Конспект занятия по ориентировке в пространстве в старшей группе (для детей с нарушением зрения) "Путешествие в сказочный лес"
план-конспект

Развивать навыки микроориентировки, прстранственное мышление, мелкую моторику

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_les_0.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Специальная коррекционная начальная школа-детский сад № 144»

Нижегородская обл. г.Дзержинск.

Адрес: улица Советская,11А;    тел/факс: 22 29 64                                                __________________________________________________________________________

Конспект занятия

по ориентировке на микроплоскости

для старших дошкольников с нарушением зрения

«Путешествие в сказочный лес»

Составила:

Телицына Ю.В.,

Учитель-дефектолог

высшей категории

г. Дзержинск

2023г

Образовательные задачи.

-Учить выделять пространственное положение объекта в группе предметов;

-Продолжать учить находить предметы в названных направлениях микропространства (слева направо, справа налево);

-Продолжать учить активно, использовать в речи пространственные предлоги и термины:  середина, справа, слева, за, перед;

-Закреплять умение располагать предметы в разных направлениях пространства с точкой отсчета от себя;

-Активизировать словарь: лиса, волк, еж, медведь, справа, слева, в середине, за, перед, между.

Коррекционно-развивающие задачи.

-Учить анализировать взаимоположения объектов;

-Развивать навыки ориентировки на листе, в клетке, на фланелеграфе;

-Развивать пространственное мышление;

-Развивать мелкую моторику;

-Активизировать зрительные функции прослеживания, фиксации взора;

-Тренировать зрительное внимание

Воспитательные задачи.

-Воспитывать интерес к самостоятельному выполнению заданий;

-Прививать навыки самоконтроля.

Демонстрационный материал.

-Макет «Лес»;

-Набор плоскостных изображений животных: лиса, заяц, волк, медведь, ежик для макета;

-Плоскостные изображения для фланелеграфа: елка, лиса, заяц, волк, медведь, ежик;

-Мольберт.

Раздаточный материал.

-Ряд, клетка с изображением диких животных: лиса, заяц, волк, медведь, ежик;

-Карточка с разным взаимоположением диких животных;

-Плоскостные изображения животных (лиса, заяц, волк, медведь, ежик) для фланелеграфа;

-Лабиринт;

-Фланелеграф;

-Фломастер, фишки, фоновый экран, подставка.

Дифференциация учебного материала с учетом психофизических возможностей и состояния зрения детей.

- посадка по остроте зрения (от 0,1 единицы до 0,4 – 1-й стол, от 0,4 единиц – 2-й, 3-й стол);

- левая окклюзия – справа от дефектолога, правая окклюзия – слева от дефектолога;

Для детей с высоким (+) и средним (-) уровнем освоения содержания программы:

- вопросы проблемно-поискового характера;

- ответы распространенным предложением;

- анализ взаимоположения животных без дополнительных вопросов;

- выделение пространственных положений – впереди, сзади, между.

Для детей с низким уровнем (0):

- вопросы репродуктивного характера;

- ответы словом, простым предложением, повторение за другими;

- анализ взаимоположения животных по вопросам;

-выделение пространственных положений – слева, справа.

Методы и приемы.

- проблемно-игровая ситуация;

- вопросы поискового характера;

- упражнения;

- беседа;

- образец;

- контроль;

- оценка;

- поощрение;

- обобщение.

Пропедевтическая работа.

Дидактические игры и упражнения:

- на ориентировку в микропространстве «Составь узор из геометрических фигур», «Что изменилось»;

-на определение своего местоположения среди других детей и предметов «Встань так, чтобы справа от тебя был стол», «За кем ты стоишь?»;

- «Лабиринт».  

Индивидуальная работа.

- Саше, оказать словесную помощь в оценке взаимоположения животных.

- Жене, оказать практическую помощь в прохождении «лабиринта».

Ход занятия

Деятельность учителя-дефектолога

Дифф. подход

Деятельность детей

Организационный момент.

-Ребята, я хочу пригласить вас на прогулку в волшебный лес. Вы согласны отправиться со мной?

Попасть в лес, мы сможем, если дважды откроем ворота.

Пальчиковая игра «Ворота»

На пригорке лес стоит

Ну, а к лесу путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В лес ребят всех приглашаем. (Повторить 2 раза).

Основная часть.

Выставляет макет леса с плоскостным изображением диких животных деревьев.

-Мы с вами очутились в волшебном лесу. Вот и первая полянка. Подойдите, посмотрите на нее внимательно и расскажите, что увидели и где это находится. «Посмотри и расскажи».

-Расскажите, что видите на полянке?

- Что еще увидели?

