Развитие зрительного восприятия посредством составления сериации как важнейшая составляющая сенсорного воспитания детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по теме

Андрианова Елена Александровна

 В данном материале раскрывается суть мыслительной операции, сериации, а также, какие психические функции развиваются у ребенка в процессе составления сериации, проблемы, с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения при ее составлении. Описаны основные принципы обучения составлению сериациии. Приведены примеры составления рядов по чередованию и сериации для детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сериация47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие зрительного восприятия посредством составления сериации как важнейшая составляющая сенсорного воспитания детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста.

   Цель: научить детей составлять сериационные ряды по сенсорным эталонам, познакомить с основными принципами сериации и чередования.

  Что такое «сериация»?

 Сериация – это одна из важнейших  мыслительных операций.

Суть ее составляет установление последовательных взаимосвязей, упорядочивание различий.

Простейший пример сериации – сбор ребенком обычной пирамидки.

  Сериация является фундаментом понимания и правильного обращения с различными шкалами, инструментами измерения, а также лежит в основе представлений о порядковых числительных, об арифметических и геометрических прогрессиях.

  Сериация способствует развитию:

  • зрительного восприятия,  
  • зрительного внимания,
  • мышления (в большей степени таких операций, как анализ, сравнение, классификация),
  • зрительно-двигательной координации («глаз – рука»),
  • ориентировки в микропространстве,
  • мелкой моторики

Проблемы, с которыми сталкиваются дети с нарушениями зрения при составлении сериации:

  • несформированность представлений о сенсорных эталонах или их фрагментарность,
  • трудности в анализе образца и в сравнении сенсорных эталонов,
  • ошибки в узнавании близких между собой сенсорных эталонов,
  • неумение выстроить элементы сериации по предложенному педагогом пространственному расположению,
  • действия простыми способами составления сериации: пробы и ошибки, перебор вариантов.

      Основной принцип при обучении составлению сериации – это принцип от простого к сложному:

  • от основного признака – цвета (в онтогенезе ребенка он появляется как первый эталон) к форме и величине.
  • от основного цвета к оттенкам, от простых форм и величин к сложным.
  • от малого количества элементов (2, 3) к большему количеству.
  • от чередования по одному признаку к чередованию по нескольким признакам.
  • от пошагового показа, к зрительному образцу и  к  действию по словесной инструкции.
  • от использования зрительных ориентиров, обозначающих пространственное положение элементов в ряду,  и без них.
  • от использования линии , обозначающей ряд и без нее.
  • от размещения элементов  по горизонтальной линии к  раскладыванию по вертикали, по диагонали, по волнистой линии, по кругу и пр.

 

      Основные способы действия при раскладывании сериации:

  1. Действия силой
  2. Перебор вариантов
  3. Пробы и ошибки
  4. Практическое примеривание (наложение, приложение)
  5. Зрительное соотнесение

       

      Действия силой  и перебор вариантов являются  примитивными способами действия, которые свойственны детям раннего возраста и для детей с нарушением интеллекта.

     Практическое примеривание и зрительное соотнесение являются самыми совершенными способами действия.

       Одной из разновидностей сериации является чередование.

 Чередование – это повторение элементов ряда по какому-либо признаку.

Например, составление ряда чередования по оттенкам основного цвета.

 В старшем дошкольном возрасте рекомендуется работа с оттенками оранжевого, фиолетового, голубого цветов, при этом важно закреплять и другие оттенки основных цветов, с которыми дети знакомились в младшем возрасте.

 При составлении ряда по оттенкам важно подобрать фон так, чтобы элементы не сливались с ним и не искажался сам оттенок элемента.

  Составление ряда по оттенкам цветов.

Перед ребенком можно поставить 2 задачи по развитию цветовосприятия:

  • выделение оттенка из группы красно-оранжево-коричнево-фиолетовых,
  • выделение оттенка из «своей» группы основного цвета, например, выделение  бордового из группы малиновых и красных оттенков.

А также закрепить представления о четырехугольниках: квадрате, прямоугольнике, трапеции.

  Составление ряда по чередованию объемных форм.

В старшем дошкольном возрасте необходимо закреплять представления о таких объемных формах, как шар, куб, цилиндр, конус, располагая их в сериационных рядах, а также комбинируя их в различных пространственных модальностях. Тем самым, мы закрепляем и пространственные представления.

  Составление ряда по величине, закрепление представлений о длине, при различном расположении элементов в микропространстве (горизонтально, вертикально).

  Составление ряда по таким понятиям величины, как высота и толщина.

  Составление ряда по чередованию элементов по такому признаку, как направление.

При составлении ряда по чередованию можно предложить усложнение – составление по двум признакам, например, цвет и направление элементов.

При этом выбор цвета элемента может осуществляться из тех цветов, которые не присутствуют в образце. Тем самым, закрепляется  не только ориентировка в пространстве и пространственная терминология, но и цветовосприятие.

При составлении рядов по чередованию сенсорные признаки элементов можно комбинировать: форма и величина, форма и направление элементов, форма и количество.

Рекомендуется предлагать детям задания на активизацию мыслительной деятельности: «Правильно ли я составила ряд?», «Найди ошибку».

Составление ряда по трем сенсорным признакам:

например, форма, оттенок, направление.

 Ребенку старшего дошкольного возраста можно  предложить составить ряд из близких оттенков и фигур, например, из четырехугольников (квадрат и ромб, квадрат и трапеция), закрепляя представления о них.

Сформированные сенсорные представления и умение составлять сериацию дают возможность детям отразить свой накопленный сенсорный опыт в продуктивной деятельности.

Например, при составлении узоров на предметах одежды способом штампования. В процессе работы дети выбирают желаемую форму и цвет из множества предложенных штампиков и палитр, а затем составляют ряды по чередованию элементов по сенсорным эталонам, украшая предметы одежды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие "Мир эмоций",для детей с нарушением слуха,старший дошкольный возраст.

Цель:  -  Развитие коммуникативных навыков и социальной активности у детей с нарушением слуха Задачи:Образовательные: - Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике,...

Статья "Обучение и воспитание детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке"

Проблемы адаптации к окружающей действительности детей с ограниченными возможностями, а в дальнейшем, и их интеграции в обществе, остаются актуальными на сегодняшний день. Обучающиеся, воспитанники об...

Развитие зрительного восприятия посредством составления сериации детьми с нарушением зрения

В данной презентации раскрываются особенности составления сериации детьми дошкольного возраста, показаны основные принципы раскладывания сериации, трудности, которые испытывают дети с нарушением ...

Проект "Развитие речи детей с ОВЗ (ТНР) старшего дошкольного возраста методом частушечного творчества".

Актуальность проблемы развития речи детей ОВЗ дошкольного возраста остается приоритетной в настоящее время в детском саду в целях подготовки их к школьному обучению и активной социализации в свете реш...

Конспект занятия для детей с нарушением зрения (младший школьный возраст)

Цель: Развитие тактильных ощущений, развитие осязанияЗадачи:развитие тактильной чувствительностиразвитие тактильной памятиразвитие вниманияразвитие мелкой моторикиразвитие мышления, речи...