Сценарий литературно – музыкальной композиции, для старшего школьного возраста «Детство, опаленное войной»
методическая разработка по теме

Логайская Елена Михайловна

Сценарий литературно – музыкальной композиции, для детей старшего школьного  возраста «Детство, опаленное войной».

Цель:- воспитание  чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах героических подвигах детей военных лет;

Задачи:  - расширение знаний у обучающихся об истории Родины;

               - формирование четкой гражданской позиции, долга перед Родиной как основ жизненного мировоззрения;

               - формирование у детей старшего возраста  общей культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_voyny.doc862 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и науке администрации  г. Астрахани

Муниципальное образовательное  учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования для детей №1»

                       

                     

                         

                           

Сценарий литературно – музыкальной композиции

«Детство, опаленное войной»

(для старшего школьного  возраста)

                                 Подготовила:

Логайская Е.М.

Педагог – организатор

МОУ ДОД «ЦДОД№1»

Астрахань 2010г.

Сценарий литературно – музыкальной композиции, для старшего школьного  возраста «Детство, опаленное войной»

Цель:- воспитание  чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах героических подвигах детей военных лет;

Задачи:  - расширение знаний у обучающихся об истории Родины;

               - формирование четкой гражданской позиции, долга перед Родиной как основ жизненного мировоззрения;

               - формирование у детей старшего возраста  общей культуры.

Оформление: на заднике сцены нарисованы взрывы, висят портреты пионеров героев и рисунки детей на военную тему, сверху – плакат с названием мероприятия «Детство, опаленное войной».

Проектор.  

(Звучит произведение  К.Г.Гендель «Сицилиана»)  

Ведущая: Дети войны и веет холодом,  

                 Дети войны и пахнет голодом,

                 Дети войны и дыбом волосы:

                 На челках детских седые волосы

                 Земля омыта слезами детскими,

                 Детьми советскими и не советскими

                 Какая разница, где был под немцами,

                 В Дахау, Лидице или Освенциме?

                 Их кровь алеет на плацах маками

                 Трава поникла, где дети плакали

                 Дети войны боль отчаянна

                 И сколько надо им минут молчания!

(Звучит веселая, детская музыка)

Голос за сценой: 22 июня 1941г. Начало лета мальчишки и девчонки радовались наступившим каникулам, играли,  веселились, впереди их ждало лето. А взрослые готовились к выпускному балу.

(На сцене играют маленькие дети, выходят девушки причесываются, выходят юноши приглашают на  вальс, пары танцуют, слышится гул самолетов)

Юноша: Показалось.

(Продолжают танцевать, музыка обрывается, гаснет свет, слышится взрыв бомб, зажигаются фонарики, имитируя свет прожекторов).  

Девушка: Что случилось, скажи мне, ветер

                   Что за боль у тебя в глазах?

                   Разве солнце не так уж светит,

                   Или вянут травы в садах?

Юноша: Почему люди все на рассвете

                Вдруг застыли, раскрыв глаза

                Что случилось, скажи нам, ветер,

                Неужели это, война?

Ведущая: Солнечным ранним утром в июне

                В час, когда пробуждалась страна

                Прозвучало впервые для юных

                Это страшное слово – Война.

(Звучит фоном песня  «Священная война»

автор  В.Лебедев – Кумач, музыка А.А. Александрова)

Ведущая: Летом 1941г. тысячи мальчишек и девчонок встали на защиту своей Родины. Помогали ковать общую победу, обували, одевали, кормили и снабжали вооружением Красную Армию для борьбы с врагом. Без выходных и отпусков, подставив под ноги снарядные ящики, они работали по 14 – 15 часов в сутки слесарями, токарями, фрезеровщиками на заводах, выращивали хлеб. Чтобы накормить армию, сами при этом чаще всего недоедали. Дети рано взрослели, заменяя ушедших на фронт старших братьев, отцов, матерей.

На одном из московских заводов работал фрезеровщиком Мазяш Валентин. Бригада под его руководством систематически перевыполняла нормы выработки. Завод увеличивал изготовление автоматов. При получении оружия на фронтах в упаковке, вместе с автоматами находили записки «Дядя красноармеец! Убей немца. Мы делаем автоматы хорошие».

Екатерина Сергеевна Кузнецова в атаку не ходила, не кричала «Ура!», «За Родину!». Но принимала участие в строительстве дороги Старый Оскол – Ржава. Рыла лопатой землю, насыпала ее на железнодорожные шпалы. Работала по 18 часов. Дорогу построили за 2 месяца.

Не оставались в стороне и дошкольники. В редакцию газеты Омская правда пришло письмо: «Мне 6 лет. Гитлеровцы выгнали меня из г. Сычевки Смоленской обл. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда мы поедем домой. Мама отдала свои сбережения на танк. Я собрала деньги на куклу, а теперь отдам их на танк.

 Дорогой дядя редактор! Напиши в своей газете всем маленьким детям, чтобы они отдавали деньги на танк. И назовем его «Малютка». На призыв девочки откликнулись. Танк «Малютка» на который дети собрали деньги был сделан, воевала на нем сержант 56 – ой танковой бригады Екатерина Петлюк.

(На проекторе фотографии маленьких детей военных лет)

Ведущая: Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.  Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
Обыкновенные мальчишки и девчонки сражались повсюду. На море, в небе, в партизанском отряде, в катакомбах, в подполье. Это пионеры – герои. Многие пионеры – мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в партизанские отряды. Все люди, защищавшие честь нашей страны, по праву называют героями. Но среди юных пионеров есть имена тех, кто посмертно награжден званием Героя Советского Союза.

(На экране презентация о пионерах – героях)

Выходят 3 мальчика. 2 девочки.

1 девочка: Леня Голиков собирал сведения о численности   и вооружении врагов. Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. Сам Леня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. Леониду Голикову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.  

1 мальчик: Зина Портнова ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе, схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось. Ее допрашивал четвертый день подряд фашистский офицер, увешанный крестами, ей руки за спину выкручивал солдат, ее хлестала плеть, ее гноили в яме. Угрюмый офицер сказал, что больше нет терпенья у него, что это лишь начало жестоких мук, каких не видел свет. Но, желтая, как воск, она молчала.

Зинаиде Портновой присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

2 девочка: Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат был награжден медалями «За боевые заслуги», «За отвагу». Однажды, выполняя задание, он встал во весь рост и с гранатой пошел на врагов.  

Марату Казею было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

2 мальчик: Валя Котик вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве.

Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны». В 1944 г. Валя, будучи тяжело раненым, скончался на руках товарищей.  

Валентину Котику присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

3 мальчик: Зоя Космодемьянская! Это имя – легенда. В период оккупации Верейского района немецкими солдатами в д. Петрищево была повешена девушка, назвавшая себя Таней. После оказалось, что это была девушка-партизанка из Москвы Зоя Анатольевна Космодемьянская, 1923 года рождения. Немецкие солдаты поймали ее в то время, когда она выполняла боевое задание — поджигала конюшню, в которой находились более 300 лошадей. Немецкий часовой обхватил ее сзади, и она не успела выстрелить. Ее повели в дом Седовой Марии Ивановны, раздели и начали допрос. Но получить какие-либо сведения от нее не пришлось. После допроса у Седовой, разутую и раздетую, ее повели в дом Ворониной, где находился штаб. Там продолжали допрашивать, но она на все вопросы отвечала «нет», «не знаю». Не добившись ничего, офицер приказал, чтобы начали бить ее ремнями. Хозяйка, которую загнали на печь, насчитала 200 ударов. Она не кричала и даже не произнесла ни одного стона. И после этой пытки снова отвечала: «Нет! Не скажу! Не знаю!».   Измученная и истерзанная, она находилась в кругу врагов. Немецкие солдаты всячески издевались над ней. Утром следующего дня построили виселицу, собрали население и публично повесили.

