Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Ермоленко Наталья Витальевна

Историческая литературно-музыкальная композиция  «Детям о детях войны»  для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающаяся показом слайдов с аудио- и видеоматериалами, доступными для восприятия детей, вызывающими у них сильные эмоции, помогает подготовить современных детей к пониманию сути и причин празднования Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Презентацию и материалы к ней можно скачать по ссылке https://cloud.mail.ru/public/7Gw4/LeuiLtEZa  или https://cloud.mail.ru/public/4deC/1SMG8rJ7y .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detyam_o_detyah_voyny.docx24.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Историческая литературно-музыкальная композиция

«Детям о детях войны»

для детей старшего дошкольного возраста

(сопровождается показом слайдов и аудиоматериалом)

Ермоленко Н.В.,

ясли-сад № 20 «Арайлым»,

г. Астана

Цели: воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений от знакомства с историческими фактами, музыкальными и литературными произведениями о Великой Отечественной войне, доступными для восприятия детей, вызывающими у них сильные эмоции; воспитывать чувство гордости за народ–победитель и детей, переживших эту войну.

В майские дни мы отмечаем праздник Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Мы вспоминаем тех, кто погиб в годы войны, каким трудным и долгим был путь к победе над врагом. Мы вспоминаем, как жили и побеждали ваши прабабушки и прадедушки. Слайд 1

22 июня 1941 года в четыре часа утра внезапно, без объявления войны, фашистская Германия вероломно нарушила границы Советского Союза – так называлась тогда наша страна. Началась Великая Отечественная война. Слайд 2

Как же она началась? Было раннее теплое летнее утро… Слайд 3

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и цветам,

Обшарили фашистские бинокли.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось. Слайд 4

На города и села фашистами были сброшены бомбы, гибли люди, плакали дети. Слайд 5 Серым и страшным стало небо. По земле ползли танки врага.

Звучит голос Левитана, объявляющего о начале войны. Слайд 6

Против врагов боролась наша армия. По всей стране мужчины стали собираться на фронт.

За одну ночь была написана песня «Священная война». Она впервые прозвучала на Белорусском вокзале, когда провожали на фронт военные эшелоны. Во время ее исполнения все встали, как встают, когда исполняют гимн. Мелодия затихла, но бойцы требовали исполнить её ещё пять раз. Песня «Священная война» известна всем жителям нашей страны и является символом Победы.

Звучит аудиозапись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл.В. Лебедева–Кумача в исполнении Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР Слайд 7

За одно воскресное утро мирная жизнь страны сменилась военными буднями.

Легкой и быстрой война кажется только в кино и играх: побегали, постреляли, покричали «ура!» - и победили. В жизни война – тяжелый и бесконечный труд. Война – это кровь, смерть и разрушения. Впереди были четыре года такой войны. Четыре долгих года беспрерывного народного подвига, крови, смертей, боли, голода. Слайд 8

Мужчины уходили на фронт сражаться с врагом. Слайд 9

А женщины, взяв детей, немного еды и одежды, бросив свои дома, квартиры и всё, что в них было, уходили от врага. Слайд 10  Они сами не знали, куда шли, и что их ждет в чужих, незнакомых местах. Главное – остаться в живых, уберечь детей от бомбежек, смерти и мучений, уйти от врага подальше. И часто солдаты, отступая, видели пустые деревни, разрушенные города, брошенное жилье. Вот как описал это один из них.

Я в дом вошел, темнело за окном,
Скрипели ставни, ветром дверь раскрыло.
Дом был оставлен, пусто было в нем,
Но все о тех, кто жил здесь, говорило.

Валялся пестрый мусор на полу,
Мурлыкал кот на старенькой подушке,
И разноцветной грудою в углу
Лежали мирно детские игрушки.

Там был верблюд, и выкрашенный слон,
И два утенка с длинными носами,
И Дед Мороз — весь запылился он,
И кукла с чуть раскрытыми глазами,

Ребенок был с кудряшками, как лен,
Здесь в рамке на стене, со мною рядом,
В мое лицо смотрел пытливо он
Своим спокойным, ясным синим взглядом…

Зажав сурово автомат в руке,
Упрямым шагом вышел я из дома
Туда, где мост взрывали на реке
И где снаряды ухали знакомо.

Я шел в атаку, твердо шел туда,
Где непрерывно выстрелы звучали,
Чтоб на земле фашисты никогда
С игрушками детей не разлучали.

Да, тяготы войны несли на своих плечах не только взрослые, но и дети.  Их детство было наполнено такими испытаниями, что сегодня этому трудно поверить.

