Главные вкладки

    Литературно-музыкальная композиция " У нас и детства не было отдельно, а были вместе-детство и война"
    методическая разработка на тему

    Яковина Ольга Кимовна

    Праздник, посвященный дню Победы, 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doc3.docx161.35 КБ
    Файл konkurs_metodicheskih_raz.docx48.43 КБ

    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:


    У нас и детства не было отдельноДети войны сценарий

    А были вместе детство и война.

     

     

    Цель:

     Воспитание патриотизма, уважения к героическому прошлому своей страны.

    Задачи:

     1. Воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны,    труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гордости за народ-победитель.

    2. Показать, какое большое историческое значение имеет День        Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны.

    3. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

       4. Развивать  творческие способности учащихся, навыки  устной речи,        выразительного чтения.

    5.Познакомить с песнями военных лет.

    6.Развивать исследовательско- поисковую работу в рамках краеведения.


    Оборудование:

     Презентация с фонограммами песен военных лет,  видеоклипами из документальной хроники военного времени, звук метронома.


    Ход литературно- музыкальной композиции.

    ( звучит песня о России , демонстрация ролика просторов России)

    - Отцов и прадедов примета,-

    Как будто справдилась она:

    Таких хлебов, такого лета

    Не год, не два ждала война.

    -Как частый бор колосовые

    Шумели глухо над землей.

    Не пешеходы- верховые

    Во ржи скрывались с головой!

    -И были так густы и строги

    Хлеба, подавшись грудь на грудь,

    Что, по пословице, с дороги

    Ужу , казалось, не свернуть.

    -И хлеба хлеб казался гуще

    И было так, что год хлебов

    Был годом клубней землю рвущих

    И годом трав в лугах и пущах,

    И годом ягод и грибов.

    -Как будто все, что в почве было

    Ее добро, ее тепло

    С великой щедростью и силой

    Ростки наружу выносило

    В листву, в ботву и колос шло.

    -В свой полный цвет входило лето,

    Земля ломилась, всем полна…

    Отцов и прадедов примета,-

    Как будто справдилась она.

    Гром грянул- началась война…

    ( «Священная война» Александров.  1к.+1 прип.  громко, 2- тише.  Вставай страна огромная….)

    22 июня 1941 года на нашу землю пришла самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества. В человеческой памяти этот день остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих тысячи четырехсот восемнадцати дней и ночей Великой Отечественной войны. Ее нельзя вычеркнуть из воспоминаний тех, кто пережил все тяготы и горести этих лет.

    -Стихотворения В. Косарецкого)

    -Несмотря на бомбежки, страх, стоны раненых, смерть, солдаты в короткие минуты передышки, писали письма родным, по нескольку раз перечитывали весточки из дома, сочиняли песни о любви, о верности, о разлуке.

                                                 (инсценировка песни)

    Дети исполняют I куплет песни «В землянке»
    Бьется в тесной печурке огонь, 
    На поленьях смола как слеза.
    И поет мне в землянке гармонь
    Про улыбку твою и глаза.


    Ученик берет треугольные письма, вокруг него собирается несколько детей. Они садятся на березовые поленья.
    Читает письмо:! Я здоров и живой».
    А на утро - последний бой.


    Ученик читает письмо солдата:
    Здравствуй, дорогой Максим!
    здравствуй, мой любимый сын!
    Я пишу с передовой,
    Завтра утром снова в бой!
    Будем мы фашистов гнать, 
    Береги, сыночек, мать.
    Позабудь печаль и грусть -
    Я с победою вернусь!
    Обниму вас, наконец.
    До свиданья. Твой отец.


    II куплет
    Ты сейчас далеко — далеко,
    Между нами снега и снега...
    До тебя мне дойти нелегко, 
    А до смерти — четыре шага


    Ученик читает письмо солдата:
    Дорогие, мои родные!
    Ночь. Дрожит огонек свечи. 
    Вспоминаю уже не впервые,
    Как вы спите на теплой печи
    В нашей маленькой старой избушке,
    Что в глухих затерялась лесах.
    Вспоминаю я поле, речушку,
    Вновь и вновь вспоминаю вас.
    Мои братья и сестра родные, 
    Завтра снова я в бой иду.
    Соберу свое мужество,силу.
    Стану недругов наших громить.
    Чтоб вам ничего не грозило, 
    Чтоб могли вы учиться и жить.


    3 куплет
    Пой, гармоника, вьюге назло, 
    Заплутавшее счастье, зови!
    Мне в холодной землянке тепло
    От твоей негасимой любви.
    Заплутавшее счастье, зови!
    Мне в холодной землянке тепло
    От твоей негасимой любви.



    -  Прошло много лет с того рокового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается опять к суровым годам войны. Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнем каждую семью, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и нравственное величие советского человека.

