ничто не предвещало такого странного и непонятного расклада, и вот, как

неожиданный удар для Настены, известие о том, что ее муж Андрей Гуськов -

предатель. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор. Это происшествие

круто переворачивает и меняет жизнь Насти Гуськовой.

 

 4 чтец

А что было предосудительного в том, что Гуськов после тяжелейшего ранения отчаянно захотел хоть ненадолго вернуться на родину, лишь взглянуть на свою Атамановку, прижать к груди Настену, перемолвиться со стариками?

 Но ведь шла война и она устанавливала свои жесткие законы. Писатель вовсе не предает беглеца суду военного трибунала, напротив, внешние обстоятельства даже благоприятствуют герою повести. Ему не встретились ни патрули, ни проверки, не было придирчивых расспросов.

3чтец

Но избежав трибунала, Гуськов все же не ушел от суда. Этот суд может быть, более суровый. Суд совести. Он сам превратил себя в изгоя, не значащийся ни в живых, ни в мертвых, бродит Андрей Гуськов по родной округе, постепенно теряя человеческий облик.

А ведь он на войне был  надёжным.

Отрывок

 

 За три  года  Гуськов  успел  повоевать  и  в  лыжном  батальоне,  и  в

разведроте, и в гаубичной батарее. Ему довелось  испытать  все:  и  танковые

атаки, и броски на немецкие пулеметы, и ночные  лыжные  рейды,  и  изнуряюще

долгую, упрямую охоту за "языком". Гуськов не привык, да и не мог привыкнуть

к войне, он завидовал тем, кто в бой шел так же спокойно и  просто,  как  на

работу, но и он, сколько сумел, приспособился к ней - ничего другого ему  не

оставалось. Поперед других не лез, но и за чужие спины тоже  не  прятался  -

это свой брат солдат увидит и покажет сразу. В "поиске", когда захватывающая

группа в пять-шесть человек  кидается  в  немецкую  траншею,  вообще  не  до

хитростей - тут уж либо  пан,  либо  пропал,  а  подержишься,  побережешься,

погубишь и  себя,  и  всех.  Среди  разведчиков  Гуськов  считался  надежным

товарищем, его брали с собой в  пару,  чтобы,  подстраховывать  друг  друга,

самые отчаянные ребята. Воевал, как все, -  не  лучше  и  не  хуже.  Солдаты

ценили  его  за  силушку  -  коренастый,  жилистый,  крепкий,  он  взваливал

оглушенного  или  несговорчивого  "языка"  себе  на  горбушку  и  тащил,  не

запинаясь, в свои окопы...

        ….К зиме сорок третьего года ясно начал проглядывать конец войны.  И  чем

ближе к нему шло дело, тем больше росла надежда уцелеть - уже не робкая,  не

потайная, а открытая и беспокойная.  .... И,  поддаваясь страху, не видя для себя

 впереди удачи,  Гуськов  осторожно  примеривался  к

тому, чтобы его ранило - конечно, не сильно, не тяжело, не повредив нужного,

- лишь бы выгадать время.

     Но летом сорок четвертого года, когда  прямо  перед  носом  зачехленной

уже, готовой к переезду батареи выскочили немецкие  танки,  Гуськова  ранило

совсем не легонько. Почти сутки он не приходил в себя.  А  когда  очнулся  и

поверил, что будет жить,  утешился:  все,  отвоевался.  Теперь  пусть  воюют

другие. С него хватит, он свою долю прошел сполна. Скоро ему не поправиться,

а после, когда встанет на ноги, должны отпустить  домой.  Все  -  плохо  ли,

хорошо ли, но уцелел.

8

4 чтец

Изменив солдатскому долгу, Гуськов предал не только себя, но и свою жену, которую отлучил от деревни и от народа.

  Предав Родину, Гуськов предает и самого близкого ему человека.

  Настя любит и жалеет Андрея, но, когда стыд за людской суд над собой и над своим будущим ребенком побеждает силу любви к мужу и жизни, отчаявшись найти выход из глупого тупика,она шагнула за борт лодки в ледяные воды   Ангары, погибнув между двух берегов -  берегом мужа и берегом всех русских людей.

3чтец

  Для Валентина Распутина неприемлема философия всепрощения.

