Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)
методическая разработка (10 класс) на тему

Симанкина Наталья Николаевна

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлении своими действиями всемерно служить государственным интересам. Поэтому сегодня возникла острая необходимость на государственном уровне возродить патриотическое воспитание граждан.

Меняются политические режимы, экономические системы, а Родина остается. В Российской Федерации остается все меньше ветеранов Великой Отечественной войны, которые нуждаются не только в уважении и почете, но и повседневном внимании и заботе. Поэтому школа должна стать центром заботы по военно-патриотическому воспитанию у подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_moya_po_voyne.docx27.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 им. Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола г. Кызыла»

Методическая разработка

«Сорок черный год»

(литературно-музыкальная историческая композиция)

Автор-составитель:

учитель обществознания Симанкина Н.Н.

Кызыл 2015

 Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

 Звучит музыка ( вальс «Досвидания,мальчики»,танцуют  пары старшеклассников)

- Врывается вой самолетов, взрывы, « скрещенные огни»

- на сцене 4 солдата.

1 солдат: Разве хотела ты нашей смерти , Родина?

2 солдат:  Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?

3 солдат:  Мы от свинцовых розг падали в снег с разбега,

4 солдат:  Но

Подымались в рост,

Звонкие, как победа!

Как продолжение дня,

Шли тяжело и мощно…

Можно убить меня

Вместе:  

Нас убить –

Невозможно.

 Ведущий 1: Под обломками брестской крепости был найден будильник. Ему не суждено было прозвенеть утром 22 июня. Памятные стрелки остановились в 4 часа. Для защитников Бреста и всех жителей Советского Союза начался другой отсчет времени. Времени мужества, стойкости и героизма.

Слайд №1. Надписи на стенах крепости.(ведущий читает текст слайда)

«Нас было пятеро: Седов, Грутов и Боголюбов, Михайлов, Селиванов. Мы приняли первый бой 22.06.1941г. умираем, но не уйдем!»

«Нас было трое, нам было трудно, но мы не пали духом и умрем как герои. Июль 1941г.»

«Нас было трое москвичей – Иванов, Степанчиков, Жунтяев, которые обороняли эту церковь, и мы дали клятву: «умрем, но не уйдем отсюда. Июль 1941г.»

«Я остался один Степанченков и Жунтяев погибли. Немцы в самой церкви. Осталась последняя граната, но живым не дамся. Товарищи, отомстите за нас! Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, родина! 20.07.1941г»

 Ведущий 2:  Изредка доходили слухи, что в глубоком тылу у немцев еще сражаются советские воины, но эти слухи походили скорее на легенды. Только после войны была восстановлена полная картина героической обороны Брестской крепости, последний защитник которой погиб в апреле 1942года. Целая фашистская дивизия стояла под стенами крепости. Пехотные, артиллерийские и танковые подразделения вели ежедневные атаки, десятки самолетов бомбили крепость почти беспрерывно, но она держалась…  

Чтец 1:

 Шли бойцы на Восток

Даже сосны кричали

В печали

 Шли бойцы на Восток

Шли они –

И молчали, молчали

          Отступали солдаты

Широкие плечи сутуля…

Шелестели кругом

Опаленные травы июля

Хоронили друзей

И в минуты прощанья молчали

Лишь салюты прощальные

Гулко над нами звучали

Нет, ненужным здесь было

Речей многословных

Звучанье

Слышать мертвые могут

Одно лишь молчание

Молчание

Мы друзей не забыли

Мы молча шагнули под пули

Глотки вражьих оружий

В сраженьях

Навеки заткнули.

Слайд №2. Карта

 Ученик,который работает с картой

  1. Особо важное значение приобрели события на западном направлении. Группа армий «Центр», на Москву, развила наступление в районе Смоленска. Здесь, 10 июля началась ожесточенное Смоленское сражение 1941 года.

Противник превосходил советские войска в живой силе, в артиллерии и самолетах – 2 раза, в танках в 4 раза. Поэтому, сдержать первый натиск противника не удалось и наши войска с боями отошли на восток. Но окружить их фашисты не сумели.

 Чтец 2:

Стиховорение К Симонова «Ты помнишь, Алеша?»

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли шли бесконечные злые дожди,

Как крики несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди.

Как слезы они вытирали украткою,

Как в след нам шептали: «Господ Вас спаси!-»

 И снова себя называли солдатками,

Как в старь повелось на великой Руси.

Ну что им сказать, чем утешить могли их?

Но горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала: «Родимые!

          Покуда идите, мы вас подождем».

«Мы вас подождем»! – говорили нам пожити

«Мы вас подождем»! – говорили леса.

Ты знаешь, Алеша ночами мне кажется

Что следом за мной их идут голоса.

Слайд №3. Карта

 Ученик,работающий с картой

14 июля 1941 года, когда фашистские войска довольно быстро продвигались на восток, из района Гомеля, им во фланг был нанесен неожиданный удар. А под Оршей впервые били по врагу советские реактивные минометы – легендарные в будущем «Катюши». Появление этого нового вида оружия было полной неожиданностью для гитлеровцев. Тем не менее, преимущество германских войск сохранялось, и 16.07 им удалось захватить Смоленск. Но уже 27 июля 1941 года фашисты были вновь отброшены на запад, и советские войска заняли северную часть города. Несколько раз из рук в руки переходили разруженные дотла Ельня, Ярцево и другие города вокруг Смоленска. (Из военного дневника начальника генерального штаба сухопутных войск фашистской германии генерал – полковника Ф. Гальдера: 27 июля 1941года 36 день войны «Командование противника действует энергично и умело. Его войска сражаются ожесточенно и фантастически. Противник наверняка не думает об отступлении).

