Сценарий литературно-музыкальный композиции «Строки, опаленные войной»
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Рябова Валентина Ивановна

 

Цель:воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.

Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, фонограммы песен военных лет.

 

Вступительное слово учителя

Война. Это страшное слово постучалось в далёком 1941 году в каждую дверь, в каждое окошко. И, пожалуй не было ни одной семьи, откуда бы не ушли на фронт защищать Родину, не было ни одной семьи, из которой кто-то не ковал победу в тылу врага.1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Почти 27 миллионов жизней советских людей унесла она.

 По традиции 9 мая мы участвуем в торжественном шествии, возлагаем цветы к памятнику Неизвестного солдата, Вечному огню, читаем высеченные имена и фамилии на гранитных плитах, среди которых есть фамилии и ваших родственников, слушаем песни военных лет, песни со слезами на глазах.

 В годы войны проявился невероятный всплеск творчества поэтов, писателей, просто рядовых солдат, да и офицеров, которым написать эти строки о войне, о мужестве солдат стало просто необходимостью высказаться.

  Сегодня услышим стихи, песни, написанные в то суровое время, когда шли тяжёлые бои на фронтах, услышим стихи, написанные уже в мирное время про эту страшную годину.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальный композиции «Строки, опаленные войной».

Сценарий составила учитель русского языка и литературы МОУ « Павловская основная общеобразовательная школа №2» Павловского района, Ульяновской области Рябова Валентина Ивановна.

Цель: воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.

Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, фонограммы песен военных лет.

Вступительное слово учителя

Война. Это страшное слово постучалось в далёком 1941 году в каждую дверь, в каждое окошко. И, пожалуй не было ни одной семьи, откуда бы не ушли на фронт защищать Родину, не было ни одной семьи, из которой кто-то не ковал победу в тылу врага.1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Почти 27 миллионов жизней советских людей унесла она.

 По традиции 9 мая мы участвуем в торжественном шествии, возлагаем цветы к памятнику Неизвестного солдата, Вечному огню, читаем высеченные имена и фамилии на гранитных плитах, среди которых есть фамилии и ваших родственников, слушаем песни военных лет, песни со слезами на глазах.

 В годы войны проявился невероятный всплеск творчества поэтов, писателей, просто рядовых солдат, да и офицеров, которым написать эти строки о войне, о мужестве солдат стало просто необходимостью высказаться.

  Сегодня услышим стихи, песни, написанные в то суровое время, когда шли тяжёлые бои на фронтах, услышим стихи, написанные уже в мирное время про эту страшную годину.

 

Ведущий 1.             Грянул год,  пришёл черёд.

                                 Нынче мы в ответе

За Россию, за народ, и за всё на свете.

В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоённые горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло больше полувека?» Но правы ли будем мы , забыв о тех , кто погиб  или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы  будем, забыв об огромной роли писателей, поэтов, помогавших бороться и побеждать? Многие поэты и писатели были на фронте в качестве военных корреспондентов и о войне знали не понаслышке.

 Ведущий2. В первые дни войны нужны были призывы, лозунги, марши.

Появилась призывно-торжественная песня « Священная война» на слова Лебедева- Кумача. (звучит песня).

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною

С проклятою ордой.

Ведущий1.  Но были нужны и лирические песни, чтобы согреть души бойцов. Наибольшее призвание получили песни в форме любовного послания: «Землянка» на слова Алексея Суркова и «Жди меня» - Константина Симонова.

Звучит песня «В землянке»

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти не легко,

А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

Ведущий 2. « Жди меня»- стихотворение необычайной судьбы. Немудрёные, казалось бы строчки в один день узнала вся страна. Они потрясли всех. Эти стихи вырезали из газет, переписывали, с ними шли в бой. В тылу женщины плакали, читая его.

Чтец читает стихотворение К. Симонова «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Ведущий 1. Поэтическая летопись Великой Отечественной войны создавалась стихотворениями , поэмами, песнями Исаковского, Симонова, Суркова, Ольги Берггольц ,Маргариты  Алигер, Юлии Друниной, Анны Ахматовой и многих других замечательных поэтов.

Чтец читает стихотворение Анны Ахматовой «Мужество».