В этом состоит трагический и высокий нравственный урок для настоящих и будущих поколений.

 

Чтение отрывка «Живи и помни»

( чтение происходит под тревожную музыку)

 Ночь была тихая, потемистая, но в ровном бедном свете виделось все же достаточно хорошо, а на Ангаре, в длинном просторном коридоре, и того лучше. Настена сняла с берега лодку, оттолкнула и сразу взялась за лопашны. Надо успеть, надо предупредить мужика. Надо попрощаться. Навсегда, до других ли времен - неизвестно: Стыдно... почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой? Где набрала она вины для такого стыда? До чего легко, способно жить в счастливые дни и до чего горько, окаянно в дни несчастные! Почему не дано человеку запасать впрок одно, чтобы смягчать затем тяжесть другого? Почему между тем и другим всегда пропасть? Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда назначали тебе судьбу? Зачем ты с ней согласился? Зачем ты, не задумавшись, дал отсекать себе крылья именно тогда, когда они больше всего необходимы, когда требуется не ползком, а летом убегать от беды? Настена гребла и с покорным, смирившимся чувством соглашалась с тем, что происходило: так, видно, надо, это она и заслужила... Доверь непутевому человеку после одной его жизни вторую, все равно не научится жить. До чего тихо, спокойно в небе. А вчерашней ночью было жутко; боязно, когда глаза совсем ничего не различают в темноте, мерещится, что вот-вот что-то случится. Правду ли говорят, что звезды со своей вышины видят под собой задолго вперед? Где они ее, Настену, разглядели за этой ночью, что они чуют? Слабенькие сегодня звездочки - куда им задолго? Она гребла, смутившись непривычными и непосильными, праздными мыслями, удивляясь, что душа тщится отвечать им. На душе от чего-то было тоже празднично и грустно, как от протяжной старинной песни, когда слушаешь и теряешься, чьи это голоса - тех, кто живет сейчас, или кто жил сто, двести лет назад. Смолкает хор, вступает второй... И подтягивает третий... Нет, сладко жить; страшно жить; стыдно жить. И вдруг посреди этих мыслей ее застигли другие, совсем не песенные голоса. Она удивленно обернулась и увидела на берегу фигуры людей. - Вон она, вон! - кричал Нестор. По воде хорошо слышно было и что говорили и кто говорил. Нестор матюкнулся ляпким, хлестким, словом, и Настена догадалась, что слово это послано ей. - Помела, поперед хотела проскочить. Не выйдет, голуба, не выйдет. Догоним. - Вторую лодку сталкивай, - это уже голос Иннокентия Ивановича. - Скорей - чего телишься! - Доста-а-нем! С испугу Настена кинулась было грести во весь дух, но тут же опустила весла. Куда? Зачем? Она и без того отплыла достаточно, дальше грести ни к чему. Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть! Не бояться, не стыдиться, не ждать со страхом завтрашнего дня, на веки вечные сделаться вольной, не помня ни себя, ни других, не помня ни капли из того, что пришлось испытать. Вот оно наконец, желанное, заработанное мучениями счастье, - почему она не верила в него раньше? Чего она искала, чего добивалась? Напрасно, все напрасно. Стыдно... всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоем месте сумел бы прожить лучше? Как можно смотреть после этого людям в глаза?.. Но и стыд исчезнет, и стыд забудется, освободит ее... Она встала в рост и посмотрела в сторону Андреевского. Но оно, Андреевское, задалено было темью... Лодки приближались. Сейчас, сейчас уже будет поздно. Она шагнула в корму и заглянула в воду. Далеко-далеко изнутри шло мерцание, как из жуткой красивой сказки, - в нем струилось и трепетало небо. Сколько людей решилось пойти туда и скольким еще решаться!   Поперек Ангары проплыла широкая тень: двигалась ночь. В уши набирался плеск - чистый, ласковый и подталкивающий, в  нем звенели десятки, сотни, тысячи колокольчиков...

9

И сзывали те колокольчики кого-то на праздник. Казалось Настене, что ее морит сон. Опершись коленями в борт, она наклоняла его все ниже и ниже, пристально, всем зрением, которое было отпущено ей на многие годы вперед, вглядываясь в глубь, и увидела: у самого дна вспыхнула спичка. - Настена, не смей! Насте-е-о-на! - услышала еще она отчаянный крик Максима Вологжина - последнее, что довелось ей услышать, и осторожно перевалилась в воду.