Исполнение песни  

«У деревни Крюково»

Ведущий 1:

Смоленское сражение закончилось 10 сентября 1941 года. Попытка германских войск сходу прорваться к Москве не удалось. Среди величайших сражений в истории войн одно из первых мест занимает битва под Москвой. Она началась 30 сентября 1941 года. Для наступления на Москву противник создал мощную ударную группировку в составе 74, 5 дивизий /всего 1 млн 800 тыс солдат и офицеров. Это наступление, по мнению гитлеровских генералов, должно было полностью решить исход летнее – осенней компании и приблизить конец войны.

Слайд №4

Ведущий 2:

Чтобы вдохновить свои войска, Гитлер обратился к ним со специальным воззванием. В нем говорилось: «Перед вами Москва! За два года войны все столицы континента склонялись перед Вами. Вы прошагали по улицам лучших городов. Осталась Москва. Заставьте ее склониться, покажите ей силу Вашего оружия, пройдите по ее площади. Москва – это конец войны. Москва –это отдых»

По площади действительно прошли войска.

Слайд №5. Из воспоминаний маршала Советского Союза Г.К. Жукова:

 

Ведущий 1:

1 ноября 1941 года я был вызван в ставку. И.В. Сталин сказал:

- Мы хотим провести в Москве, кроме торжественного заседания по случаю годовщины октября и парад войск. Как вы думаете, обстановка на фронте позволит нам провести эти торжества?

Я ответил:

- в ближайшие дни враг не начнет большого наступления. Он понес в предыдущих сражениях срезные потери и вынужден пополнять и перегруппировать войска. Против авиации, которая наверняка будет действовать, необходимо усилить ПВО и подтянуть к Москве истребительную авиацию с соседних фронтов.

В канун праздника в столице, на станции метро «Маяковская» было проведено торжественное заседание, посвященное 24 годовщине ВОВ, а 7 ноября на Красной площади состоялся традиционный военный парад. Бойцы прямо с Красной площади шли на фронт.

Песня из к\ф «Белорусский вокзал»

Ведущий 2:

Миллионы людей, более ста национальностей защищали Страну Советов, Москву. Миллионы получили награды, а еще миллионы, может и не получили того, что заслужили. Победа в той войне сложилась из личных подвигов и подвига всего народа.

Ведущий 1:

Военное покожение,

Поколение-

Меньше других прожившее,

Поколение-

Больше других совершившее,

Стойкостью знаменитое,

В правде своей уверенное,

Убитое, но не забытое,

Погибшее, но не потерянное.

Ведущий 2:

Я хочу рассказать о восемнадцатилетнем. Его имя, отчество и фамилия – год рождения: Одна тысяча девятьсот третий. Рядом с ним на фронтах Великой Отечественной не менее доблестно сражались герои других годов рождения 1920,1921.1924,1925,1926,1927. И все остальные – уже намного старше. Но когда начали считать потери той Войны, оказалось, год рождения  1923 – й (поколение восемнадцатилетних) в обмен на Победу, там составил 97% своего возраста. Это поколение дало и наибольшее количество Героев Советского Союза – 936. Из них посмертно – 253.

Чтец: С. Гудзенко «Нас не надо жалеть»

Инсценировка отрывка из фильма «Баллада о солдате», эпизод, когда Алексей за совершенный подвиг  вместо награды,В получает отпуск домой на 6 суток.

Ведущий 1: (слайд6 )

      С 16 декабря 1941 года германские войска, развернув против западного фронта 13 танковых, 33 пехотных и 5 метопехотных дивизий, начали второе генеральное наступление на Москву.

       Противник имел целью: путем охвата и одновременно глубокого обхода флангов фронта, выйти нам в тыл и окружить, и занять Москву.

       6 декабря 1941 года войска нашего западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления. Обе эти группировки разбиты и постепенно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери. После перехода в наступление, с 6 по 10 декабря частями наших войск занято и освобождено от немцев свыше 400 населенных пунктов.

Это было только начало освобождения нашей земли от фашистских захватчиков, за Великую победу будет заплачена огромная цена – около 30 миллионов жизней.

 

 

 1 солдат: И у мертвых, безгласых,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

     Но она – спасена

 2 солдат: Наши очи померкли,

Пламень сердца погас,
На земле, на поверке

Выкликают не нас.

 3 солдат: Нам свои боевые

Не носить ордена,

Вам – все это, живые.

Нам – отрада одна.

 4 солдат: Что не даром боролись

Мы за Родину – мать.

Пусть не слышен наш голос-

Вы должны это знать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка литературно-музыкальной композиции, посвященной творчеству Саши Черного.

Литературно-музыкальная композиция «Здравствуйте, я – Сам по себе, я – Мечтатель, я – Саша Черный». Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6 класса. Цель мероприятия: познакомить учащихся с творчеством ...

Публикация для родителей. Художественные, литературные, музыкальные и исторические музеи Москвы.

В данной публикации Вы найдёте список интересных художественных, литературных, музыкальных и исторических музеев Москвы, где Вы,  возможно, ещё не побывали ......

Литературно-музыкальная композиция "Орден Александра Невского", общешкольный исторический вечер

Содержит богатый материал о жизни и подвигах А. Невского, представленный в форме драматизации, сведения о государственных наградах имени А.Невского и лицах, удостоенных этих наград....

Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста

Историческая литературно-музыкальная композиция  «Детям о детях войны»  для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающаяся показом слайдов с аудио- и видеоматериалами,...

Историческая литературно-музыкальная композиция "Блокадный Ленинград"

Историческая литературно-музыкальная композиция "Блокадный Ленинград"...