Статья "Обучение и воспитание детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке"
статья на тему

Проблемы адаптации к окружающей действительности детей с ограниченными возможностями, а в дальнейшем, и их интеграции в обществе, остаются актуальными на сегодняшний день. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для детей с ограниченнымивозможностями здоровья (ОВЗ) нуждаются в том, чтобы быть максимально интегрироваными в общество. Им необходимо быть компетентными в социальной жизни, иметь возможность максимально самостоятельно решать жизненно важные для них вопросы. Учебный предмет СБО (социально-бытовая ориентировка) позволяет обучающимся успешно адаптироваться и интегрироваться в современном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Обучение и воспитание детей с нарушением зрения                                                                

                    на занятиях по социально - бытовой ориентировке

Введение

Проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями к окружающей действительности, а в дальнейшем и их интеграции в общество продолжают оставаться актуальными. Воспитанники специальных (коррекционных) образовательных учреждений нуждаются в том, чтобы быть максимально интегрированными в общество и одной из целей образования лиц с ограниченными возможностями является их социальная адаптация и успешная интеграция. Воспитанникам и обучающимся коррекционных школ, интернатов, детских домов необходимо быть компетентными в социальной жизни, иметь возможность решать максимально самостоятельно жизненно важные для них вопросы.

Особенно это касается тех групп детей, которым в связи с объективными трудностями адаптации и интеграции необходимо усиленное развитие социальных навыков, и в частности, коммуникативных умений, бытовых навыков самообслуживания. Направленность обучения на формирование практических навыков и коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями не только создаёт основу для их дальнейшего успешного обучения, но и положительно влияет на их социализацию, играет роль инструмента самореализации в процессе их включения в жизнь общества.

К категории лиц с ограниченными возможностями и различными проблемами в развитии относятся и дети с нарушением зрения – слепые и слабовидящие.

Нарушение зрения отрицательно сказывается на спонтанном формировании у детей навыков практической деятельности, связанной с оперированием предметами быта и предметами личной гигиены; на развитии коммуникативных способностей учащихся, которые проявляются в овладении средствами коммуникации, в построении процесса общения, в анализе своей деятельности и выделении новых средств эффективной коммуникации.

  1. Задачи и содержание обучения

В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 288 и от 10 марта 2000 года №212 определена специфика образовательного процесса и содержание образования для данной категории детей.

В системе коррекционных образовательных учреждений такой предмет, как «Социально-бытовая ориентировка» (СБО) является одним из приоритетных направлений.

Учебный предмет «СБО» представляет собой динамическую систему знаний, умений, навыков, потребностей и привычек, которыми школьник овладевает в процессе активного взаимодействия с социальной средой и возникающими на этой основе типами общения и отношений, реализуемых личностью на практике.

За время обучения детей с нарушением зрения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении у них необходимо сформировать социально-адаптивные и коррекционно-компенсаторные способы ориентировки и поведения применительно, как к учебному процессу, так и к социуму в целом.

Содержание образования направлено на решение следующих задач:

- формирование представлений о себе; знание и понимание своих особенностей: сложность ориентировки в окружающем их пространстве; осознание своих потенциальных возможностей, позволяющих успешно адаптироваться к окружающей действительности;

- формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентировка в среде;

- формирование коммуникативных умений;

- формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;

-обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;

-экономическое и правовое просвещение и воспитание.

Для успешной реализации данных задач требуется осознание педагогом направленности занятий по СБО на формирование и развитие специальных умений, требующих регулярного и систематического применения в практической деятельности;

учёт особенностей развития детей с нарушением зрения, индивидуальный, личностно-ориентированный подход; чётко выстроенная система работы и осуществление систематического длительного педагогического воздействия для достижения результата в области социально-бытовой ориентировки.

1.2. Основные направления коррекционно-педагогической работы

по СБО

I. Предметно-практическая деятельность и самообслуживание

1.Ведение домашнего хозяйства

а) Уход за вещами

б) Уборка помещения

в) Кулинария

2.Личная гигиена

II. Коммуникативная деятельность

На основании данных направлений в программе учебного предмета «СБО» выделены следующие разделы: «Одежда и обувь», «Жилище», «Питание», «Личная гигиена», «Культура поведения».

1.3.Основные задачи и примерное содержание обучения

Примерное содержание обучения рассмотрим на примере I направления коррекционно-педагогической работы «практическая предметная деятельность».