(Музыка звучит ещё некоторое время)

 1 чтец

  Повесть  «Дочь Ивана, мать Ивана» , опубликованная в 2003 году. Это глубоко трагичное и одновременно светлое произведение. В основе сюжета лежит несчастье , случившееся с простой русской семьёй, живущей в крупном сибирском городе.  Несовершеннолетняя дочь Тамары и Анатолия Воротниковых Светлана подверглась насилию.  Дёмин задержал  преступника на рынке. Но нечистые на руку работники прокуратуры готовят его освобождение под залог.  Разумеется , после этого насильник сразу же скроется из города или вообще из России. С этим не может  смириться  мать поруганной девчушки. Она делает из мужнина ружья обрез, прячет его в сумку, приходит в прокуратуру, и, когда туда привозят преступника на санкцию, убивает его.

2 чтец

 Тамара Ивановна Воротникова — дочь Ивана и мать Ивана- добрая, чистая, справедливая русская женщина и совсем не хочет уходить от ответственности, она, православный человек, убийца поневоле. Героиня не ищет оправдания своему поступку, на суде она безоговорочно  признаёт себя виновной и идёт в тюрьму, чтобы наказанием искупить грех смертоубийства.

1 чтец

«Зона» не смогла сломить эту сильную — и физически,и морально- женщину. Отсидев две трети срока, она возвращается к людям как живой символ надежды  на справедливость, на торжество добра, на лучшее будущее. Светлана, честь которой Тамара Ивановна защитила ценой своих страданий, вышла замуж, у неё есть маленькая дочка. Она ей рассказывает о бабушке, как о каком-то былинном персонаже. «Она — солнышко с продиристым ветерком» ,-так говорит о Тамаре Ивановне своей дочке Светлана. На этой светлой ноте и заканчивается повесть.

Сцена «Дочь Ивана...»

 Иван,сын Тамары Ивановны, по-своему пытается понять мир ,осмыслить всё происходящее,  Иван      вдруг начинает прозревать существо русских слов

     "ворона",  "вор --  она". Вспомнилось, что

"спасибо" --  это "спаси Бог". Вот уж верно: спаси и вразуми нас, произносим

как  пустышки,  как  фишки,  как  номера   какие,  которые  имеют   условное

обозначение, требующее запоминания.

     --  Мама,  ты  знаешь, что  такое  сволочь?  --  погуляв  перед матерью

петухом, придав себе важности, спросил  Иван, улучив  момент,  когда  Тамара

Ивановна вечером перед сном, уставшая и размякшая, опустилась на диван.

     -- Сволочь она и есть сволочь, -- мрачно ответила она.

     -- А что такое подонки?

     -- Чего это тебя потянуло туда: сволочи, подонки?

     -- Слушай, мама, и запоминай. Сволочь -- это  такая дрянь, которую надо

стащить, сволочь с дороги, где  люди ходят. Слово "сволочь" -- от "сволочь",

убрать с глаз. Переставляешь ударение,  и все ясно. А "подонки" -- осадок по

дну посудины, несъедобные, вредные остатки, их только выплеснуть.

     -- Гли-ка! -- слабо удивилась Тамара Ивановна. -- Сам разглядел или кто

подсказал?

     -- Я  теперь к каждому  слову прислушиваюсь.  Вот  "бездна".  Что такое

"бездна"?

     

10

-- Ты у меня, что ли, спрашиваешь?

     -- У тебя. Посмотрю на твое развитие...

     -- Я те покажу  развитие... Доразвивались... дальше  некуда.  Ахнули  в

пропасть -- вот тебе и бездна.

     --  Правильно: "пропасть" -- от  "пропасть",  и она "без дна" -- вот  и

"бездна".

     -- Учись, -- вздохнула Тамара Ивановна. -- Так учись, чтоб не пропасть.

Счас  все  шиворот-навыворот  -- ой, разбираться  днем  с огнем  надо. Слова

взялся  разгадывать... разгадай-ка  сумей, где хорошее и где, ой, нехорошее.