    - Павловский район славится своими героями-участниками В.О. войны . Память о них хранят музейные архивы , строки исторических книг, названия улиц Павловска  и других сел района. Герои Советского Союза – это  гордость нашего народа . Их имена земляки  бережно хранят в своей памяти  и в делах своих, ведь они сражались ради жизни на земле , ради сегодняшних мирных и счастливых дней.

    - Память о героях войны увековечена в граните Павловского мемориала памяти.

    -Вспомним их поименно

                                                       ( слайдовая презентация)

    - А сейчас у вас появится возможность узнать об этих событиях напрямую

     ( приглашение ветерана войны Трущелева М.П.)

     – Войну хочется забыть. Трудно человеку жить с такой  памятью, с такой измученной душой. Но что будет с нами, если люди забудут ее и не передадут нам свою память? 
    - Какими мы будем без нее в нашем большом и тревожном мире?
    И все-таки память жива в нас. Она находит десятки путей, чтобы не покинуть человеческое сердце. Это она соединяет прошлое и будущее.

    Ведущий: Пока земля осколки в себе носит,
    Пока снаряды поднимаем мы,
    Пока поднять всех безымянных просят,
    Мы не забудем страшной той войны.

    Весь под ногами шар земной.
    Живу. Дышу. Пою.
    Но в памяти всегда со мной
    Погибшие в бою. 
    Пусть всех имен не назову,
    Нет кровнее родни
    Не потому ли я живу,
    Что умерли они?..
    Чем им обязан – знаю я
    И пусть не только стих,
    Достойна будет жизнь моя
    Солдатской смерти их.

    ----------------------------------------------------------------------------------------–

    -Война легла тяжелым бременем  на плечи  детей..

     

    (Показ видеоролика или слайдовых фотографий о войне в сопровождении слов)

    Дети войны. В этот солнечный воскресный день 22 июня 1941 года люди занимались обычными делами. Никто не подозревал, что приятные хлопоты, задорные игры и многое в жизни перечеркнёт одно страшное слово: «война!» У целого поколения, рождённого с 1928 по 1945 год, украли детство. Детей воспитала война! Дети осиротели, их отцы погибли на фронте, а матери-от голодай бомбёжек. В лучшем случае их ждал детдом, …в худшем — концлагерь.  Детям своим расскажите. Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

     

    Ведущий.

    Мы дети войны.

    Нам с пелёнок досталось

    Познать беспределы невзгод.

    Был голод. Был холод. Ночами не спалось.

    От гари чернел небосвод.

    От взрывов и плача земля содрогалась.

    Не знали мы детских забав.

    И летопись лет страшных в память вписалась.

    Боль, отклик у Эха нашла.

     

    Ведущий.

    А мы не стали памяти перечить.

    Вспомним дни далёкие, когда

    Упала нам на слабенькие плечи

    Огромная не детская беда.

    Была зима и жёсткой, и метельной,

    Была судьба у всех людей одна.

    У нас и детства не было отдельно,

    А были вместе — детство и война.

    И нас большая Родина хранила,

    И нам Отчизна матерью была.

    Она детей от смерти заслонила,

    Своих детей для жизни сберегла.

     

    Дети войны, и веет холодом.

    Дети войны, и пахнет голодом.

    Дети войны, и дыбом волосы.

    На чёлках детских — седые волосы.

    Земля омыта слезами детскими.

    Детьми советскими и несоветскими.

    Какая разница, где был под немцами?

    В Дахау, Лидице или в Освенциме?

    Их кровь алеет на плацах маками.

    Трава поникла, где дети плакали.

    Дети войны, боль и отчаяние.

    И сколько надо им минут молчания?

     

    Ведущий:

    Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Вслушайтесь в воспоминания.

    (Сочинение –читает Вика Аринушкина)

     

    - Кузьмичёва Валентина Сергеевна: Мама работала и оставляла меня в яслях круглосуточно. Помню голодовку, как ела лебеду и калачики.

     

    - Рябова Анна Петровна. Самолёты бомбили наш городок каждый день. Прятались мы в окопе возле дома, который отец с соседом вырыли для нашей безопасности.

     

    Ведущий.

    Словно призраки, бледны,

    Мы крепились — не кричали,

    Дети страшной той войны,

    Дети гнева и печали. В. Шамшурин

     

    Война прошлась по детским судьбам грозно,

    Всем было трудно, трудно для страны,

    Но детство изувечено серьёзно:

    Страдали тяжко дети от войны.

    Нужны были и смелость и отвага,

    чтоб жить под оккупацией врага,

    Всегда страдать от голода и страха,

    Прошла где неприятеля нога.

    В тылу страны нелёгким было детство,

    Одежды не хватало и еды,

    Страдали от войны все повсеместно,

    Хватило детям горя и беды.

     

    Ведущий.

    Война. Страшней нет ничего на свете,

    «Для фронта всё!» — девиз страны таков,

    Трудились все: и взрослые, и дети

    В полях и у мартенов, у станков.

    Станки «малолетки», как крепости брали,

    На цыпочки встав во весь рост.

    И навыки взрослых они обретали.

    Со всех одинаков был спрос.

     

     

    Инсценировка фрагмента военной жизни (диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой):

     

    - Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.

    - А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.

    - Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.

    - Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.

    - Конечно, я и на фронт ещё сбегу.

     

    Ведущий:

    Лобанов Женька сдержал слово. В 44-ом году он был призван в армию, в 33-ий запасной стрелковый полк. А пока у этих ребят был свой настоящий трудовой фронт.

     

     

    ( Показ видеоролика. Песня Ильи Резника «Дети войны». Поёт  Тамара Гвердцители на фоне слайдовых фотографий. Слова песни:          ссылка  http://my.mail.ru/video/mail/urok43/4254/4355.html)

     

    - Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле. Люди, отвоевавшие для нас Великую Победу, не могли даже представить себе, что в 21 веке мы будем терять детские жизни в террористических актах. В Москве в результате захвата террористами театрального центра на Дубровке погибли десятки детей. В Северной Осетии, в маленьком городке Беслане первого сентября 2004 года в заложники террористами были взяты более тысячи учеников, их родителей и учителей школы № 1. Тогда погибло более 150 детей, почти 200 были ранены.

     

     

    На фоне печальной музыкальной мелодии ведущие по очереди выходят на сцену и произносят слова:

     

    -Я хочу, чтоб на нашей планете

    -Никогда не печалились дети.

    -Чтоб не плакал никто, не болел,

    - Только б хор наш звенел.

    -Чтоб навек все сердцами сроднились.

    - Доброте, чтобы                         

    -Чтоб забыла планета Земля,

    -Что такое вражда и война.

     

    Показ видеоролика «Мама, так хочется жить!»  - взрослые  и дети Беслана.

    - На Земле самый лучший народ-дети. Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним — и наше прошлое, и наше будущее? Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей. !9 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети.

      

    - Скоро наступит великий праздник всего нашего народа — годовщина Великой Победы, мы поздравляем всех с этим праздником, и,   я думаю, что в этот день мы постараемся  окружить вниманием и заботой не только живущих среди нас ветеранов войны и тыла, но и людей, чьё детство пришлось на суровые годы войны. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им во имя этого светлого дня — Дня Победы!

     

    - Ребенок читает сочинение « Письмо ветерану».

     

                                                       Здравствуйте, многоуважаемые  Ветераны!

     В самом начале своего письма я хочу, от всей души поблагодарить Вас

    за наше счастливое детство, за то, что вы сберегли страну и защитили

    всех нас. Все, что сейчас есть у нас, все, что создано в нынешнее время - все это

    благодаря Вам. Я живу на самой лучшей, самой красивой и свободной земле в

    мире. Учусь в большой и светлой школе с просторными и уютными

    классами. Здесь работают лучшие и любимые учителя.

    Вы не жалели себя, Вы жертвовали всем дорогим, что у вас было,

    уверенно шли в бой и верили в свою победу

    Благодаря Вашему самоотверженному труду, героизму мы живём на

    этой прекрасной земле. Знайте, мы помним и ценим то, что Вы сделали для нас.  

    Спасибо Вам, за мирное небо над головой, за то, что у нас есть

    дом, родные. За то, что мы просто живем на этом свете!
    Спасибо еще раз и простите нас, если мы Вас чем-нибудь обидели.

    Много уже лет Вам, но Вашему умению любить жизнь, умению

    находить себе занятие позавидует любой молодой человек.

      - Не стареют душой ветераны! И сегодня у нас в гостях хор ветеранов – поприветствуем их!

    ( исполнение песен).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дети герои ВОВ (приложение к "У нас и детства не было отдельно, а было вместе детство и война")

    ...Летней ночью, на рассвете,Гитлер дал войскам приказИ послал солдат немецкихПротив всех людей советских,—Это значит — против нас...

    а были вместе детство и война...

                    Ради чьей-то сомнительной славы,Ради лучшего в жизни одной,Защищая безликие нравы,Этот мир убивают войной....

    Литературно-музыкальная композиция "Давным-давно была война"

    Литературно-музыкальная композиция "Давным-давно была война"...

    Сценарий литературно-музыкальной композиции "Если б не было войны.."

    Предлагаемый сценарий литературно-музыкально композиции "Если б не было войны..."  посвящен Дню победы в Великой Отечественной войне. Рассчитан на учеников 9-11 классов....

    Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

    История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...