Предметно-практическая деятельность

Обучение предметно-практической деятельностью направлено на формирование у слабовидящих младших школьников целенаправленных действий с различными предметами и материалами ( усвоение назначения и правил обращения с предметами, выработка необходимых навыков использования и применения данных предметов) и является основой дальнейшего обучения в области ведения домашнего хозяйства.

В ходе обучения предметно-практической деятельностью воспитывается интерес к данному виду деятельности, происходит развитие представлений об окружающих предметах, развитие зрительно-двигательной координации, пространственных представлений.

Содержание обучения включает функциональное использование предметов: столовых приборов и посуды, предметов мебели, бытовых приборов, других предметов быта, окружающих ребёнка.

Ведение домашнего хозяйства

Уход за вещами

Занятия по уходу за вещами имеют практическую направленность и относятся к бытовой ориентировке. На занятиях данного цикла формируются и совершенствуются навыки самообслуживания, умение ухаживать за одеждой и обувью, поддерживать порядок в шкафу с бельм.

1.Обучение стирке:

Ручная стирка:

♦ знакомство с ёмкостями для ручной стирки;

♦ знакомство с моющими средствами (мыло, порошок, жидкие средства);

♦ сортировка белья на цветное и белое перед стиркой

♦ наполнение ёмкости для стирки водой (определение количества и температуры воды);

♦ определение количества моющего средства для данного количества белья с использование мерок (мерный стакан, ложка), растворение моющего средства в воде;

♦ замачивание белья;

♦ намыливание белья, движения рук при стирке;

♦ полоскание белья;

♦ отжим белья различными способами(скручивание, сжатие в руке);

♦ встряхивание белья;

♦ развешивание белья на просушку.

2.Глажение утюгом:

♦ установка гладильной доски;

♦ подключение утюга к сети;

♦ определение готовности утюга к работе;

♦ раскладывание белья на гладильной доске;

♦ фиксация белья на гладильной доске при помощи булавки с головкой;

♦ смачивание белья водой с использованием пульверизатора или клавиши на утюге;

♦ движения руки с утюгом при глажении.

3.Складывание белья и одежды:

♦ сворачивание белья и одежды;

♦ выворачивание одежды на лицевую сторону;

♦ вывешивание на «плечики»

♦ сортировка по полкам в шкафу.

4. Чистка одежды:

♦ знакомство с разнообразием щёток для чистки;

♦ движение руки со щёткой по загрязнённой одежде;

♦ стряхивание загрязнений с одежды.

5. Мелкий ремонт одежды:

♦ пришивание пуговиц с разным количеством отверстий и разными способами (вдевание нити в иглу, уравнивание концов нити, завязывание узелка, прокалывание ткани через отверстие пуговицы);

♦ зашивание дырки швом «через край»;

♦ пришивание петельки;

♦ подшивание нижнего края одежды швом «вперёд иголкой».

6.Уход за обувью:

♦ хранение обуви в специально предназначенных местах;

♦ мытьё обуви;

♦ просушивание обуви;

♦ чистка обуви (знакомство с разнообразием щёток и средств для чистки обуви, их назначением, движение руки со щёткой по обуви).

Уборка помещения

Задачи и содержание обучения связаны с формированием бытовой деятельности детей. Обучение направлено на формирование умений делать уборку, поддерживать чистоту и порядок в жилых и подсобных помещениях. Основные задачи обучения:

-формирование умения определять необходимость в наведении чистоты и порядка;

- формирование умений обращаться с уборочным инвентарём: метла, швабра, щётка, совок, ведро и др.;

-формирование навыков выполнения уборочных работ в помещении.

1.Обращение с инвентарём:

♦ определение необходимого для работы инвентаря;

♦ подготовка инвентаря к работе;

♦ приёмы работы с различным инвентарём (ведро, тазик, метла, швабра, щётка, совок, распылитель для мытья зеркал и стёкол и др.);

♦ соблюдение правил техники безопасности при обращении с инструментами;

♦ уход за инвентарём и его хранение.

2. Уборка мусора:

♦ собирание мусора в ведро;

♦ вынос мусора в специальный контейнер.

3. Подметание пола:

♦ определение необходимости подметания пола;

♦ определение места для уборки и направления движения при подметании;

♦ заметание мусора на совок;

♦ высыпание мусора в мусорное ведро.

4. Мытьё пола:

♦ определение необходимости мытья пола;

♦ наполнение ёмкости водой (ведро, таз) для мытья пола;

♦ подбор необходимого моющего средства;

♦ определение нужного количества моющего средства с использованием мерки;

♦ смачивание, отжимание тряпки;

♦ определение необходимости споласкивания тряпки и замены воды;

♦ выливание грязной воды в указанное место;

♦ просушивание мокрых тряпок.

5. Мытьё окон и зеркал:

♦ определение загрязнённости окон и зеркал;

♦ нанесение моющего средства на стекло ( с помощью распылителя, влажной тряпки и др.);

♦ смывание раствора влажной тряпкой;

♦ протирание стекла сухой тряпкой, газетой;

♦ использование специальных щёток для мытья окон.

Кулинария

Приготовление пищи, как конкретная по содержанию практическая деятельность, является наиболее доступным средством активного познания окружающей действительности. В ходе проведения занятий по кулинарии решаются следующие задачи: формирование у детей интереса к приготовлению пищи, воспитание привычки к соблюдению личной гигиены, привитие навыков правильного поведения за столом. Все виды работ по кулинарии должны осуществляться в соответствии с правилами санитарии и техники безопасности и состоять из доступных для детей операций.

1.Соблюдение правил гигиены и техники безопасности при приготовлении пищи:

♦ приготовление пищи в специально отведённом месте;

♦ мытьё рук пере началом работы;

♦ использование чистой посуды;

♦ использование специальной одежды (фартук, косынка, колпак);

♦ поддержание чистоты рабочего места (кухонный стол, плита, раковина);

2. Обращение с кухонной посудой:

♦ функциональное использование;

♦ различение грязной и чистой посуды;

♦ мытьё и чистка (использование моющих средств, ополаскивание);

♦ хранение в определённом месте.

3. Использование бытовых приборов для приготовления пищи (тостер, миксер, электрический чайник, электрическая плита, микроволновая печь, духовка):

♦ определение назначения прибора;

♦ включение/выключение;

♦ пользование регуляторами температуры, скорости;

♦ установка времени приготовления пищи (использование таймера);

♦ мытьё и хранение приборов.

4. Использование мерной посуды (ложка, кружка, мерный стакан):

♦ подбор необходимой мерной посуды;

♦ наполнение продукта, жидкости до метки.

5. Соблюдение операционной последовательности при приготовлении пищи (холодные закуски, горячая еда, пища из полуфабрикатов, салаты, десерты, холодные и горячие напитки):

5.1. Выбор блюда для приготовления;

5.2. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда;

5.3. Распознавание продуктов с использованием всех сохранных анализаторов (по этикетке, упаковке, внешнему виду, запаху, вкусу);

5.4.Выбор посуды и кухонных приборов;

5.5. Обработка и приготовление продуктов:

♦ мытьё;

♦ нарезание;

♦ очистка;

♦ натирание;

♦ перемешивание;

♦ варка;

♦ тушение;

♦ жарка.

5.6. Определение степени готовности блюда (по времени, по внешнему виду, по вкусу).

6. Правильное хранение продуктов:

♦ в определённом месте и упаковке (холодильнике, пакете, банке и т.д.);

♦ определение срока хранения (находить информацию о сроке годности продукта, распознавать испорченные продукты).

7. Сервировка стола:

♦ выбор посуды и приборов, подходящих к блюду и напиткам;

♦ раскладывание приборов на столе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию ориентировки в пространстве и коллективному конструированию для средней группы детей с нарушением зрения.

На интегрированном занятии дети с нарушением зрения обучаются ориентировке в пространстве и коллективному конструированию....

Развитие зрительного восприятия посредством составления сериации как важнейшая составляющая сенсорного воспитания детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

В данном материале раскрывается суть мыслительной операции, сериации, а также, какие психические функции развиваются у ребенка в процессе составления сериации, проблемы, с которыми сталкиваются ...

«Воспитание ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и жизни через систему занятий по социально-бытовой ориентировке» («День здоровья» - игра по станциям), среди 1-9 классов

Цели и задачи:1.развитие спортивно-массовой работы в школе-интернате, пропаганда здорового образа жизни;2.повышение интереса к физическому совершенствованию своего организма;3.всестороннее развитие уч...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения, следует учитывать некоторые рекомендации по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в воспитании детей....

"Экологическое воспитание детей с нарушениями зрения на прогулке"

Экологическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего  гармоничного развития личности ребёнка. Воспитанию основ экологической культуры у детей с нарушениями зрения уделяется особое ...