Ой, Иван,  берегись. Счас матери с  отцом углядеть  вас -- никаких  глаз  не

хватит. Сам берегись. Теперь детишкам хуже, чем в детдоме. В детдоме досмотр

был, там, может,  ласки  не  хватало,  а досмотр  был.  А  счас и при  живых

родителях сиротство: все под смех да под издевки пошло.

     И сама же, спустя недели две, вспомнила:

     -- Ну, что еще разыскал? В словах-то? Какие там еще разъяснения?

     --  Разъяснения мне больше  неинтересны, -- ответил Иван,  напуская  на

себя опытность.  -- Я в этом  предмете в следующий  класс перешел.  Я теперь

интересуюсь,  как слова  меняют  свой  смысл.  Вроде  как взрослеют. Вот,  к

примеру... вот, к примеру, "злыдни"... Ты знаешь, что такое "злыдни"?

     --  У нас  в  деревне  говорили:  последние  злыдни  выгребли.  Значит:

остатки, деньги там или продуктишки, на черный день приготовлены.

     -- Да, теперь так. Но если смотреть на слово -- это "злые дни". Сначала

оно, видать, жило с  этим значением, а потом потихоньку-потихоньку перешло в

запас для тяжелых, для злых дней. Или слово "равнодушный". Оно относилось  к

человеку  равной с  другим,  равновеликой,  души,  а  сейчас  это  бездушный

человек. Вон куда уехало.

     Тамара Ивановна  покивала, с  усиленным  вниманием  разглядывая сына, и

спросила:

     --  Так ты,  может, по  этой  части  и пойдешь  после  школы?  Ишь  как

завлекло! --  Она  вздохнула. -- Только  не кормежное, однако, это дело, это

твое гадание на словах...

     --  Языкознание  называется.  Конечно,  не  кормежное.  --  Иван  вдруг

заливисто, притопывая ногами, рассмеялся. -- Не кормежное -- еще бы!

     -- Чего ржешь-то как жеребец! Кормить-то кто будет?

     -- Да мне ведь еще два года в школе.

     -- Школу-то не задумал бросать?

     --  Нет,   не   задумал.  Я  мог  бы,   конечно,  самостоятельно...  --

"Хвастунишка, -- подумала  Тамара  Ивановна. -- Сразу то и другое заедино: и

хвастунишка-мальчишка,  и  взрослый  уж,   серьезный  человек".  --  

2 чтец

 Валентин Распутин — из плеяды  писателей,способных встревожить души читателей,передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее .  Он говорил,что Родину , как и родителей, не выбирают она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством.  

Валентин Распутин

 Когда я вспоминаю детство,то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет  возле моей родной Аталанки, острова напротив и заходящее за другой берег солнце.  Немало я повидал всяких красот, рукотворных и нерукотворных, но я умирать буду с этой картиной ,дороже которой для меня ничего нет. Я верю, что и в писательском деле она сыграла не последнюю роль.  

Песня « Снится мне деревня» Л.Дербенев, м.Б.Емельянов.

11

1 чтец

 Для Распутина любовь к земле не абстрактное понятие, она подкреплена конкретными делами. Как истинный русский писатель ,он хорошо понимал свой долг перед родиной и совершил свой   нравственный подвиг — стал писать статьи в защиту Байкала, бороться за его спасение.

Валентин Распутин  

Байкал создан как венец природы не для производственных потребностей  ,адля того,чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться державной его красотой и дышать его заповедным воздухом. И это,прежде всего,необходимо нам.

 5 чтец

Лесистых гор полуотвалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал.

И сам он величав и вечен

В гранитной раме вырезной.

И весь — до донышка- просвечен,

И весь до капельки родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик и гул турбин,

И птицы-сосны под обрывом,

и дикий ветер-баргузин-

Всё это, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

и ты немыслима,Россия.

И ты немыслима, Сибирь.

3 чтец

Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться суррогатами литературы. Его хлеб – с горчинкой, без изысков. Он всегда свежевыпечен и без душка. Он не способен зачерстветь, потому что не имеет срока давности. Такой продукт испокон века выпекали в Сибири, и назывался он вечным хлебом. Так и произведения Валентина Распутина – незыблемые, вечные ценности. Духовный и нравственный багаж, ноша которого не только не тянет, но и придает сил.