Зое Космодемьянской присвоено высокое звание Героя Советского Союза.  

Сыновья полков так называли наших юных героев, которые прошли с нашей армией по дорогам войны.

Ведущая: Патриоты полков боевых, смельчаки

                 Партизанских отрядов, пионеры и тысячи их,

                 Что шли в бой под разрывы снарядов.

                 Барабанщик, разведчик, трубач,

                 Им знаком смерч военного дыма

                 Их пытал, их казнил бухенвальдский палач,

                 Их сжигали в печах Освенциума.

Это имена тех, кого мы знаем и помним. А сколько таких, которые погибли от рук фашистов в концлагерях, газовых камерах, в печах «Освенцима», в «фабриках смерти». Их имена не узнает никто, но память о них жива.

(Звучит фоном песня «Бухенвальдский набат» музыка В. Мурадели,

слова А. Соболев)  

                       Вновь скупая слеза сторожит тишину,

                       Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

                       Сколько юных тогда не вернулось назад,

                       Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

                       Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье-

                       Ты послушай святую минуту молчанья.

Прошу всех присутствующих почтить память погибших минутой молчанья.

Минута молчания

Ведущая: Какими силами была одержана эта победа. 1418 страшных, мучительных дней. 27 миллионов погибших, миллионы искалеченных, осиротевших, искалеченных, обездоленных. Среди них не только воины, но и дети – мальчишки и девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и взглянувшие в глаза смерти.

Дети?

Нет?

Уже не дети!

Сегодня дети войны стали бабушками и дедушками, и их память цепко хранит события военных лет. Государство по достоинству  оценило труд детей в годы войны, наградив их медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.».

Сейчас думаешь: «Неужели это было? Спасибо всем им за то, что сегодня мы живем без войны, без голода и страха! Наши дети, они счастливы, у них все есть, у них есть счастливое детство!». Счастье детей – вот что самое главное, вот ради чего гибли юные герои.

(Звучит песня «Поклонимся великим тем годам»

слова М.Львова, музыка А. Пахмутовой)

Литература.

1. Литвищева Г.Д., Наследники Победы – М.: Министерство образования РФ управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, 2001г.

2. Бобылев П.Н., Липицкий С.В., Великая Отечественная война: Вопросы и ответы – М.: Политиздат, 1984г.

3. Будков А.Д., Битва на Огненной дуге. Орел. Курск. Белгород – Орел: Полиграфия Орловской обл., 1998г.

4. Алмазов Б., Наш хлеб – Ленинград: Детская литература, 1985г.  

5. Голодяевская Л.М., Сборник стихов – М.: Политиздат, 2000г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне «А память, как колодец, глубока…»

Цели и задачи, решаемые в ходе реализации методической разработки сценария и проведении литературно-музыкальной композиции: - привитие учащимся любви к истории своей страны;- воспитание чув...

Сценарий литературно-музыкальный композиции «Строки, опаленные войной»

Цель:воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, фонограммы песен военных лет. Вступительное с...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Как хорошо на свете без войны!»

Внеклассное мероприятие, призванное сформировать в учащихся гражданскую позицию, отношение к войне; воспитать  чувство благодарности к тем, кто сражался с врагом на фронтах ВОв....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Строки, опаленные войной"

Мероприятие помогает донести до учащихся трагедию советского народа в Великой Отечественной войне и величие подвига тех, кто остановил фашизм; способствует  нравственно-патриотическому воспи...

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 100-летию Первой Мировой войны

Выступление учащихся на городской конференции, посвященной столетию Первой мировой войны....

Литературно-музыкальная композиция "А были вместе - детство и война..."

Литературно-музыкальная композиция «А были вместе - детство и война…» может быть поставлена на празднике, посвященном Дню Победы. Фрагменты данной композиции могут использоваться на...