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Ведущий 2. В фашистских застенках М. Джалиль создал сборник стихотворений « Моабитская тетрадь»

Чтец читает стихотворение « Варварство»

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой,

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

Ведущий 1. Много горя , страданий принесла война. Она не щадила никого: ни женщин, ни детей. Но русский народ верил в победу .В 1942-1945 г.г .поэт Константин Мамонтов создаёт сборник стихотворений « Навстречу жизни»

Чтец читает стихотворения К. Мамонтова « Сегодня здесь»

Сегодня здесь такая тишина,

Такая ночь, что я боюсь поверить,

Что будто здесь – вчера еще – война

Врывалась в дом, срывая с петель двери;

Что будто здесь – вчера еще – в броне

Ходила смерть, утюжа нивы эти;

Что будто здесь – вчера еще – ко мне,

Дрожа от страха, прижимались дети.

И вдруг кругом такая тишина!..

Поднявшись в рост, глядит подснежник смело.

И в первый раз уставшая война

К огню костра с солдатами присела.

Ведущий 2. С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. Его поэма «Василий Теркин» - это энциклопедия Великой Отечественной войны. Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный ее быт , тут сама жизнь, где рядом подвиги и обеденные поступки, шутка, смех, слезы.

Чтец читает отрывок из поэмы «Василий Теркин» глава «О награде»

- Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.

Вот закончили б войну,

Вот бы в отпуск я приехал

На родную сторону.

Буду ль жив ещё? - Едва ли.

Тут воюй, а не гадай.

Но скажу насчёт медали:

Мне её тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин.

И понять вы все должны:

Дело самое простое -

Человек пришёл с войны.

Вот пришёл я с полустанка

В свой родимый сельсовет.

Я пришёл, а тут гулянка.

Нет гулянки? Ладно, нет.

Я в другой колхоз и в третий -

Вся округа на виду.

Где-нибудь я в сельсовете

На гулянку попаду.

И, явившись на вечёрку,

Хоть не гордый человек,

Я б не стал курить махорку,

А достал бы я «Казбек».

И сидел бы я, ребята,

Там как раз, друзья мои,

Где мальцом под лавку прятал

Ноги босые свои.

И дымил бы папиросой,

Угощал бы всех вокруг.

И на всякие вопросы

Отвечал бы я не вдруг.

- Как, мол, что? - Бывало всяко.

- Трудно всё же? - Как когда.

- Много раз ходил в атаку?

- Да, случалось иногда.

И девчонки на вечёрке

Позабыли б всех ребят,

Только слушали б девчонки,

Как ремни на мне скрипят.

И шутил бы я со всеми,

И была б меж них одна...

И медаль на это время

Мне, друзья, вот так нужна!

Ждёт девчонка, хоть не мучай,

Слова, взгляда твоего...

- Но, позволь, на этот случай

Орден тоже ничего?

Вот сидишь ты на вечёрке,

И девчонка - самый цвет.

- Нет, - сказал Василий Тёркин

И вздохнул. И снова: - Нет.

Нет, ребята. Что там орден.

Не загадывая вдаль,

Я ж сказал, что я не гордый,

Я согласен на медаль.

Ведущий 1. В стихотворении Александра Твардовского «Рассказ танкиста» говорится о подростках, наших сверстниках – участниках военных действий.

Чтец читает стихотворения А. Твардовского « Рассказ танкиста».

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами - не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит - не выглянуть из башен, -

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

- Да где же, где?.. - А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка - мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -

И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Ведущий2. Долгих четыре года шел русский солдат по дорогам войны, шел к долгожданной победе.

Ведущий 1. Песня «Эх, дороги» созданы на стихи Льва Ошанина  показывает фронтовые дороги. В песне звучит горесть утрат, и сердце сжимается, слушая эту песню.

Вокальная группа исполняет песню «Эх, дороги»

Эх, дороги, пыль да туман,

Холода, тревоги, да степной бурьян.

Знать не можешь доли своей,

Может, крылья сложишь посреди степей.

Вьётся пыль под сапогами, степями, полями,

А кругом бушует пламя, да пули свистят.

Эх, дороги, пыль да туман,

Холода, тревоги, да степной бурьян.

Выстрел грянет, ворон кружит,

Твой дружок в бурьяне неживой лежит.

А дорога дальше мчится, пылится, клубится,

А кругом земля дымится, чужая земля.

Эх, дороги, пыль да туман,

Холода, тревоги, да степной бурьян.

Край сосновый, солнце встаёт,

У крыльца родного мать сыночка ждёт.

И бескрайними путями, степями, полями

Всё глядят вослед за нами родные глаза.

Эх, дороги, пыль да туман,

Холода, тревоги, да степной бурьян.

Снег ли ветер, вспомним, друзья,

Нам дороги эти позабыть нельзя.

Ведущий 2. Между боями солдаты доставали заветные тетрадочки, писали письма домой, читали стихи, и, конечно же, было место песне, танцу.

Танцевальная группа исполняет танец под мелодию песни  «Смуглянка»

Учитель: К сожалению, это страшное слово «война» не уходит из нашей жизни. Оно холодит наши сердца, и в мирное время матери, жены ожидаю своих сыновей, мужей, любимых…

При выполнении интернационального долга в Афганистане погиб наш земляк, уроженец с. Шалкино Павловского района, капитан Чекашкин Геннадий, при исполнении служебного долга в Чечне – Бодряшкин Е., Костин А.

И мы, ребята, не должны забывать о подвигах наших земляков, совершенных в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. Ими мы должны гордиться.

Памяти погибших в Афганистане и в Чечне посвящены стихи местной поэтессы Тамары Николаевой «Мне больно жить»

Мне больно жить

(эти стихи были написаны в разгар Чеченской войны)

Гранита коснусь осторожно рукой;

Не спи же так крепко, сыночек родной!

Живые цветы я тебе принесла,

Но как эта ноша была тяжела!

Слеза за слезой высыхает роса,

Не высохла от горя еще не одна,

В бессилье своем одиноко кричу

Душой опаленной я сына зову.

Не знает предела безумство людей,

И землю питаемы кровью детей.

Чеченской беды не стихает гроза.

Уносит мальчишек безусых война.

Кому - то погоны, кому- то кресты,

но в чем же виновен, сыночек, был ты?

Ты даже к шинели еще не привык,

Не знал, что до смерти всего только миг.

Гранит под рукою упорно молчит,

Он тайну покоя надежно хранит,

А сердце в тоске исступленно кричит.

Отныне лишь болью о сыне мне жить!

Ведущий 1. Объявляется минута молчания.

Заключительное слово учителя: Я думаю, что сегодняшнее мероприятие произвело на вас впечатление, и строчки о войне затронули ваши детские сердца. Строчки о войне – это память о тех, кто ушел, защищая нас.

Наша память в стихах,

И еще наша память в песнях,

В песнях, созданных на войне.

Эти строки так нам известны,

Так близки и тебе, и мне!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно – музыкальной композиции, для старшего школьного возраста «Детство, опаленное войной»

Сценарий литературно – музыкальной композиции, для детей старшего школьного  возраста «Детство, опаленное войной». Цель:- воспитание  чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Строки, опаленные войной"

Мероприятие помогает донести до учащихся трагедию советского народа в Великой Отечественной войне и величие подвига тех, кто остановил фашизм; способствует  нравственно-патриотическому воспи...

Сценарий литературно-поэтической композиции «Строки, опаленные войной».

Данное внеклассное мероприятие подготовлено для студентов ГБПОУ МО «ЭТОТ» и приурочено к празднованию 70-летия Победы в ВОВ.Данный вид внеклассных мероприятий является эффективной  формой развити...

Литературно-музыкальная композиция "Строки, опаленные войной"

Цель и задачи мероприятия:1) приобщение обучающихся к богатствам отечественной поэзии, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины;2) развитие способностей эстетического восприятия ...

Литературно-музыкальный вечер "«Строки, опаленные войной»

Мероприятие, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне ...

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного Великой Отечественной войне «Память на все времена»

Воспитание у подростков патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своих предков....

Урок в форме литературно-музыкальной композиции "Строки, опаленные войной"

Методическая разработка урока в форме литературно-музыкальной композиции для обучающихся 5-9 классов...