4 чтец

Живя в единении с природой, писатель по-прежнему неброско, но глубоко и искренне любит Россию и верит, что ее сил хватит для духовного возрождения нации.

Природа, ставшая близкой в детстве, оживает и  говорит в его книгах каким-то своим необычным чудесным языком, понятным только тому, кто  умеет её слушать,  наблюдать и восхищаться её  неповторимым очарованием.  

Из рассказа «Под небом ночным». Инсенировка.

( музыка с птичьи свистом и шумом реки)

(Актеры садятся у костра с корзинками, слушают. «Они враз блаженно вздохнули и в сладком оцепенении затихли. Стало слышно, как с шуршанием возятся в небе звезды. Издатель негромко и вкрадчиво рассмеялся». )

- Как птички, - сказал он.

- Птички? - хмыкнул, и тоже с осторожностью, словно боясь что-то вспугнуть, кандидат наук. - Какие птички?

  • Как мы теперь застыли, так и птички. Это в природе что-то такое бывает. Что-то завораживающее. - Издатель приподнялся и, подбирая под себя ноги и усаживаясь на них по-монгольски, заговорил свободнее. - Я на даче птичек кормлю, - продолжал он. - По весне: они за зиму наголодаются: это такая забава - наблюдать, как они кормятся. За окном у меня стоит чурка, прямо неохватная. Насыплю хлебных крошек, сальца мелкими кусочками нарежу, маслице с мороза настрогаю. На все вкусы. Они уже стригут под окном - вверх-вниз, вверх-вниз. Синицы, воробьи, поползни. По часу можно смотреть и не устанешь.

12

- Воробья накормить - все равно что корову, - посочувствовал геолог.

- Воробей, хочешь знать, - самая симпатичная птичка, - решительно встал на защиту воробья издатель. - И нисколько не жадная. Самая аккуратная, дружная, незлобливая. На него напраслину возвели - вором назвали. Никакой он не вор. Или в старину был вором, но, в отличие от нас, переменился к лучшему. В сенцы воробей не полезет, шнырить, где попало не будет. Он не назойливый, место свое знает. Кормится со всеми вместе - воробей у другой птички, у синицы там или еще у кого, из-под носа вырывать не станет. И сгонять с кормушки не станет. Столкнет случайно хлебную крошку на землю - обязательно слетит и подберет. ... Поползень, а он мельче воробья, тот рвет и мечет, ему хоть воз вывали, он все будет хватать и таскать. Синица тоже не успокоится, пока все до последнего кусочка не вытаскает. Воробей другой: он поел, сколько ему надо, тут же и поел, где дали, и вся стайка дружно снимается, летит по другим делам.

- И свободу любит, - похвалил геолог. - Воробей, как цыган, в неволе жить не может.

- К тому же вегетарианец, скоромного в рот не берет.

- Сколько качеств! - засмеялся кандидат наук. - Не поет ли он еще ко всему прочему как соловей? Не слыхали?

- Он прекрасно чирикает - зачем ему петь? - готов был обидеться за воробья издатель. - Но, хочешь, из воробья прекрасный актер. Мне одна парочка однажды в благодарность концерт устроила. Наелись, день теплый, солнышко разогрелось, а у меня под стоком полным-полнешенька бочка с водой. Они давай в ней хлюпаться. Я неподалеку был, сижу, смотрю на них. Так они что: они поняли, что я за ними наблюдаю, что я, значит, зритель и мне это в удовольствие, и давай стараться, и давай! Чего только не выделывали! Окунаются, взлетают, шлепаются обратно, пляшут на воде, крылышками бьют. А потом сядут отдохнуть на край бочки и глаза на меня: нравится мне или нет? Я им аккуратно так поаплодирую - они и в восторге, и опять за свои номера.

- Гляди-ка ты! - геолог, казалось, действительно огляделся и удивился: - Так мы где - на даче у тебя или в тайге?

- Я не досказал, подожди.

- Ну-ну?