-Где находится волк?

-А, где лиса?  

Молодцы, хорошо.

Вставайте ребята, идем дальше.

Вот другая полянка, садитесь. «Послушай и скажи». 

Перед вами карточки размеченные в клетку. В каждой клетке, картинки животных.

- Расскажите, какое животное находится слева, в первой клеточке?

Кто находится справа во второй клеточке?

- Кто находится  справа в третьей клеточке?

А кто слева, в третьей клеточке находится?

-Ребята, как вы думаете, почему в третьей клеточке справа и слева находится одно и то же животное?

Правильно.

На следующей полянке фотографии животных.  Проходите, на ковер, садитесь. Найдите среди 4 фотографий, 2 одинаковые и отметьте их фишками.

-Кто изображен на твоих фотографиях?

-Почему отметил фишками именно эти фотографии?

  Молодцы.

А теперь немножко отдохнем. Все вставай

Физкультминутка зрительно-динамическая.

Теперь друг к другу повернитесь,

И широко соседу улыбнитесь.

Теперь немного поморгайте

Поочередно каждым глазом помигайте

Теперь опять немного поморгайте

Глаза закройте просто, отдыхайте.

А вот теперь глаза зажмурьте крепко вы

Откройте широко.

Где ж очутились мы?

Мы пришли в волшебный лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа – березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас!

 -Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Поможет нам вернуться обратно «Лабиринт». Проходите, садитесь за стол (проверить посадку). Положите перед собой лабиринт, возьмите карандаши. Карандаш держим тремя пальцами.

Вот мы и вернулись в детский сад.

Вам понравилась прогулка?

Давайте составим картинку про волшебный лес на фланелеграфе. Картинки для фланелеграфа лежат на подносе.

«Волшебный лес».

Медведя положите справа. Ежика – слева. Елочку положите в середину. Зайчика – перед елочкой. Волка – между ежом и медведем.

Самоконтроль.

-А теперь проверьте, правильно ли у вас получилось?

Выставляет готовую картинку.

Кто ошибся, исправляйтесь.

Хорошо.

Итог.

А сейчас, закройте глазки и вспомните, чем мы сегодня занимались?

-Какие задания были самыми интересными? Какие задания были трудными?

  Мне очень понравилось гулять с вами по волшебному лесу.

Вы молодцы.

Садитесь на ковер, на среднюю полоску, релаксация «Ежик».

Ежик съежился, свернулся,

Развернулся, потянулся.

1, 2, 3, 4, 5…

Ежик съежился опять.

+ -  0

+ - 0

+

-

0

+ - 0

0

- 0

-  

+

+ -

+

 + - 0

+ - 0

+ - 0

+ - 0

+ - 0

+ - 0

Стоят.

Слушают.

Ответы детей.

Стоят полукругом около мольберта.

Отвечают

Волк стоит перед елочкой.

Лиса стоит справа от елочки.

Идут.

Садятся за столы.

Слушают.

В первой клеточке слева находится заяц.

Во второй клеточке справа – лиса.

В третьей клеточке справа – медведь.

В третьей клеточке слева – медведь.

Отвечают.

Садятся на ковер.

Отвечают.

Отвечают.

Поворачиваются друг к другу, улыбаются

Закрывают и открывают оба глаза разом

Закрывают то правый, то левый

Закрывают и открывают оба глаза разом

Закрывают глаза

Зажмуривают глаза на 3-5 сек

Широко открывают глаза.

Ходят по кругу

Разводят руками

Руки отводят в указанную сторону и смотрят

Прыжки

Руки на поясе, наклоны в стороны, приседают, прячась.

Садятся за стол.

Выполняют задания

Сверяют с образцом.

Исправляют, если ошиблись.

Отвечают.

Сидя согнуть ноги в коленях, обхватить их руками, нос в колени.

Выпрямить ноги и руки, вверх.

Свернуться в «клубочек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение в старшей группе для детей с нарушением зрения Праздник мыльных пузырей

Развлечение в старшей группе для детей с нарушением зрения Праздник мыльных пузырей...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию лепка (старшей группе) "Красивые птички"

Цель: Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки: раскатывание пластилина, оттягивание, сплющивание, прищипыван...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшей группы с ТНР Тема « Наша Родина - Россия »

Цель: Развивать  у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.           Задачи:Продолжать развивать...

Конспект занятия по лексической теме "Мебель" в старшей группе для детей с ЗПР

Интегрированное занятие по лексической теме МЕБЕЛЬЦель: обобщить и закрепить знания о предметах мебелиЗадачи: закрепить: названия мебели, ее предназначение, частипродолжать учить:- ориентировке в прос...