В тревожное военное время детей старались вывозить в глубь страны, подальше от взрывов, сигналов тревоги, голода и холода. Слайд 11Детей отправляли в эвакуацию без родителей с детскими садами или школами. Слайд 12 Ведь папы уходили на фронт, а мамы оставались работать. Многие уже больше никогда не встретились.

Тем же, кто остался, было очень трудно. Слайд 13 Не было тепла, электричества. Люди, пытаясь согреться, топили в своих квартирах небольшие железные печки-«буржуйки», которые очень дымили. Слайд 14 Вместо дров жгли мебель и книги. Стены комнат покрывались инеем. Окна заклеивали бумажными крестами, чтобы в случае бомбежек, стекла не разлетались по комнате. Слайд 15 Когда случались воздушные тревоги, гудели заводы и сирена по радио. Все быстро спускались в подвал – бомбоубежище. Слайд 16 Города бомбили. Когда дом разрушали бомбы, люди жили в землянках среди руин. Слайд 17

Тяжелее всего пришлось городу Ленинграду. Слайд 18 Ленинград – так тогда назывался один из самых красивых городов страны  Санкт-Петербург. Фашисты стремились любой ценой стереть Ленинград с лица земли. Их войска окружили город, вели постоянные обстрелы улиц и домов, ожидая, что город покориться. Так началась блокада, которая длилась почти три года.

Люди умирали от голода и холода в квартирах, от бомбежек вражеских самолетов на улицах… Слайд 19 В городе перестал работать водопровод, и за водой приходилось ходить к реке, где зимой специально делались проруби. Слайд 20 Ночью город не засыпал, жители дежурили на крышах домов, сбрасывали с крыш зажигательные бомбы, которые падали на город.

Хлеба не хватало. Слайд 21 Каждому жителю выдавались специальные карточки, по которым можно было получить свою норму хлеба – 125 г в день, и раз в месяц немного крупы, масла, сахара.

Фашисты не давали приблизиться к Ленинграду нашей армии. Оставалась единственная дорога – через Ладожское озеро. Слайд 22 Когда наступили холода, и вода замерзла, бойцы начали на грузовиках возить в город продовольствие и одежду и вывозить из города ослабевших стариков, женщин и детей. Эту дорогу по льду назвали «Дорогой жизни».

Но этого было мало.

Люди слабели, умирали от голода, замерзали насмерть, падали от изнеможения на работе и на улицах.

В блокадном Ленинграде жила Таня Савичева. Слайд 23 После войны весь мир узнал из дневника этой маленькой девочки о том, как погибла от голода вся её семья, шесть человек.  Слайд 24

Таня писала: «Женя умерла 28 декабря. Бабушка умерла 25 января. Лера умер 17 марта. Дядя Вася умер 13 апреля. Дядя Леша 10 мая… Мама 13 мая… Умерли все. Осталась одна Таня.»

Таню вывезли из Ленинграда вместе с другими обессилевшими от голода детьми. Но прожила она недолго. После перенесенных испытаний она тяжело заболела и умерла. Слайд 25

Во многих местах фашисты создавали концлагеря для детей, которых насильно отнимали от родителей. Слайд 26 У этих детей забирали кровь для раненых фашистских офицеров. Слайд 27 Кровь брали по нескольку раз – и ребенок навечно засыпал. Чтобы получить больше крови, детей подвешивали под мышки, сжимали грудь, разрезали кожу на ступнях, и кровь стекала в ванночки. Тела ребятишек увозили и сжигали. Слайд 28

Детей постарше заставляли работать. Слайд 29 Вот письмо девочки, найденное солдатами после освобождения города Лиозно (в сокращении). Слайд 30

«Дорогой папа! Пишу я тебе письмо из фашистской неволи. Когда ты, папа, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли фашисты. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу, мама не стерпела и сказала: «Вы не запугаете меня. Я уверена, что муж вернется и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон!» И офицер выстрелил маме в лицо…

Папа, если бы ты сейчас встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо… Когда я кашляю, изо рта идет кровь… Платье рваное, а на шее номер, как у преступницы. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.

Да, папа, я рабыня, работаю у немца прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с Розой и Кларой – так зовут хозяйских свиней. Так приказал фашист. Я очень боюсь Клары. Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.

Живу я в сарае… Два раза я убегала от хозяев, но меня находили, и хозяин бил меня ногами.

Не хочу больше мучится рабыней у проклятых, жестоких фашистов. Папа, отомсти за маму и за меня. Прощай. Твоя дочь Катя Сусанина».

Но дети не сдавались. Никто не жаловался. Дети помогали друг другу, делились игрушками, книжками и едой. Дружили.

Дети работали в огородах и на полях. Слайд 31 Помогали в госпиталях ухаживать за ранеными солдатами. Слайд 32

Научились работать на заводских станках, чтобы изготавливать оружие для армии, в швейных мастерских, чтобы шить одежду для солдат. Слайды 33-34

Дети даже воевали в лесных партизанских отрядах и на фронте. Слайд 35

(О детях-воинах - Слайды 36-38)

И, наконец, долгожданный день окончания войны пришел. Наступило 9 мая 1945 года. Слайд 39 День нашей победы над врагом, день всенародного ликования и радости. Слайд 40

Звучит сообщение Информбюро об окончании войны. Слайд 41

Но радость была со слезами на глазах. Слайд 42 За время войны погибло 27 млн. человек, половина из них – старики, женщины и дети. Поэтому после войны были поставлены памятники не только солдатам, но и сильным и стойким детям войны. Слайды 43-45

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Почти в каждом городе есть Могила Неизвестного солдата и Вечный огонь. Слайд 46 Туда приходят, чтобы почтить память погибших солдат, низко поклониться тем, кто отстоял для нас мирную жизнь. Ведь у многих погибших не было могил, и место их гибели так осталось неизвестным. Слайд 47

Приходят люди к Вечному огню, Слайд 48

Приходят, чтобы низко поклониться.

Тем, кто погиб в жестокую войну.

Их подвигами Родина гордится.

Тем, кто стоял за Родину свою,

Чтоб не могла война вновь повториться.

Приходят люди к Вечному огню,

Приходят, чтобы низко поклониться.

Куда б ни шел, ни ехал ты, Слайд 49

Но здесь остановись

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись…

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог,

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег. Слайд 50

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то.

Помните тех, кто освободил от захватчиков наши земли и подарил нам право на жизнь. Помня о них, давайте встанем на минуту молчания. Слайд 51

И в наши дни есть профессия – военный. 7 мая в Казахстане отмечается День защитника Отечества. Слайды 52-54

Наш воин крепко бережет

Родной страны покой и славу.

Он на посту, и наш народ

Гордится армией по праву.

Спокойно дети пусть растут

В любимой солнечной Отчизне.

Он охраняет мир и труд,

Прекрасный труд во имя жизни.

Но человек не должен воевать. Слайд 55 Он должен растить детей, сеять хлеб, создавать умные машины, радоваться жизни и ценить ее. Слайд 56 В этом, а не в войнах, смысл жизни Человека на Земле. Когда все люди Земли это поймут, войн никогда не будет, люди будут дружить, и не надо будет охранять и защищать страну от врагов.

Пусть небо будет голубым, Слайды 57-60

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат,

И пулеметы не строчат,

Пусть мир украсит доброта,

И расцветут улыбкой лица,

А слово страшное «война»

Пусть никогда не повторится!

Пусть солнце светит над землей,

Любовь шагает по планете,

И в каждой пусть семье большой

С любимой мамой будут дети!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие "Мир эмоций",для детей с нарушением слуха,старший дошкольный возраст.

Цель:  -  Развитие коммуникативных навыков и социальной активности у детей с нарушением слуха Задачи:Образовательные: - Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике,...

Праздничный концерт, посвященный Победе в Великой Отечественной войне (для детей старшего дошкольного возраста)

Праздничный концерт, посвященный Победе в Великой Отечественной войне (для детей старшего дошкольного возраста)...

Праздничный концерт, посвященный Победе в Великой Отечественной войне (для детей старшего дошкольного возраста)

Праздничный концерт, посвященный Победе в Великой Отечественной войне (для детей старшего дошкольного возраста)...

Развитие зрительного восприятия посредством составления сериации как важнейшая составляющая сенсорного воспитания детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

В данном материале раскрывается суть мыслительной операции, сериации, а также, какие психические функции развиваются у ребенка в процессе составления сериации, проблемы, с которыми сталкиваются ...

Проект "Развитие речи детей с ОВЗ (ТНР) старшего дошкольного возраста методом частушечного творчества".

Актуальность проблемы развития речи детей ОВЗ дошкольного возраста остается приоритетной в настоящее время в детском саду в целях подготовки их к школьному обучению и активной социализации в свете реш...

Сценарий развлечения с элементами песочной терапии в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) старший дошкольный возраст: «Путешествие в песочную страну»

Сценарий разработан в соответствии с проектом "Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста"...