- Дважды я наблюдал: я потом спрашивал у орнитологов, они не могут объяснить. Дело происходит так. Утром я выношу корм, птицы мои набрасываются на него. С утра все голодные, работа идет полным ходом. И вдруг в самый разгар, в самый жор наступает момент - вдруг все замирают. Все. В момент. Сидят окаменевшие и не шевелятся. Как придавленные, как пригвожденные. Даже поползень: а это непросто представить, чтобы поползень, эта шныра, этот хват-перехват, хоть на секунду задумался? А тут и он со всеми вместе. Все в каком-то глубоком обмороке.

- Медитируют!

  • Пошел ты! - отмахнулся издатель, не прерываясь. - И это продолжается минута или полторы. Минуту или полторы они не шевелятся. Я тоже не шевелюсь, потому что ничего не могу понять, а что это такое, понять охота. Потом вдруг наступает какой-то сигнал, что-то такое происходит - они оживают. Враз. Одномоментно. И принимаются как ни в чем не бывало на перегонки долбить клювами. Что это? Как это объяснить? Может, повелительный глас сверху, он говорит что-то важное и говорит для всех тварей на одном языке?

1 чтец

Величавые сибирские просторы, необыкновенный мир байкальской природы, таёжные леса навсегда привязывают к себе человека. И душа писателя не может не болеть, видя, как уничтожается природа, как властно и бездумно человек распоряжается с ней, не задумываясь о будущем своих детей. Такое вторжение в природу губительно, и в первую очередь - для самого человека. Вымирают целые деревни. И это трагедия для тех, кто кровными узами связан с родной землёй.

13

2 чтец

 Бабка Дарья из повести "Прощание с Матерой" самоотверженно защищает деревню , которая подлежит затоплению. Здесь жили ее предки, здесь она родилась и прожила нелегкую жизнь. А вот теперь ее родная земля подлежит затоплению. Выстроился новый поселок с новыми домами и с новой жизнью. Но это уже никогда не будет та, родная, кровная земля. Этой земле отдана жизнь. Для Дарьи и других стариков это трагедия. Как дерево без почвы, так душа человека без родной земли засыхает. Варварски истребляя природу, мы губим свою душу. Человек, уничтожающий свои корни, совершает преступление не только против природы, он несет ответственность перед людьми, перед своим будущим.

3 чтец

Просматривая жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина, испытываешь особое, захватывающее чувство на тех этапах его жизни, где происходит чудесное превращение деревенского мальчика в великого писателя: вот только он был школьником, как все, студентом, каких несколько миллионов, журналистом, начинающим писателем, и их так много, вот он уже  выпустил первую тоненькую книжечку очерков, а затем и рассказов в провинциальном издательстве - и таких тысячи,...

4 чтец

Но вот он публикует «Деньги для Марии», «Последний срок», потом «Живи и помни»,  «Прощание с Матерой» - и огромный успех, Государственная премия, всесоюзная и мировая известность. Он уже единственный в своем роде писатель и человек, всеми замеченный, прочитанный, обсужденный, переведенный на десятки языков мира. По многим его произведениям сняты фильмы.

Последние слайды презентации : экранизация произведений, награды В.Распутина.

 PS.  Уважаемые коллеги! Материал рассчитан ( проверено) на 45-55 минут.

 Слайды презентации легко соединить с данным материалом. Я не стала прописывать № слайда.  Музыку мы подбирали вместе вКонтакте, слушали, как звучат слова на её фоне, обсуждали . Может быть, кому-нибудь пригодится. Буду рада.

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальный композиции «Строки, опаленные войной»

Цель:воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, фонограммы песен военных лет. Вступительное с...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Строки, опаленные войной"

Мероприятие помогает донести до учащихся трагедию советского народа в Великой Отечественной войне и величие подвига тех, кто остановил фашизм; способствует  нравственно-патриотическому воспи...

Литературно-музыкальная композиция "Строки, опаленные войной"

Цель и задачи мероприятия:1) приобщение обучающихся к богатствам отечественной поэзии, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины;2) развитие способностей эстетического восприятия ...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Я с каждой волной – воскресаю!», посвященной 125-летию со дня рождения М.И. Цветаевой

Сценарий отражает этапы жизни М.И. Цветаевой, содержит краеведческий материал. Звучат стихи и песни на слова М.И. Цветаевой...

Литературно- музыкальная композиция, посвящённая 80-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина. «Уроки Распутина»

Литературно- музыкальная композиция, посвящённая 80-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина....